Скачать 101.75 Kb.
|
МАСТЕРСКАЯ «СУД НАД СУДОМ» В 9 КЛАССЕ (ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»). Мастерская ценностной ориентации и творческого письма. Этот урок при изучении «Горя от ума» обобщающий, заключительный. Комедию мы уже прочитали, проанализировали и обсудили. Был на уроках и диспут о том, как жить, по-молчалински или по Чацкому. Меня тронуло мнение Карины С., искренне пожалевшей Молчалина, который на самом деле хороший, да вынужден приспосабливаться и надевать маску, потому что жизнь такая сложная и жестокая штука. Действительно, комедия Грибоедова даёт нам возможность говорить о жизненно важных проблемах. Вот и на мастерской я хотела бы, чтобы ребята додумались (или «дочувствовались») до понимания вечных противоречий между несовершенной человеческой природой и потребностями общества, поняли, что изменения в жизни возможны лишь при изменении самого человека, при самосовершенствовании. Тема суда и права судить даёт, по-моему, такую возможность. ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСЬ УРОКА: 2 часа. НА ДОМ ЗАДАНО: выписать высказывания героев комедии о словах, суждениях, разговоре, языке; подобрать пословицы, поговорки, фразеологизмы о слове и языке. ХОД УРОКА. Класс делится на 4 группы. На столах у каждого текст комедии, рабочая тетрадь, листок А 4 для работы в классе, для групповой работы отдельный листок А 4. I. ИНДУКТОР (этап мотивирует работу каждого ученика, настраивает его на определённую тему, это обращение к ассоциативному и образному мышлению). Работаем индивидуально. ЗАДАНИЕ 1: подберите ассоциации к слову «суждение» (можно записывать слова, а можно и рисовать). Социализация (этап самокоррекции и взаимообогащения): обсудите с товарищами свои ассоциации. ЗАДАНИЕ 2: напишите, какие слова и понятия ассоциируются у вас с добром, а какие со злом. Комментарий. Среди записанных (и зарисованных) ассоциаций чаще всего встречаются такие: размышление, суд, разговор, сплетня, заговор, слух, спор, понятие, обижать, наказание. Интересным показалась ассоциация «искусство», озадачила – «школа». Мне важно, что при классификации некоторые слова (например, «суд», «судить», «интрига», «поступок») не укладываются в заданные рамки, и для них пришлось создавать отдельную колонку: «Нейтральные». II ДЕКОНСТРУКЦИЯ (этап погружения в учебный материал). Работаем в группах. ЗАДАНИЕ 1: используя материалы предыдущих уроков и домашнего задания, заполните таблицу:
Социализация: поделитесь полученными результатами с другими группами. Комментарий. В трёх группах, выписывающих слова и выражения, столкнулись с трудностями: у Чацкого мало прямых осуждающих слов («Неужели всё выписывать?!»), поэтому гораздо легче было подобрать примеры высказываний персонажей из фамусовского общества. Четвёртая же группа сразу оценила это обстоятельство, указав в таблице эпизод, где нужно искать пример, обобщила материал:
III РЕКОНСТРУКЦИЯ (этап обобщения, сбора ранее «разобранного» материала в новую «конструкцию»). Работаем в группах. ЗАДАНИЕ 1: из полученного материала сформулируйте позиции персонажей комедии на тему: «Суждение, суд, право судить». Социализация: обсудите полученный результат между группами. Комментарий. Вот общий вывод. Чацкий считает, что он вправе судить фамусовское общество, а оно его нет, потому что он считает себя выше и умнее. Фамусовское общество отказывает Чацкому в праве на суд, в отличие от себя, поскольку он странный вольнодумец, опасный для них человек, а также слишком молод и неопытен. К тому же они общество, а он одиночка. IV РАЗРЫВ (этап знакомства с новой, может быть, неожиданной информацией к размышлению на заданную тему). ЗАДАНИЕ 1: познакомьтесь с информацией к размышлению, развешенной на стендах (то же самое раздаётся на парты). Запишите наиболее близкие вам высказывания в тетрадь. (См. «Материалы к уроку».) Комментарий. Разрешение встать и подойти к стендам даёт ребятам возможность встряхнуться, размяться и психологически перейти к новому этапу работы. Социализация: обсудите в группах выбранный материал. Постарайтесь объяснить ваш выбор: чем та или иная позиция вам близка. Постарайтесь записать и чужие точки зрения, отличные от ваших. Комментарий. Хотелось бы, чтобы сейчас внутри группы произошло прояснение позиций каждого. V ТВОРЧЕСТВО (этап создания оригинального текста на основе полученных впечатлений и информации). ЗАДАНИЕ 1:Напишите свой монолог о праве судить: «Суд над судом (подражание Чацкому)». Комментарий. Честно сказать, подражания Чацкому не получилось. Вернее, были очень эмоциональные монологи, но по содержанию весьма и весьма поверхностные. А лучшие тексты оказались скорее спокойными размышлениями. Вот некоторые примеры. Судить может лишь тот, кто достоин. Он должен быть судим такими же, как он, и так же, как он судит других. Чтобы понять, как можно судить, человек должен в своей жизни «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться», как призывал нас Л.Толстой. «Страдание и боль – признак великого сердца», - писал Достоевский. Боль за других. Много ли таких среди нас? Ведь судья должен в жизни поступать так, как хотел бы, чтобы с ним поступали. Но тогда судить не могут его, и он также не может. (Саша Т.) Я считаю, что никакой человек не вправе судить другого. Даже если он в сто раз умнее и мудрее. У каждого есть своё мнение и свои чувства. Когда ты узнаёшь, что кто-то тебя обсуждает, в душе вырастает страх. И появляется ощущение, что тебя раздели без твоего согласия. Хочется думать, что люди говорят о тебе только хорошее. А если нет? Ведь слухи ползут быстрее мысли. И вот выйдешь из дома и услышишь о себе такое, что ноги подкосятся. Есть справедливый суд, наказывающий людей за их поступки. А есть молва, страшный суд за то, что ты никогда не сделал и не сделаешь. Уж лучше не судить, и не судим будешь. (Лена Б.) Комментарий. Оба автора придерживаются христианских воззрений. Почему бы нет? Однако, рассуждают они лишь о суде как наказании, не принимая во внимание более широкое значение этого слова. И получилось однобокое рассуждение. ВСЕМ, ОСУЖДАЮЩИМ НАС Судить нужно всегда, если только не имеешь зла и борешься за добро и справедливость. Нельзя доверять слухам, злые языки и говорят зло. Нужно самому удостовериться, правда это или ложь. А вы все подлые, глупые и наивные. Вам ничего больше не нужно, кроме как посплетничать. Такие люди не имеют права судить даже кошку, не то что людей! Настоящее право судить имеет лишь уполномоченный человек, например, судья. А вы – нет! Больше всего на свете не хочу стать такой жалкой и подлой, как вы! И мне нечего делать с этаким сбродом! (Далее автор изображает огромный глаз.) Я всё вижу! «Карету мне, карету!» (Саша П.) Комментарий. Какая экспрессия! Автор, видимо, настрадался от сплетен, ему близка эта тема. Однако великолепна первая фраза: наконец-то человек зрит в корень проблемы. Следующий текст, написанный в ритме рэпа, содержит уже социальную критику и ближе к монологу современного Чацкого. Кто вы такие, чтоб вдруг судить людей? Ведь ты не понимаешь моих идей. Хочу, чтобы в стране, где родился я, Процветали отрасли, жила каждая семья Без забот. А государство – всё одно: Набить карман и уехать далеко. Людей вы предаёте, неправедно живёте. Но то, что в вас, вы не разграбите. Что надо вам? Карьера, огромный особняк, Высокая должность. Свинье вы лижете пятак. Подлизываться – ваша должность и судьба. И будет так, пока не поменяется страна. (Ражден Т.) Комментарий. Следующие два автора, по-моему, наиболее используют полученную на уроке информацию и рассуждают глубже всех. Судить может и должен каждый, только не надо забывать о других, ближних. Надо думать, рассуждать, оценивать, задумываться, мечтать. В общем, составлять безобидное суждение. А если всё-таки приходится доказывать или судить, то нужно отстаивать свою точку зрения, чтобы в неё поверили, поняли её и оценили. На примере комедии мы можем убедиться, что уж если отстаиваешь своё мнение, то нужно идти до конца. Я считаю, что Чацкий остановился на полпути, не смог никого убедить, в том числе поэтому его посчитали сумасшедшим. Но в конце концов он поступил мудро и уехал. И правильно сделал. Зачем оставаться в доме, где тебя не хотят слушать и слышать… (Карина С.) Судить – значит иметь своё мнение, суждение. Все мы обо всём судим. Нельзя быть Молчалиными, когда «не должно сметь своё суждение иметь». Сметь должно. Иначе нет жизни. Значит судить – это и есть жить. Полноценно и полнокровно. А как же тогда относиться к известному изречению «Не судите, и не судимы будете»? Эта позиция, может быть, и мудрого, но осторожного человека. Ничего не делай, ни в чём не будешь виноват. Но тогда за тебя подумают, сделают и посудят. Как в фамусовском обществе. Хорошо и удобно всем. Но мне лично такое не по душе. Я полностью согласен с А.Пушкиным: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!» Всё-таки жизнь улучшают самостоятельно думающие люди. (Только этим людям не стоит забывать о чувствах окружающих и обижать их своими резкими суждениями.) Так что будем и дальше жить и судить! (Слава Д.) Комментарий. И всё-таки жаль, что никто ничего не сказал о самосовершенствовании, несмотря на подсказки в дополнительном материале. VI РЕФЛЕКСИЯ (этап взаимокоррекции работы на уроке). ЗАДАНИЕ 1: обсудите, что на уроке было хорошо, что плохо, что удачно, что не удалось, с какими трудностями столкнулись (если не успеваем, переносим на следующий урок после прочтения получившихся монологов). Комментарий. Так и произошло: обсуждение мастерской перенесли на следующий урок. Наша «попытка № 2» прошла более организованно и тихо, что неудивительно: ребята стали привыкать к такой форме урока, уже были готовы к возможным неожиданностям. Наибольшие затруднения вызвал этап знакомства с дополнительным материалом, потому что надо было «переварить» большой объём новой информации, а времени на это отводилось меньше, чем хотелось бы. Выяснилось, что ребят беспокоит разный темп работы групп: одни уже выполнили задание, а другие ещё думают. Выходит, решили проблему психологической совместимости в группах, а получили новую. На этот раз смогли реализовать свои возможности любители рисовать, они оценили этот факт как весьма положительный. В целом урок оказался, по мнению большинства, познавательным и интересным настолько, что и после него хотелось думать на эту тему, исправлять и дополнять написанное. По-видимому, стоило дать ребятам возможность доработать и дописать монолог дома. Впрочем, я рассматриваю работу в этой мастерской как этап освоения необъятной темы, поэтому у нас ещё многое впереди. МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ (7 глава) 1.Не судите, да не судимы будете. 2.Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3.И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоём глазу не чувствуешь? 4.Или как скажешь брату твоему: «Дай я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоём глазу бревно? 5.Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. 6.Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас… 12.Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки… 15.Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а сами волки хищные. 16.По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? 17.Так всякое дерево доброе приносит плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. КОРАН (Сура 27, аяты 78-80) Поистине, этот Коран повествует сынам Исраила большую часть того, в чём они расходятся. И поистине, он (Аллах) – руководительство и милость для правоверных. Поистине, твой Господь решит между ними Своим судом. Он – великий, ведущий! (Сура 88, аяты 21-24) Напоминай же, ведь ты (Пророк) – только напоминатель! Ты над ними - не властитель, Кроме тех, кто отвратился и впал в неверие. Ведь их накажет Аллах величайшим наказанием! (Разъяснение: наказание неверующих является исключительно прерогативой Всевышнего и относится к будущей вечной жизни, так что никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей.)
Слово не краснеет (древнеримская пословица). Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь (русская пословица). Правда у каждого своя, а истина – одна (философский постулат).
1.Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Евангелие). 2.Джихад (с арабского – усердие, старание, напряжение усилий) – личный религиозный долг верующего по самосовершенствованию и укреплению веры. 3.Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. ( Л.Н.Толстой.) 4.Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. (Л.Н.Толстой.) 5.Страдание и боль – признак великого сердца. (Ф.М.Достоевский) 6.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать! (А.С.Пушкин) IV. ИЗ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ СУДИТЬ
|
Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» Очная форма обучения Трудоемкость 144 часа Аудиторных 72 часа Лекционных 54 часа Практических 18 часов срс 72 часа | Урок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика» Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Продолжительность курса составляет 44 аудиторных учебных часа (11 недель), в том числе: 32 часа лекционных занятий, 12 часов семинарских... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Программа рассчитана на 68 часов, в том числе: 4 часа развития речи, 4 часа внеклассного... | ||
Урок биологии химии) (продолжительность урока 2 часа) Цель урока: Вырабатывание единой естественнонаучной картины мира; научиться анализировать | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Занятия по классу скрипки в дмш №8 проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы -2... | ||
Конспект урока классного часа «Годовщина Курской битвы» Цель урока: Рассказать учащимся о важнейшей битве Великой отечественной войны и героизме русских солдат | Рабочая программа по курсу «Психология рекламы» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа рассчитана на 34 часа в XI классе, из расчета – 1 учебный час в неделю, из них для проведения контрольных – 2 часа,... | Урок по культуре родного края: «Символика государства это национальное... Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная... | ||
Урока: комбинированный урок. Цели урока Рассматриваемый урок является уроком раздела «Технология обработки металла». В поурочном плане на изучение данной темы отводится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 10-11 классах. Срок реализации: 1) 1 год в 11 классе (2 часа в неделю,... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... | Конспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа) План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет» | ||
Рабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе... Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю... | Программа по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» Дши г. Лаишево. Возраст учащихся 14-15 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока... |