Скачать 168.57 Kb.
|
Голубева Л. Современный урок: методический арсенал учителя/Л. Голубева//Сельская школа. – 2009. – №5. – С. 20-27. В современном образовательном процессе используются многие методические приёмы, направленные на повышение эффективности урока. Они помогают избежать недостатков и учебника, и работы учителя по нему. Информация во многих разделах учебника раздроблена, взаимосвязи между фактами и явлениями не всегда прослеживаются. На уроке учитель не всегда уделяет внимание развитию общеучебных умений школьников, повышению их мотивации решению воспитательных задач средствами учебного материала. Мы вычленили некоторые методические приёмы, которые помогут учителю преодолеть эти издержки. Современный урок: методический арсенал учителя В прошлом выпуске журнала опубликованы материалы волгоградских педагогов о современном уроке, его многообразии и разновидностях. Продолжая тему, знакомим вас с методическими приёмами, которые помогут учителям сделать урок более эффективным. В современном образовательном процессе используются многие методические приёмы, направленные на повышение эффективности урока. Они помогают избежать недостатков и учебника, и работы учителя по нему. Информация во многих разделах учебника раздроблена, взаимосвязи между фактами и явлениями не всегда прослеживаются. На уроке учитель не всегда уделяет внимание развитию общеучебных умений школьников, повышению их мотивации решению воспитательных задач средствами учебного материала. Мы вычленили некоторые методические приёмы, которые помогут учителю преодолеть эти издержки. Способы реализации учебных задач Укрупнение научной информации и заданий
Выделение взаимосвязей в информации и заданиях • Выделение взаимосвязей между понятиями и заданиями в рамках материала урока • Выделение взаимосвязей между понятиями и заданиями двух или нескольких уроков по теме. • Выделение взаимосвязей между понятиями и заданиями по всей теме. • Выделение взаимосвязей между понятиями и заданиями по разделу программы. • Выделение взаимосвязей между понятиями и заданиями по курсу. • Дифференциация учебного материала на несколько уровней (учащиеся должны выполнять определённое количество заданий по своему выбору). • Дифференцированные исследовательские работы учащихся (учебное исследование, научное исследование, проектирование, конструирование и др.). Развитие умений работать с учебной информацией • Составление элементарных копий учебной информации: переписывание правил, определений, схем, формул из учебника. • Составление элементарных копий с выделением взаимосвязей между понятиями.
Развитие мотивации учащихся
Развитие интеллектуальных умений
• Проблемная ситуация создаётся с помощью использования системы творческих задач. Технологии научной деятельности
Реализация воспитательных задач Уровни взаимоотношения учителя и учащихся
Воспитание нравственности
Формы организации учебного процесса
Работа над структурой урока При составлении структуры урока следует иметь в виду общую закономерность: выделяются постоянные этапы на каждом уроке — организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию. Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока. К сожалению, в школьной практике очень часто уроки учителя превращаются в шаблон, когда каждый урок имеет одинаковую структуру. Следующая очень серьёзная проблема: инструктаж по домашнему заданию заменяется быстрой, обычно после звонка с урока, записью параграфов и упражнений. В результате ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего, не выполнит его или спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Детальный инструктаж по домашнему заданию позволит на следующем уроке меньше времени затратить на анализ затруднений и поможет многим ученикам самостоятельно выполнять его, не списывая у товарищей. Учителя ссылаются на нехватку времени. Но это — не оправдание. За таким отношением к домашнему заданию, скорее всего, — методическая ошибка. Анализ и аттестация работы учителя Основное затруднение при проведении анализа и аттестации деятельности учителя — в недостаточной разработанности параметров, по которым проводится аттестация, и критериев оценки по каждому из параметров. В процессе аттестации в первую очередь анализируется уровень преподавания предмета. Аттестующий посещает серию уроков учителя и на основе анализа каждого из них, а также результатов по теме делает вывод об уровне преподавания. И здесь возникает первая ошибка. Серия уроков вряд ли может быть объективным показателем, потому что оценить эффективность дидактического процесса можно лишь в том случае, если анализируется процесс изучения целостной темы, а не отдельных уроков, да ещё по разным темам в разных классах. А ведь так чаще всего и бывает: общий вывод делается на основе анализа отдельных уроков в разных классах. Вторая ошибка — результатами изучения темы считаются знания и умения учащихся. Абсолютное большинство контрольных и зачётных работ в школах содержат в себе вопросы на проверку конкретных знаний и умений применять их по образцу. Проверка учебных умений, творческих, практических ведётся далеко не всегда. Ещё одно серьёзное затруднение при проведении анализа Урока — уровень эффективности применяемых учителем приёмов, методов и форм преподавания определяется аттестующим «на глаз» или по произвольно составленной схеме. Понятно, что при таком подходе один и тот же урок несколько проверяющих могут оценить по-разному, ведь у каждого из них свои критерии. В настоящее время для анализа и аттестации работы учителя применяется большое количество аналитических систем, имеющих много хорошего в своей структуре, но все они имеют один общий недостаток — отсутствие объективной классификации педагогических приёмов, оценки их эффективности. К примеру, какая форма проведения урока эффективнее — групповая или фронтальная и почему? А как лучше укрупнять учебный материал — блоком по двум-трём урокам или по всей теме? Следовательно, анализ уроков, который проводится в школах, часто не соответствует понятию объективности. Предлагаем один из возможных вариантов анализа работы учителя. Методика преподавания темы Заканчивается изучение темы, учитель проводит контрольную работу или зачёт, а часть учащихся класса с работой не справилась или не сдала зачёт. Почему? Причин здесь может быть несколько, например: отсутствие интереса к предмету ввиду его оторванности от жизни, большая перегрузка учащихся (особенно средней школы), неумение школьников учиться и другие. Но всё ли сделал для успешного изучения темы учитель? Знает ли он педагогические закономерности, умеет ли опираться на них с помощью методических приёмов? На структуру методики преподавания темы абсолютное большинство учителей обращает, мягко говоря, недостаточное внимание. В массовой педагогической практике преобладает ориентация на методику урока, хотя в педагогике давно установлено, что дидактической единицей изучения любого предмета является содержание темы, а не урока. Наш современный учитель похож на конструктора, который конструирует автомобиль, но начинает не с создания общей модели машины, а с отдельных её элементов. Понятно, что результаты такого конструирования будут очень низкими: созданные отдельные элементы могут не совместиться в целой конструкции. Не составляя общей методики темы, а разрабатывая лишь методику уроков по теме, учитель заранее обрекает и свою и учебную деятельность своих учеников на низкий результат. Какие же закономерности необходимо учитывать при разработке методики изучения темы? Методика изучения темы имеет свою структуру:
Этапы изучения темы можно планировать поочерёдно или, что более эффективно, объединять. Работа учащихся на каждом из этапов изучения темы может быть организована как совместная деятельность учителя и учащихся, деятельность учащихся под контролем учителя, самостоятельная деятельность учащихся. Рассмотрим более подробно методику изучения темы. 1. Постановка задач темы. Основные задачи при изучении учебного материала любой темы:
2. Ознакомление учащихся с новой учебной информацией и построение её моделей. Репродуктивная деятельность. На этом этапе учитель должен ознакомить учащихся с наиболее сложным материалом темы. Эта деятельность проводится либо в начале изучения темы, если учитель применяет блочный подход, либо в течение всей темы, если учитель применяет линейное планирование учебного материала. Обязательными условиями эффективности на этом этапе являются: составление конспектов закономерностей, запись алгоритма выполнения репродуктивных и творческих заданий по теме. Опытный учитель, знакомый с теорией непроизвольного запоминания, никогда не будет требовать от учеников полного запоминания всего изученного на уроке уже к следующему уроку, он предложит запомнить лишь основные термины и закономерности. Но дальнейшая учебная деятельность учащихся будет организовала таким образом, что конспекты будут регулярно использоваться на уроках для выполнения различных заданий, и в процессе этого Ученики непроизвольно запоминают содержащийся в них учебный материал. 3. Формирование убеждений в процессе творческой деятельности. На этом этапе изучения темы начинается процесс глубокого усвоения знаний и умений, развитие убеждений. Учитель предлагает ученикам выполнить постепенно усложняющиеся творческие задания, в процессе чего представления, сформированные на предыдущем этапе изучения темы, переводились бы в прочно усвоенные понятия и умения. Выполнение каждого задания учащимися на этом этапе контролируется учителем для определения правильности применения новых знаний и умений. Нелишне ещё раз напомнить, что деятельность учащихся обеспечивается конспектами, алгоритмом. В педагогической практике упущениями учителя на этом этапе являются:
4. Развитие и коррекция убеждений и исследовательских умений у учащихся в процессе выполнения исследовательских работ. Самостоятельная учебная деятельность учащихся начинается после того, как учитель убедится на предыдущем этапе изучения ; темы, что ученики усвоили основные знания и умения по этой теме. Самостоятельная работа учащихся направлена на дополнение и углубление изученного материала. Это осуществляется в работе с дополнительной учебной (хрестоматии, книги для чтения, задачники) и научно-популярной (журналы, брошюры, монографии) литературой. В классе всегда будут ученики с низким уровнем развития, которые до конца темы будут работать совместно с учителем или под его контролем, но в каждом классе есть ребята, которые могут и должны самостоятельно выходить за пределы школьной программы, максимально развивая свои способности. 5. Контроль и коррекция результатов по теме. Задания контрольной или зачётной работы должны быть составлены таким образом, чтобы проверить, насколько реализованы учебные задачи темы — сформированы основные знания и представления, умение работать с учебной информацией. А это значит, что наряду с заданиями по проверке основных знаний и учебных умений должны быть творческие задания, требующие применения изученного материала в практических, жизненных ситуациях, умения доказывать правильность или ошибочность теоретических положений или практических действий, оценить, дать нравственную оценку деятельности человека. По сути дела, контроль должен быть комплексным, по проверке реализации всех задач темы. Только в этом случае можно говорить о том, что учитель видит творческую личность ученика как цель и стремится к её достижению в своей деятельности. По завершении контроля по теме необходимо определить, какие задачи реализованы успешно, а какие — неудовлетворительно. Допустим, по результатам зачёта выяснилось, что ученики хорошо знают основной материал, умеют работать с учебной информацией, планировать и контролировать свою деятельность — учебные задания выполнены на хорошем уровне. Однако многие ученики не выполнили творческих заданий зачёта, у них слабо развито умение применять изученное в практических ситуациях. На основании этих результатов учитель проводит коррекцию, а именно: при составлении тематического плана следующей темы он увеличивает количество и виды тех заданий, по которым у учеников наибольшие затруднения, и стремится разработать соответствующие методики и алгоритмы для их выполнения. Такой учитель — подлинный мастер своего дела, он всегда знает, по каким вопросам у учеников в его классе нет затруднений, по каким затруднения остались. Он знает, что нужно делать, чтобы эти затруднения преодолеть. Он никогда не будет обвинять своих учеников в недостаточном внимании к своему предмету, задавать им огромные по объёму домашние задания. Он будет чётко, конкретно и в соответствии с затруднениями планировать коррекционную работу по каждой теме. И в конечном счёте его ученики будут обучены, развиты и воспитаны. 6. Анализ изучения темы и его результатов. Схема анализа процесса изучения темы строится в соответствии с основными этапами развития умений и навыков:
Критерии оценки методики преподавания темы: • Низкий уровень — реализуются первые элементы методики в процессе совместной деятельности учителя и учащихся. Контроль результатов по теме — на уровне знаний и представлений. • Удовлетворительный уровень — реализуются элементы методики в процессе совместной деятельности учителя и учащихся. Комплексный контроль результатов по теме. • Высокий уровень — реализуются все элементы методики в процессе деятельности учащихся под контролем учителя. Комплексный контроль по теме. • Очень высокий уровень — реализуется все элементы методики в процессе самостоятельной деятельности учащихся. г. Волгоград |
«новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 1980-х годов Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы.». Последовательность изучения содержательных компонентов изучается блочно по главам, последовательно... | ||
Методические рекомендации и контрольные задания для обучающихся заочно... Целью данного курса является изучение дисциплины: обучение студентов основным понятиям искусства; определениям и понятиям искусства... | Доклад директора / публичный отчет России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Методика преподавания бурятского языка раздел 1 России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Рабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год) России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Паспорт проекта лингвистических классов гимназии №33 “Buryatia welcomes... России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Методические рекомендации: При изучении Европы планируется страноведческий... На уроках разрешается пользоваться любой информацией, в том числе и Интернетом. Учителю на уроке остаётся только следить, чтобы группы... | ||
Ключи к олимпиадным заданиям по биологии. 6 класс. 1 задание. (Каждое... На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, то перейдите... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России. На изучение курса истории в 8 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 28 часов, история... | ||
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным... Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество».... | Генетика Вариант Дайте определение следующим понятиям Изотова Елена Анатольевна – учитель биологии муниципальной средней общеобразовательной школы №1 г. Галича | ||
Отчет по л/р и индивидуальным домашним заданиям Проверка конспектов и собеседование по теме самостоятельного изучения «Алкадиены» | Тема Дата Работа в группах по заданиям. Составление и защита правил и норм в предложенных ситуациях | ||
Реферат по отдельным темам Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются | Людмила Андреевна «преступление» Настоящая работа посвящена исследованию идиом русского языка, относящихся к понятиям «Преступление» и «Наказание» |