Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Менеджмента
Кафедра __________ ______________________________ Программа дисциплины ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ для направлению 080500.62 «Менеджмент»
подготовки бакалавра
Курс 3
Автор Сабинин О.Ю
Согласовано: УМО
«____» ____________ 20___г.
| Одобрено на заседании кафедры
Зав. кафедрой
«____» ____________ 20___г. Утверждено Советом факультета
Председатель
«____» ___________ 20___г.
|
Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления специальности 080500.62 «Менеджмент».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ к содержанию и уровню подготовки студентов по специальности 080500.62 «Менеджмент»;
Образовательной программой по направлению 080500.62 «Менеджмент».
2.Цели освоения дисциплины Курс «Информационные технологии в управлении» основной целью имеет расширение мировоззрения и формирование у слушателей самостоятельного экономического мышления, получения ими систематических знаний о технике и технологиях, используемых в управлении для предпринимательской деятельности. Приобретение ими специальных знаний и умений, необходимых для работы с новыми информационными технологиями и организации высокоэффективных компьютеризованных технологий
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Информационные технологии в управлении» В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать основы построения и методы создания информационных технологий и принципы функционирования компьютеризованных систем управления;
Уметь оценивать уровень информатизации и производства и его документооборот;
Применять информационные технологии для повышения эффективности производства;
Усвоить знания по общим закономерностям и тенденциям развития современных информационных технологий;
Обладать навыками пользования новыми методами поддержки управленческих решений;
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общекультурные компетенции
| ОК-01,02,
05
| Использует, владеет, применяет, представляет связи, распознает, обосновывает, оценивает
| Лекции, рефераты, практические занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК -1,
4
| Использует, владеет, применяет, представляет связи, распознает, обосновывает, оценивает
| Лекции, рефераты, практические занятия, самостоятельная работа
|
|
|
|
|
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы Для специализации 080507.65 «Менеджмент организации» настоящая дисциплина является базовой.
Дисциплина читается в пятом модуле 6 семестра 3 курса обучения в бакалавриате.
Курс «Информационные технологии в управлении» рассчитан на студентов экономических специальностей, он строится на базе знаний в области информатики, компьютерного практикума, управление проектами.
В свою очередь, курс дает знания необходимые для изучения курсов:
управленческие решения;
инновационный менеджмент;
стратегический менеджмент.
Полученные в результате изучения дисциплины знания используются при дипломном проектировании и в последующей практической деятельности студента.
5.Тематический план учебной дисциплины «Информационные технологии в управлении» 2011/2012
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| Лекции
| Практич.занятия
| Всего
| 1
| Общие положения информационных технологий
| 4
| -
| 4
| 10
| 14
| 2
| Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности
| 4
| 6
| 10
| 10
| 20
| 3
| Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
| 4
| 6
| 10
| 10
| 20
| 4
| Основы теории построения инструментальных средств информационных технологий
| 4
| 4
| 8
| 10
| 18
| 5
| Электронная коммерция и Internet-технологии
| 6
| 6
| 12
| 15
| 27
| 6
| Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
| 6
| 6
| 12
| 15
| 27
|
| Подготовка к контрольным работам
|
|
|
| 20
| 20
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
| 16
| 16
|
| Всего часов
| 28
| 28
| 56
| 106
| 162
|
6.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| Период проведения
| Формат работы
| Объем, длительность
| Текущий
| Самостоятельная (лабораторная) работа
| 5 неделя 6 семестра 5 модуля
| Индивидуальное задание
| 120 минут
| Контрольная работа
| 8 неделя 6 семестра 5 модуля
| Письменная работа
| 120 минут
| Реферат
|
| Письменная работа
| 4-5 стр.
| Домашнее задание
| 10 неделя 6 семестра 5 модуля
| Реферат
| 300 минут
| Итоговый
| Экзамен
| 3 курс, 6 семестр, 5 модуль.
| Письменный по билету, 2 вопроса и 2 задачи.
| 90 минут |
Текущий контроль осуществляется в самостоятельной работы на семинарских и практических занятиях, выполнения индивидуальных заданий в компьютерном классе с использованием информационных систем, а также выполнения 2-х контрольных работ в компьютерном классе.
7.Содержание дисциплины Тема 1. Общие положения информационных технологий управления
Истоки и этапы развития информационной технологии. Информация как философская категория. Информационные ресурсы. Дискретная информация Количество и качество информации
Основные понятия экономических информационных систем. Этапы автоматизации управления. Компоненты Информационных Систем
Тема 2. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности
Технологии управления. Направления развития управления. Управление по результатам. Области совершенствования управления. Области применения информационных технологий.
Стратегическое управление внешним информационным потоком. Необходимость внешней информации. Фирменные потоки информации. Источники информации. Эффект стратегического управления
Информационный бизнес. Характеристика информационного бизнеса Информационные технологии. Понятия и определения. Базовые элементы информационной инфраструктуры. Сегменты потенциального рынка информационных технологий. Основные области применения информационных технологий. Компьютерные системы для административной деятельности. Тема 3. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
Архитектура информационных сетей. Основные понятия теории информационных сетей. Компьютерные сети передачи данных. Эталонная Модель Взаимодействия Открытых Систем (ЭМ В ОС).
Факсимильная передача информации. Электронная почта Телеконференции.
Инструментальные средства управления проектами - МS Рrojket 2000. Ресурсы, типы ресурсов. Ввод таблицы ресурсов. Назначение ресурсов. Режимы представления информации в разных форматах: режим диаграммы Ганта, режим ПЕРТ-диаграммы, режим использования работ, режим использования ресурсов. Способы оптимизации графика работ.
Тема 4 Основы теории построения инструментальных средств информационных технологий
Методология создания компьютерных систем. Системный подход. Этапы системного анализа Проблемная ситуация. Целевыявление. Функции. Структура Ресурсы. Стадии создания компьютерных систем. Технико-экономическое обоснование. Техническое задание. Технический и рабочий проекты. Внедрение. Анализ функционирования.
Создание модели процессов в ВРwin. Методология IDEFO. Стоимостной анализ (АВС). Создание модели данных с помощью еглуш. Групповая разработка моделей данных и моделей процессов. Создание объектных моделей и отчетов. Тема 5. Электронная коммерция и Интернет-технологии
Электронная коммерция. Технология В2В. Базы данных в Internet. Технология Асtive Server Peges
История создания н развития Internet Типы информации, хранимой в рамках Internet (Теlnet, FТР, Gopher, Е-mail). Основные протоколы Internet (ТСР, IP, Еthernet, FТР, РРР, SLIP). URL. Нурег Техt: Магк Uр Language (НТМL). Технология поиска информации в Internet.
Тема 6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
Экспертные системы поддержки решений. Технология получения, представления, хранения и преобразования знаний. Продукционные экспертные системы. Семантические сети для представления знаний. Сети фреймов. Механизмы фреймов и наследования свойств.
Хранилища данных, Многомерные модели данных. Схемы "звезда" и "снежинка".
Технология Data Mining. Дискриминационный кластерный анализ данных. Очистка и преобразование данных. Инструментальные средства выделения знаний из хранилищ данных: программные комплексы WhyWizl, See5, Prolog.
Риск-технология принятия решения. Принятие решений в условия неточности данных и неопределенности. Технология нейронных сетей и генетические алгоритмы.
8.Оценочные средства для текущего и итогового контроля студента 8.1 Тематика заданий текущего контроля Темы лабораторных работ:
Электронные таблицы Microsoft Excel;
Методика работы с электронными таблицами;
Оптимальное распределение разнотипных ресурсов;
Анализ оптимального распределения разнотипных ресурсов;
Задача оптимального финансирования в одноуровневой модели предприятия;
Задача оптимального финансирования в иерархической модели предприятия;
Оптимальное распределение ресурсов во времени.
Вопросы для контрольных работ:
1. Общие положения информационных технологий.
2. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
3. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного
обслуживания управленческой, деятельности.
4.Основы теории построения инструментальных средств информационных
технологий.
5. Электронная коммерция и Internet-технологии.
6. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих
решений. Темы рефератов: 1.Информационные технологии управления на основе “1С Бухгалтерия” (Модуль
управления предприятием)
2.Информационные технологии управления на основе “1С Бухгалтерия” (Бухгалтерия предприятием)
3.Моделирование бизнес-процессов на предприятии на основе инструментальных средств BPWin
4.Моделирование бизнес-процессов на предприятии на основе инструментальных средств Rational Rose
5.Моделирование бизнес-процессов на предприятии на основе инструментальных средств Visual Paradigm
6.Система моделирование процессов ARENA
7.Разработка хранилищ данных при помощи системы CA ERWin
8.Оценка деятельности предприятия на основе функционально-стоимостного анализа (ABC)
9.Моделирование информационных систем предприятия на основе инструментальных средств ERWin
10.Базы данных в Интернет
11.Технология электронной коммерции в Интернет
12.Информационная технология B2B и B2C для организации электронной коммерции
13.Информационные технологии управления проектами (MS Project 2003)
14.Информационные технологии DataMining: извлечение данных из больших объемов данных – система WizWhy1
15.Информационные технологии DataMining: извлечение данных из больших объемов данных – система See5
16.Информационные технологии TextMining
17.Организация коллективной работы над документами на основе служб Microsoft Share Point
18.Экономические экспертные системы
19.Экспертная экономическая система EXSYS
20.Системы компьютеризации финансового анализа в банках
21.Информационные технологии прогнозирования процессов на предприятиях
22.Компьютеризация прогнозирования в банках
23.Моделирование бизнес-процессов на основе методологии IDEFO
24.Объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов на основе языка UML
25.Оптимизация процессов на основе генетических алгоритмов
26.Применение нечеткой логики в экспертных системах
27.Нейросетевое представление неизвестных знаний и закономерностей
28.Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе
29.Статистические имитационные модели производственных процессов
30.Финансовые решения в условиях риска
31.Информационные технологии реинжениринга
32.Интегрированная система управления предприятием Галактика
33.Интегрированная система управления предприятием Босс
34.Интегрированная система управления предприятием М-2
35.Интегрированная система управления предприятием Конкорд
36.Интегрированная система управления предприятием Scala
37.Интегрированная система управления предприятием BAAN
38.Интегрированная система управления предприятием SAP R3
39.Интегрированная система управления предприятием Парус
40.Интегрированная система управления предприятием AVACCO
41.Системы планирования ресурсов предприятий ERP
42.Система документооборота предприятия ЕВФРАТ
43.Компьютерные модели семейства АЛЬТ
44.Бизнес-анализ с помощью EXCEL
45.Формирование и оптимизация финансовых планов на основе системы Альт-Прогноз
46.Анализ финансового состояния предприятия на основе системы Альт-Финансы
47.Разработка и анализ инвестиционных планов на основе системы Альт-Инвест
48.Международный стандарт качества ISO 9000
48.Информационное обеспечение стратегического планирования
49.Оптимизация финансового состояния предприятия с помощью системы ASIS (Appraiser Support Info System)
50.Система управления фактографической информацией XFILES2004
51.Экспертная система стратегического планирования GEOGRACOM5W
52.Система реинжениринга бизнес-процессов ReThink
Информационно-платежные системы PayCash, WebMoney, CyberPlat
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины. Примеры заданий итогового контроля.
БИЛЕТ №1
Реляционные базы данных и принципы их функционирования.
Вывести список студентов, с указанием количества несданных по учебному плану экзаменов для каждого.
БИЛЕТ №2
Отчеты по результатам поиска оптимальных решений.
Вывести список студентов, которые сдали экзамен по Математике на отлично с первого раза.
БИЛЕТ №3
Реляционные таблицы.
Вывести список специальностей, студенты которых по результатам сессии получили минимальное количество пятерок.
БИЛЕТ №4
Функции даты и времени.
Вывести список студентов, которые имеют максимальное количество пересдач экзаменов.
БИЛЕТ №5
Системы управления предприятиями ERP
Вывести список студентов, которые сдали все предусмотренные учебным планом экзамены с первого раза.
БИЛЕТ №6
Многомерная модель данных. Пример.
Вывести список студентов, которые получают стипендию, которая выше средней стипендии в группе, в которой они учатся.
Тестовые вопросы к экзамену по дисциплине
“Информационные технологии управления”.
Редуцированную стоимость при поиске оптимального решения средствами Excel можно определить по данным:
а) отчета по устойчивости;
б) отчета по пределам;
в) отчета по результатам;
г) отчета по параметрам.
Теневая цена при поиске оптимального решения показывает:
а) как изменится целевая функция при принудительном включении единицы продукции в оптимальное решение;
б) насколько изменится целевая функция при изменении ресурсов на единицу;
в) предельные значения приращения коэффициентов целевой функции, при которых сохраняется набор переменных, входящих в оптимальное решение;
г) предельные значения приращения ресурсов, при которых сохраняется набор переменных, входящих в оптимальное решение.
Количество отчетов, которое может быть автоматически сформировано при решении задач оптимального распределения ресурсов средствами Excel:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
Технология Data Mining представляет собой:
а) технологию представления данных;
б) технологию интеллектуального поиска оптимальных решений;
в) технологию принятия решений.
г) технологию интеллектуального анализа данных.
Продукционные правила представляют собой:
а) технологические правила выпуска продукции;
б) правила для организации поиска оптимального решения;
в) способ представления знания в экспертной системе;
г) правила для проведения экспертизы продукции.
Экспертные системы предназначены для:
а) проверки знаний экспертов;
б) использования знаний специалистов при принятии решений;
в) выполнения экспертизы продукции;
г) составления экспертного заключения.
Для представления знаний специалистов в экспертных системах могут быть использованы:
а) семантические сети;
б) базы данных;
в) реляционные таблицы;
г) многомерные кубы.
8. Для добавления новой записи в таблицы реляционных баз данных используется команда:
а) Select;
б) Update;
в) Commit;
г) Insert.
9. К классу реляционных СУБД относится:
а) SQL Server;
б) Excel;
в) PDC Prolog;
г) Unix.
10. Слот AKO предназначен для:
а) ввода пароля;
б) обеспечения защиты информации;
в) проведения проверки данных в системе;
г) организации наследования свойств. Вопросы к экзамену:
Реляционные таблицы и связи
Многосерверные базы данных
Базы данных с файл-серверной и клиент-серверной архитектурой
Язык SQL
Команда SELECT
Многомерная модель данных
Архитектура хранилищ данных
Обобщенная структура экспертной системы и принципы ее функционирования.
Механизмы логического вывода в продукционных системах.
Представление знаний и логический вывод на фреймах.
Представление знаний и логический вывод на семантических сетях.
Методы слепого поиска на ИЛИ деревьях.
Эвристический поиск на ИЛИ деревьях.
Редуцированная стоимость оптимального решения.
Теневая цена оптимального решения.
Отчеты по результатам поиска оптимальных решений.
Информационные технологии на основе 1-С Бухгалтерии
Компьютерные системы семейства АЛЬТ
Системы планирования ресурсов предприятия ERP
Задача распределения ресурсов во времени
Решение на Excel задачи сетевого планирования
Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль
Оценки за работу на промежуточному и итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.
Результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля:
самостоятельная работа на семинарах (вес – 0,6);
контрольная работа (вес – 0,2)
Если студент согласен с накопленной оценкой, то она становится итоговой и проставляется в зачетную ведомость.
Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе, или хотят повысить итоговую оценку, сдают экзамен. Допуском к экзамену является выполнение 2-х контрольных работ.
Если студент сдает экзамен, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования:
- накопленной оценки (вес – 0,6)
- оценки, полученной на экзамене (вес – 0,4)
8-10 – отлично
6-7 – хорошо
4-5 – удовлетворительно
1-3 – неудовлетворительно
9.Образовательные технологии При реализации учебной работы используются следующие
.
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Базовый учебник .
1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник./Под ред. проф. Трофимова В.В. – М.: Высшее образование, 2006. – 480 с.
Основная литература Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении.- М., ИНФРА-М, 2001. -158 с.
Емельянов А.А., Власова Е.А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов. Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 368 с.
Угринович Н. Д. Босова Л.Л., Михайлова Н И. Практикум по информатике и информационным технологиям. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.- 394с.
Филимонова Е.В, Черненко Н.А., Шубин А.С. Информационные технологии в экономике. – М.: Феникс, 2008. - 443 с.
Пикуза В., Гаращенко А. Экономические и финансовые расчеты в Excel. - СПб.: Питер, 2006. - 397 с.
Дополнительная литература Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. – М.:ИНТУИТ, 2004. -250 с.
Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб.: Питер, 2001.-304с.
Юрасов А.В. Электронная коммерция/Учебное пособие. –М.:Дело, 2006. – 278 с.
Информационные технологии управления/Учебное пособие.-М.:Юнити-Дана, 2006.
439 с.
Программные средства Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
Microsoft Office 2010,
ALLFusion Modeling Suite 7.0.
11.Материально-техническое обеспечение дисциплины Чтение лекций и проведение практических занятий проводится с использованием мультимедийных технологий. |