Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна





Скачать 57.19 Kb.
НазваниеРоль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна
Дата публикации12.09.2014
Размер57.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Морозова Людмила Николаевна,

учитель математики

ГБС(К)ОУ школы-интерната ст. Калининской Краснодарского края
Данная тема актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые, в силу недостатков в своем развитии, не способны усвоить программу обучения нормы и занимаются по специальной программе в коррекционных школах VIII вида. Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых, в первую очередь, объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Причина, по которой появилась необходимость работать над этой темой - это медленный темп работы учащихся и низкий уровень формирования навыков устных вычислений. Можно сделать вывод, что для достижения правильности и беглости устных вычислений на протяжении всех лет обучения (в коррекционной школе) на каждом уроке математики необходимо выделять 6 – 12 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого напряжения внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развивается память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Устный счет на уроках мы проводим так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику» с легкого, а затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков, особенно для применения их в различных условиях, наоборот, должны быть однообразные. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого задания должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо. Не допускается различное толкование. В случаях, когда задания трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске. Приведём примеры устных упражнений, которые можно использовать на уроках математики:

  1. Задачи в стихах.

  2. Дидактические игры.

  3. Цепочка числовых выражений, значение которых надо найти.

  4. Составление задач.

  5. Составление примеров.

  6. Вопрос-ответ (учитель-ученик).

  7. Вопрос-ответ (ученик-ученик).

  8. Задачи со сказочными сюжетами.

  9. Таблица умножения в стихах и картинках.

  10. Восстанови пропущенные цифры.

  11. Составление и решение задач по рисунку.

  12. Составление и решение задач по схеме.

  13. Мозговой штурм.

  14. Разминка .

  15. Физминутка «Думай, считай, выполняй!»

Рекомендации:

  1. Устные упражнения - неотъемлемая часть каждого урока математики в школе VIII вида.

  2. Устные упражнения могут проводиться не обязательно в начале урока, но и в середине, и в конце, в зависимости от целей устных упражнений на уроке.

  3. Устные упражнения должны быть тесно связаны с темой и основной образовательной задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д.

  4. Длительность устного счёта не должна превышать 10—12 мин, так как этот этап урока требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил.

  5. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для умственно отсталых школьников.

  6. Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, вы­ражений.

  7. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету и урокам математики.

  8. Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.

  9. При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью используются различные средства, например «светофор», когда правильность ответа ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность — красным; использование табличек с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и др. После проведения устного счета подводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников.

Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход): в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности, как моторика и мышление. Устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.

Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в совершенствовании знаний по нумерации, в развитии познавательного интереса, логического мышления и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconПрограмма коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции...
Ф. И. О. учителя
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconПрактическая работа по реализации программы коррекционной работы
Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна icon50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными...
Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна icon1 Ф. И. О.: Янчева Анна Николаевна 2 Место работы
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна icon«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья морозова Людмила Николаевна iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск