Скачать 46.87 Kb.
|
Модуль 2. Методика формирования готовности учащихся начальной школы к применению средств и ресурсов информационной образовательной среды в учебной деятельности Задание 2.5 Тема: Методика обучения темам курса информатики, связанным с информационными процессами поиска, передачи и хранения информации Каратаева Ульяна Семёновна, Республика Саха (Якутия) Тема «Информация и информационные процессы» является одной из ведущих в курсе информатики для начальной школы. В её раскрытии для младшеклассников можно выделить следующие основные вопросы:
Исходя, из выделенных вопросов можно определить следующие требования к знаниям и умениям учащихся: Иметь представление о:
Уметь:
В процессе формирования представлений об информации в начальных классах целесообразно применять следующие методические приемы:
Для успешного усвоения младшими школьниками понятий учителю в своей работе необходимо использовать, прежде всего, практические упражнения. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте у детей преобладают наглядно-образный и наглядно-действенный типы мышления, поэтому любое новое знание должно быть получено в процессе активных действий самого ребенка, он не должен быть ограничен лишь наблюдением за действиями других. Практические упражнения для учащихся младших классов по темам: «Поиск, получение информации» Решение кроссворда «Информация вокруг нас» По горизонтали: 2 - наука о способах работы с информацией 8 - способность человека чувствовать запахи 11 - способность человека получать информацию глазами 12 - чувствительность кожи 14 - процесс обработки информации в голове человека По вертикали: 1 - один из способов получения информации 3 - получение информации с помощью органов чувств 4 - четко определенный порядок действий при выполнении работы 5 - сведения об окружающем мире 6 - слово, зашифрованное рисунками и отдельными буквами 7 - умение человека оценивать размеры предметов глазами 9 - умение человека работать, не отвлекаясь 10 - оператор программы "Художник", используемый для закрашивания рисунка 13 - информация, которую мы получаем с помощью слуха «Передача информации» Вспомните азбуку Морзе. Для чего она была придумана? Где она применялась? Закодируйте с помощью азбуки Морзе девиз: «Будем активно мыслить!» «Хранение информации» Прочитайте стихотворение С.Михалкова. КАК МЫ ЖИЛИ БЫ БЕЗ КНИГ Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Чтобы делал ученик, Если не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До веселых новостей?... Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А её на полке нет! Нет твоей любимой книжки, «Чиполлино» например, И сбежали, как мальчишки, Робинзон и Гулливер. Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг. Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ! Ей открыты все дороги, И на всех материках, Говорит она на многих, Самых разных языках. Какую информацию вы получили из стихотворения? Для чего нужна книга? Дидактические игры по теме «Информация и информационные процессы» Игра «Определи – по звуку» - получение информации. Даны три жестяные банки: в одной из них – горох, в другой – монеты, в третьей – болты. Приглашается один человек из команды, ему разрешается взять в руки только две банки, открывать их нельзя. Необходимо определить, в какой банке что лежит. Аналогично можно проводить игры на распознавание объектов по запаху, на ощупь, на вкус. Игра «Колокольчики» - передача, получение информации Играющие делятся на две команды. Одна загадывает животное и показывает характеризующие его признаки с помощью пантомимы. Другая команда отгадывает. Если ответ дан правильно, то команды меняются ролями. Игра «Телеграф» - передача информации Игрокам предлагают передать «по телеграфу» знакомое всем участникам стихотворение или песню. Слова передаются по слогам (надо сохранять темп стихотворения и мелодию песни). Например, «В ле-су ро-ди-лась ё-лоч-ка». Игру можно проводить по кругу или организовать соревнования двух команд . В соревновании выигрывает та команда, которой удалось «передать» текст без пауз. Источник методических материалов: Приложение «Информатика в школе» №4 - 2007 г. |