МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИТАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТОМСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей (нач. школы, гум. цикла, ест-матем. цикла, спорт-техн. цикла)
« »____________2013 г.
Число, месяц, год
| Составлена на основе ФГОС
начального (основного) общего образования
| Согласовано зам. директора по УВР __________________ Афанасьева Т.Б.
|
| Утверждаю: приказ № « »______________2013 г. Директор школы: _____________Г.А. Дубок
|
|
Рабочая программа
по обществознанию
6 класс
Составитель: Паутова Ольга Юрьевна
2013-2014 учебный год
|
Используемые учебники, дополнительная литература:
Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2008. – 224с.
Степанько Л.Н. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 218 с.
Пояснительная записка Данное тематическое планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю. Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно – бытовых отношений.
Обществознание в 6 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам.
Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связана с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
Контроль и оценка деятельности учащихся
Тема контрольной работы
| Дата проведения
| «Человек»
|
| «Семья»
|
| «Школа»
|
| «Труд»
|
| «Родина»
|
| «Добродетели»
|
| Обобщение курса «Обществознание».
|
|
№ урока
| Название урока
| Кол-во ча-сов
| Материал учебника
| Форма учебного занятия, педагогические технологии
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Дом. задание
| Дата
| Базовые знания
| Развитие
познавательных умений
|
|
| Глава I. Человек. 8 часов
|
| Человек родился
| 1
| §1
| Урок изучения нового материала с элементами беседы
| Цели и ценность человеческой жизни. Человек, как биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
| Уметь: отличать биологические и социальные признаки человека, приводить примеры
| §1
Стр. 10-15
|
|
| Человек - личность
| 1
| §2
| Комбини-рованный урок с элементами беседы
| Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
| Уметь: работать с книгой, критически анализировать информацию, давать аргументированные ответы
| §2
Стр. 16-25
|
|
| Особый возраст – отрочество
| 1
| §3
| Комбини-рованный урок с элементами дискуссии
| Отрочество как особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Самостоятельность – показатель взрослости.
| Уметь: выполнять логические мыслительные операции, анализировать, сравнивать, обобщать
| §3
Стр. 26-36
|
|
| Познай самого себя
| 1
| §4
| Комбини-рованный урок с элементами развивающего обучения
| Самосознание и самооценка. Способности человека, поступки.
| Уметь: дать себе оценку, , заполнять таблицу в тетради, вести дискуссию, логически мыслить
| §4
Стр. 37-47
|
|
| Человек и его деятельность
| 1
| §5
| Комбини-рованный урок с элементами дискуссии
| Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности в детстве. Знания и умения как условие успешной деятельности.
| Уметь : выделять виды деятельности, работать с текстом, анализировать
| §5
Стр. 48-55
|
|
| Что человек чувствует, о чем размышляет
| 1
| §6
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
| Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
| Уметь: проводить поиск информации, составлять рассказы, сообщения, оформлять рефераты
| §6
Стр. 55-62
|
|
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Человек»
| 1
| §1-6
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: чем человек отличается от животного, чем подросток отличается от взрослого, что такое личность
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §1-6
|
|
| Практикум по теме «Человек»
| 1
| Стр. 63-66
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: основные понятия
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
|
| Глава II. Семья. 6 часов
| 10.
| Семья – ячейка общества
| 1
| §7
| Урок изучения нового материала с элементами дискуссии
| Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
| .Уметь: работать с книгой, критически анализировать информацию, давать аргументированные ответы
| §7
Стр. 68-75
|
| 11.
| Семейное хозяйство
| 1
| §8
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
| Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
| Уметь: составлять таблицу по прочитанному материалу, делать сообщения и выводы
| §8
Стр. 75-85
|
| 12.
| Делу время – потехе час
| 1
| §9
| Комбини-рованный урок с элементами развивающего обучения
| Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
| Уметь: проводить поиск информации, составлять рассказы, сообщения, оформлять рефераты
| §9
Стр. 86-95
|
| 13.
| Контрольно – обобщающий урок по теме «Семья»
| 1
| §7-9
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: какие бывают семьи, что такое семейное хозяйство
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §7-9
|
|
| Практикум по теме «Семья»
| 1
| Стр. 96-98
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: основные понятия
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
|
|
| Повторительно – обобщающий урок по темам I и II.
| 1
|
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
|
| Уметь: извлекать нужную информацию из различных источников знаний, оформлять рефераты, презентации.
|
|
| Глава III. Школа. 4 часа
| 15.
| Профессия – ученик
| 1
| §10
| Урок изучения нового материала с элементами дискуссии
| Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться.
| Уметь: работать с книгой, критически анализировать информацию, давать аргументированные ответы
| §10
Стр. 100-112
|
| 16.
| Одноклассники, сверстники, друзья
| 1
| §11
| Практическая работа с элементами исследовательской деятельности
| Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
| Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, проводить поиск информации, оформлять рефераты
| §11
Стр. 112-117
|
| 17.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Школа»
| 1
| §10-11
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: какая школа называется основной, что значит научится учиться, какие правила помогают дружить
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §10-11
|
| 18.
| Практикум по теме «Школа»
| 1
| Стр. 118-122
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: основные понятия
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
|
| Глава IV. Труд. 5 часов
| 19.
| Труд – основа жизни
| 1
| §12
| Урок изучения нового материала с элементами дискуссии
| Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
| Уметь: дать оценку понятиям: труд, богатство и бедность,дать сравнительные характеристики.
| §12
Стр. 124-132
|
| 20.
| Труд и творчество
| 1
| §13
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
| Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество и искусство.
| Уметь: извлекать нужную информацию из различных источников знаний, оформлять рефераты логически мыслить
| §13
Стр. 132-144
|
| 21.
| На пути к жизненному успеху
| 1
| §14
| Комбини-рованный урок с элементами развивающего обучения
| На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
| Уметь: самостоятельно работать с учебником, выполнять логические мыслительные операции, анализировать, сравнивать, обобщать
| §14
Стр. 144-152
|
| 22.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Труд»
| 1
| §12-14
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: основные понятия
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §12-14
|
| 23.
| Практикум по теме «Труд»
| 1
| Стр. 153-154
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: разницу между товаром и услугой, что такое труд и благотворительность
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
|
| Глава V. Родина. 6 часов
| 24.
| Что значит быть патриотом
| 1
| §15
| Урок изучения нового материала с элементами дискуссии
| Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
| Уметь: работать с географической картой, логически мыслить, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
| §15
Стр. 156-163
|
| 25.
| Символика России
| 1
| §16
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
| Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
| Уметь: отличать Герб России, флаг, гимн от государственных символов других государств
| §16
Стр. 164-173
|
| 26.
| Гражданин – Отечества достойный сын
| 1
| §17
| Комбини-рованный урок с элементами развивающего обучения
| Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан России. Гражданственность.
| Уметь: работать с книгой, критически анализировать информацию, давать аргументированные ответы
| §17
Стр. 174 -180
|
| 27.
| Мы – многонациональный народ
| 1
| §18
| Практическая работа с элементами исследовательской деятельности
| Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
| Уметь: самостоятельно работать с учебником, выполнять логические мыслительные операции, анализировать, сравнивать, обобщать
| §18
Стр. 180-188
|
| 28.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина»
| 1
| §15-18
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: права и обязанности гражданина, что такое патриотизм
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §15-18
|
| 28.
| Практикум по теме «Родина»
| 1
| Стр. 189-190
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: основные понятия
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
|
|
| Глава VI. Добродетели. 6 часов
| 29.
| Человек славен добрыми делами
Учимся делать добро
| 1
| §19
| Урок изучения нового материала с элементами дискуссии
| Что такое добро, кого называют добрым, доброе – значит хорошее, главное правило доброго человека. Мораль
| Уметь: работать с дополнительной литературой, делать сообщения, презентации
| §19
Стр. 192-199
|
| 30.
| Будь смелым
Учимся быть терпимыми
| 1
| §20
| Комбини-рованный урок с элементами самостоятельной деятельности
| Что такое страх, смелость города берет, имей смелость сказать злу «нет». Смелость и отвага.
| Уметь: работать с книгой, критически анализировать информацию, заполнять таблицу в тетради
| §20
Стр. 199-207
|
| 31.
| Что такое человечность
| 1
| §21
| Комбини-рованный урок с элементами развивающего обучения
| Человечность. Гуманизм.
Гуманизм – уважение и любовь к людям, уважай старость.
| Уметь: работать с тестами, рассказывать события и явления по опорным словам
| §21
Стр. 208 213
|
| 32.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Добродетели»
| 1
| §19-21
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать: что такое добро, мораль
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
| §19-21
|
| 33.
| Практикум по теме «Добродетели»
| 1
| Стр. 213-215
| Практическая работа элементами исследовательской деятельности
| Знать: основные понятия
| Уметь: раскрывать смысл усвоенных понятий, выделять ключевые слова в тексте, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
| Стр. 218-219
|
| 34.
| Обобщение курса «Обществознание»
| 1
| Стр. 216-219
| Обобщающий урок,
контроль знаний
| Знать:: основные понятия человек, семья, школа, труд гуманизм, родина, добродетели, гражданин, конституция, нравственность, образование, общество, услуга, федерация, экономика
| Уметь: письменно отвечать на вопросы, логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать
|
|
| |