Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело)





НазваниеМетодические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело)
страница1/5
Дата публикации06.11.2014
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Кафедра менеджмента

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

КАРЬЕРЫ

Методические рекомендации по проведению

деловой игры
«ПОИСК РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВО»

для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) очной формы обучения

Кемерово 2007


Утверждены на заседании

кафедры менеджмента

Кемеровского института

(филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Протокол № 3 от 03.10.2007 г.


Утверждены к печати учебно-методической комиссией факультета менеджмента Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Протокол № 3 от 25.10.2007 г.







Основы планирования карьеры [Текст]: Методические рекомендации по проведению деловой игры «Поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) очной формы обучения / Сост. О.Л. Табашникова. – Кемерово: КемИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. – с. 48.








Настоящие
                  1. Кемерово 2001
методические рекомендации разработаны в соответствии с программой дисциплины «Основы планирования карьеры», составленной на основе обобщения опыта участия автора в совместном российско-британском проекте «Трамплин», проведения факультативных занятий со студентами старших курсов и выпускниками вузов гг. Кемерово и Новокузнецк по курсу «Технология поиска работы. Основы построения карьеры», а также в соответствии с учебным планом специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело).

Дисциплина «Основы планирования карьеры» является факультативным курсом для данной специальности.

Составитель:

к.э.н., доцент

Табашникова О.Л.


Введение
Методические рекомендации по проведению деловой игры «Поиск работы и трудоустройство» по дисциплине «Основы планирования карьеры» разработаны на основе обобщения опыта участия автора в совместном российско-британском проекте «Трамплин», а также проведения факультативных занятий со студентами старших курсов и выпускниками вузов городов Кемерово и Новокузнецк по курсу «Технология поиска работы. Основы построения карьеры» в соответствии с учебным планом специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) очной формы обучения и предназначены для оказания методической помощи студентам при подготовке и проведении деловой игры.

Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» является частью дисциплины «Основы планирования карьеры», включение которой в учебный процесс обусловлено необходимостью формирования таких субъективных факторов эффективного поведения выпускников вуза на рынке труда, как:

  • четкое определение жизненных и профессиональных целей;

  • владение современными технологиями, в том числе информационными, при поиске работы;

  • наличие навыков делового общения;

  • знание карьерных технологий;

  • готовность к дальнейшему обучению;

  • наличие мотивации к достижениям;

  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;

  • установка на ведущую роль личностного ресурса;

  • интернальная позиция по отношению к управлению своим карьерным продвижением;

  • ориентация не столько на уровень заработной платы, сколько на возможности самореализации, карьерного роста.

Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» - не только значимая часть изучаемой дисциплины, но и важная составляющая системы карьерного тьюторинга, назначение которого – обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение карьеры специалиста уже на самых ранних этапах его про­фессионального становления. Молодые спе­циалисты еще на студенческой скамье должны быть убежде­ны, что их интеллектуальный и творческий потенциал будет востребован, у них должны быть не только сформированы профессиональные знания и умения, но и развито стремление к самореализации в труде и личностная готовность жить и действовать в современных условиях.
1. Цель и задачи проведения деловой игры
Цель деловой игры – разработка персонального портфолио, а также формирование у студентов навыков делового общения с работодателем, эффективного поведения на рынке труда.

Основные задачи деловой игры:

– актуализация знаний по технологии поиска работы и трудоустройства;

– разработка персонального портфолио (пакета документов для самопрезентации при приеме на работу);

– усвоение базовых коммуникативных приемов и техник самопрезентации.
2. Методические рекомендации по подготовке к

проведению деловой игры
В процессе подготовки и проведения деловой игры участники выполняют индивидуальные и групповые задания. Индивидуальное задание выполняется вне аудитории и состоит в разработке профессионального резюме и формировании портфолио. Групповые задания выполняются в аудитории в рамках соответствующих этапов деловой игры.

В учебной группе формируются подгруппы из 4-7 человек. Распределение ролей условное, в процессе игры участники меняются ролями. Каждая группа получает от преподавателя необходимые инструкции и материалы для выполнения заданий.

3. Основные этапы деловой игры
Деловая игра «Поиск работы и трудоустройство» состоит из трех этапов, которые, в свою очередь, включают выполнение упражнений, ролевую игру и внеаудиторную работу. Общая продолжительность деловой игры – 6 часов. Содержание, продолжительность, используемые методы и предполагаемые результаты каждого из этапов представлены в табл.1.

Таблица 1

Основные этапы деловой игры «Поиск работы и трудоустройство»

этапа

Наименование этапа

Продолжительность работы, час.

Методы

Результат

в аудитории

вне аудитории



Введение в деловую игру




-

Мини-лекция




Упражнение 1

Анализ объявлений о вакансиях в СМИ

1

-

Работа в группах, консультирование

Спецификации вакансий

Упражнение 2

Разработка перечня вопросов для собеседования

1

Перечень вопросов для собеседования

  1. 6

Разработка профессионального резюме и портфолио

-

2

Самостоятельная работа

Резюме и портфолио

  1. 7

Собеседование при приеме на работу

2

-

Ситуационно-ролевая игра

Видеозапись

Итого

4

2





4. Методические рекомендации

по процедуре игрового взаимодействия
Этап 1. Введение в деловую игру (работа в аудитории, 2 часа)
Цель – сформировать у студентов навыки эффективного поведения на рынке труда (в т.ч. навыки анализировать объявления о вакансиях в средствах массовой информации (СМИ), отвечать на вопросы работодателя), подготовить проведение процедуры собеседования при приеме на работу (Этап 3).

План

1. Вводная часть.

2. Упражнение 1. Анализ объявлений о вакансиях в СМИ.

3. Упражнение 2. Разработка перечня вопросов для собеседования.

4. Подведение итогов.
Упражнение 1. Анализ объявлений о вакансиях в СМИ.

Цель – отработка навыков анализа объявлений о вакансиях в СМИ.

Задание

1. Проанализировать объявления о вакансиях в СМИ.

2. На основе анализа объявлений выбрать 3 -5 вакансий.

Например:

– начальник отдела продаж,

– заведующий магазином,

– региональный представитель компании,

– менеджер по работе с корпоративными клиентами,

– менеджер торгового зала и т.п.

3. Составить личностную спецификацию для каждой из вакантных долж­ностей по форме, приведенной в табл. 2, и определить функциональное содержание труда специалиста для использования этих материалов во время проведения Этапа 3 «Собеседование при приеме на работу».

Таблица 2

Личностная спецификация вакантной должности _______________________________________________________

Характеристики

Критерии оценивания претендента

основные

желаемые

противо-показания

Физические данные

(возраст, пол, здоровье, внешний вид)










Достижения:

образование

квалификация

опыт










Интеллект

(ум, память, культура речи, логика мышления, четкое выражение мысли)










Специальные способности (организаторские, коммуникативные, лидерские, способность к развитию и др.)










Интересы (хобби)










Черты характера

(деловые, личностные)










Внешние условия










Дополнительные

сведения











(Таблица составлена по книге: Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала : Учебное пособие. – СПб : ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – с. 327).

Процедура выполнения упражнения

  1. В учебной группе, в зависимости от количества студентов, формируются от трех до пяти подгрупп из 5 -7 человек.

  2. В течение 10 минут группы анализируют объявления о вакансиях в СМИ, полученные от преподавателя, и выбирают по 3 -5 вакансий.

  3. В течение 15 минут каждая группа должна заполнить бланки по форме (табл. 2), составить личностную спецификацию и определить функциональное содержание труда для каждой из выбранных долж­ностей.

  4. Заполненные бланки участники игры сдают преподавателю (руководителю игры).

Руководитель игры помогает всем, кто нуждается в консульти­ровании, и в конце игры подводит итоги.
Упражнение 2. Разработка перечня вопросов для собеседования

Цель – подготовка вопросов для сбора информации о претендентах на имеющиеся вакансии, отработка навыков формулирования вопросов на собеседовании.

Задание

  1. Проанализировать список вопросов, задаваемых в процессе собеседования работодателем и претендентом на вакансию.

  2. Сформировать список из 15-20 вопросов для сбора информации о претендентах на имеющиеся вакансии.

  3. Разработать перечень вопросов для получения претендентом на имеющуюся вакансию дополнительной информации.

Процедура выполнения упражнения

    1. Учебная группа делится на две подгруппы: одна подгруппа представляет работодателей, вторая – претендентов на вакантное место.

    2. Каждая подгруппа в течение 10-15 минут в соответствии с заданием и ролью анализирует вопросы, приведенные в Приложении 1 (для работодателей) и в Приложении 2 (для претендентов на вакантные места).

    3. Каждая подгруппа в течение 10-15 минут в соответствии с заданием и ролью формирует «памятку» - список вопросов для собеседования работодателю и претенденту на вакансию.

    4. В течение 5 минут подгруппы представляют результаты.

    5. Упражнение завершается групповым обсуждением и подведением итогов.


Этап 2. Разработка профессионального резюме и портфолио

(внеаудиторная работа, 2 часа)
Цель – приобретение навыков разработки профессионального резюме и составления портфолио.

Индивидуальное задание

  1. Выбрать вакантную должность.

  2. Подготовить резюме и портфолио.

  3. Продумать стратегию поведения на собеседовании для выполнения в аудитории заключительного этапа деловой игры.

Методические рекомендации по выполнению задания

Резюме и портфолио необходимо разработать с ориентацией на какую-либо из вакансий, которые были выбраны на основе анализа объявлений в СМИ во время выполнения Этапа 1 деловой игры. Например:

– начальник отдела продаж,

– заведующий магазином,

– региональный представитель компании,

– менеджер по работе с корпоративными клиентами,

– менеджер торгового зала и т.п.

Выбор вакансии осуществляется студентом самостоятельно.

Составлению резюме и портфолио предшествует изучение студентом Темы 2 «Самооценка и профессиональное самоопределение – первый этап планирования карьеры», Темы 3 «Региональный рынок труда: состояние и перспективы развития»,1 и работа по анализу своих сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз внешней среды (ситуации на рынке труда), результаты которой представляются в матрице SWOT. Пример разработки матрицы SWOT-анализа приведен в Приложении 3.

Портфолио представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические – учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с потенциальным работодателем.

При оформлении портфолио необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Шрифт Times New Roman, 12 кегль (в резюме справочные данные 11 кегль)

  2. Параметры страницы: книжная ориентация, поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2 см, правое – 1,5 см

  3. Наличие титульного листа (Приложение 4)

  4. Наличие содержания портфолио (Приложение 5).

В состав портфолио входят следующие разделы:

  1. Профессионально составленное резюме.

  2. Перечень пройденных учебных курсов по основной деятельности и связанных с ней областей знаний.

  3. Информация о специализации студента (курсовые работы, отчеты по практике, публикации и т.д.).

  4. Информация о дополнительном образовании (тренингах, мастер-классах, специализированных семинарах ведущих преподавателей и т.д.).

  5. Списки должностей (например староста группы, руководитель научного студенческого клуба, куратор младших курсов и т.д.) и внеучебных мероприятий, где на практике применяются навыки лидерства.

  6. Информация о личных достижениях (учеба, общественная деятельность, наука, спорт и т.д.).

  7. Описание профессионального потенциала и готовности к карьере.

  8. Рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.

Кроме того, портфолио включает Приложения, в которых размещаются документы, подтверждающие приводимую информацию.

Кратко охарактеризуем каждый из разделов порфолио.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена Специальность 080301...
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconБиржевое дело учебно-методический комплекс Специальности: 080301...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Биржевое дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconУчебно-методический комплекс для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2007
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconУчебно-методический комплекс дисциплины Мировая экономика и международные...
«Мировая экономика и международные экономические отношения» по специальности 080301 (351300) Коммерция (торговое дело) / Сост. Е....
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconУчебник Рекомендовано Государственным университетом управления для...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconМоделирование содержания воспитательной работы в высшем учебном заведении
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconМаркетинг рабочей силы
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика;...
Учебно-методический комплекс «Организация и техника внешнеторговых операций» составлен в соответствии с требованиями примерной программы...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconМосковский государственный технический университет
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconМ 01. Современные проблемы науки и образования
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория» для аспирантов научной специальности
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconМетодические указания по выполнению контрольных работ общие положения...
Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине для студентов специальностей 080301 – Коммерция (торговое дело);...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconКлассный час на тему: «Они были первыми»
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconНовое понимание человека в философии и эстетике романтиков
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Методические рекомендации по проведению деловой игры «поиск работы и трудоустройство» для студентов специальности 080301 «Коммерция» (торговое дело) iconПонятие, сущность и значение международного права в современных условиях
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск