Скачать 106.92 Kb.
|
Казанский Государственный Университет Кафедра Экономической Кибернетики Курсовая работа" Использование технологии Macromedia Flash для создания интерактивных учебных материалов по курсу "Историческая геология" (темы: "Действие донных течений","Строение Земли")Выполнила: cтудентка группы 962Э Гайнанова Эльвира Руководитель: доц. кафедры экономической кибернетики КГУ О.А. Кашина Казань 2009 Содержание Введение_______________________________________________________ 3 Постановка задачи ______________________________________________ 4 Несколько слов о Macromedia Flash ________________________________ 4 Описание работы ________________________________________________ 6 Листинг программы ____________________________________________ 7 Образец пользовательского интерфейса ____________________________ 13 Введение. Характерной особенностью развития современного общества становится его информатизация. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования информационных и коммуникационных технологий. Информатизация образования - это процесс интеллектуализации деятельности обучающегося. Она развивается на основе реализации возможностей информационных технологий. В настоящее время Интернет - технологии развиваются быстрыми темпами, и все большее распространение находят программные продукты, позволяющие создавать Web - приложения, интерактивные программные продукты, а также Web - анимацию. Технологии интерактивной Web – анимации (в частности, Flash-технологии) дают возможность получения красочно анимированных динамических интерактивных страниц очень небольшого размера, что является идеальным для использования в интернете и наглядного зрительного представления информации. Это достигается за счет применения векторной графики и встроенного языка программирования ActionScript. Преимущества обучения с применением современных компьютерных технологий по сравнению с традиционными формами образования очевидны. Поэтому в Казанском Государственном Университете было решено внедрить систему электронного обучения на всех факультетах. В качестве такой системы была выбрана широко известная система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Факультет ВМК является куратором процесса внедрения системы Moodle в учебный процесс на всех факультетах КГУ. В течение 2008-2009 учебного года в этом направлении ВМК сотрудничает с несколькими факультетами, в частности, с геологическим факультетом. В рамках этого сотрудничества разрабатывается, в частности, курс «Историческая геология». Одним из основных направлений работы по созданию курса являются разработка анимированных интерактивных Flash-роликов (FLASH-Movie), иллюстрирующих и поясняющих различные геологические процессы. Идея создания FLASH-анимаций принадлежит доценту геофакак Сунгатуллиной Гузель Марсовне. Ею написаны детальные сценарии нескольких роликов, предоставлены графические и текстовые материалы. Постановка задачи. В качестве задания для курсовой работы мне было предложено самостоятельно изучить технологию Macromedia Flash4 и создать несколько анимаций для их последующего внедрения в курс «Историческая геология», размещенного в системе E-learning Moodle. Несколько слов о Macromedia Flash Технология Flash развивается с 1996 года как инструмент создания интерактивной анимации для Web, помогающий сделать программы и игры более интересными, динамичными и впечатляющими. Создав Flash, компания Macromedia объединила множество мощных идей и технологии в одной программе, позволив пользователям получать через Web целые мультимедийные презентации. Основным преимуществом Flash является возможность создания векторных анимационных файлов с небольшим временем загрузки, которые обеспечивают при этом высокую степень интерактивности. Ориентация на векторную графику в качестве основного инструмента разработки Flash-программ позволила реализовать все базовые элементы мультимедиа, такие как движение и звук. При этом благодаря мощным алгоритмам сжатия информации размер получающихся программ минимален и результат их работы не зависит от разрешения экрана у пользователя, что является одним из основных требований, предъявляемых к интернет - проектам. Помимо этого, Flash является многофункциональным средством, посредством которого можно реализовать доступ к базам данных, поддержку XML, интеграцию видео и аудио, использовать предварительно встроенные шаблоны, процедуру перетаскивания, получать доступ к серверам приложений, работающим в режиме реального времени. Одним из основных преимуществ Flash-технологии является его межплатформенность, то есть этот формат может использоваться на любой аппаратно-программной платформе, в частности, как на компьютерах Macintosh, работающих под управлением операционной системы MacOS, так и на компьютерах IBM с ОС Windows, а также на платформах UNIX, PDA и даже в мобильных телефонах. Зона применения Flash-программ огромна. Вначале Flash-технологии использовались преимущественно для создания различных анимированных баннеров и заставок, затем большую популярность приобрели Flash-игры и короткие анимационные Flash-ролики. Параллельно с этим активно развивались онлайновые интерактивные бизнес-приложения: руководства пользователя, рекламные презентации, средства обучения и т.п. Все чаще технология Flash стала применяться для создания сложных интерактивных сайтов и в последние годы превратилась в промышленный стандарт для работы с интерактивным контентом. Использование Flash не ограничивается Интернетом. Любой разработанный во Flash продукт может быть выпущен как интерактивный фильм в Web, как видео ролик, пригодный для просмотра на компьютерах, или даже как исполняемая программа, распространяемая на CD. Описание работы. Исходные данные к работе В процессе реализации курсовой работы мной были разработаны две анимированные Flash- иллюстрации: «Действие донных течений» и «Строение Земли». В качестве основы мне были предложены несколько статичных картинок, которые требовалось анимировать и связать друг с другом.
Проблемы импорта данных и их решение Как уже говорилось, Flash основан на использовании векторной графики. Векторная графика – это объекты, определяемыми математическими уравнениями или векторами, которые содержат информацию о размере, форме, цвете, границе и местоположении объекта. Качество изображения не зависит от разрешения, с которым просматривается объект. Отличие рисунков векторной и растровой графики при многократном увеличении. Для достижения максимального сходства с оригиналами было необходимо импортировать их во Flash. В этом состояла основная сложность работы, так как исходные картинки представляют собой растровые изображения (а FLASH работает с векторной графикой). Перерисовать их заново вручную – очень трудоемкий и долгий процесс. Использование трассировки (перевод растрового изображения в векторное, путем разбиения его на отдельные детали - формы и линии) приводит к большой потере четкости изображения. Наилучший эффект был достигнут путем трассировки импортированных во Flash картинок и последующей частичной перерисовки полученных изображений уже в формате векторной графики. Принципы разработки FLASH-проекта Изучив литературу по технологии FLASH, мы сформулировали следующие принципы создания FLASH-movie:
При создании роликов были использованы все виды анимации. Порядок работы Вывод Тесты показали, что программа успешно работает. Созданные анимации внедрены в систему Moodle используется в учебном процессе на геологическом факультете КГУ. http://kek.ksu.ru/EOS/Moodle/Anima/Stream_Effects 202.html ftp://kek.ksu.ru:10021/EOS/Moodle/Anima/Earth/EartButtons.html Лаборатория компьютерных средств обучения (Александрова Ирина Сергеевна)Листинг программы.unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls, Unit2, Mask; type TForm1 = class(TForm) RadioGroup1: TRadioGroup; RadioButton1: TRadioButton; RadioButton2: TRadioButton; Label1: TLabel; Label2: TLabel; Label3: TLabel; Label4: TLabel; Label5: TLabel; Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Edit3: TEdit; Edit4: TEdit; Button1: TButton; Button2: TButton; Button3: TButton; procedure RadioButton1Click(Sender: TObject); procedure RadioButton2Click(Sender: TObject); procedure Button2Click(Sender: TObject); procedure Button3Click(Sender: TObject); procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; x, y, d, g, p, Q: array of Double; n, count: integer; implementation {$R *.dfm} procedure activateItems(flag1: BOOL; flag2: BOOL); // Изменить видимость объектов begin Form1.Label1.Visible:=flag1; Form1.Label2.Visible:=flag1; Form1.Label3.Visible:=flag1; Form1.Label4.Visible:=flag1; Form1.Label5.Visible:=flag2; Form1.Edit1.Visible:=flag1; Form1.Edit2.Visible:=flag1; Form1.Edit3.Visible:=flag1; Form1.Edit4.Visible:=flag2; Form1.Button1.Visible:=flag1; Form1.Button3.Visible:=flag1; if (flag1=False) AND (flag2=False) then begin Form1.Edit1.Clear; Form1.Edit2.Clear; Form1.Edit3.Clear; Form1.Edit4.Clear; end; end; procedure TForm1.RadioButton1Click(Sender: TObject); begin activateItems(True,True); n:=4; end; procedure TForm1.RadioButton2Click(Sender: TObject); begin activateItems(True,False); n:=3; end; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); // Выход begin Form1.Close; Form2.Close; end; procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); // Сброс begin activateItems(False,False); RadioButton1.Checked:=False; RadioButton2.Checked:=False; end; function f(x: array of Double): Double; // Значение функции var a, b, c: Double; begin if (n=4) then begin a:=sqr(x[0]+10*x[1])+5*sqr(x[2]-x[3]); b:=sqr(x[1]-2*x[2]); c:=sqr(x[0]-x[3]); Result:=a+sqr(b)+10*sqr(c); end else if (n=3) then begin a:=3*sqr(x[0]-4); b:=5*sqr(x[1]+3); c:=7*sqr(2*x[2]+1); Result:=a+b+c; end; end; function Gradient(x: array of Double; n: integer): Double; // Значение градиента var ggg: Double; begin ggg:=0; if (n=4) then begin g[0]:=2*(x[0]+10*x[1])+40*sqr(x[0]-x[3])*(x[0]-x[3]); g[1]:=20*(x[0]+10*x[1])+4*sqr(x[1]-2*x[2])*(x[1]-2*x[2]); g[2]:=10*(x[2]-x[3])-8*sqr(x[1]-2*x[2])*(x[1]-2*x[2]); g[3]:=-10*(x[2]-x[3])-40*sqr(x[0]-x[3])*(x[0]-x[3]); // Вычисляем норму градиента ggg:=g[0]*g[0]; ggg:=ggg+sqr(g[1]); ggg:=ggg+sqr(g[2]); ggg:=ggg+sqr(g[3]); end else if (n=3) then begin g[0]:=6*(x[0]-4); g[1]:=10*(x[1]+3); g[2]:=28*(2*x[2]+1); ggg:=sqr(g[0]); ggg:=ggg+sqr(g[1]); ggg:=ggg+sqr(g[2]); end; Result:=sqrt(ggg); end; procedure Interpolation(); // Кубическая интерполяция var Gp, Gq, Fp, Fq, Gr, Fr, HH, z, w, r: Double; var Qx: Double; var i: Integer; begin Fp:=f(x); while True do // Находим направление begin Gp:=0; for i:=0 to n-1 do Gp:= Gp + g[i]*d[i]; Qx:=ABS((2*Fp)/Gp); if Qx>1 then Qx:=1; if Gp<0 then break; for i:=0 to n-1 do begin x[i]:= p[i]-Qx*d[i]; p[i]:=x[i]; end; Fp:=f(x); Gradient(x,n); end; HH:=Qx; while True do //Находим точку q begin for i:=0 to n-1 do begin Q[i]:=p[i]+ HH*d[i]; x[i]:=Q[i]; end; Fq:=f(x); Gradient(x,n); Gq:=0; for i:=0 to n-1 do Gq:=Gq+g[i]*d[i]; if (Gq>0) or (Fq>Fp) then break; HH:=2*HH; end; while True do // аппроксимация точки минимума на (0,HH) значением r begin z:=((3*(Fp-Fq))/HH)+Gp+Gq; w:=z*z-Gp*Gq; if (w<0) then w:=0; w:=sqrt(w); r:=HH*(1-((Gq+w-z)/(Gq-Gp+2*w))); for i:=0 to n-1 do x[i]:= p[i]+ r*d[i]; Fr:=f(x); Gradient(x,n); Gr:=0; for i:=0 to n-1 do Gr:=Gr+g[i]*d[i]; if (Fr<=Fp) and (Fr<=Fq) then break; //условия выхода из интерполяции if Gr>0 then begin HH:=r; for i:=0 to n-1 do Q[i]:=x[i]; Fq:=Fr; Gq:=Gr; end else begin HH:=HH-r; for i:=0 to n-1 do p[i]:=x[i]; Fp:=Fr; Gp:=Gr; end; end; end; procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); // Метод ДФП var kk, wk, dk: Double; var i, j: integer; var U, M, V: array of Double; var H: array of array of Double; const Eps=0.00001; e=0.00005; // заданная точность begin SetLength(x,n); SetLength(H,n,n); SetLength(d,n); SetLength(g,n); SetLength(U,n); SetLength(p,n); SetLength(y,n); SetLength(M,n); SetLength(V,n); SetLength(p,n); SetLength(Q,n); x[0]:=StrToFloat(Edit1.Text); x[1]:=StrToFloat(Edit2.Text); x[2]:=StrToFloat(Edit3.Text); if (n=4) then x[3]:=StrToFloat(Edit4.Text); Form2.Show; Form2.ListBox1.Clear; count:=0; // количество итераций dk:=1; for i:=0 to n-1 do begin for j:=0 to n-1 do H[i,j]:=0; H[i,i]:=1; end; // Цикл Метода while (sqrt(dk)>=e) and (Gradient(x,n)>=Eps) do begin for i:=0 to n-1 do begin p[i]:=x[i]; y[i]:=x[i]; end; Gradient(x,n); for i:=0 to n-1 do //запоминаем градиент в U[] и задаем направление спуска d[] begin U[i]:=g[i]; d[i]:=0; for j:=0 to n-1 do d[i]:=d[i]-H[i,j]*g[j]; end; Interpolation(); kk:=0; wk:=0; dk:=0; // обновим матрицу H for i:=0 to n-1 do begin U[i]:=g[i]-U[i]; V[i]:=x[i]-y[i]; end; for i:=0 to n-1 do begin M[i]:=0; for j:=0 to n-1 do M[i]:=M[i]+H[i,j]*U[j]; kk:=kk+M[i]*U[i]; wk:=wk+V[i]*U[i]; dk:=dk+V[i]*V[i]; end; if (kk<>0) and (wk<>0) then begin for i:=0 to n-1 do for j:=0 to n-1 do begin H[i,j]:=H[i,j]-(M[i]*M[j]/kk)+(V[i]*V[j]/wk); end; end; count:=count+1; Form2.ListBox1.Items.Add(' Итерация '+IntToStr(count)); Form2.ListBox1.Items.Add(' f(x) = '+FloatToStrF(f(x),ffGeneral,7,0)); for i:=0 to n-1 do Form2.ListBox1.Items.Add('x'+IntToStr(i+1)+' = '+ FloatToStrF(x[i],ffGeneral,7,0)); Form2.ListBox1.Items.Add(''); end; // Конец цикла минимизации Form2.ListBox1.Items.Add(' Минимизация закончена!'); Form2.ListBox1.Items.Add('Количество итераций: '+IntToStr(count)); Form2.ListBox1.Items.Add('Минимум функции f(x) = '+FloatToStrF(f(x),ffGeneral,7,0)); for i:=0 to n-1 do Form2.ListBox1.Items.Add('x'+IntToStr(i+1)+' = '+ FloatToStrF(x[i],ffGeneral,7,0)); end; end. unit Unit2; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; type TForm2 = class(TForm) Label1: TLabel; ListBox1: TListBox; Button1: TButton; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form2: TForm2; implementation uses Unit1; {$R *.dfm} procedure TForm2.Button1Click(Sender: TObject); // Выход begin Form1.Close; Form2.Close; end; end. Образец пользовательского интерфейса. 0> |
Согласовано зам директора по увр Программа Macromedia Flash mx 2004, Macromedia Flash mx 2004 Pro (желательно), Macromedia Flash 8 или Adobe Flash cs3 | Учебник по дисциплине «информатика» История интерактивных учебников и средств для их создания началась, когда Интернет не был еще распространен повсеместно, а учебные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые ресурсы: текстовой редактор word, редактор для создания презентации power point, табличный редактор excel, программа... | Инструкция пользователя 10 заключение 13 Практически в программе... Это промышленный стандарт для работы с интерактивным контентом. Это наиболее передовая среда для создания насыщенных диалоговых веб-сайтов,... | ||
Элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами... Капитонова Т. А., каф математики и методики преподавания сгу им. Н. Г. Чернышевского, Пуйшо Н. В., учитель информатики моу «сош №52»... | Тема: Программа Macromedia Flash mx. Кадры, слои, сохранение и опубликование файла | ||
Курсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство... Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | Пояснительная записка 5 стр. Тематическое планирование 7 стр Цель обучения: Овладение технологиями создания изображений, анимации, трансформаций, навигаций, различных flash-представлений, презентаций,... | ||
Курсовая работа является обязательным видом итогового контроля по... Курсовая работа – это первый этап в самостоятельном теоретическом осмыслении материала, накопленного в ходе обучения в университете,... | Курсовая работа Разработка проекта аис на примере муз «Городская больница» Курсовая работа является одним из видов учебных занятий и выполняется в соответствии с учебным планом специальности. При написании... | ||
Тема урока: Macromedia Flash. Анимация. Покадровая анимация Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы | Интерактивных форм Фгос впо) одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт, интерактивных технологий (работа в парах и группах), игровой технологии и элементов технологии нестандартного мышления) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование игровых технологий при изучении сложной темы помогает создать условия для успешного усвоения учебного материала. Работа... | ||
Курсовая работа По дисциплине «Базы данных» Программное обеспечение для создания систем управления базами данных | Курсовая работа по курсу «Технологии программирования» по теме «Хеширование» По словам Брайана Кернигана, это «одно из величайших изобретений информатики». Заглядывая в адресную книгу, энциклопедию, алфавитный... |