Скачать 264.75 Kb.
|
Тема урока: «Основы логики». Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Задачи: Образовательная: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; Воспитательная: способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах. Тип урока: урок изучение нового материала Вид урока: лекция - беседа, продолжительность — 40 минут Возраст учащихся: 10 класс Оборудование урока: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, карточки с заданиями; План урока.
Ход урока. I Организационный момент Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу. II. Сообщение темы и целей урока.
На эти и некоторые другие вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня на уроке. Так же познакомимся с основными логическими выражениями и операциями, узнаем некоторые составляющие нашего мышления. Итак, тема нашего урока Основы логики. Открыли тетради и записали тему урока III. Объяснение нового материала. 1. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии. Основоположником формальной логики является Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления от его содержания. Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны. Мышление всегда осуществляется через понятия, высказывания и умозаключения. Понятие — это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других. Пример Прямоугольник, проливной дождь, компьютер. Высказывание — это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности. Пример Истинное высказывание: «Саратов расположен на Волге». Ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века». Пример Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение (знание или вывод). Пример Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание «Этот треугольник равносторонний» путем умозаключений. (доказательство пытаются сделать дети) Пусть основанием треугольника является сторона с, тогда, а=b. Так как в треугольнике все углы равны, следовательно, основанием может быть любая другая сторона, например а. Тогда b=с. Следовательно, a=b=c. Треугольник равносторонний. 2. Логические выражения и операции Алгебра - это наука об общих операциях, аналогичных сложению и yумножению, которые выполняются не только над числами, но и над друга ми математическими объектами, в том числе и над высказываниями. Так! алгебра называется алгеброй логики. Алгебра логики отвлекается от смысловой содержательности высказываний и принимает во внимание только истинность или ложность высказывания. Можно определить понятия логической переменной, логической функции и логической операции. Логическая переменная — это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначение — латинская буква. Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). Составное высказывание - логическая функция, которая содержит несколько простых мыслей, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение - F(A,B,...). На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания. Логические операции — логическое действие. Существуют три базовые логические операции — конъюнкция, дизъюнкция и отрицание и дополнительные — импликацию и эквивалентность. Если составное высказывание (логическую функцию) выразить в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА. При составлении логического выражения необходимо учитывать порядок выполнения логических операций, а именно:
Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку». 1. Разобьем составное высказывание на простые высказывания: «Петя поедет в деревню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку». Обозначим их через логические переменные: А = Петя поедет в деревню; В = Будет хорошая погода; С = Он пойдет на рыбалку. 2. Запишем высказывание в виде логического выражения, учитывая порядок действий. Если необходимо, расставим скобки: F = A& (B+C). Заполним представленную таблицу. (см. презентацию)
Деление класса на группы. Упражнение 1. Есть два простых высказывания: А - «Число 10 - четное»; В - «Волк - травоядное животное». Составьте из них все возможные составные высказывания и определите их истинность. Ответ:
Упражнение 2. Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
Упражнение 3. Даны высказывания: А - «р делится на 5» и В - «р - нечетное число»Я Найти множество значений р, при которых результат а) логического сложения и б) логического умножения будет:
Упражнение 4. Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.
10. Если X делится на 2, то оно четное ((X делится на 2)→(X - четное)). Упражнение 5. Найдите значения логических выражений: F = (0v0) v(lvl) (ответ: 1) F = (lvl)v(lv0) (ответ: 1) F = (0&0)&(1&1) (ответ: 0) F = ¬1&(1 v 1) v (¬0&1) (ответ: 1) F = (¬1v1)&(1v¬1)&( ¬1v 0) (ответ: 0) VI. Подведение итога урока. Фронтальная беседа с учащимися по теме урока. Выставление оценок. VII. Домашнее задание Уровень знания: выучить основные определения, знать обозначения. Уровень понимания: Задача 1 Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки «И», «ИЛИ». Запишите логические высказывания с помощью логических операций и определите их истинность.
4. Часть детей - девочки. Остальные - мальчики. Задача 2 Для логических выражений сформулируйте составные высказывания на обычном языке:
Какое логическое выражение соответствует высказыванию: «Точка X принадлежит интервалу (А; В)».
Уровень применения: приведите примеры составных высказываний из приведенных ниже школьных предметов и запишите их с помощью логических операций:
Приложения:
Операции с константами:
Закон двойного отрицания:
Операция переменной с ее инверсией:
Правило идемпотентности:
Законы де Моргана: Переместительный, сочетательный и распределительный законы:
Законы склеивания: Законы поглощения:
Замена импликации и эквивалентности: 10>8n>0> |
2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные... Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.... | Урок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо) Слайд Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока | ||
Урок лекция План проведения урока Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | «Логические законы и правила преобразования логических выражений» Основы логики и логические основы компьютера в профильном курсе «Информатика и икт» / Разработка уроков. Автор-составитель Войтикова... | ||
Программа дисциплины логика для специальности 080504. 65 Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | Развивающие игры как средство развития логического мышления младшего школьника Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Педагогическая психология среди других наук Общенаучная характеристика педагогической психологии Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | Исследовательская работа «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы» Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
"наука логики" Гегеля в доступном изложении Около 200 лет назад Вильгельм Гегель создал полный вариант логики и тем самым сделал её полноценной наукой – "Наукой логики". Однако... | Проект программы XVII международного экологического телевизионного... Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Тема: «Исследования Луны» Учитель физики моу «Каширская оош» Горчакова Елена Павловна Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать... Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... | ||
Основы логики – 11 часов. Глава Технология использования и разработки... Данная рабочая программа курсов «История России» и «Всеобщая история» предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные... | ||
Тест по теме: «Основы логики» (11 класс) Какая из логических операций не является базовой? Областное государственное бюджетное учреждение «Белгородский региональный центр оценки качества образования» | Луна: корень землян, врата в Мир Олег Ермаков Все те, кто поистине... Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной... |