«Решение логических задач»





Скачать 277.88 Kb.
Название«Решение логических задач»
страница1/3
Дата публикации28.10.2014
Размер277.88 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3
Старокулаткинская СОШ № 1 Ульяновской области

Старокулаткинского района


Утверждаю

«__» _________ 2010 г.

Директор Старокулаткинской СОШ № 1

__________/О.А. Бигеева/


Реферат по теме:

«Решение логических задач»


Выполнил:

Ученик 9 «А» класса

Ягудин И.Р.

Руководитель:

Вальшина Г.Р.


р.п. Старая Кулатка

2010 г.

Содержание



Введение……………………………………………………………………………..3

I Теоретическая часть

    1. Информатика как наука……………………………………………………...4

    2. Понятие о науке логике………………………………………………………5

    3. История возникновения логики……………………………………………..6

    4. Основные законы логики…………………………………………………….8

    5. Методы решения логических задач………………………………………..13

II Практическая часть

    1. Задачи, решаемые с помощью рассуждений……………………………...21

2.2 Табличное решение логических задач…………………………………….23

    1. Схематическое решение логических задач………………………………..25

III Заключение…………………………………………………………………..26

IV Литература…………………………………………………………………...27

V Приложение………………………………………………………………….28



Введение

Вся наша жизнь – непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.

Есть такая наука – логика, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы наше мышление было определенным, связным , последовательным, доказательным и непротиворечивым. Как человек, не знающи правил информатики и грамматики не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может без ошибок рассуждать и действовать.

Чтобы правильно рассуждать, надо изучить правильные способы и методы рассуждении. Научится правильно составлять высказывания, или, как говориться в математической логике, выполнять операции над высказываниями. При этом необходимо знать, вытекает ли истинность сложных высказывании из истинности составляющих их более простых предложении. Анализом методов рассуждений занимается наука логика, а исследованием и изучением математических рассуждений – математическая логика.

Решение всякой задачи – это, прежде всего, цепь рассуждении. Вычисления, преобразования, построения, которыми так часто приходится пользоваться для решения задач, невозможны без логических рассуждении: они направляются ими .

Умение рассуждать, анализировать, доказывать необходимо человеку любой профессии. Без приобретения навыков умственного труда, культуры мышления невозможно успешное овладение основами наук.

I Теоретическая часть

    1. Информатика как наука

Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин образован путем слияния слов “информация” и “автоматика” и означает “информационная автоматика или автоматизированная переработка информации”. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Существует множество определений информатики, что связано с многогранностью ее функций, возможностей, форм, методов. Одно из наиболее общих определений такое.

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Часто возникает путаница понятий “информатика” и “кибернетика”. Попытаемся разъяснить их сходство и различие.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без нее. Кибернетика развивается сама по себе и, хотя достаточно активно использует достижения компьютерной техники, совершенно от нее не зависит, т.к. строит различные модели управления объектами.

    1. Понятие о науке логике

Логика (др.-греч. λογική — «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки

    1. История возникновения логики

Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит, в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков.

Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики:

  • Европейская и ближневосточная логика: традиционная логика (в широком смысле)

  • Античная и раннесредневековая логика: диалектика

  • Средневековая логика

  • Арабская и еврейская средневековая логика

  • Восточнохристианская (византийская, грузинская, армянская) средневековая логика

  • Логика европейского Возрождения; диалектика

  • Логика Нового времени: традиционная логика (в узком смысле), формальная логика

  • Современная логика (общемировая, со второй половины XIX века): математическая логика, символическая логика, логистика (последнее — как правило, в западной литературе).

  • Логика в своём развитии прошла три порога:

  • порог формализации рассуждений (во всех трёх традициях)

  • введение условных (символических, буквенных и числовых) обозначений (только европейская традиционная логика)

  • научная революция, с которой началась современная логика, — математизация (внесение в логику математических методов).



    1. Основные законы логики

Основные черты правильного мышления

Правильным мышлением называется мышление, которое соответствует логическим нормам и законам. При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению.

Признаки правильного мышления:

а) определенность, под которой имеется в виду точность, строгость, однозначность наших рассуждений,

б) последовательность, выражающая полноту, непрерывность, отсутствие скачков в рассуждениях,

в) непротиворечивость, связанная с недопущением взаимоисключающих, как одинаково приемлемых, в том или ином отношении мыслей,

г) доказательность, под которой имеется в виду обоснованность наших рассуждений.

Правильным является мышление, в котором одновременно выполняются требования всех указанных признаков.

Основные признаки правильного мышления тесно связаны между собой. А выражающие их основные логические законы (принципы) подразумевают одновременное действие всех четырех признаков.

Основные признаки, правильного мышления характеризуют любые виды наших рассуждений. Они присутствуют (должны присутствовать) в любой мыслительной ситуации, связанной с использованием всех форм мышления - понятия, суждения, умозаключения, то же самое касается каждого из основных законов (принципов) логики.

Закон тождества

Закон тождества - это логический закон, согласно которому мысль (будь то понятие, суждение или умозаключение), введенная однажды в рассуждение, должна оставаться неизменной, однозначно понимаемой на протяжении всего последующего рассуждения, каким бы продолжительным оно ни являлось. То есть, сколько бы раз ни повторялась одна и та же (!) мысль, она должна пониматься одним и тем же способом.

Закон тождества требует только одного, а именно: он запрещает непроизвольное, неконтролируемое, скрытое изменение содержания наших мыслей. Этот закон запрещает обман, невнимательность, своего рода логическую халатность.

Закон тождества требует однозначности, определенности мысли, не покушаясь, при этом, на необходимость развития предметного содержания мышления. Он задает одно из формальных условий для этого.

Закон непротиворечия (противоречия)

Закон непротиворечия (противоречия, как он назывался в старых учебниках) - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет", "Этот цветок роза" и "Этот цветок ромашка" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.

Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.

Логика различает два типа несовместимости мыслей:

а). Формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: "Снег идет" и "Снег не идет", где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание ("не", "нет") другой.

б) содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: "Цветок - роза" и "Цветок - ромашка". Эта несовместимость определяется не по формально-логическим законам, а по законам развития самих вещей. Такая несовместимость устанавливается не логикой, а конкретными науками о соответствующих предметах и явлениях. За ошибки в определении такой (предметной) несовместимости формальная логика не несет никакой ответственности.

Закон непротиворечия распространяется на оба типа несовместимости, хотя и с оговоркой в отношении предметной несовместимости. Закон требуют, чтобы там, где противоречивость самого предмета выражается в форме формальных противоречий (так называемая антиномия-проблема) - "Вещь есть Р и не-Р одновременно" - была снята конкретным исследованием и выражена в формально-непротиворечивой форме. В противном случае логика не несет ответственности за ошибки в последующих рассуждениях и выводах относительно, таким образом, фиксируемых объектов.

Закон исключения третьего

Закон исключенного третьего - это закон традиционной формальной логики, согласно которому из двух формально противоречащих друг другу мыслей (мысли и ее формального отрицания, А и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.

Как видно, этот закон распространяется только на один вид несовместимости - формальной. Он ничего не говорит о содержательной (предметной) несовместимости. С точки зрения этого закона содержательно несовместимые мысли могут быть одновременно ложными. Хотя, по закону непротиворечия, они не могут быть одновременно истинными.

Закон исходит из общетеоретического допущения, что всякий предмет, вещь могут либо обладать (хотя бы в какой-то степени), либо не обладать некоторым (произвольным) признаком: быть или не быть человеком, цветком, розой, ромашкой и так далее. Поэтому с этим законом нужно быть осторожным в ситуациях, где дают о себе знать переходные состояния вещей, когда каких-либо их признаков еще нет, но сказать, что они не проявляются никак тоже уже неверно. Границами этого закона являются ситуации, для которых строго установлено соответствующими исследованиями, имеет или не имеет место тот или иной признак у той или иной вещи.

Что касается определенных ситуаций, то закон исключенного третьего требует однозначного выбора в качестве истинного, и соответственно ложного, одного из членов формального противоречия. При этом закон, поскольку касается только формы, заранее не предопределяет, какой из двух членов этой пары имеет место, а какой нет. Этот вопрос решаются опять же только путем о6ращения непосредственно к самим предметам, конкретным ситуациям.

Закон достаточного основания

Закон достаточного основания - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.

Под доказательством при этом понимается специальная процедура установления соответствия мысли действительности. Так, чтобы в данный момент убедиться, что мысль "На улице светит солнце" истинна, достаточно выглянуть на улицу и убедиться (с помощью органов чувств), что это на самом деле так. Так устанавливается (т.н. остенсивное доказательство) истинность многих сиюминутных положений.

Но совсем иначе выясняется истинность (ложность) положений типа: "Вчера в это время на улице светило солнце", "Завтра в это же время будет солнечно" и т.п. Причем, если для выяснения истинность первой из них - "Вчера..." можно обратиться к своей собственной памяти, памяти других людей, в частности к сотрудникам гидрометеослужбы, что уже является опосредованным способом установления истины, то в отношении истинности второй мысли - "Завтра..." - этого сделать невозможно. Здесь может идти речь только о предположении, прогнозе. Предположение же или прогноз могут носить только вероятностный характер.

В отношении обоснования истинности (ложности) мыслей, прежде всего суждений, на первом месте стоит непосредственное обращение к содержанию тех или иных вещей, явлений путем применения соответствующих приемов наблюдения, измерения, эксперимента. В то же время, если имеется в распоряжении уже выработанное обобщенное (теоретическое) знание, то истинность многих положений можно установить, исходя из их формы и их формальной связи с уже имеющимися обобщенными (теоретическими) знаниями, истинность которых уже так или иначе установлена. Такую же связь можно установить вообще между любыми мыслями, коль скоро они сформулированы, хотя истинностный аспект может при этом оставаться неопределенным.

Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Решение логических задач» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
«Решение логических задач» iconУрока: повторить материал по теме «Решение логических задач»
Цель урока: продолжить знакомство с основными способами решения логических задач
«Решение логических задач» iconДанного реферата «Основы логики и решение логических задач». Выбор...
При решении различных олимпиадных задач, даже в 5-6 классе, можно часто встретиться с логическими задачами. Существует много способов...
«Решение логических задач» iconРешение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов,...
Инновационная деятельность в образовании понимается прежде всего, как формирование набора новых проблем, которые возникают из-за...
«Решение логических задач» iconРешение логических задач
Метапредметная – ученик получит возможности увидеть связь между различными науками
«Решение логических задач» iconГоу гимназия №1505 решение логических задач
Б задачи на нахождение наименьшего количества предметов, задачи на тему «отличительные характеристики»
«Решение логических задач» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок №5 Решение логических задач с помощью подсчета энтропии и количества информации
«Решение логических задач» iconДиплом «Исследование и сравнение способов решения логических задач»
Если обнаруживается несоответствие теоретических данных фактам, гипотеза отвергается и заменяется новой, после чего проверятся так...
«Решение логических задач» iconРешение логических задач
Цели: формировать умение выразительного и вдумчивого чтения, познавательное и критическое мышление; развивать и обогощать речь уч-ся,...
«Решение логических задач» iconРешение логических задач это не только очень увлекательный, но и...
Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным
«Решение логических задач» iconРешение задач по теме «Уравнение касательной к графику функции»
Решение задач по теме «Применение производной к исследованию функций и построению графиков»
«Решение логических задач» iconРешение задач егэ по теме «Углы между прямыми»
Тип урока: решение задач (урок проводится в рамках уроков выделенных на подготовку к егэ.)
«Решение логических задач» iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
«Решение логических задач» iconОбразовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства»
Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих...
«Решение логических задач» iconКонспект урока по теме «Решение задач на механические свойства твёрдых тел.»
Гука, производить алгебраические преобразования величин и единиц измерения; самостоятельно определять порядок действий, составлять...
«Решение логических задач» iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск