Автор проекта
| Фамилия, имя отчество
| Чукшис Вадим Андреевич
| Регион
| Владимирская область, город Киржач
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Город Киржач, микрорайон Красный Октябрь
| Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ СОШ №7
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта Диалекты как средство коммуникации в Австрии и Швейцарии
| Описательное или творческое название вашего проекта
| Краткое содержание проекта
| Данный проект посвящён исследованию в рамках теории национальных вариантов немецкого языка. Результаты проекта могут быть использованы в процессе преподавания немецкого языка в старших классах. Проект знакомит учащихся с австрийским и швейцарским национальными вариантами немецкого языка, их особенностями, диалектами.
| Предмет(ы)
| Немецкий язык
| Класс(-ы)
| 10-11 классы
| Приблизительная продолжительность проекта
| 12 уроков, 4 недели
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;
языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Виды речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Овладение учащимися умениями вести следующие виды диалога:
диалог этикетного характера:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
вежливо переспросить, отказать, согласиться;
диалог-расспрос:
запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;
целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;
диалог-побуждение к действию:
обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
дать совет и принять/не принять его;
пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие;
сделать предложение и выразить согласие/несогласие, принять его, объяснить причину;
диалог-обмен мнениями:
выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;
высказать одобрение/неодобрение;
выразить сомнение;
выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание);
выразить эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов;
Комбинирование указанных видов диалога для решения более сложных коммуникативных задач. Монологическая речь
Овладение учащимися следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту;
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Аудирование
Восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и жанра текста.
При этом формируются следующие умения:
выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию функциональных текстов с опорой на языковую догадку, контекст;
игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания.
Чтение
Учащиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5-6 и 7-9 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Независимо от вида чтения возможно использование словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.
При этом формируются следующие умения:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных адаптированных текстах разных жанров.
При этом формируются следующие умения:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки;
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Письменная речь
Владение письменной речью предполагает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления (с днем рождения, другим праздником), выражать пожелания;
заполнять формуляр (указывать: имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает знание:
значения изучаемого иностранного языка в современном мире;
наиболее употребительной фоновой лексики, реалий;
социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке;
культурного наследия стран изучаемого языка.
Предусматривается также овладение умениями:
представлять родную культуру на иностранном языке;
находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
компенсаторные умения
В основной школе целенаправленно осуществляется развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания.
учебные умения
Учащиеся овладевают следующими специальными учебными умениями:
осуществлять информационную переработку иноязычных текстов;
пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными;
участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| После завершения проекта учащиеся смогут ориентироваться в национальных вариантах немецкого языка, знать основные особенности австрийского и швейцарского национальных вариантов немецкого языка. Также ученики познакомятся с австрийскими и швейцарскими диалектами, являющимися популярным и распространённым средством общения.
Дидактические цели:
Познакомить учащихся с национальными вариантами немецкого языка;
Развитие межкультурной компетенции;
Формирование знаний учащихся в области национальных вариантов немецкого языка, австрийских и швейцарских диалектов;
Формирование способностей изъясняться на национальных вариантах немецкого языка
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
| Какую роль играют диалекты при коммуникации в Австрии и Швейцарии?
| Проблемные вопросы учебной темы
| Каковы основные особенности австрийского и швейцарского национальных вариантов немецкого языка?
Какова структура немецкого языка в Австрии и Швейцарии?
| Учебные вопросы
| В каких сферах используются диалекты? Кто является носителем диалектов?
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Стартовая презентация учителя.
Эвристическая беседа
Обсуждение общего плана проведения проекта.
Обсуждение плана работы над проектом в группах.
| Направление поиска информации в Интернете.
Оценочные листы для групп учащихся (создание презентации, буклета, вики-статьи).
Контрольные листы продвижения по проекту учеников и учителя.
Рубрики
Рефлексия
| Критерии оценивания проекта
Критерии оценивания ученических работ
Представление проектов
Коллективная вики-статья
Таблицы общего оценивания
Итоговое обсуждение
Итоговая анкета
| Описание методов оценивания
| В начале проектной деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся (формирующее оценивание) с помощью презентации учителя и поддерживающей её эвристической беседы. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение, вики-статья), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы учителем ведётся лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. В свою очередь учащимися заполняются свои листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжение проекта несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет учащимся оценить свой вклад в совместную работу; заполняются рубрики, позволяющие оценить качество продуктов и скорректировать его.
После завершения работы над проектом проводится итоговое представление продуктов работы групп, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь в первую очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.
В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации или публикации и рефераты. Остальные учащиеся оценивают представление работ с помощью бланков оценивания.
Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Данный проект носит лингвострановедческий характер. Чтобы начать работу над проектом, учащиеся должны владеть базовым курсом немецкого языка.
| Учебные мероприятия
| Перед началом работы над проектом:
Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей
Этап I. (1-й урок)
Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; «мозговой штурм» в группах, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
Этап II. (2 недели =6 уроков )
Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам).
Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований.
Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного.
Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований.
Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях).
Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия.
Этап III. (1 неделя = 3 урока)
Создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание и корректировка продуктов с помощью рубрик. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками.
Этап IV. (1 неделя = 1 урок + родительское собрание)
Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта
на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции.
Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.
| Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
Для ученика с проблемами усвоения учебного материала необходимо:
- скорректировать цели и задачи обучения;
- при работе в группе выбрать задания по силам;
- составить подробный план продвижения по проекту;
- прикрепить к нему консультанта;
- составить личное расписание, чтобы он имел возможность работать над проектом вне урока;
- разработать адаптированные материалы самооценки;
- разработать контрольные листы с индивидуальными целями и самооценкой их достижения;
- дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для ученика.
| Одаренный ученик
В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик. Одарённый ученик выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта, ставит перед собой более сложные задачи, участвует в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференцоборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Домашнев А.И. «Современный немецкий язык в его национальных вариантах»;
Домашнев А.И. «Очерк современного немецкого языка в Автрии;
Мухин А.И. «Австрия»;
Ярнатовская В.Е., Домашнев А.И. «Австрия и Швейцария: люди, земли, города»;
Малыгин В.Т. Австрийский фразеологический словарь, 1994;
Турок В.М. «Очерки по истории Австрии»;
| Другие принадлежности
| Учебно-методические таблицы, компьютерные диски ( например с песнями на венском диалекте, с фильмами на диалектах Австрии и Швейцарии)
| Интернет-ресурсы
| http://ru.wikipedia.org
http://www.krugosvet.ru
| Другие ресурсы
|
| |