Скачать 211.07 Kb.
|
1. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10-11 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2006), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу. В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей. Целями курса являются:
Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны1 знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем. Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 2. Содержание изучаемого курса 2.1 Учебно-тематический план Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (3часа ∙34 недели=102 часа).
2.2 Содержание изучаемого курса2 Раздел 4. Введение в социологию. Социальное развитие современного общества. (34) Социология как наука. (1 час) Место социологии среди других наук. Структура социологического знания. Основные вехи развития социологии. Общество и общественные отношения (8 часов) Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Многообразие подходов к пониманию общества. Основные признаки общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки. Социальные институты. Основные функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности. Социальные интересы. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные проблемы современной России. Роль учреждений социальной защиты. Конституционные основы современной социальной политики Российской Федерации. Знать понятия: социальная сфера, социология, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, социальный «лифт», классы, страты, люмпены, маргиналы, социальный интерес, социальное взаимодействие, конкуренция, сотрудничество компромисс, консенсус, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение. Уметь: - характеризовать с научных позиций основные социальные группы; - сопоставлять различные научные подходы анализа дифференциации общества осуществлять комплексный поиск информации; - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления выбора. Личность и общество (9 часов) Социализация индивида. Факторы формирования личности. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. Профессиональное и социальное самоопределение молодого человека. Знать понятия: социальный, главный, приобретаемый статусы, престиж, социальная роль, имидж, ролевой набор; первичная, продолженная социализация; агенты социализации отклоняющееся поведение, санкции, мораль, право, правовая культура отклоняющееся поведение, девиант, деликвент, правонарушения, преступление. Уметь: - использовать приобретенные знания для нравственной оценки социального поведения людей; - делать самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления фактов и оценок; - уметь участвоватьв дискуссиях по актуальным проблемам. Виды социальных отношений (7 часов) Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Социология труда. Содержание индивидуального труда. Мотивация труда. Удовлетворенность трудом. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений. Знать понятия: экономика, способ производства, собственность, уровень жизни, рынок труда, безработица, профсоюз; семья, брак, неполная семья, национальные проекты, государственные пособия, депопуляция, миграция, воспроизводство населения. Уметь: -объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) подсистем и структурных элементов социальной системы; - уметь анализировать и классифицировать социальную информацию, представляемую в различных знаковых системах (текстах, схемах, таблицах, диаграммах) Этнические и конфессиональные отношения (7 часов) Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Роль религии в жизни общества. Религия как форма духовного единства. Мировые религии. Религиозные конфессии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации. Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет, сепаратизм, ксенофобия. Знать причины межнациональных конфликтов. мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Межконфессиональный диалог. Уметь: - передавать содержание информации адекватно. Осознавать национальную идентичность. - развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства (в том числе от противного); - осуществлять конструктивное взаимодействие с людьми разных убеждений. Раздел 5. Введение в политологию. Политическое развитие современного общества (32 часа) Политология как наука. (1час) Место политологии среди других наук. Основные вехи развития политологии. Политическое прогнозированиеПолитика и власть (5 часов)Власть и политика. Понятие общественной власти. Происхождение власти. Типология властных отношений. Легитимация власти. Политика как общественное явление. Политика как искусство. Особенности политического регулирования общественных отношений. Политическая система, её структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Политическая культура. Типология политических систем. Знать понятия: политика, власть, легитимность, типы легитимности политическая система, ее структура, политическая культура. Уметь: - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - развивать умения структурно-функционального анализа Государство в политической системе (7 часов) Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Традиции государственной службы в России. Современная государственная служба, ее задачи. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их характерные черты и признаки. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Современный российский парламентаризм. Традиции парламентской демократии в России. Знать понятия: суверенитет, монархия, республика унитаризм, федерализм, государство, бюрократия, государственная служба, основные направления политики государства, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, парламентаризм, плюрализм, непосредственная демократия, представительная демократия, многопартийность, политическое и правовое равенство, защита прав меньшинств. Уметь: - работать с текстами различных стилей, понимать их специфику. Гражданское общество и его институты (9 часов)Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности. Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Партийные системы. Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии. Группы давления (лоббирование). Понятие о политическом давлении. Классификация групп давления. Деятельность лоббистских организаций в современном мире и в России. Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры. Знать понятия: идеология, консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление; социальное партнерство, группы интересов политическая партия, классификация политических партий, программа, устав, сетевые структуры, СМИ, достоверная информация, типы информации, политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение Уметь: - осуществлять комплексный поиск, - систематизировать информацию по определенной теме из неадаптированных текстов, - определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - находить нужную информацию по заданной теме. Личность в политической жизни (5 часов) Человек в политической жизни. Политическое участие, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм и политизация – формы отклоняющегося электорального поведения. Политическая социализация личности. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение. Психология толпы. Политический экстремизм как общественное явление. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе. Противодействие экстремизму. Политическая элита. Элита и контрэлита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России. Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Традиции лидерства в России. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании. Знать понятия: политическое участие, типы политической культуры, политическая психология, экстремизм, политический терроризм, элита, контрэлита, лидер, имидж, типы лидеров. Уметь: - переводить информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу); - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; - участвовать в дискуссиях по актуальным социальным и политическим проблемам. Политический процесс (5 часов) Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути. Особенности политического процесса в современной России. Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования. Современный этап политического развития России. Проблемы строительства демократического правового государства, гражданского общества, многопартийности. Знать понятия: политический процесс, политические системы, политический конфликт. Уметь: - сопоставлять различные подходы; - различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; - отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации. Раздел 6. Духовная культура (18 часов) С опорой на философию и социологию, а также начала культурологи, тема характеризует существенные черты различных областей духовной жизни человека и общества. Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. Роль духовной культуры в общественном и личностном развитии. Мораль. Нравственные ценности. Нравственная культура. Роль науки, в современном обществе. Функции современной науки. Этика науки. Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Место искусства в духовной культуре. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. Знать понятия: духовная и материальная культура, духовные потребности, массовая культура, субкультура, контркультура, диалог культур, толерантность; преемственность, новаторство, мировоззрение, менталитет, духовные ценности, патриотизм, гражданственность, мораль, нравственность, нравственная культура, долг, совесть, честь, достоинство. Наука, этика науки, инновации, образование, полное (среднее) образование, профильное образование, модернизация, компетентность. Национальный проект. Мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Искусство, его виды и жанры; знак, символ массовая культура. Уметь: - сравнивать социальные явления, выявляя их общие черты и различия; - давать нравственную оценку социального поведения людей; - критически воспринимать и осмысливать разнородную социальную информацию, - осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями; - работать с различными неадаптированными источниками социальной информации; - участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам, оппонировать иному мнению. Раздел 7. Современный этап мирового развития (11 часов) Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. Проблемы и тенденции развития современного мира в его многообразии и целостности в условиях глобализации. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация и антиглобализация. Глобальные проблемы. Гуманизм. Альтернативы экономического развития России в условиях глобализации. Потенциал инновационного вектора. Социологический прогноз. Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация, информационная цивилизация, глобализация, антиглобализация, глобальные проблемы, гуманизм. Уметь: - самостоятельно выбирать критерии для сравнения, оценки и классификации объектов; - формировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; - следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; - осуществлять учебно-исследовательские работы по социальной проблематике; - разрабатывать индивидуальные и групповые ученические проекты; - готовить рефераты, оформлять результаты исследования актуальных социальных проблем. Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: - работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); - критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; - решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания; - участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению; - осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов; - подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем; - осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. 1 В соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию (Профильный уровень) 2 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. |
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10-11 класс базовое изучение предмета Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Тематическое планирование Курса обществознания 10 класс профильный... Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по обществознанию 10 класс базовое изучение предмета Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых... | Рабочая программа по обществознанию 10 класс профильное изучение предмета Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова, опубликованной в сборнике «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Пояснительная записка рабочая программа по истории 6 класс базовое изучение предмета Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по истории 10 класс профильное изучение предмета «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа пояснительная записка Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе... | Пояснительная записка Программа предназначена для учащихся основной школы. В нашей школе экономику изучают, начиная с 5 класса, и продолжают в 7,8 и 9-х... | ||
Пояснительная записка Программа предназначена для учащихся основной школы. В нашей школе экономику изучают, начиная с 5 класса, и продолжают в 7,8 и 9-х... | Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Программа по обществознанию 10 класс Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами... |