Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария





Скачать 130.42 Kb.
НазваниеФафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария
Дата публикации12.09.2014
Размер130.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы






Выполнили: ученики 6 «А» класса

МОУ Лицей-интернат

Фафонова Екатерина

Зелянина Эльвира

Мокринская Мария

Руководитель: учитель математики

Политова Т.А.
Балашов 2009-2010 уч. год

«Счет и вычисления –

основы порядка в голове».
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)



«Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь».

Китайская пословица

Актуальность темы
Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.

Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.

Мы хотим остановиться на способах умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.

Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий, в частности –умножение на 11,двузначные числа.

Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.

На уроках математики приходится, много делать устных вычислений и когда учитель показал нам приём быстрого умножения на числа 11 и 111, у нас возникла идея, а существуют ли ещё приёмы быстрого вычисления. Мы поставили перед собой задачу, найти и опробовать другие приёмы быстрого вычисления.


Цель исследования
Изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша и бумаги. помочь себе и товарищам овладеть в совершенстве вычислительными навыками ,при этом, развивая память и внимание.

Задачи исследования


  1. Изучить прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами;

  2. Познакомиться с методом скоростного вычисления Якова Трахтенберга;

  3. Расширить круг примеров, решенных указанным способом;

  4. Прием перекрестного умножения при действии с двузначными числами;

  5. Показать одноклассникам метод умножения на 11.


Степень новизны: материал, не содержащийся в программе по математике.
Метод исследования: вычисления, анализ литературы, консультации учителя, эксперимент, виртуальная экскурсия.

Варианты исследования:


  1. Проведение эксперимента (Решение примеров на умножение учащимися, участвующих в проекте и их одноклассников);

  2. Экскурсия. Картина Н.П. Богдана-Бельского «Устный счёт»;

  3. «Устный счёт» в творчестве поэтов;

  4. Изучение и отработка навыков устного счёта на 11,111, двузначных чисел.





  1. Проведение эксперимента( Решение примеров на умножение учащимися, участвующих в проекте и их одноклассников);





Ф.И.учащихся

Время выполнения

Допущенные ошибки

1

Зелянина Эля

10 мин

1 ошибка

2

Фафонова Катя

12 мин

---

3

Мокринская Мария

13 мин

1 ошибка





Ф.И.учащихся

Время выполнения

Допущенные ошибки

1

Семикин Дима

15 мин

1 ошибка

2

Терехин Никита

20 мин

2 ошибки

3

Липилина Юля

20 мин

2ошибки

4

Трунин Дима

18 мин

---

5

Волков Дима

22 мин

1 ошибка

Вывод эксперимента: скорость вычисления выше, меньше допущено ошибок у учащихся, которые изучили новые способы умножения двузначных чисел.


Урок-экскурсия по картине Н.П. Богдана-Бельского

«Устный счёт»




Устный счёт 1895 г. Рачинский С.А.


Известная, наверное каждому, картина "Устный счет"  - это не просто картина, а еще и повествование художника Николая Петровича Богданова-Бельского о своем педагоге, сельском учителе татемской школы (сейчас Оленинский район Тверской области) С.А. Рачинском.

Вернувшись в свое родовое имение в Татеве в 1872 году, Сергей Александрович скрашивал свой досуг чтением и цветоводством, но все изменилось, когда он случайно заглянул на урок арифметики в местную школу.
Урок показался скучным... и Сергей Александрович попробовал сам провести урок. И вот уже он сельский  учитель, этому он посвятил всю свою жизнь. В 1875 году им строится здание школы, куда он и переселяется…

Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счет, основанный на виртуозном использовании свойств чисел.

Вы уже, наверно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане) и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине: 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учащихся в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из богатых семей. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Учение было «не их делом», да и мальчики-то учились далеко не все.

Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане. Видно, нелегкую задачу дал учитель. Но этот ученик, наверно, и скоро закончит работу, ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А тот, который что–то шепчет на ухо учителю, кажется, уже решил задачу, только его ответ не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ученика внимательно, но на лице нет одобрения, значит, ученик сделал что–то не так. А может, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают, и потому не спешит одобрить ответ?

А какую же задачу дал им учитель? Не сможем решить ее и мы?


Число 365 замечательно, прежде всего тем, что определяет число дней в году. Далее, при делении на 7 оно дает в остатке 1; эта несущественная, казалось бы, особенность числа 365 имеет большое значение для нашего семидневного календаря.

Другая особенность числа 365 не связана с календарем: 365 = 10*10+ 11*11 + 12*12,

т.е. 365 равно сумме квадратов трех последовательных чисел, начиная с 10: 102+112+122 = 100+121+144 = 365,

Но и это еще не все, этому же числу равна сумма квадратов двух следующих чисел 132+142 = 169+196 = 365.

- Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два! Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а каждое слагаемое в отдельности или же по группам в два - три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.

Богданов – Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. « Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельским стал по имени уезда » , - рассказывал художник о себе. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С. А. Рачинского, который заметил художественное образование.

Н. П. Богданов – Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В. Д. Поленов, В. Е. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым – Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично в памяти людей поведать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель – Сергей Александрович Рачинский, известный русский педагог, замечательный преподаватель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаником Московского университета. В 1868 г. С. А. Рачинский решает «уйти в народ». Он держит экзамен на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии становится в ней учителем. Его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Не случайно, художник изобразил С. А. Рачинского вместе с его учениками именно на уроке устного решения задач.

Эта картина - гимн учителю и ученику.

«Устный счёт» в творчестве поэтов.




Валентин Берестов (1928-1998) – русский писатель

Ну-ка в сторону карандаши!

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.


Метод скоростного вычисления

Якова Трахтенберга


За тысячелетия развития математики было придумано множество способов умножения чисел. Итальянский математик Лука Пачиоли в своем трактате «Сумма знаний по арифметике, отношениям и пропорциональности» (1494г.) приводит 8 различных методов умножения. Некоторые из них мы постарались освоить. Кроме этого, мы предлагаем ознакомиться с другими способами умножения многозначных чисел, которые мы нашли в литературе.

Уроженец Одессы Яков Трахтенберг, профессор математики, свой метод скоростного умножения изобрел в застенках немецкого концлагеря. В 1950г. он основал математический институт в Цюрихе, где учились и дети, и взрослые. Его назвали «школой для гениев». Обучающиеся быстро осваивали математику и добивались успехов во всех предметах. Уровень их интеллекта значительно превышал средние показатели. Интенсивная игра чисел улучшала память и внимание. Мы хотим привести несколько способов скоростного умножения Трахтенберга.

1. Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10:
72 х 11 = 7 (7+2) 2 = 792; 35 х 11 = 3 (3+5) 5 = 385;
2. Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10:
94 х 11 = 9 (9+4) 4 = 9 (13) 4 = 1034; 78 х 11 = 7 (7+8) 8 = 858.
3. Умножение любого многозначного числа на 11:
24579 х 11 = 270369 9673421 х 11 = 10407631
4. Умножение многозначного числа на 111, 1111 и т.д.

1342 х 11 = 14762
1). Последняя цифра в числе 1342 – 2.

Ее следует записать как первую пока цифру для ответа – 2.
2). Каждая следующая цифра прибавляется к соседу справа.

Для числа 1342 добавляем цифру 4 к 2, и мы можем написать вторую цифру ответа – 6. Получаем уже число – 62.
Далее. Прибавляем 3 к 4, чтобы получить третью цифру – 7, получаем вместе число 762.

И, наконец, прибавляем 1 к 3, получаем четвертую цифру – 4 и число 4762. Теперь осталось делать последний шаг.
3). Первая цифра предложенного числа 1342 становится левой

(первой) цифрой ответа – 14762.

Примеры:
24 х 111 = 2 (2 + 4) (2+4) 4 = 2664 (количество шагов – 2)

24 х 1111 = 2 (2 +4) (2 +4) (2+4) 4 = 26664 (количество шагов – 3)

72 х 111111 = 7999992 (количество шагов – 5)

Прием перекрестного умножения
при действии с двузначными числами.



Древние греки и индусы в старину называли его «способом молнии» или «умножение крестиком»


Пример: 24 х 32 = 768



Последовательно производим следующие действия:

1. 4 х 2 = 8 – это последняя цифра результата.

2. 2 х 2 = 4; 4 х 3 = 12; 4 + 12 = 16.

6 – предпоследняя цифра в ответе, единицу пзапоминаем.

3. 2 х 3 = 6, 6 + 1 = 7 – это первая цифра в ответе.

Ответ – 768.














Мы узнали!!!!

Умножение однозначного или двухзначного числа на 37.
2 х 37 = 74 и 3 х 37 = 111 Запомни!
37 х 6 = 37 х 3 х 2 = 111 х 2 =222
37 х 8 = 37 х (6+2) = 222 + 74 = 296
37 х 18 = 37 х 3 х 6 = 111 х 6 = 666
37*3=111

37*6=222

37*9=333

37*12=444
37*15=555 и т.д
7*11*13=1001

77*13=1001

77*26=2002

77*39=3003 и т.д
Легко запомнить!!!
11 * 11 =121

111*111 = 12321

1111 * 1111 = 1234321

11111 * 11111 =123454321

..........................

111111111 * 111111111 = 12345678987654321

Вывод исследования :
Существуют способы быстрого умножения двухзначных чисел; умножение, на число, оканчивающееся на 5; умножение на 25, 50, 75, 125, 37 и много других способов.

Все рассмотренные нами методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, , добиться успехов в изучении всех школьных предметов.

Умножение без калькулятора – тренировка памяти и математического мышления.

Вычислительная техника совершенствуется и по сей день, но любая машина делает то, что в нее закладывают люди, а мы узнали некоторые приемы устного счета, которые помогут нам в жизни.

Нам было очень интересно работать над проектом. Даже наши родители не знали как быстро умножать на 11,мы их научили.

Мы изучили новые для нас способы умножения, показали их одноклассникам и некоторым ученикам начальных классов. У нас появилось желание продолжить нашу работу и узнать ещё методы устного счёта.

Пока мы только изучали и анализировали уже известные способы умножения.

Но кто знает, возможно, в будущем мы сами сможем открыть новые способы умножения.

Устный счёт – гимнастика ума.

Умеете ли вы считать? Каждый, конечно ответит: «Да!»

Использованные ресурсы:


  1. Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.

  2. Берман Г.Н. Приемы счета.–Государственное издательство технико-теоретической литературы.– М., 1950.

  3. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., 1978.

  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.,1981.

  5. Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С. «Математическая шкатулка».- Москва, 2006.

  6. «Первое сентября» Математика №3(15), 2007.

  7. Хэндли Б. Считай в уме как компьютер.- пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Мн.: «Попурри»,2006. – 352 с.

  8. http://portfolio.1september.ru/subject.php

  9. http://www.bibliotekar.ru/kBogdanov/01.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconЕкатерина Супрунович Мария Ерманова, акб «Инвестторгбанк» «реклама в банковсклом ритейле»
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры фхтзб, протокол №2 от 01. 10. 08 г
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconДеревня голыгино
Тема моей работы: «Екатерина II и её время в трудах отечественных историков XVIII – XIX вв.». Екатерина II алексеевна (21. 04. 1729...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петушкова Галина Алексеевна, Туранкин Федор Иванович, Кирилова Екатерина Ефимовна, Сорокина Мария Антиповна. Вся просветительская...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconРабочая программа по предмету русский язык
Мбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мокринская начальная школа детский сад «Василек»
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Григорьева Мария Александровна работает в школе-интернате с 2009 года, в должности учителя изобразительного искусства — 17 лет. Мария...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дню Знаний. В новом учебном году в школе 4 первых класса – это задорные девчонки и мальчишки. А помогать им постигать основы знаний...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconЕкатерина II великая
Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Августа Фредерика фон Анхальт-Цербст-Дорнбург) родилась 21 апреля (2 мая) 1729...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconБорданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания 2010...
Сведения об авторе: Борданенко Мария Васильевна учитель истории и обществознания
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconДополнительная образовательная программа «горизонты истории отечества»...
Возраст учащихся: 15-17 лет, срок реализации дополнительной образовательной программы: 3 года, авторы программы: Минецкая Мария Владимировна,...
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconНижнего Новгорода Департамент образования Муниципальное бюджетное...
Директор Казакова Эльвира Сунгатовна, заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconПрограмма по истории для 8-11 классов
Учитель истории моу «Адав-Тулумбаевская сош буинского района рт» Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconРеферат По теме: «История Брестской крепости в годы Второй мировой войны»
Студентка I курса факультета Управления специальности «Менеджмент организации» Шурупова Эльвира Евгеньевна
Фафонова Екатерина Зелянина Эльвира Мокринская Мария iconВнутренние воды 3ч. Ким Эльвира Васильевна, зав методической лабораторией...
Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск