Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г





Скачать 92.47 Kb.
НазваниеМетодические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г
Дата публикации31.07.2014
Размер92.47 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Информатика > Учебник
Выступление

на РМО учителей информатики

Агуреевой Л.А.

учителя МБОУ лицей №5

Методические аспекты изучения темы

«Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и ИКТ».

март 2010 г.

Методические аспекты изучения темы

«Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой

«Информатика и ИКТ».

«Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» - гласит китайская мудрость. Именно «хорошее устройство мозга» учащихся за счет формирования общеучебных умений считается приоритетной целью курса информатики 5-7 классов. Это пропедевтический, развивающий курс. И уроки информатики в этих классах – развивающие уроки.

В основу вводного курса информатики 5-7 классов положены следующие принципы обучения:

  1. Целостность и непрерывность

(данная ступень является важным звеном общешкольной подготовки по информатике и ИКТ)

  1. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения. Конечно, необходимо упрощение набора понятий информатики для школьников, но при этом нельзя подменять понятия

  2. Практико - ориентированность.

Необходим отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности (мини – исследования), поиска нужной информации

  1. Принцип дидактической спирали:

в начале, общее знакомство с понятием с учетом уже имеющегося опыта учащихся, затем последующее развитие и обогащение, создание предпосылок для научного обобщения в старших классах

  1. Принцип развивающего обучения:

обучения направленного не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование навыков обобщенных способов деятельности, самостоятельной работы.

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач.

Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, интерес к поставленной задаче, чтобы ученик стал активным участником процесса обучения.

Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся. Это означает, что учитель не только обеспечивает доступность изучаемого материала, но и максимально использует уже имеющиеся возможности мыслительной деятельности школьников. Подача нового материала должна проходить с опорой на уже имеющиеся знания учащихся, на их жизненный опыт. Специфическим компонентом в методической системе обучения информатике является использование компьютеров, что повышает интерес к нашему предмету, позволяет сделать уроки более разнообразными и насыщенными, индивидуализировать процесс обучения. При этом необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером учащихся 7 классов не должна превышать 20-25 минут. Наиболее целесообразно применять компьютеры во второй половине урока, когда усиливается утомляемость и снижается работоспособность учащихся.

При изучении темы «Информационное моделирование» (7 класс) применяю общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • Словесные методы обучения.

Для данной возрастной группы считаю наиболее эффективными фронтальные беседы с опорой на уже имеющийся опыт учащихся, уроки с элементами лекции, самостоятельные работы с учебником по заранее составленному плану (последнее позволяет учащимся самостоятельно добывать знания и осуществлять поиск информации), комбинированные уроки.

  • Наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, презентация.

  • Практические методы: устные и письменные упражнения, практические работы на компьютере.

На уроках использую коллективную, фронтальную, групповую, индивидуальную (дифференцированную по трудности) формы работы. Практические работы на компьютере обеспечивают каждому ученику индивидуальный темп работы и посильные для него задания.

Разработанный авторами учебника УМК оказывает учителю огромную помощь в организации работы.

В рабочих тетрадях содержится большое количество разнообразных по содержанию и уровню сложности заданий: от более простых до сложных, направленных на формирование системного мышления, развитие творческих способностей учащихся, самостоятельный поиск информации, задания исследовательского характера, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным, насыщенным. Заданий в печатных тетрадях, как и в компьютерном практикуме много, и это дает учителю возможность подбирать задания с учетом индивидуальных возможностей детей, возможностей класса в целом, т.е. осуществлять индивидуальный и дифференцированный поход, выявлять творческие наклонности отдельных учащихся.

В компьютерном практикуме содержатся задания трех уровней сложности:

1-ый уровень сложности содержит обязательные для усвоения, несложные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для такого задания предлагается алгоритм его выполнения, приводится образец, того, что должно получиться в итоге;

2-ой уровень сложности содержит задания, при выполнении которых учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат, т.е. построить модель;

3-й уровень сложности – задания творческого характера, ориентированные на наиболее сильных учащихся.

Понятие «модель» входит в модуль «Теоретическая информатика» (глава 2). Глава «Информационное моделирование» содержит следующие темы для изучения:

  • Модели объектов и их назначение;

  • Информационные модели: словесные, математические, табличные модели, графики и диаграммы. Схемы, графы, деревья.

В процессе изучения этой темы рассматриваются ЭТ: назначение и основные функции; текстовый редактор.

В результате изучения данной темы учащиеся должны:

  • Понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • Иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • Различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • Приводить примеры образных, знаковых, смешанных информационных моделей;

  • Уметь «читать» информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;

  • Знать правила построения табличных моделей, схем, графиков, диаграмм, деревьев;

  • Уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • Осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от цели моделирования;

  • Уметь применять ТР для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем графиков;

  • Уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • Выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде ЭТ;

  • Создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные и др. диаграммы, строить графики функций.

При изучении данной темы наиболее распространенной формой является комбинированный урок, на котором предусмотрена смена деятельности обучаемых. При этом, с учетом знаний о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, стараюсь проводить объяснение нового материала в 1-ой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большое личностное значение.

В комбинированном уроке по информатике можно выделить следующие основные этапы:

1. организационный момент.

На этом этапе объявляется тема урока, краткий план урока, чтобы дети знали, что им предстоит сделать, можно дать домашнее задание, при необходимости с пояснением.

2. Повторение и актуализация.

На этом этапе происходит активизация мышления и актуализация ранее изученного (можно провести разминку, дать короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, провести фронтальный опрос по домашнему заданию, повторение ранее изученного материала). Этот этап урока очень важен, т.к. на предмет информатики отводится в 7 классе 1 час в неделю. Дети лучше включаются в работу, если перед изучением новой темы показать ее связь с темами предыдущего урока, показать как они связаны с новым материалом, который предстоит изучать.

3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, сопровождающиеся компьютерной презентацией.

На этом этапе вводятся новые понятия, организуется совместный поиск и анализ примеров, проверяется правильность усвоения материала. Объяснение нового материала провожу с опорой на жизненный опыт и знания учащихся, добиваюсь того, чтобы ребята рассуждали, действовали самостоятельно, делали выводы. Стараюсь поддерживать живой темп урока.

4. работа на компьютере.

На этом этапе урока происходит индивидуализация учебного процесса, каждый ученик выполняет задания в своем темпе и посильной сложности с учетом индивидуальных особенностей ученика, учитель же является консультантом и помощником, т.е. осуществляется личностно – ориентированный подход в обучении.

5. подведение итогов.

Учебный материал темы «Информационное моделирование» распределен таким образом, что практически на каждом уроке осуществляется изучение нового материала.

На первом уроке изучения темы вводится понятие «модели», моделирования, прототипа (оригинала). Объяснение должно сопровождаться примерами. Здесь же объясняется, в каких случаях прибегают к созданию моделей; изучаются свойства моделей их виды (натурные и информационные), для чего используются человеком модели. Объяснение сопровождается презентацией «Модели объектов».

В рабочей тетради: № 1 – 8, с.37-43, подобран хороший материал для закрепления этих понятий. Можно рекомендовать выполнение в классе № 1,3,4,5, а дома - №2, 6, 8. На этом уроке предусмотрена практическая работа № 4 (задание 1) в ходе которой учащиеся не только осваивают текстовый процессор, но и используют его для создания информационных моделей. Задание «Мой словесный портрет» вызывает живой интерес учащихся, т.к. им приходится как бы смотреть на себя со стороны, чуть-чуть задуматься над собой, проанализировать свои возможности, интересы.

На втором уроке изучаются «Информационные модели» (п.2.2), дается их определение и виды, материал разнообразен и интересен, расширяет кругозор учащихся, осуществляются межпредметные связи (связь с биологией, литературой, математикой и др.), изучение сопровождается презентацией «Информационные модели». В рабочих тетрадях в классе можно прорешать №9 -11, дома №12,13.

Компьютерный практикум: практическая работа 11 задание 1 (репродуктивный уровень), 2 (несет элементы творчества), 3 (творческое задание, можно дать на дом). При выполнении этой работы повторяются приемы работы со средствами векторной графики ТР Word.

Следующие уроки – «Словесные информационные модели» (п. 2.3).

Цель: сформировать представления учащихся о словесных информационных моделях, дается установка на вдумчивое отношение к словесным информационным моделям, осуществляется знакомство с эффектными подходами к созданию и оформлению словесных информационных моделей.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что словесные описания очень разнообразны, могут быть выполнены в разных стилях. Осуществляется межпредметная связь с литературой. Т.к. на уроках литературы учащиеся уже знакомились со стилями текста, то объяснение ведется в форме беседы. ребята активно участвуют в обсуждении. В ходе практической работы (практ. работа 4 № 3, 8) учащиеся создают фигурные стихи (Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (перевод А.Шмульяна), «История мышки»), учатся сортировать текст, разбивать текст на колонки, оформлять его. При выполнении практической работы 5 «Многоуровневые списки» учащиеся учатся анализировать и систематизировать информацию (зад 1 «Устройства компьютера», зад 2 «Млекопитающие России»).

На уроке «Математические модели» расширяются представления учащихся о знаковых моделях, учатся трансформировать словесные модели в математические. На этом уроке решаются нестандартные задачи развивающего характера, на решение которых на уроках математики, как правило, не остается времени. здесь же проводится контроль знаний теоретического материала раздела «Математическое моделирование» в виде теста.

При изучении темы «Табличные информационные модели» учащиеся знакомятся со структурой и правилами оформления таблиц, видами таблиц. Объяснение провожу в форме беседы, поддерживаемой презентацией, стараюсь максимально задействовать имеющийся опыт учащихся по использованию табличных информационных моделей, подвести ребят к выводу, что информация, представленная в таблицах, наглядна, компактна, легко обозрима. При выполнении практической работы дети учатся при создании таблиц использовать операции вставки, удаления строк и столбцов, сортировку записей, применять автоформатирование, производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа, повторяют прием создания красочной надписи с использованием заголовков коллекции Word Art ( «Города Золотого кольца России»), учатся вставлять в таблицу графические объекты. При изучении темы «Табличное решение логических задач2 расширяются представления учащихся о табличных моделях, закрепляются представления о табличном способе решения логических задач. «Вычислительные таблицы» позволяют познакомиться учащимся со статистикой, и ее методами, учатся выполнять вычисления с помощью таблиц. Знакомятся с ЭТ.

В рамках изучения темы «Информационное моделирование» (7 класс) строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандарнтные задачи.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме – залог формирования общеучебных умений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconКраткое содержание проекта в процессе работы над проектом учащиеся...
Информатики и расширение этого понятия происходит на протяжении всего курса изучения дисциплины «Информатика и икт». Поэтому к данному...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПояснительная записка. Цели изучения курса по выбору «Информационное...
Изучение курса по выбору «Информационное моделирование» в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПримерное распределение часов изучения курса «Информатика и икт»...
Запись средствами икт информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconУгринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 10 класса
Егэ» увеличено количество часов за счет уменьшения количества часов на темы «Моделирование и формализация» и «Информационное общество»....
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconРабочая программа по Информатике и икт 9 класс
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт»
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Икт, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» составлена на основе...
«Информатика и икт» составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Преподавание базового курса «Информатика и икт» в...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconМетодические рекомендации по обучению базовому курсу информатики...
«Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные...
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 6 класса составлена на основе авторской программы Л. Л....
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconПояснительная записка с целью реализации непрерывного изучения курса...
Икт для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика....
Методические аспекты изучения темы «Информационное моделирование» в 7 классе по учебнику Л. Босовой «Информатика и икт». март 2010 г iconМетодические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные...
Методические рекомендации по изучению темы: «Телекоммуникационные технологии» в курсе «Информатика и икт» (профильный уровень) 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск