Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв»





Скачать 126.98 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв»
Дата публикации11.11.2014
Размер126.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕСИТЕТ”
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
НА ТЕМУ
«ОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ»

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТЫ ГИП-105:
ГОРЯЧЕВ А.А.

( )

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ПИЯВСКИЙ С.А.

( )
ОЦЕНКА:

САМАРА

2008

Содержание
Введение

Глава 1. Текущая ситуация в Мире.

Глава 2. Текущая ситуация в России.

Заключение
Введение
Одной из важнейших опасностей информационного общества (ИО) является цифровой разрыв (между странами, группами населения).

Цивилизация современного типа, с упоением переживающая информационную революцию, оказалась на краю "цифровой пропасти". Неравенство в доступе к информации - один из новых глобальных вызовов.

Почти в каждой стране существует группа людей, имеющая современные компьютеры, высокоскоростные линии для подключения их к удаленным информационным ресурсам, достаточный уровень образования и навыки, чтобы использовать достоинства современных технологий во благо своего личного процветания и обогащения.

В тех же странах существует и другая группа людей, чьи низкие доходы и недостаточный уровень знаний не позволяют им иметь современные компьютеры, телефоном пользоваться от случая к случаю, даже не мечтая о ведении собственного бизнеса.

Различие между этими двумя группами населения получило название цифровой пропасти или цифрового разрыва.

Иметь меньший по сравнению с другими доступ к информации означает сегодня меньшие возможности участвовать в основанной на информационных технологиях экономике. Это означает меньшие возможности в получении образования, повышения квалификации, переобучении, медицинской помощи. В конце концов это меньшие возможности в приобщении к сокровищницам мировой культуры, развлечениям и покупкам.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в наступающем тысячелетии становятся основой развития экономики и управления стран и целых континентов. Неравный доступ к ИКТ с огромной скоростью ведет ко все увеличивающемуся разрыву в материальном и социальном благополучии человеческих сообществ, к еще большему расслоению на богатых и бедных, управляющих и управляемых, манипуляторов и манипулируемых, взаимно недовольных друг другом.

Любой школьник должен быть вправе посетить Лувр, хотя бы на сайте этого прославленного музея. А "посетив" его, задуматься: смотреть ли ему очередное "мыло" в телевизионном ящике или все же учебник почитать?

Насильно мил не будешь. За уши никого в Интернет не затащить. Но право на доступ к Интернету должно быть у каждого того желающего. Иными словами, граждане имеют "конституционное право на равный доступ к информации".

Сегодня Россия в числе стран, которые начинают строить мост через цифровую пропасть. В области ИКТ правительство сегодня обязано взять на себя функцию аппарата "искусственные легкие" и не отключать нас от этого аппарата до тех пор, пока наши "информационные легкие" не заработают сами.
Глава 1. Текущая ситуация в Мире.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала «Доклад об информационной экономике — 2007-2008 год. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ» (Information Economy Report 2007-2008. Science and Technology for Development: The New Paradigm of ICT). В докладе анализируется нынешний и потенциальный вклад ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в формирование и распространение знаний. В нем рассматривается вопрос о том, как развивающиеся страны используют технологию для генерирования инноваций, которые улучшают жизнь населения и подкрепляют конкурентоспособность предприятий. Кроме того, в нем изучается воздействие ИКТ на производительность труда и экономический рост, международную торговлю и занятость в развивающихся странах.

По данным авторов доклада, во всем мире продолжает расти число пользователей Интернета. В период с 2002 по 2006 год самые высокие ежегодные темпы роста доступа к Интернету отмечены в странах с переходной экономикой, среди которых лидировали Белоруссия и Хорватия, хотя до сих пор большинство пользователей Всемирной паутины живут в экономически развитых странах. Однако государства с переходной экономикой и развивающиеся страны, хотя и медленно, но догоняют их. Если в 2002 году индекс доступа к Интернету в развитых странах был в десять раз выше, чем в развивающихся странах, то в 2006 году разница стала лишь шестикратной. Более того, в Белоруссии и Хорватии показатели уровня доступа к Интернету выше, чем даже в ряде экономически развитых стран, и составляют 57% и 35% соответственно.

Эксперты ЮНКТАД подчеркивают, что в развивающихся странах доступ к Интернету предприятий, равно как и число работников, использующих Глобальную Сеть в своей повседневной работе, продолжают расти. Медленно, но увеличивается и число предприятий, имеющих собственные веб-сайты. Как правило, внедрение ИКТ предприятиями сопровождается их инвестициями в технологии, и, чем крупнее предприятия, тем больше размеры их инвестиций.

Вместе с тем, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что хотя число абонентов широкополосных сетей во всем мире быстро растет, развитые страны все еще доминируют в этой сфере, и разрыв между ними и развивающимися странами по показателям проникновения этой технологии с 2002 года только увеличился. Более конкурентная среда способствует росту использования широкополосных сетей в развитых странах, а постоянное совершенствование и диверсификация инфраструктуры приводят к расширению диапазона частот. Тем временем, в развивающихся странах иные инфраструктурные и рыночные условия привели к проведению такой ценовой политики, которая все еще препятствует более активному внедрению широкополосных технологий. Хотя данные об использовании широкополосных сетей предприятиями в развивающихся странах все еще являются недостаточными, определенные признаки указывают на рост этого показателя. В докладе обращается особое внимание на то, что открытый характер методов распространения информации через Интернет и стирание расстояний и национальных границ при осуществлении деловых и связанных с ними финансовых операций путем электронной связи открывают возможности для достижения экономического прогресса в бедных странах.

Распространение ИКТ в развивающихся странах устойчиво набирает обороты, однако, за исключением стран Восточной Азии, которые по своему статусу находятся на грани между развитыми и развивающимися странами (прежде всего Южная Корея и Сингапур), развивающиеся страны все еще сильно отстают от экономически развитых в деле внедрения ИКТ и их использования предприятиями. Так, в среднем 34% европейских предприятий имеют системы автоматизированной интеграции внутренних бизнес-процессов, то по развивающимся странам этот показатель в настоящее время установить практически невозможно. Использование ИКТ в бизнес-процессах может способствовать генерированию доходов и повышению производительности труда, уменьшить операционные издержки и расширить доступ к рынкам. Однако активное внедрение ИКТ предприятиями развивающихся стран все еще ограничивается недостаточной осведомленностью, а также инвестиционными и другими издержками. Лишь немногие предприятия в развивающихся странах имеют интранет или экстранет, которые зачастую являются первыми шагами в направлении автоматизированной интеграции бизнес-процессов.

Россия является лидером среди стран СНГ по увеличению количества пользователей Интернета и мобильной телефонной связи. Более половины российских организаций используют Интернет в своей работе, хотя менее трети из них имеют свой веб-сайт и лишь 12% их сотрудников регулярно пользуются Интернетом. Среди имеющих подключение к Интернету российских организаций, 91,6% пользуются электронной почтой, тогда как получают помощью Глобальной Сети информацию о товарах и услугах лишь 55%, а информацию государственных органов — 42,5%. Интересно, что количество российских компаний, подключенных к Интернету, практически совпадает с числом тех, кто имеет локальную сеть. При этом 91% предприятий располагают компьютерами, но лишь 30% их работников используют компьютеры в своей работе.

В числе различных ИКТ наиболее широкое распространение в развивающемся мире получили мобильные телефоны. Число абонентов мобильной телефонной связи в развивающихся странах за последние пять лет почти утроилось, и теперь на них приходится 58% всех абонентов мобильной телефонии мира. По мнению авторов доклада, мобильная телефония служит своего рода «цифровым мостом», который поможет многим развивающимся странам уменьшить разрыв в сфере связи. Хотя доступ к Интернету стал реальностью для многих предприятий и государственных учреждений, а также для людей, имеющих более высокий уровень образования и доходов, для подавляющего большинства населения с низким уровнем доходов в развивающихся странах мобильная телефония скорее всего останется единственным средством подключения к информационному обществу в кратко- и среднесрочной перспективе.

В целом, сектор ИКТ является динамичным и быстроменяющимся рынком, имеющим значительный потенциал для роста в развивающихся странах, полагают эксперты ЮНКТАД. Быстрые темпы роста производства, торговли и инвестиций в секторе ИКТ, наблюдавшиеся с середины 1990-х годов, в последние несколько лет сохранились, в частности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где поставки и рынки в секторе ИКТ росли гораздо быстрее, чем в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В последнее десятилетие торговые потоки, связанные с ИКТ, росли высокими темпами, и этот сектор полностью оправился от кризиса 2000 года.

В настоящее время большинство компьютерных микросхем, мобильных телефонов, ноутбуков, телевизоров, DVD-проигрывателей и другой электронной продукции производится в развивающихся странах. Крупнейшими в мире игроками в сфере экспорта товаров и услуг на базе ИКТ являются Китай и Индия. Быстрые темпы роста сектора ИКТ сыграли решающую роль в расширении экономики этих двух стран. В 2004 году Китай сместил Соединенные Штаты с места крупнейшего в мире производителя и экспортера товаров на базе ИКТ. Индия является крупнейшим в мире экспортерам услуг на базе ИКТ и услуг с поддержкой ИКТ, а также главным поставщиком услуг по аутсорсингу бизнес-процессов. Иностранные инвестиции и размещение международных заказов на поставки играют важную роль в экономическом росте Китая и Индии. В следующие несколько лет Китай и Индия не только сохранят свои позиции крупнейших получателей прямых инвестиций и международных заказов, но и сами будут увеличивать размещаемые ими заказы в других точках в развивающихся странах. Обе страны находятся в процессе технологической переориентации и в дальнейшем будут накапливать значительную массу знаний, а также разрабатывать, внедрять и экспортировать новые технологии.

Глава 2. Текущая ситуация в России.
В России вновь начинают борьбу с безграмотностью, но на этот раз – компьютерной. Президент России Дмитрий Медведев призвал перехватить у Америки инициативу в ликвидации компьютерной безграмотности россиян и предупредил, что отстающие от прогресса чиновники лишатся постов. На заседании президиума Госсовета Президент РФ назвал степень развития информационных технологий индикатором уровня демократии.

Вопросу приобщения страны к информационным технологиям Медведев придал политическое значение: «Информационные технологии непосредственно затрагивают политическую систему, доступность политических учреждений и, таким образом, развитие демократии».

И именно чиновники, по его мнению, должны стать локомотивами информатизации (а значит, видимо, и демократизации) страны. Однако они уже недопустимо затянули даже составление стратегического плана по развитию информационного общества, дал понять президент. Решение проблеме президент нашел простое. Всех чиновников, не справившихся с собой и не овладевших компьютером, он пригрозил уволить. «Или учитесь – или до свидания, ищите другое место работы», – пригрозил он. Не исключено, что вскоре клеркам придется доказывать наличие у них соответствующих навыков. Во всяком случае, президент высказался за организацию непрерывного обучения чиновников (которое, по его мнению, должны проводить отечественные специалисты), а также за включение «этого критерия в результаты периодической аттестации чиновников, предусмотренной законом».

Кроме чиновников президента также беспокоит население. Точнее, значительный информационный разрыв между жителями больших городов и малых населенных пунктов. «Те, кто живет в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями – и по доступу в интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живет в небольших населенных пунктах, не обладают практически никакими. И вот это цифровое неравенство, цифровой разрыв мы должны преодолеть», – считает президент. Первый шаг к решению этой проблемы уже был сделан, напомнил он, когда было решено компьютеризировать все российские школы. Теперь дело за региональными программами информатизации, введением новых образовательных стандартов и технологий непрерывного образования.

Медведев не исключил, что государство может помочь оплатить отдельным категориям граждан подключение к Интернету. Отметив необходимость внедрения широкополосного доступа к мировой Сети, президент отметил возможность предусмотреть систему компенсаций для отдельных категорий граждан, например, для учащихся и студентов. Глава государства подчеркнул также необходимость развития дистанционных технологий, прежде всего в образовании и медицине.

Социологи в общем подтверждают наблюдения главы государства. В опубликованном в четверг опросе Левада-центра написано, что только 46% россиян заявляют о своем умении пользоваться компьютером и треть (33%) – о навыках работы в интернете.

46% знают, что такое компьютер, но пользоваться им не умеют. 8% вообще не представляет, о чем речь. Молодые люди умеют пользоваться интернетом почти в 14 раз чаще, чем пожилые (в возрастной группе 18–24 лет пользователей порядка 69%, в группе старше 55 лет – около 5%), отмечают социологи. Люди с высшим образованием в среднем в три раза более компьютерно грамотны, нежели люди с образованием ниже среднего. В результате территориальный разрыв, о котором говорил президент, самый незначительный: по опросам, на двоих компьютерно грамотных горожан приходится один компьютерно грамотный селянин.

В начале этого года доля активных интернет-пользователей (ходящих в интернет ежедневно или несколько раз в неделю), отмечают социологи, составляла в России всего 12%. На первый взгляд, цифра не слишком убедительная, однако внушительны темпы роста этой аудитории: за последние восемь лет она выросла в шесть раз.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) намерена в октябре, в ближайший единый день голосования, провести первые экспериментальные выборы через Интернет. Об этом 18 июля сообщил председатель ЦИК РФ Владимир Чуров, выступая на встрече с участниками молодежного форума «Селигер-2008», организованного движением «Наши». «Может, в октябре в одном небольшом муниципальном образовании мы проведем дистанционное голосование в качестве эксперимента», — рассказал Чуров журналистам и участникам форума. Он пояснил, что ЦИК работает над возможностью введения системы дистанционных выборов в рамках международной программы, однако голосование по Интернету пока нельзя назвать полностью безопасным.

Стоит отметить, что впервые о возможности опробовать процедуру дистанционного голосования на местных выборах Владимир Чуров сообщил еще в октябре прошлого года. Правда, при этом он сделал поправку: избирателям будет разрешено голосовать через Интернет, если это «позволит законодательство». Впрочем, российское законодательство до сих пор не предусматривает возможности проведения подобных выборов. Несмотря на это, Владимир Чуров полагает, что организации дистанционного голосования с помощью Интернета «необходимо уделять внимание, исходя из пожеланий молодого поколения избирателей». Ряд наблюдателей уже высказали сомнения относительно того, впишутся ли в этот процесс остальные поколения избирателей.

Стоит отметить, что уровень проникновения Интернета в России по-прежнему остается чрезвычайно низким в сравнении с экономически развитыми странами, несмотря на все концепции развития информационного общества, разработанные различными ведомствами. По данным аналитических служб, в конце 2007 года уровень интернет-проникновения в России находился лишь на уровне 12% (см. данные панели исследовательской компании comScore — comScore World Metrix, которые учитывают аудиторию старше 15 лет, имеющую регулярный доступ в Глобальную Сеть). К примеру, в Европе, по данным comScore, общее проникновение Интернета составляло 37%, при этом наибольшее проникновение наблюдается в Нидерландах — 82%, Швеции — 73%, Дании и Норвегии — по 72%.

На сегодняшний день единственной в мире страной, граждане которой получили возможность голосовать через Интернет, является Эстония. Для этого эстонским избирателям потребовались подключенный к Интернету компьютер, персональная идентификационная карта с действительными сертификатами и устройство для ее считывания. В феврале 2007 года Республиканская избирательная комиссия провела тестовое голосование, а уже в марте на парламентских и президентских выборах в этой стране через Интернет проголосовало более 30 тыс. человек (то есть около 3% избирателей). После этого председатель избирательной комиссии Эстонии Эппа Маатен заявила, что подобный результат можно расценивать как «довольно неплохой старт» и что он будет продолжен. Тем временем, уже в течение этого года эстонскому примеру планируют последовать еще несколько стран.
Заключение
Технологический прогресс и инновации являются долгосрочными движущими силами экономического роста. В условиях глобальной экономики знаний и развития инновационной деятельности в технологической сфере, развивающимся странам важно заложить прочные основы для формирования их потенциала в деле приобретения и генерирования знаний и технологий, чтобы использовать возможности экономической глобализации, и в то же время решать возникающие проблемы.

Эксперты ЮНКТАД отмечают, что ИКТ позволяют быстрее распространять и лучше координировать знания, поощряя тем самым режим открытого доступа к источникам инноваций. Поэтому политика в области ИКТ должна быть нацелена на уменьшение «цифрового разрыва» между богатыми и бедными странами и в самих странах между разными по уровню доходов группами населения. Хотя некоторые новые приложения ИКТ (беспроводной Интернет Wi-Fi, «семантическая паутина» и другие), а также продолжающееся снижение затрат на доступ позволят развивающимся странам совершить рывок в технологической сфере, для преодоления «цифрового разрыва» еще предстоит решить ряд важнейших задач. Первая из них — инвестирование в развитие человеческого капитала, способного быстро осваивать и эффективно использовать эти новые технологии. Вторая — регулирование электронной торговли и обеспечение защиты и безопасности для пользователей в соответствии с «электронным законодательством». Третья — финансирование инфраструктуры с учетом издержек адаптации при замене технологий.
Информационные источники


  1. http://www.ng.ru/politics/2000-11-29/3_infotech.html

  2. http://www.kurskcity.ru/expert.php?id=98

  3. Доклад об информационной экономике, 2007/2008 год. Наука и техника на службе развития: новая парадигма ИКТ. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк и Женева, 2007 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconРеферат по дисциплине методология научных исследований на тему «Достижения...
Тем не менее такая форма позволяет повышать уровень образования, не отрываясь от собственного компьютера. Основная цель электронного...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в маркетинге»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 02. «Менеджмент»,...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconРеферат по дисциплине «Теоретические Основы Информатики» Тема: «Автоматизированные...
Применение автоматизированных систем научных исследований (асни) наиболее эффективно в тех современных областях науки и техники,...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconРеферат из дисциплины „Цивільна оборона” на тему: «Естественные опасности,...
«Естественные опасности, техногенные опасности, социальные и политические опасности»
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconХод урока I. Вступительное слово учителя
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconВикторина по истории химии «Наш дом Земля»
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПояснительная записка цель преподавания дисциплины
Понятие информационного общества. Особенности развития информационного общества в России. Критерии оценки уровня развития информационного...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями...
Реферат по дисциплине «методология научных исследований» на тему «опасности информационного общества. Цифровой разрыв» iconЛитература для подготовки к экзамену: Спиркин А. Г. Философия: учебник....
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск