Скачать 205.37 Kb.
|
Урок 19.1. Тип урока: Р. Тема: «Календарь. Неделя». Автор: Л.Ю. Харитонова Основные цели: 1) закрепить и систематизировать знания и умения работать с календарем. 2) тренировать вычислительные навыки, решение задач на определение времени, способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, обобщение, анализ, классификация. Демонстрационный материал: Высказывание на этапе мотивация: Все человеческое умение - не что иное, как смесь терпения и времени. (Оноре де Бальзак)
Календарем принято называть определенную систему промежутков времени с делением их на месяцы, недели, дни
Э - 1 4) образец для самопроверки работы в парах на этапе актуализация: 1) 31 – 8 = 23 (дн.) в марте 2) 23 + 30 + 9 = 62 (дн.) 3) 62 : 7 = 8 нед. 6 дней Ответ: Коля старше Оли на 62 дня или на 8 недель и 6 дней. 5) Эталон – календарь: Календарь стр. 51 Э - 2 6) алгоритм определения количества дней за определенный промежуток времени: 1) Определить количество дней в месяце. 2) Вычесть лишние дни. 3) Сложить количество дней каждого месяца. 4) Определить количество недель. А - 1 7) образец выполнения самостоятельной работы № 1: 8) дополнительные задания: 9) карточки для самопроверки блицтурнира:
Раздаточный материал: 1) самостоятельная работа № 1: текст самостоятельной работы № 20 (задания №№ 1, 2, 3), стр. 51 (сборник контрольных и самостоятельных работ, вариант 1) 2) Эталон для проверки самостоятельной работы № 1:
3) таблица фиксации результатов выполнения самостоятельной работы, проверки и исправления ошибок:
4) задания для выбора: а) Определи название месяца по порядковому номеру: VII - _______________ XII - _______________ II - _______________ V - _______________ б) Выполни классификацию месяцев по количеству дней в месяце (обозначай месяцы римскими числами): 21 августа Игорь решил сосчитать, когда у него будет праздник. Сколько дней ему ждать, если Игорь родился 19 октября? Вырази это число в неделях и днях. а) Представь число в виде суммы разрядных слагаемых: 380 902 = __________________________________ б) Запиши значение сумм: 70000 + 6000 + 40 + 9 = _________________ 9000000 + 30000 + 500 + 8 = ______________________ 40000000 + 2000 + 700 + 30 = ________________________ Ответы для заданий на обратной стороне листа: а) июль; декабрь; февраль; май б) VII, V, XII; II на 59 дней; 8 недель 3 дня. а) 300000 + 80000 + 900 + 2 б) 76 049; 9 030 508; 40 002 730. 5) самостоятельная работа № 2: текст самостоятельной работы № 20 (задания №№ 1, 3), стр. 51 (сборник контрольных и самостоятельных работ, вариант 2) Текст задачи № 2 заменить. 6) эталон для проверки самостоятельной работы № 2:
7) образец для проверки дополнительного задания: № 4 из с/р _ 200 704 3 548 197 156 № 16 с. 55 (последний пример) 1 2 (819 925 + 29 675) : 400 = 2124 1) + 819 925 2) _ 849 6 29 675 4 2124 849 600 _4 4 . _9 8 _ 16 16 0 № 5* из с/р
8) карта для этапа рефлексии:
Ход урока. 1. Мотивация к коррекционной деятельности. Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок; 2) определить тематические рамки урока: календарь, неделя; 3) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1: - Прочитайте высказывание известного французского писателя. Д-1 Все человеческое умение - не что иное, как смесь терпения и времени. (Оноре де Бальзак) - Объясните, как связано это высказывание с уроком? (…) - Чему вы научились на предыдущем уроке? (…) - Были ли у вас затруднения, когда вы работали в классе и дома? - Что нужно делать, прежде чем идти дальше? - Как будете справляться с ошибками? (Найдем ошибки, определим их причины и исправим.) - С чего начнёте работать? (Подготовимся к самостоятельной работе.) - Желаю вам, закрепить свои умения, а еще терпения и не терять зря время. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Цель: 1) актуализировать учебное содержание: нахождение количество дней в месяце без использования календаря, решение задач на нахождение количества дней и недель в определенный промежуток времени; 2) организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи. 3) организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны). 1 4) обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (Э-1, Э-2, А-1) 5) организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д. 6) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке. 7) мотивировать учащихся к написанию с.р. № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа. 8) организовать выполнение с.р. № 1 с фиксацией учащимися в каждом задании используемого эталона (Э-1, Э-2, А-1) 9) организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок). 10) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью: а) выявления места и причины затруднения; б) самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Повторение. - Что такое календарь? (…) Д-2 на доске с предыдущего дня. - Какой промежуток времени обычно изображен на календаре. (Год.) - На какую меньшую меру времени разбили в календаре год. (На месяцы.) - Сколько месяцев в году? (12.) - Назовите их. (…) - Назовите 4 месяц, 8, 11. (Апрель, август, ноябрь.) - Посмотрите на доску, кто догадался, что я записала? (Это сегодняшнее число.) Например: 29/ХII-2008 - Как догадались? (…) - Да, римские числа записываются по-другому. Вывесить Д-3. Этот эталон вам поможет при выполнении самостоятельной работы. Пронумеровать эталон (Э-1). - Потренируемся, я буду записывать число римскими цифрами, а вы называть месяц. По выбору учителя, желательно включить 9 и 11. - На что разбит каждый месяц? (На недели.) - Сколько недель в каждом месяце. (4 полные недели.) - Какая меньшая единица времени указана в календаре? (День.) - Сколько дней в неделе, месяце? (…) - Кто умеет без календаря определять, сколько дней в каждом месяце. Если дети не знают, учитель показывает и объясняет сам, как это делается на руках. Далее необходимо потренироваться: найти при помощи рук количество дней в нескольких (3-4) месяцах. - А, что является эталоном для определения количества дней в месяце? (Календарь.) Д-5. - Решите задачу в парах, вам поможет алгоритм Д-6: Коля родился 8 марта, а Оля – 9 мая. На сколько дней Коля старше Оли? Выразите полученное число в неделях и днях. - Проверьте по образцу. Кто решил правильно, объясните. (Из количества дней в марте - 31 вычитаю день рождения Коли – 8, получил 23 дня. К количеству дней в марте – 23 прибавляю все дни, которые есть в апреле – 30 и 9 дней мая. 23 + 30 + 9 на 62 дня Коля старше Оли. Чтобы выразить 62 дня в неделях надо 62 : 7 получается 8 и остаток 6. Коля старше Оли на 8 недель и 6 дней.) - Разобрались? Молодцы! - Назови дату своего рождения. Вопрос относится к ученику, объяснявшему задачу. Записать на доске, например: 27.09.03 и убрать точки. - Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. - Следующее задание будите выполнять в учебнике № 12 стр. 54. Три ученика по одному примеру записывают на доске. Провести коллективную проверку. - Вспомните, что повторили. (…) - Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.) - При выполнении работы рядом с выполненным заданием ставьте номер эталона, которым пользовались. 2) Самостоятельная работа № 1 (10 минут). Учитель раздает листки с самостоятельной работой № 1. Р-1 - Выполните задание самостоятельно. Учащиеся выполняют работу - Закончили выполнение задания. Положите алгоритм исправления ошибок перед собой, что нужно сделать дальше? (Надо проверить верно ли списано задание.) Алгоритм у детей в тетрадях для теории. См. урок 11 Р-5. - Проверьте. - Есть ли у кого – то ошибки при списывании заданий? (…) - Просмотрите весь алгоритм исправления ошибок, есть у вас вопросы по шагам алгоритма? (…) - Если вопросы будут, то проговорить по шагам алгоритм. - С чего вы начнёте проверять свои работы? (С правильности ответов.) - Что вам позволит узнать эта проверка? (Есть ли у нас затруднения.) На доску вывешивается образец выполнения работы, учащиеся проверяют работы по образцу. Д-7 - Что вы должны сделать? (Если ответ совпал поставить рядом «+», если не совпал – «?» и результат проверки занести в таблицу.) Р-3. - Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить свои работы по эталону для самопроверки.) - Для чего будете проверять? (Чтобы найти, в каком месте допущена ошибка, и выяснить причину возникшего затруднения.) - Как вы это сделаете? (Подчеркнем место ошибки и выясним причину этой ошибки.) 3. Локализация индивидуальных затруднений. Цель: организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий. Организация учебного процесса на этапе 3: На доску вывешивается эталон для самопроверки (презентация), эталоны можно раздать учащимся. Р-3 - Как вы выполняли первое задание? Какой эталон использовали? - Кто допустил ошибки в задании № 1 а), б)? Учитель фиксирует на доске количество учащихся допустивших ошибки: № 1(а) - ….чел. (б) - ….чел. … - В каком месте допустили ошибку? - Подчеркните место ошибки, исправьте её. - Почему у вас возникло затруднение? - Как вы выполняли второе задание? Какой эталон или алгоритм использовали? - Кто допустил ошибки в задании? - В каком месте вы допустили ошибку? - Подчеркните место ошибки, исправьте её. Аналогично разбирается 3 задание. - Кто выполнил всё правильно? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.) Дети записывают номер опорной схемы в таблице в третьей графе. 4. Коррекция выявленных затруднений. Цель: 1) организовать уточнение учащимися индивидуальных целей будущих действий. 2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения этой цели. 3) организовать реализацию согласованного плана действий: Для учащихся, допустивших ошибки: а) организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки. б) организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу). в) организовать самопроверку заданий. Для учащихся, не допустивших ошибки: 4) организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий требующих построения новых методов решения. Организация учебного процесса на этапе 4:
Тем учащимся, у которых решение совпало с эталоном для самопроверки, предлагается выполнить дополнительные задания (Д- 8 дополнительное задание: №№ 4, 5* из С – 20, 1 вариант (сборник самостоятельных и контрольных работ стр. 51 – 52; № 16 с. 55 (последний пример)).
Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта, им предлагаются задания на выбор Р–4. Из предложенных заданий они выбирают то, в котором они допустили ошибки, выполняют, а после выполнения сверяют свое решение с ответами. Если на данном этапе они не успевают его выполнить, то им предлагаются карточки домой. 5. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: 1) организовать обсуждение типовых затруднений; 2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. Организация учебного процесса на этапе 5: - Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких заданиях было допущено большее количество ошибок? (...) Учитель обращает внимание детей на таблицу фиксации на доске. - Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, пользуясь опорными схемами.) Дети проговаривают правила, на которые были допущены типичные ошибки, и заполняют четвертую графу таблицы. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой; 2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов; 3) зафиксировать достижение индивидуальной цели. Организация учебного процесса на этапе 6: На данном этапе учащиеся выбирают из самостоятельной работы № 2 и выполняют только те задания, которые вызывали у них затруднение в самостоятельной работе № 1. Учитель раздает самостоятельную работу № 2. Р-5. - Выберете задания аналогичные тем, в которых ранее были допущены ошибки. Выполните эти задания самостоятельно. Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р–6. Дети заполняют пятую графу таблицы. Учащиеся, выполняющие дополнительные задания проводят самопроверку, используя Р-7. - Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных в самостоятельной работе № 2.) 7. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать умение решать «Блицтурнир» и примеры на порядок действий. Организация учебного процесса на этапе 7:
а) а + в (сл.) б) а - в (сл.) в) а : в (раз) г) а + в (ор.) д) а + (а + в) (ор.) е) (а + в) : а (раз) Или №12 (б) стр.52. Дети по одному выполняют на доске задание проговаривая шаги своей работы. 8. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: 1) уточнить алгоритм исправления ошибок; 2) зафиксировать способы действий в заданиях, где были допущены ошибки; 3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 4) оценить собственную деятельность на уроке; 5) наметить цели дальнейшей деятельности; 6) согласовать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе 8: - Ребята, какой урок вы сегодня провели? (Урок анализа своих умений решать задачи на определение времени.) - Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.) - В каких заданиях были допущены ошибки? - Назовите причины типичных ошибок.(…) - Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.) - Над чем вам надо еще поработать? (…) - Как вы проверяли свои знания? (…) - Кому удалось сегодня доказать, что они умеют решать задачи на определение времени? (…) - Почему вы так решили? (…) - Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними? (…) - Оцените свою работу, пользуясь таблицей (Р-9). Домашнее задание: Для тех, кто допускал ошибки: № 6 (б, в) стр. 54, № 8 (ответить на 1 вопрос) стр. 9; Для тех, кто не допускал ошибки: № 12 (а ) стр. 52; По желанию: № 8 (2 вопрос ) стр. 54. 1 Все эталоны для 1-6 классов представлены в методическом пособии Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевской, М.А. Кубышевой «Построй свою математику». – М.:УМЦ «Школа 2000...», 2007. |
Конспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:... Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов | Конспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина... Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь» | ||
Конспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По... Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь» | ||
Урок 20 Тема урока ... | Урок по теме «Тип Хордовые» Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые» | ||
Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | Урок Тип урока Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений | ||
Конспект урока с использованием цор тема: «Урок-календарь. Март»... Место работы: мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска, Республика Коми | Конспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного... ... | ||
Конспект урока по английскому языку (4 класс). Тема урока: Scotland an English-speaking country Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Урок английского языка Тема: Environmenral Problems Тип урока: по основной дидактической цели – урок комплексного применения изученного | Тема: Двузначные числа Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок решения частных задач с применением открытого способа) | ||
Тема урока : «Миграции населения в России» Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С. Г. Манвелову) | Тема урока: Do you care about your health? Урок комплексного применения знаний, умений и навыков (комбинированный тип урока) |