Скачать 0.52 Mb.
|
Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ» Кафедра менеджмента ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ Методические рекомендации по проведению деловой игры «ПОИСК РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВО» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) очной формы обучения Кемерово 2007
Настоящие
Дисциплина «Основы планирования карьеры» является факультативным курсом для данной специальности. Составитель: к.э.н., доцент Табашникова О.Л. Введение Методические рекомендации по проведению деловой игры «Поиск работы и трудоустройство» по дисциплине «Основы планирования карьеры» разработаны на основе обобщения опыта участия автора в совместном российско-британском проекте «Трамплин», а также проведения факультативных занятий со студентами старших курсов и выпускниками вузов городов Кемерово и Новокузнецк по курсу «Технология поиска работы. Основы построения карьеры» в соответствии с учебным планом специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) очной формы обучения и предназначены для оказания методической помощи студентам при подготовке и проведении деловой игры. Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» является частью дисциплины «Основы планирования карьеры», включение которой в учебный процесс обусловлено необходимостью формирования таких субъективных факторов эффективного поведения выпускников вуза на рынке труда, как:
Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» - не только значимая часть изучаемой дисциплины, но и важная составляющая системы карьерного тьюторинга, назначение которого – обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение карьеры специалиста уже на самых ранних этапах его профессионального становления. Молодые специалисты еще на студенческой скамье должны быть убеждены, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован, у них должны быть не только сформированы профессиональные знания и умения, но и развито стремление к самореализации в труде и личностная готовность жить и действовать в современных условиях. 1. Цель и задачи проведения деловой игры Цель деловой игры – разработка персонального портфолио, а также формирование у студентов навыков делового общения с работодателем, эффективного поведения на рынке труда. Основные задачи деловой игры: – актуализация знаний по технологии поиска работы и трудоустройства; – разработка персонального портфолио (пакета документов для самопрезентации при приеме на работу); – усвоение базовых коммуникативных приемов и техник самопрезентации. 2. Методические рекомендации по подготовке к проведению деловой игры В процессе подготовки и проведения деловой игры участники выполняют индивидуальные и групповые задания. Индивидуальное задание выполняется вне аудитории и состоит в разработке профессионального резюме и формировании портфолио. Групповые задания выполняются в аудитории в рамках соответствующих этапов деловой игры. В учебной группе формируются подгруппы из 4-7 человек. Распределение ролей условное, в процессе игры участники меняются ролями. Каждая группа получает от преподавателя необходимые инструкции и материалы для выполнения заданий. 3. Основные этапы деловой игры Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» состоит из трех этапов, которые, в свою очередь, включают выполнение упражнений, ролевую игру и внеаудиторную работу. Общая продолжительность деловой игры – 6 часов. Содержание, продолжительность, используемые методы и предполагаемые результаты каждого из этапов представлены в табл.1. Таблица 1 Основные этапы деловой игры «Поиск работы и трудоустройство»
4. Методические рекомендации по процедуре игрового взаимодействия Этап 1. Введение в деловую игру (работа в аудитории, 2 часа) Цель – сформировать у студентов навыки эффективного поведения на рынке труда (в т.ч. навыки анализировать объявления о вакансиях в средствах массовой информации (СМИ), отвечать на вопросы работодателя), подготовить проведение процедуры собеседования при приеме на работу (Этап 3). План 1. Вводная часть. 2. Упражнение 1. Анализ объявлений о вакансиях в СМИ. 3. Упражнение 2. Разработка перечня вопросов для собеседования. 4. Подведение итогов. Упражнение 1. Анализ объявлений о вакансиях в СМИ. Цель – отработка навыков анализа объявлений о вакансиях в СМИ. Задание 1. Проанализировать объявления о вакансиях в СМИ. 2. На основе анализа объявлений выбрать 3 -5 вакансий. Например: – начальник отдела продаж, – заведующий магазином, – региональный представитель компании, – менеджер по работе с корпоративными клиентами, – менеджер торгового зала и т.п. 3. Составить личностную спецификацию для каждой из вакантных должностей по форме, приведенной в табл. 2, и определить функциональное содержание труда специалиста для использования этих материалов во время проведения Этапа 3 «Собеседование при приеме на работу». Таблица 2 Личностная спецификация вакантной должности _______________________________________________________
(Таблица составлена по книге: Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала : Учебное пособие. – СПб : ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – с. 327). Процедура выполнения упражнения
Руководитель игры помогает всем, кто нуждается в консультировании, и в конце игры подводит итоги. Упражнение 2. Разработка перечня вопросов для собеседования Цель – подготовка вопросов для сбора информации о претендентах на имеющиеся вакансии, отработка навыков формулирования вопросов на собеседовании. Задание
Процедура выполнения упражнения
Этап 2. Разработка профессионального резюме и портфолио (внеаудиторная работа, 2 часа) Цель – приобретение навыков разработки профессионального резюме и составления портфолио. Индивидуальное задание
Методические рекомендации по выполнению задания Резюме и портфолио необходимо разработать с ориентацией на какую-либо из вакансий, которые были выбраны на основе анализа объявлений в СМИ во время выполнения Этапа 1 деловой игры. Например: – начальник отдела продаж, – заведующий магазином, – региональный представитель компании, – менеджер по работе с корпоративными клиентами, – менеджер торгового зала и т.п. Выбор вакансии осуществляется студентом самостоятельно. Составлению резюме и портфолио предшествует изучение студентом Темы 2 «Самооценка и профессиональное самоопределение – первый этап планирования карьеры», Темы 3 «Региональный рынок труда: состояние и перспективы развития»,1 и работа по анализу своих сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды (ситуации на рынке труда), результаты которой представляются в матрице SWOT. Пример разработки матрицы SWOT-анализа приведен в Приложении 3. Портфолио представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические – учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с потенциальным работодателем. При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие рекомендации:
В состав портфолио входят следующие разделы:
Кроме того, портфолио включает Приложения, в которых размещаются документы, подтверждающие приводимую информацию. Кратко охарактеризуем каждый из разделов порфолио. |
Программа итогового междисциплинарного экзамена Специальность 080301... Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция... | Биржевое дело учебно-методический комплекс Специальности: 080301... Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Биржевое дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2007 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс дисциплины Мировая экономика и международные... «Мировая экономика и международные экономические отношения» по специальности 080301 (351300) Коммерция (торговое дело) / Сост. Е.... | ||
Учебник Рекомендовано Государственным университетом управления для... Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Моделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Маркетинг рабочей силы Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика;... Учебно-методический комплекс «Организация и техника внешнеторговых операций» составлен в соответствии с требованиями примерной программы... | ||
Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | Московский государственный технический университет Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
М 01. Современные проблемы науки и образования Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Программа дисциплины «Экономическая теория» для аспирантов научной специальности Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Методические указания по выполнению контрольных работ общие положения... Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);... | Классный час на тему: «Они были первыми» Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Новое понимание человека в философии и эстетике романтиков Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... |