Скачать 163.68 Kb.
|
МОУ «Чуварлейская СОШ» Учитель: Баканова О.Н. 2011г. Цели:
Подготовительная работа:
Эпиграф Важно не кем быть, а каким быть. (Из дискуссии старшеклассников) Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый. (В.А. Сухомлинский) Ход классного часа (Учащиеся располагаются в классе. Из трех листов картона, свернутого в рулон, моделируется рекламная тумба,. На экране - название классного часа «Кем быть? Каким быть?»Выходят юноша и девушка. Она - с портфелем, он-с книгой в руке.) Он. Смотри! Вот еще одна рекламная тумба! И объявлений море! Она. Ну и что? Все то же самое! «Ищу репетитора по математике», «Опытный психолог поможет разрешить все ваши проблемы», «Секретарь с опытом работы» и т. д. и т. п. Везде и все одно и то же! Он. Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Вот ты, например, кем хочешь быть? Она. Я? Ну.. .Может быть, модным дизайнером или моделью, диктором можно. Он. А почему ты решила выбирать такие профессии? Она. Престижно, модно. Приходишь куда-нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Иванова» Он. Известный дизайнер Иванова. А что ты знаешь об этой профессии? Она. Вот поступлю, тогда узнаю. Он. А я так не хочу. Я мечтаю стать программистом. Но не потому, что это модно или денежно. Потому что мне нравится это делать. И уже сегодня я многое умею, выписываю журналы, читаю, занимаюсь дополнительно. Я хочу быть профессионалом в этой области. Она. Ты это серьезно? Он. Вполне! И тебе советую выбирать профессию так, чтобы она тебя тоже выбрала. Она. Ты думаешь, у меня получится? Он. Если чего - то очень - очень хочешь - непременно получится. Она. Тогда поговорим о профессиях? Он . Поговорим и постараемся сделать свой выбор на всю оставшуюся жизнь, чтобы не разочаровываться самому и не разочаровывать тех, кто в тебя верит и на тебя надеется. Ведь будущее - за профессионалом, любящим свое дело! Учитель. Есть вопросы, которые взрослые любят задавать детям. Например, вспомните, сколько раз вас спрашивали: «Ну, как, ты еще не задумывался, кем хочешь стать, когда вырастешь?» И еще в детском саду вы с упоением декламировали: «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...» Ну а теперь, став старшеклассниками, этот вопрос вы уже задаете себе сами. ( выходят ученики.) Ученик. Ученые считают, что у нашего современника в 200 раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего всего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор! Ученица. Однако, согласно многочисленным опросам школьников, 70% старшеклассников не знают, какой профессии отдать предпочтение. Ученик. И если в прошлом веке школьники чаще всего мечтали стать космонавтами, инженерами, врачами и учителями, то сегодня дети вообще мечтают редко - они руководствуются востребованностью профессии на рынке труда, финансовыми возможностями своих родителей и их представлениями о престижности той или иной профессии. Ученица. В то же время количество и состав специальностей, по которым ведется подготовка в вузах, зависят не от спроса на них на рынке труда, а от популярности их среди населения. Ученик. Наши мамы и папы обязательно занимались в каких-то кружках: каждый был при деле, которое в будущем нередко становилось его профессией. Ученик. У нас наблюдается интересная закономерность: многие подростки не посещают ни кружки, ни курсы дополнительного образования, просто потому... что не знают, где они находятся. А ведь познакомиться с будущей профессией можно не только в школе, но и занимаясь в кружках, секциях, семинарах в различных вузах. В основном это занятия по математике и физике при вузах, школах и гимназиях, но можно встретить объявления и о семинарах по лингвистике, робототехнике и другим интересным наукам. Ученица. А знаешь, какие возможности в этом вопросе дает наша школа? Хотите, я познакомлю вас с кружками, которые помогут вам определиться в вашей профессии, не выходя из школьных стен? (Компьютерная презентация школьных кружков и секций) Ученик. В нашей стране молодежная политика занимает все более почетное место, при этом президент Медведев Д.А. не устает повторять, что будущее России за профессионалами во всем. Учитель. Итак, выбор профессии - это не только личная, но и государственная забота. Вы согласны с этим утверждением? (Учащиеся отвечают на этот вопрос, а затем им предлагается ответить на вопросы интервьюеров. На экране - вопросы:
Ученица. Мне хотелось бы вам сказать, что, знакомясь с профессиями, я убедилась в том, что есть несколько способов выбора профессии. Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни... Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным. Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу. Хотелось бы, чтобы сегодня мы познакомились с мнением наших родителей, которые могли бы познакомить на со своими путями поиска и выбора профессии. (Родители рассказывают о выборе своей профессии, согласно трем путям, о которых было рассказано выше) Рассказ о профессиях: учитель, повар, инженер. Ученик. Спасибо, родители, за ваш рассказ. Вы еще раз убедили нас в том, что отношение к порученному делу - половина успеха в профессии. Ученица 1. Если вы еще не решили, чем заниматься в будущем, то учтите: «попасть в струю» - вполне реально! Умные люди давно просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие десять лет. Ученик 1. Представляем некоторые профессии из топ-восьмерки профессий ближайшего будущего. (Результаты нашего исследования «Формула выбора») Ученица 1 . Номер 1 - специалисты по информационным технологиям (программист). Ученик 1 . Кто они такие? Ученица 1 . Это компьютерщики завтрашнего дня. Ученик 1 . Почему они в топе? Ученица 1 . Потому что такие специалисты способны решать самые насущные для любого государства проблемы: создавать и реализовывать модели эффективного управления банком, заводом, отраслью, транспортом, научными исследованиями и преподносить их на «блюдечке с голубой каемочкой» эту информационную модель нам - тем, кто нажимает на кнопки! Ученица 2. Тебе это подойдет, если... Ученик 2. У тебя хорошие математические способности. Ученица 2. Какое образование нужно получить? Ученик 2 . Закончить мехмат или факультет высшей математики и кибернетики профильного ВУЗА. Ученица 2. Кстати, мы узнали, что из выпусков последних пяти лет программистами решили стать 10 человека. (Выступив, уходят и занимают свои места.) Ученица 3. Номер 2 - экологи. Ученик 3 . Кто они такие? Ученица 3. Это истинные целители окружающей среды. Ученик 3 . Почему они в топе? Ученица 3. Сейчас без экологической экспертизы нельзя построить жилой дом, проложить новую дорогу, открыть фабрику или завод. Любому предприятию выгоднее предотвратить загрязнение окружающей среды, чем выплачивать потом больничные сотрудникам и штрафы экологическим службам. Ученик 3 . Тебе это подойдет, если... Ученица 3. Ты готов хоть сейчас ехать спасать от вымирания амурских тигров, а также неравнодушен к проблеме исчезновения тропических лесов Амазонки. Ученик 3 . Какое образование нужно получить? Ученица 3. Закончить факультет экологии, или химии, или биологии. Ученица 4. Номер 3 - ландшафтные дизайнеры. Ученик 4 . Кто они такие? Ученица 4. Это художники, а область их деятельности - садово-парковое искусство: от традиционных шести соток до огромных территорий и загородных резиденций. Ученик 4. Почему они в топе? Ученица 4. С ростом благосостояния наших граждан будет расти потребность в тех, кто умеет создать красоту буквально на ровном месте (делать альпийские горки, выращивать редкие растения, строить беседки, бассейны, фонтаны). Ученик 4. Тебе это подойдет, если... Ученица 4. Ты хорошо рисуешь и увлекаешься разведением комнатных цветов. Ученик 4. Какое образование нужно получить? Ученик 4 . Высшее архитектурное, строительное или озеленительное. Ученица 5. Номер 4 – аудиторы-финансисты. Кто они такие? Ученик 5 . Это люди, которые ежедневно демонстрируют высший пилотаж бухучета! Основная задача аудитора - окончательная проверка финансовых отчетов компаний, например перед налоговой проверкой. Ученица 5. Почему они в топе? Ученик 5 . Любая компания нуждается не только в бухгалтерском учете, но и в постоянном его контроле. Ошибки, кажущиеся малозначительными на бумаге, на деле могут обернуться колоссальными убытками. Аудитор помогает их избежать. Ученица 5. Тебе это подойдет, если... Ученик 5. Ты терпелив, усидчив и педантичен. Аудиторов называют «профессиональными занудами». Ученица 5. Какое образование нужно получить? Ученик 5. Высшее экономическое. Учитель. Ну вот, а теперь - несколько советов о том, как определиться с выбором профессии. Как мы уже говорили, важно узнать как можно больше о себе. - Первый путь - это психофизиологическая диагностика природных склонностей человека. Но многие специалисты считают, что живая беседа намного эффективнее компьютерного теста, и вы можете получить консультацию у профессионального психолога у нас в школе. А профориентационные центры (Ресурсный центр г.Сызрани) организуют специальные тренинги для тех, кто уже знает, кем хочет стать, но понимает, что ему не хватает определенных личностных качеств. Выбирая карьеру, вы одновременно решаете, какие люди будут вас окружать, насколько вы будете загружены на работе, насколько для вас важны деньги и т. д. Ответы на эти вопросы зависят от избранных вами ценностей и круга интересов. Конечно, помогают, как мы уже говорили, профориентационные тесты, но сейчас давайте подумаем и попробуем ответить на такие вопросы:
Ученица 1 . Информация к размышлению. По состоянию на 1 января 2011 года на учете в городском Центре занятости состоят 565 безработных. В основном требуются специалисты рабочих специальностей. (По данным нашего исследования многие ребята хотят получить рабочие специальности) Ученик 1 . «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!» Поговорим о рабочих профессиях. Ученица 12. Слесарь-ремонтник! Ученик 12. Профессия слесаря - одна из старейших профессий по обработке металла. Работы, выполняемые современным слесарем, настолько разнообразны, что эта профессия разделилась на множество специальностей. Ученик 13. Слесарь-инструментальщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, слесарь-сборщик... Профессия слесаря-ремонтника преимущественно мужская, требующая физической выносливости, крепкого здоровья. При работе с механизмами и инструментами необходимы хорошая координация и точность движений, ловкость... Ученица 12. ...А также знания по физике, химии, математике, черчению. Ученик 13. Профессию слесаря можно получить на основе профессионального образования в ПТУ №3 г. Алатыря. Ученица 13. Электрогазосварщик! Ученик 14. Уже в глубокой древности был известен способ соединения металлов - пайка и сварка. В древней Руси сваривали кольцеобразные украшения, умели производить сварку браслетов из стекла, а в XVI веке пушки изготавливали сваркой из отдельных колец, выкованных из железа. Ученица 13. Тебе это подойдет, если. Ученик 14. У тебя отличное здоровье и ты физически вынослив. Ученица 13. Необходимы также хорошая координация движений, устойчивость кистей рук, хороший глазомер... Ученик 14. ...И умение концентрировать внимание. А вот интеллектуальная и эмоциональная нагрузка умеренные. Ученик 13. Профессию электрогазосварщика можно получить также в прфессионально - технических училищах, а после их окончания можно и в ВУЗ поступить. Ученица 13. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (электрик)! Ученик 14. На заводах и фабриках имеется самое различное электрооборудование, от его бесперебойной работы во многом зависит эффективность любого производственного объекта. Ученик 13. Профессиональные навыки электромонтера очень высоко ценятся и в быту. Ученица 13. Тебе это подойдет, если... Ученик 13 . Ты сообразителен, находчив, терпелив, ловок и у тебя хорошая координация движений. Ученик 14. Готовят электромонтеров на базе неполного среднего образования, а также и после 11 классов. Учитель. Есть понятие высшего долга... Как вы думаете, ребята, в чем же состоит высший долг человека? И что означает для него отказ от высших, вечных целей во имя материальных? Вопросы учащимся:
Ученик 1 . Предположим, что вы особенно сильны в математике. Ученик 2. Тогда стоит посвятить свое время изучению тех профессий, в которых требуется знание математики. Ученик1. Определенных математических способностей требуют профессии каменщика, плотника, водопроводчика, слесаря, авиадиспетчера, фармацевта, биохимика, электротехника, архитектора, программиста, банковского служащего, агента по продаже ценных бумаг и лесничего. Учитель. Но если в математическом классе вы чувствуете себя неуютно, решение задач приводит вас в ужас и этот предмет вам вообще не нравится, значит ли это, что нужно отказаться от карьеры в строительстве, здравоохранении или лесоводстве? Совсем не обязательно. Но такой выбор потребует от вас напряженной работы. Вы должны быть честными сами с собой. Надо разобраться, вам этот предмет не нравится сам по себе или есть какие-то иные причины. А может, вы просто себя так настроили? Ученик 1 . Важно также выяснить, как именно математика используется в тех профессиях, которые вас интересуют. Ученик 2 . Слесарям, например, требуется хорошо владеть арифметикой, чтобы делать измерения и быстро производить расчеты. Ученик 1. Беседы с людьми разных профессий об их работе, вопросы о том, как они используют в них математику, должны помочь вам определиться, будете ли вы думать об этой профессии или вам лучше выкинуть ее из головы. Учитель. Вы также можете проверить некоторые ваши идеи о выборе профессии, более основательно проанализировав школьные предметы и свои результаты по этим предметам. Он. Как здорово, что я сегодня заглянул сюда. Как много я узнал о профессиях! Она. Ты разочаровался в своем выборе? Он. Нет, что ты! Я еще больше в нем утвердился. Она. А мне стало очень интересно узнать, какие профессии хотели бы выбрать ребята в своей жизни. Он . Так давай у них об этом и спросим! (ответы ребят). Учитель. Как видите, мы познакомились с вами с профессиями, которые являются самыми востребованными профессиями сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Однако, это вовсе не означает, что другие профессии менее интересны или менее востребованы. В каждой профессии есть свои «за» и свои «против», каждая профессия по-своему интересна и значительна. Значительность придает ей то, как ты ее выполняешь, как ты к ней относишься. Любая работа требует полной отдачи. Только в таком случае она приносит удовлетворение человеку, она дает радость творчества в самом монотонном и рутинном деле. Тысячи тропок готовит судьба, Сотни загадок в запасе хранит. Какой она будет – тропинка твоя Это тебе доказать предстоит. Будешь ли ты водить корабли, Или секреты веков узнавать, Построишь ли мост от Луны до Земли Может, ты станешь железо ковать. Вырастешь клоуном – самым смешным – И улыбками мир расцветет. Клоуны тоже на свете нужны – Они отправляют наши души в полет. Выбрать какую тропинку себе – Не узнаешь, пока не откроется дверь. Человеком старайся пройти по тропе Поверь в свои силы, в победу поверь. Рефлексия. (Совместно с классным руководителем 9 «А» класса проводится опрос ребят, с целью получения информации о том, что им понравилось в этом классном часе и что бы они могли предложить дополнительно для улучшения). Учитель. Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет каждому ученику определиться в будущей жизни. Желаю Вам успеха! |
Для родителей: правовые вопросы, связанные со статусом образовательных учреждений «Моя профессиональная карьера», разработанного кафедрой развития профессионального образования Костромского областного института... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технологии развития... Цель освоения дисциплины «Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи» формирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Различные подходы к организации процесса обучения (объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное... | Рабочая программа дисциплины в 6 Деловая карьера | ||
Академическая карьера Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа нноу школы "Карьера" Агафонова М. Н. Налог на прибыль в схемах, таблицах, примерах (глава 25 нк рф). Бератор- пресс, Москва, 2003 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Профессиональное самоопределение и карьера в Новосибирской области (16 ч) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Синонимы понятия «дистанционное обучение»: «дистантное обучение», «дистанционное образование», e-learning, «дистанционно-модульное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: икт, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, элементы рефлексивного обучения, обучение... | Правила приема на обучение по образовательным программам высшего... Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в спбгпу, а также определяет перечень вступительных испытаний... | ||
Конспект урока по английскому языку в 3 классе Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
План –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения) Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Лорел Гамильтон "Анита Блейк" Я — консультант городского и федерального управлений по расследованию событий с противоестественной подоплекой. Еще у меня есть лицензия... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной... Ивановская обл., г. Гаврилов Посад, пос. 9 Января, д. 23, тел.: (8 – 49355) 2-16-64, 2-17-05, e-mail: posadschoо | Конкурс проводится в 3 этапа. Первый этап представляет собой творческую... Рецензент(ы) доцент кафедры прикладной психологии Разумова Ольга Геннадьевна, к псх н., доц |