Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3





Скачать 119.45 Kb.
НазваниеМетодика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3
Дата публикации23.09.2014
Размер119.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности

Задание 2.3 Тема: Методические опоры информационной подготовки – средства и ресурсы ИОС. Конструирование цифровых зон обучения предметам начальной школы

Задание для итоговой работы: Преимущества и недостатки применения АРМ учащегося в учебной деятельности образовательного учреждения.
Выполнила Висицкая Екатерина Юрьевна, Санкт – Петербург, ГБОУ лицей №329

Цифровые зоны начальной школы: распределенная модель
Медиа центр начальной школы (3-5 компьютеров, оснащенные оборудованием для проектной деятельности):

Творческие мастерские: графическая (графический планшет, сканер, цифровое фото и видео оборудование), исследовательская (микроскоп, датчики, лого-лего), звуковая (аудио система-микрофон-динамики, музыкальная клавиатура), работы с текстом (сканер, принтер, копировальный аппарат, переплетное оборудование)
ИКТ- кабинет (АРМ учащихся и АРМ учителя, ЛВС, Интернет, дополнительное оборудование: принтер, сканер, колонки на раб. месте учителя, наушники, микрофон, медиапроектор)

АРМ учащегося
Организация современного АРМ учащегося обязательно должна учитывать требования современного общества, реализовать педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося, помогать развивать воображение, творческий потенциал, расширять кругозор, повышать качество образовательного процесса.

Компьютеризированные рабочие места ученика, организованные в компьютерном классе, на одном из нескольких компьютерах в рабочей зоне предметного кабинета, в медиатеке или в библиотеке, позволят школьнику подготовиться к выступлению, написать сочинение, выполнить проектную работу, провести самостоятельное исследование виртуальной или материальной модели.

Современное АРМ учащегося – это персональный компьютер, подключенный к локальной сети школы и к сети интернет, к периферийным сетевым устройствам, таким как принтер, сканер. Персональный компьютер необходимо оборудовать наушниками с микрофоном, вебкамерой.

По мнению М.С.Цветковой, существуют два вектора формирования ИКТ грамотности детей в начальной школе: обучение информатике и процесс информатизации начального обучения. Информационная среда в начальной школе- всегда активность ребенка с компьютером.

В настоящее время более распространена распределенная модель ИКТ, когда оснащено только АРМ учителя и прикосновение к информационным технологиям ведется опосредованно, фронтально, когда весь класс скорее наблюдает ИКТ, а не пользуется им.

Если есть возможность создать среду «1 ученик-1 компьютер», то есть возможность работать с цифровым ресурсом в контенте с учениками.

Так же рабочее место ученика можно организовать в компьютерном классе или в библиотеке.

При использовании АРМа «Учащийся» у учителя появляется возможность создавать и проводить мультимедийные уроки, сочетающие фронтальную и индивидуальную формы работы.

В ходе индивидуальной работы в своем АРМе учащийся может работать с целым уроком, отдельным слайдом, который направил ему учитель, или с готовыми уроками из конвента в модуле «Самоподготовка». Кроме того, у учеников имеется уникальная возможность доступа к электронной библиотеке с удобной системой поиска.

Организация учебной деятельности с использованием интерактивных тренажеров и тестов для самопроверки позволяет закреплять предметные умения и навыки, поддерживать высокую мотивацию и интерес к изучаемой теме. Кроме того, работа с текстом слайда урока, текстами энциклопедических статей позволяет формировать у ученика общеучебные умения работы с текстом: находить и отбирать главное, видеть структуру текста, составлять простой и развернутый план, находить в тексте ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту. «КМ-Школа» предоставляет учащемуся новые инструментальные возможности: он может делать пометки цветными электронными маркерами, делать закладки и заметки на страницах книг в электронной библиотеке.

Применение ИКТ и АРМ учащегося в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Следовательно, ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, активизации познавательной деятельности.

Преимущества применения АРМ учащегося

  1. Повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;

  2. Переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;

  3. Возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся;

  4. Достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),

  5. Возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;

  6. Реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы;

  7. Обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам;

  8. Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

  9. Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  10. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

  11. Приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

12. Эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

13.Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

  1. Обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам

  2. Возможность доступа к электронной библиотеке с удобной системой поиска.

  3. Возможность работы с электронным учебником, целым уроком, отдельным слайдом или документом, текстами энциклопедических статей позволяет формировать у ученика общеучебные умения работы с текстом: находить и отбирать главное, видеть структуру текста, составлять простой и развернутый план, находить в тексте ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту.

Недостатки:

  1. Наличие в классе большого количества техники представляет особую опасность для учащихся младшей школы, обычно очень подвижных и неспособных произвольно контролировать свое поведение (в непосредственной доступности для детей находится оборудование и провода под смертельно опасным напряжением 220 вольт, кроме того, при неосторожном обращении дорогостоящее оборудование может быть повреждено).

  2. Нарушения СанПинов: использование компьютеров более 15-20 минут на уроке; применение АРМ учащегося может быть противопоказано некоторым учащимся, а как результат снижение уровня здоровья детей

  3. Возможности компьютерного класса не позволяют одновременно усадить за компьютеры все 25 человек – необходимо продумать параллельное выполнение различных заданий группами учеников.

  4. Некоторые психологические факторы (компьютерная тревожность, компьютерная зависимость, утомляемость и т.п.)

  5. Все классы школы должны быть оснащены необходимой компьютерной техникой, чего нельзя сказать о многих школах.

  6. Скорость Интернета и количество точек доступа должны удовлетворять потребности ОУ.

  7. Некоторые ЭОР, особенно сетевые версии, платные, и у школы не всегда есть возможность приобрести их.

  8. Быстрое устаревание вычислительной техники

  9. При работе с целым классом учащихся с применением мобильного класса необходимо присутствие кроме учителя лаборанта или системного администратора (в штатном расписании их нет)


Планируя в начальных классах проведение урока с использованием АРМ ученика, учитель для достижения цели, заданной на уроке, проводит анализ содержания и методики изучения материала, оценивает соответствие ЭОР поставленным на уроке задачам, продумывает формы работы с детьми. Таким образом, эффективность урока с использованием АРМ складывается из рационального и грамотного решения данных задач. При использовании АРМа «Учащийся» у учителя появляется возможность создавать и проводить мультимедийные уроки, сочетающие фронтальную и индивидуальную формы работы, но наибольший эффект достигается при индивидуальной работе.

В целом, богатейший контент ИИП «КМ-Школа» позволяет (несмотря на его недостатки) организовать индивидуальную работу учащихся для использования всех возможностей в достижении учебных целей по всем предметам начальной школы на достаточно высоком уровне.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на

уроках
+-----------------------------------------------------------------------+

|Классы| Непрерывная длительность (мин.), не более | |

| |------------------------------------------------------+---------|

| | Просмотр |Просмотр | Просмотр |Работа с |Прослуши-|Прослуши-|

| |статических|телепере-|динамических|изображе-| вание | вание |

| |изображений| дач |изображений | нием на |аудиоза- |аудиоза- |

| |на учебных | | на учебных |индивиду-| писи | писи в |

| | досках и | | досках и | альном | |наушниках|

| | экранах | | экранах |мониторе | | |

| |отраженного| |отраженного |компьюте-| | |

| | свечения | | свечения | ра и | | |

| | | | |клавиату-| | |

| | | | | рой | | |

|------+-----------+---------+------------+---------+---------+---------|

|1 - 2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |

|------+-----------+---------+------------+---------+---------+---------|

|3 - 4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |

|------+-----------+---------+------------+---------+---------+---------|

|5 - 7 | 20 | 25 | 25 | 20 | 25 | 20 |

|------+-----------+---------+------------+---------+---------+---------|

|8 - 11| 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | 25 |

+-----------------------------------------------------------------------+
После использования технических средств обучения, связанных со

зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для

профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические

упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с

использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и

организации работы на них.
Гигиенические требования к использованию

персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СонПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Санитарные правила и нормы для компьютерного класса

При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего, потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений - как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КИВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся. Обратим внимание только на некоторые положения этого документа. Согласно СанПиН для учителей общеобразовательных школ длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики устанавливается не более 4 часов в день, а для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день. Дополнительно для снижения нагрузки в течение рабочего дня устраиваются регламентированные перерывы в работе.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

Список литературы и интернет-ресурсов:

tsvetkova@lbz.ru

www.lbz.ru

www.metodist.lbz.ru

СанПиН организации обучения в общеобразовательных учреждениях

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях"

http://nsportal.ru

М.С.Цветкова. Информационная среда начальной школы.

http://www.km-school.ru/r9/common_4.asp

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconСложение и вычитание многозначных чисел. Кодирование информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconМоя Родина-Республика Марий Эл. Способы организации информации
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconУрок по типу является уроком комплексного применения знаний, по форме
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модуль Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды...
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconЦентрализованная и распределенная модель формирования готовности...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconСамостоятельная работа Модуль Методика использования педагогом средств...
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования
Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 3 iconПроектирование урока с использованием ресурсов иос (Заочно)
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды начального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск