Ход урока № п/п
| Вид работы
| Время (мин)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организация начала урока
| 1
| Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих.
| Приветствуют учителя.
| 2
| Проверка знаний учащихся
| 4
| Учитель проводит опрос: Что такое информация? В какой форме мы встречаем информацию? Какие операции мы можем проводить над информацией?
Учитель: мы с вами вспомнили понятие информации, повторили операции над информацией. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?
| Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Информацию можно: передавать, копировать, удалять, редактировать, шифровать.
| 3
| Постановка учебной задачи
| 1
| Тема нашего урока - кодирование информации.
Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию. На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.
| Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.
| 4
| Решение учебной задачи
| 9
| Учитель рассказывает и поясняет учебный материал.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
| Код — это система условных знаков для представления информации. Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число «5» — код отличных знаний, «4» — код хороших знаний, «3» — удовлетворительных, «2» — плохих). В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. А что же мы кодируем с помощью этих знаков? Какие еще знаки мы встречаем на дорогах, и что они означают?
Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. А индекс какого населенно пункта приведен последним?
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111
| 5
| Закрепление материала
| 7
| Учитель: закодируем слово загадка. Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами. 14 16 19 12 3 1
| Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
|
|
|
|
|
| Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.
Задания для самостоятельной работы учащихся
1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения: 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15. (Ответ: кукушка кукушонку сшила капюшон)
4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова: а) колос, мебель, таракан; б) молоко, нерест, таракан; в) кора, лото, боксер; г) баран, рана, банщик; д)монета; лошадь, корова
| Ученик: по исходному коду восстановили информацию Ученик: Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Самостоятельно выполняют задания
Отвечают на вопросы учителя
| 6
| Физминутка
| 1
| Учитель: сейчас мы проведем физминутку. Я даю вам звуковую информацию, а вы ее кодируете с помощью жестов и движений.
показать движениями: сердце птицу динозавра лук
мы руками поведем, будто по морю плывем, раз, два три, четыре, пять и к компьютерам плывем.
| Учащиеся движениями «показывают» слова
Идут к компьютерам
| 7
| Инструктаж по технике безопасности
| 1
| учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатики и на рабочем месте
| Отвечают на вопросы учителя.
| 8
| Практическое занятие
| 7
| Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.
Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace)
А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).
Открыт документ со следующим заданием. а) соловей, потолок; б) змея, рама; в) пуговица, молоток, лава; г) укор, бузина, тина; д)поворот, пороша, канава
Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает одноклассникам. После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились.
| Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete). (Backspace)
Выполняют практическое задание
| 9-10
| Подведение итогов. Домашнее задание.
| 6
| учитель задает вопросы учащимся
В первую очередь опрашивает тех учеников, кто весь урок «работал на оценку».
выставляет оценки за урок.
| Учащиеся садятся за парты.
Отвечают на вопросы учителя
| 11
| Рефлексия
| 1
| Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то поднимите правую руку, если нет, то левую.
| Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Поднимают руки в зависимости от усвоения урока.
| |