Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»





НазваниеПрограмма учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»
страница1/36
Дата публикации18.09.2014
Размер5.63 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36






Медиаобразование и медиакомпетентность


Сборник учебных программ

Медиаобразование и медиакомпетентность. Сборник учебных программ для вузов / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 292 c.
В сборнике приведены тексты учебных программ для вузов, разработанные рассматриваются в рамках тематики научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством профессора, доктора педагогических наук, президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главного редактора журнала «Медиаобразование» А.В.Федорова.

Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учителей. Особую ценность данное издание имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации № 03.13.30. «Медиаобразование», утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Fedorov, Alexander (Ed.). Media Education and Media Competence. Programs for University Students. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 2009, 292 p.
This is the book of media education programs for university students. Editor is Prof. Dr. Alexander Fedorov - president of Russian Association for Film & Media Education (http://edu.of.ru/mediaeducation), Editor of Russian Journal 'Media Education' (http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm)
Сборник учебных программ для вузов «Медиаобразование и медиакомпетентность» подготовлен и издан при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.

© Федоров Александр Викторович, Челышева Ирина Викториновна, Рыжих Наталья Петровна, Столбникова Елена Анатольевна, 2009.

© Alexander Fedorov, Irina Chelysheva, Natalia Ryzhykh, Elena Stolbnikova, 2009.

Содержание
Введение (краткая информация о научной школе «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством д.п.н., профессора А.В.Федорова) 4

  1. Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» 10

  2. Программа учебного курса для вузов «Теории медиа и медиаобразования» 37

  3. Программа учебного курса для вузов «История медиаобразования» 59

  4. Программа спецкурса для вузов «История развития медиаобразования в России» 80

  5. Программа учебного спецкурса для вузов Медиаобразование в западных странах» 100

  6. Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование и медиакомпетентность в зарубежных странах» 114

  7. Программа учебного спецкурса для вузов «История медиакультуры» 137

  8. Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование на материале рекламы» 160

  9. Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиакомпетентности» 181

  10. Программа учебного спецкурса для вузов «Основы медиаобразования» 219

  11. Программа учебного спецкурса для вузов «Развитие критического мышления аудитории в процессе медиаобразования» 244

  12. Программа учебного курса для вузов «Технология медиаобразования в школе и вузе» 262

Приложение 286


Введение (краткая информация о научной школе «Медиаобразование и медиакомпетентность» под руководством д.п.н., профессора А.В.Федорова)
Тематика направления научной школы: «Медиаобразование, медиакомпетентность, медиапедагогика»

Научный руководитель научной школы: д.п.н., профессор Федоров Александр Викторович, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института.

Роль и место научной школы в развитии медиаобразования в России.

Основная масса российских исследований в области медиаобразования, так или иначе, основывалась на школьном и внешкольном материале. Между тем, дальнейшее развитие медиаобразования в России представляется крайне затруднительным без участия медиакомпетентных учителей, преподавателей. Вот почему усилия нашей научной школы сконцентрировались на чрезвычайно актуальной проблеме разработки теоретической концепции и методических подходов медиаобразования будущих педагогов.

Коллектив научной школы уже 20 лет работает над систематизацией и анализом теоретических и методических концепций медиаобразования в России и за рубежом. В сентября 2002 года по представлению руководителя научной школы в Министерстве образования РФ была зарегистрирована (№ государственной регистрации УМО 03.13.30) новая специализация для педагогический вузов – «Медиаобразование». С 1.09.2002 мы начали экспериментальное обучение по этой специализации в нашем вузе.

Начиная с 2000 года участниками научной школы создано и поддерживается несколько медиаобразовательных интернет-сайтов, включая сайт на федеральном портале Министерства образования и науки Российской Федерации – http://edu.of.ru/mediaeducation С января 2005 года при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и МОО «Информация для всех» коллектив научной школы инициировал и стал выпускать российский педагогический журнал «Медиаобразование».

Общественное признание научной школы в мире.

Коллектив научной школы имеет членство в следующих международных организациях: Международная палата «Дети, молодежь и медиа», международная организация CIFEJ (Монреаль, Канада), «Международный исследовательский форум «Дети и медиа» IRFCAM (Сидней, Австралия) и является официальным партнером Бюро ЮНЕСКО в Москве (http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php).

Таганрогский государственный педагогический институт (как и Ассоциация медиапедагогики России) является официальным партнером Программы «Медиаобразование и медиаграмотность» ООН - The Alliance of Civilizations clearinghouse on Media Literacy Education (http://www.aocmedialiteracy.org/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=24), Бюро ЮНЕСКО в Москве ((http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php) и МОО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru).

Члены коллектива научной школы были докладчиками на следующих ведущих международных конференциях:

- всемирный Форум ООН “Альянс цивилизаций» (Мадрид, 2008), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция ЮНЕСКО по медиаобразованию (Париж, 2007), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция Совета Европы по медиаобразованию (Грац, 2007), докладчик – А.В.Федоров;

- международная конференция медиаобразованию в Праге (2007), докладчик – А.В.Федоров;
-международная конференция ЮНЕСКО «Между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» (СПб, 2005), докладчик – А.В.Федоров;

- заседание Совета Европы в Страсбурге по вопросам интернет и медиаобразования (2002), докладчик – А.В.Федоров;

-европейская конференция по медиаобразованию в Белфасте (2004), докладчик – И.А.Каруна;

-международная конференция по медиаобразованию в Познани (2004), докладчик – И.В.Челышева;

-международная конференция по медиаобразованию в Монреале (2003), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция по компьютерным играм в Лондоне (2002), докладчик – А.А.Новикова;

-международная конференция по медиаобразованию во Львове (2002), докладчик – Е.В.Мурюкина;

-международные саммиты «Медиа для детей» в Салониках (2001, 1999), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция по медиаобразованию в Женеве (2000), докладчик – А.В.Федоров;

-международный саммит по медиаобразованию в Торонто (2000), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция ЮНЕСКО по медиаобразованию в Вене (1999), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция по медиаобразованию в Сан-Паулу (1998), докладчик – А.В.Федоров;

-международная конференция ЮНЕСКО по медиаобразованию в Париже (1997), докладчик – А.В.Федоров;

В последние годы за научные достижения руководителю научной школы А.В.Федорову были присуждены следующие премии и дипломы:

- Диплом (первое место) Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» - в номинации «Медиаобразование» (2009);

- Специальный диплом Всероссийского конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» за концепцию медиаобразования и ее практическую реализацию в журнале «Медиаобразование» (2009);

- Приз «За выдающийся вклад в развитие медиаобразования» (2007);

-Премия Союза кинематографистов РФ (гильдия киноведения) за лучшую российскую книгу по проблемам теории и истории медиакультуры и медиаобразования (2002);

-Премия губернатора Ростовской области в области науки (2000).

Исследования в рамках научной школы стимулировали компаративистские научные исследования в области медиаобразования, связанные с Россией в Канаде (L.Roser, C.Worsnop), в США (B.R. Burke, L.Gilbert, J.Yoon), Украине (Г.В.Онкович).

В последние годы достижения нашей научной школы отмечаются в центральных научных изданиях [См., к примеру: Сапунов Б. Образование и медиакультура//Высшее образование в России. 2004. № 8. С.31. Чудинова В.П. и др. Дети и библиотеки в меняющейся среде. М.: Школьная библиотека. 2004. С.154-165; Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. С.79-81, 203-238. Кириллова Н.Б. Медиакультура. М.: Академический проект, 2006. Кириллова Н.Б. Медиасреда российскйо модернизации. М.: Аккдемический проект, 2005. Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. М.: Академический проект, 2008. Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С.58-85 и др.].

Участие научной школы в государственных и международных научных программах и грантовых исследованиях.

Члены коллектива научной школы не раз становились победителями престижных грантовых конкурсов: РГНФ, «Университеты России», Министерства образования и науки России, Президента Российской Федерации, Фулбрайта, Института Кеннана, Института «Открытое общество», ДААД, Фонда МакАртуров и др. (все проекты под руководством А.В.Федорова). Например:

- проект «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы дял молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. Период действия проекта – 2009.

-исследование в рамках Программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки РФ. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2006-2008.

-Исследование по гранту Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России». Руководитель ведущей научной школы РФ в области гуманитарных наук – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2003–2005.

-Исследования по 8-ми грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Руководитель научно-исследовательского проектов по грантам РГНФ – А.В. Фёдоров (с 1999 по 2010), И.В.Челышева (2008). Период исследований: 1999-2010.

-Исследование в рамках гранта ECA Alumni (США). Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2004.

-Исследование в рамках гранта ИНО-Центра «Межрегиональные исследования в общественных науках» (МИОН). Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2004-2005.

-Исследование по гранту Фонда МакАртуров (США) по научным исследованиям в области социальных наук. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2002–2004.

-Исследование в рамках Программы Министерства образования РФ «Университеты России». Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 2002-2003.

-Исследование по гранту Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту - А.В. Фёдоров. Период исследования: 2002–2003.

-Исследования по грантам Института Кеннана (США) по научным исследованиям в области гуманитарных наук. Руководитель научно-исследовательского проекта по грантам – А.В. Фёдоров. Период исследований: 2003, 2008.

-Исследование по грантам Фонда поддержки гуманитарных исследований Франции «Дом науки о человеке». Руководитель научно-исследовательского проекта по грантам – д.п.н., профессор А.В. Фёдоров. Время действия гранта: 2002, 2009.

-Исследование по гранту научно-исследовательской программы RSS Института «Открытое общество». Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследований: 2000 – 2002.

-Исследования по грантам Немецкого государственного фонда поддержки научных исследований ДААД (Германия). Руководители научно-исследовательских проектов по грантам – А.В. Фёдоров (2000, 2006), А.А.Новикова (2005).

-Исследование по гранту Программы «Гражданское общество» Института «Открытое общество». Руководитель и исполнитель исследовательского проекта - А.В. Фёдоров. Период исследования: 1999.

-Исследование по гранту Министерства образования РФ в области научно-исследовательских проектов по гуманитарным наукам. Руководитель научно-исследовательского проекта по гранту – А.В. Фёдоров. Период исследования: 1997 – 2000.

-Исследования по грантам Центрального европейского университета (Будапешт) Руководители проектов по грантам – д.п.н., профессор А.В. Фёдоров, к.п.н., доцент И.В.Челышева, к.п.н., доцент А.А.Новикова. Период реализации проектов: 1998, 2006, 2009.

-Грант на разработку программы университетского курса в области гуманитарных наук (HESP – CDC) Института «Открытое общество». Руководитель и исполнитель - А.В. Фёдоров. Период действия проекта: 1998.

-Грант Института «Открытое общество» за лучшую разработку лекционного курса для вузов по педагогике. Руководитель и исполнитель - А.В.Федоров. Период действия проекта: 1997.

-Исследование по гранту Фулбрайта (США) – руководитель и исполнитель научно-исследовательского проекта - к.п.н., доцент А.А.Новикова. Период исследования: 2003-2004.

-Грант FSA Alumni Grant Program (США) на разработку и проведение семинара по медиаобразованию для студентов педвуза – рук. проекта - к.п.н., доцент А.А.Новикова. Перид действия проекта - 2001.

-Грант на ознакомительную поездку в учебные заведения Германии – А.А.Новикова (1998).

-Грант FSA (Freedom Support Act, США) - А.А.Новикова (1994-1995).

Долговременность научного коллектива научной школы

Научный коллектив школы является достаточно стабильным уже более 20 лет. Под руководством А.В.Федорова было успешно защищено 11 кандидатских диссертаций. Членами научной школы было опубликовано в общей сложности около 500 статей в научных сборниках и журналах (российских и зарубежных), 20 монографий и 10 учебных пособий – в основном по тематике, связанной с медиаобразованием. Общий объем публикаций (с 1987 года – свыше 600 п.л.). Члены научной школы (А.В.Федоров, И.В.Челышева, Е.В.Мурюкина, А.А.Новикова, Е.Л.Колесниченко, Н.П.Рыжих) неоднократно награждались дипломами лауреатов Всероссийскогго конкурса на лучшую научную книгу года Фонда развития отечественного образования, Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. Доцент, к.п.н. Е.В.Мурюкина в 2009 году стала лауреатом Премии Губернатора Ростовской области в области культуры и науки.

Исследования научного лидера школы

Научный руководитель школы – доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации медиапедагогики России А.В.Федоров. Он автор свыше 300 научных работ (включая монографии и учебные пособия), опубликованных в России, и 50 статей, опубликованных в научных журналах и сборниках в США, Канаде, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции, Франции, Бельгии, Австралии, Люксембурге, Чехии, Румынии и др. стран), участник 20 крупнейших международных конференций по медиаобразованию (Париж, Мадрид, Лондон, Женева, Страсбург, Торонто, Монреаль, Вена, Балтимор, Прага и др.).

А.В.Федоров неоднократно проводил научные исследования в университетах и научно-исследовательских центрах США, Франции, Германии, Венгрии, Бельгии и других стран.

Программа учебного спецкурса для вузов

«Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»
Автор программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров

Пояснительная записка

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555].

При этом медиакомпетентность личности понимается нами как совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/ деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Медиакультура (пресса, печать, радио, звукозапись, кинематограф, телевидение, видеоарт, Интернет), в современной социокультурной ситуации приобретает все большее влияние и распространение. Ее успех (прежде всего - в молодежной аудитории) определяется следующими факторами: использование зрелищно-развлекательных жанров (как правило, опирающихся на мифологию), терапевтической, компенсаторной, рекреационной и других функций медиатекстов, системы «эмоциональных перепадов», позволяющей делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизма, угадывания желаний публики, стандартизации, серийности и т.д.

Потенциальные возможности медиакультуры в современном образовательном и воспитательном процессе определяются ее широким спектром возможностей для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.). Специфика контакта аудитории с аудиовизуальными медиа определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, телевидения, видео, объединяющей характерные черты практически всех традиционных искусств.

Значение и роль медиакультуры возрастает поистине в геометрической прогрессии. Сегодня это комплексные средства освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах).

Таким образом, актуальность данного спецкурса определяется настоятельной необходимостью теоретически и методически обоснованной системы образования на материале медиакультуры, способствующей не только формированию медиакомпетентности и индивидуального, творческого мышления студенческой молодежи, но и готовящей ее к ведению медиаобразовательных факультативов и кружков, спецкурсов, киновидеоклубов в школах, гимназиях, колледжах, лицеях, других средних специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования.

Концептуальная новизна спецкурса заключается в подготовке студентов университетов и педагогических вузов к медиаобразованию школьников, составляющей базу для развития творческой личности аудитории в условиях интенсивного увеличения информационного потока. При этом структура спецкурса, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное погружение аудитории в процесс создания медиатекстов, знакомство студентов с внутренней лабораторией основных медиапрофессий, при сохранении традиционных исторических разделов.

Курс предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и др. продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность студента, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие способности через непосредственное вовлечение в художественно-творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ медиатекстов, усвоение художественных знаний.

Курс тесно связан не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и др.

Программа данного курса может быть использована при составлении и реализации учебных планов большинства гуманитарных специальностей университетов, педагогических вузов, особенно – в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30).

Структура программы: предварительное выявление уровней медиавосприятия и развития студентов, их способности к полноценному анализу медиатекстов (без чего преподавателю нельзя судить об изменениях, которые произойдут у студентов в процессе изучения спецкурса); после вводной части (анкетирование, письменные работы, устные собеседования) программа предусматривает переход к развитию у студентов полноценного восприятия, способностей к осмысленному критическому анализу медиатекстов.

На практических занятиях будущие педагоги с помощью эвристической, игровой методики и технических средств (видеомагнитофон, телемонитор, видеокамера, персональный компьютер и др.) на примере собственной креативной деятельности осуществляют «встроенное» знакомство с творческим процессом создания медиатекстов. Помимо познавательной ценности данные творческие задания имеют косвенное положительное влияние и на развитие медиавосприятия аудитории. Разумеется, процесс медиавосприятия отнюдь не тождественен процессу создания медиатекстов, так как иногда даже сами их авторы не в состоянии (да это и не входит в задачи их профессии) развернуть образное обобщение, воплощенное ими (порой интуитивно), к примеру, на экране, в систему логического словесного рассуждения. Можно знать, как создаются медиатексты, но не уметь их анализировать. Однако, приобщаясь (пусть даже на элементарном уровне) к процессу создания медиатекстов, аудитория имеет возможность развить свои способности медиавосприятия, индивидуального творческого мышления, что эффективно готовит ее к анализу произведений, созданных профессионалами. В итоге в коллективных обсуждениях медиатекстов, в индивидуальных беседах и письменных работах учащиеся свободнее оперируют ключевыми понятиями медиакультуры, лучше разбираются во взаимодействии, взаимопроникновении, целостности различных компонентов произведения, подробнее и «зорче» воссоздают в вербальной форме содержание эпизодов, сцен и т.д.

После того, как студенты получили необходимую теоретическую базу и на практике освоили язык медиакультуры, следует тема, посвященная развитию умений критического анализа медиатекстов: рассмотрение содержания эпизодов, наиболее ярко выявляющих характерные закономерности целого, попытка разобраться в авторской концепции и выражение к ней личного отношения (к примеру, понимание синтетических свойств аудиовизуального образа, особенностей его пространственно-временной динамики в различных видах и жанрах медиакультуры, эмоционально-смыслового соотнесения значимых элементов медиатекста, линейного, ассоциативного, полифонического повествования и т.д.).

На этих занятиях могут использоваться творческие задания, направленные на:

-поиски генетических связей пространственных, временных и пространственно-временных, зрительных, звуковых и звукозрительных искусств на интегрирующем материале медиа, активизация знаний и умений аудитории в области медиакультуры и различных видов искусства («экранизации» живописных полотен, фотографий на примере фильмов и телепередач о музеях изобразительного искусства, «раскадровка» прозаического и стихотворного текста и т.д.);

-выявление и трактовку тех или иных форм повествования в медиатекстах различных видов и жанров;

-осознание многозначности медиаобраза, рассматриваемого в единстве композиции, планов, ракурсов, светоцветового решения и т.д. (в процессе коллективных обсуждений медиатекстов) и т.д.

Основное место в реализации исторического раздела курса уделяется не монографическому анализу творчества выдающихся мастеров, а социокультурным проблемам и процессам, творческим, стилистическим, тематическим и жанровым тенденциям и школам в медиакультуре. Изложение всего комплекса лекционного материала подкрепляется знакомством с наиболее характерными для того или иного исторического этапа медиатекстами, их совместными коллективными обсуждениями, семинарскими занятиями, на которых студенты на основании работы с научно-методической литературой имеют возможность углубить и расширить полученные знания по истории медиакультуры.

Раздел, посвященный медиаобразованию, построен на следующих основных этапах: знакомство аудитории с проблемами медиаобразования школьников и студентов в российской и зарубежной педагогике, видами и формами данного образования; изучение методики медиаобразования средствами прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета в системе общегуманитарных дисциплин, факультативов и кружков, спецкурсов и т.п.; использование полученных знаний и умений в ходе студенческой педагогической практики; итоговое анкетирование студенческой аудитории с целью выяснения результатов изучения предмета.

В этом разделе особое внимание уделяется циклу практических занятий творческого характера с тем, чтобы в итоге аудитория отвечала следующим показателям медиакомпетентности, необходимых для полноценного осуществления медиаобразовательного процесса: «понятийному» (информированность, теоретико-педагогические знания в области медиаобразования); «мотивационному» (наличие эмоциональных, гедонистических, познавательных, эстетических и моральных мотивов контакта с медиатекстами; направленность на медиаобразование, стремление к совершенствованию своих знаний и умений); «оценочному» (восприятие медиатекстов на уровне «комплексной идентификации»); «операционному» (методические умения – умение проектировать, регулировать, корректировать ход занятий, направлять, развивать медиавосприятие аудитории, владеть методами и приемами интенсивного обучения; педагогический артистизм – культура речи, внешнего вида, поведения, самопрезентация, самоконтроль и пр.), «креативному» («творческому»): творческий подход к медиаобразованию, гибкость, мобильность, ассоциативность, оригинальность и т.д.

Актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью медиаобразования студентов, особенно будущих педагогов.

Объект учебного курса – процесс исторического развития медиаобразования, его основных теоретических концепций и методики.

Предмет учебного курса – основные этапы развития медиаобразования в России и за рубежом, базовые теории медиаобразования, основные направления в медиаобразовательной методике.

Цель учебного курса: анализ развития медиаобразования с точки зрения его использования в процессе обучения аудитории.

Задачи учебного курса:

-изучение понятийного аппарата медиаобразования;

-характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире;

-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах;

-изучение медиаобразовательной методики;

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к изучаемому процессу развития медиаобразования; на содержательный и исторический подход – рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиаобразования.

Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, сравнительный анализ исторического развития медиапедагогики в разных странах, в различные периоды. Цикл практических занятий литературно-имитационного, театрализовано-ситуативного и изобразительно-имитационного типов. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Философия» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и др.);

-основные этапы исторического развития медиаобразования в России и за рубежом;

-главные черты этапов исторического развития медиаобразования в различные периоды и в разных социокультурных условиях, в конкретных странах;

-современную ситуацию в области развития медиаобразования;

-потенциальные возможности медиаобразования.

-типологию медиавосприятия;

-основы методики медиаобразования.

Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по истории, теории и методике медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической области.

Оценка итоговых знаний и умений студентов.

Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:

-«отлично»: высокий уровень знания истории, теории и методики медиаобразования;

-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень знания истории, теории и методики медиаобразования;

-«удовлетворительно»: средний уровень знания истории, теории и методики медиаобразования;

-«неудовлетворительно»: низкий уровень знания истории, теории и методики медиаобразования.
Тематический план спецкурса «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность»




Название темы



Лекц.

(час.)

Практ.

(час.)

1

Первоначальное анкетирование студентов

-

2

2

Первоначальный опыт рецензирования медиатекстов студентами

-

2

3

Место и роль медиа и медиаобразования в современном мире

2

-

4

Основные термины, теории, ключевые концепции, направления медиаобразования

2

-

5

Основные исторические этапы развития медиаобразования в России

4

-

6

Основные исторические этапы развития медиаобразования в зарубежных странах

4

-

7

Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры

2

2

8

Методика проведения медиаобразовательных занятий

6

10

9

Итоговое анкетирование студентов

-

2

10

Итоговое рецензирование медиатекстов студентами

-

2




ИТОГО: 40 часов

20

20



Программа спецкурса
Тема 1. Первоначальное анкетирование студентов

Результаты анкетирования дадут представление о медиапредпочтениях конкретной аудитории (наиболее популярные жанры, темы, функции, герои, другие мотивы обращения к медиатекстам), что учитывается педагогом при реализации всего комплекса курса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебного спецкурса* для вузов
Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект рнп. 21 491 «Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебного спецкурса для вузов
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconОтечественная история
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconМетодические указания для преподавателяпо проведению практическихзанятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного...
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconПрограмма спецкурса для студентов инженерного факультета. Москва
Программа спецкурса “Пути русской культурологии. ХХ в: Н. А. Морозов, П. А. Сорокин, Д. Л. Андреев, Л. Н. Гумилев”. Предназначена...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconПрограмма спецкурса «основы избирательного права»
Введение спецкурса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconКафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики программа спецкурса
Программа спецкурса: «Психологическое обеспечение правоприменительной деятельности» /Сост.: В. М. Поздняков. М., Изд-во рудн, 2015....
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во моо впп юнеско «Информация для всех», 2009. 234 c
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconПрограмма учебного спецкурса «горное право»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Гигиена ( опд. Ф. 05.) Аннотация...
Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из госа по специальности, утвержденного эксперта описания...
Программа учебного спецкурса для вузов «Медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность» iconПрограмма спецкурса для студентов 4 курса факультета философии и...
Целью Программы является ознакомление студентов с исторической динамикой отечественной философии и ее ключевыми проблемами культурологического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск