Ход урока I. Вступительное слово учителя





НазваниеХод урока I. Вступительное слово учителя
страница1/12
Дата публикации10.07.2013
Размер1.33 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Урок 1. Предмет химии. Вещества.
Цель: познакомить учащихся с предметом; сформировать понятия простые и

сложные вещества, свойства веществ, химический элемент, формы его

существования.
Оборудование: коллекции изделий - тел из алюминия и стекла.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня вы начинаете изучать одну из самых древних и важных наук - химию. Многими химическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности.

Эти знания были необходимы для получения металлов и сплавов, стекла, керамики, красок и духов. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания химии.
II. Изучение нового материала.
А что же изучает химия?
Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
А теперь посмотрим на рис.1 (стр. 3) и ответим на вопрос:

- Что общего между предметами - физическими телами?

- Так что же такое вещество?
Вещество - это то, из чего состоят физические тела.

Химический элемент - определённый вид атомов.

III. Закрепление.

  1. Опишите физические свойства вещества (пользуясь планом на стр.5): вода, железо.

  2. В рабочей тетради (стр.5, упр.4) заполните таблицу.

Свойства вещества

Вода

Природный газ




  1. Агрегатное состояние

  2. Цвет

  3. Блеск

  4. Запах

  5. Растворимость в воде










Для последнего столбика выберите вещество самостоятельно.

  1. Выполните упр.3 на стр.4 - 5 ("Рабочая тетрадь, 8 кл.")


IV. Домашнее задание: §1; упр.1, 2 (уст.), 3,4,5 (письм.), стр.6 - 7.

Урок 2. Превращение веществ. История химии.
Цель: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями и историей

развития химии.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Упр.1, 6, 8 на стр.4 - 5 ("Рабочая тетрадь") - устно.

2. Упр.3 на стр.4 ("Рабочая тетрадь") - письменно.

3. Упр.5 на стр.5 ("Рабочая тетрадь") - письменно.
II. Изучение нового материала.
а) Мини-лекция "История развития химии".

Химия - очень древняя наука. Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.

Греческий философ Демокрит, живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимиых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал "атомами".

Аристотель в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дело начало алхимии.

Цель этой науки - поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.

Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.

На Руси алхимия не имела особо распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.

В начале VI в. алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.

Реформаторы: Агрикола - горное дело; Парацельс - медицина.

В России: М.В. Ломоносов - закон сохранения массы веществ;

А.М. Бутлеров - теория строения органических веществ (1861 г.);

Д.И. Менделеев - периодический закон химических элементов (1869 г.).

б) Демонстрация опыта

"Взаимодействие соляной кислоты с мрамором".
Вывод. При взаимодействии двух исходных веществ - соляной кислоты и мрамора - были получены совершенно новые вещества: углекислый газ и хлорид кальция.


III. Закрепление.
Выполните упражнения в "Рабочей тетради" (стр.8, упр.3, 4.)

Приведите примеры явлений, с которыми вы встречаетесь в быту: а) физических;

б) химических.

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:
























Я 1. Скисание молока.

В 2. Гниение растительных остатков.

А 3. Испарение воды.

Л 4. Горение древесины.

О 5. Плавление сливочного масла при нагревании.

М 6. Образование тумана.

Е 7. Почернение серебряных изделий.

Н 8. Фотосинтез.

П 9. Испарение жидкой ртути.

И 10. Подгорание пищи на перегретой сковороде.

Я 11. Образование ржавчины на гвозде.
Выполните упражнения по учебнику (стр.9, упр.2, 3).
IV. Домашнее задание: §2, 3, стр.9, упр.1, 4, 5; стр.13 - 14, упр.1, 5, 6 (по желанию).

Урок 3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Знаки химических элементов.
Цель: познакомить учащихся с периодической системой химических элементов Д.И.

Менделеева, знаками химически элементов, их положением в периодической

таблице.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Фронтальный опрос:

- Какие явления называются физическими?

- Какие явления называются химическими?

- Почему химию относят к древним наука?

- Отличаются ли такие науки, как химия и алхимия? И чем?

- Что вы можете сказать о развитии химии в России?
б) Проверка упражнений (стр.9, упр.1, 4, 5, стр.13 - 14, упр.1, 5, 6).
II. Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя (рассказ о периодической системе химических

элементов).

б) Работа с "Рабочей тетрадью" (стр.9, упр.1); заполнение таблицы.

в) Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр.14 -15).

Учащиеся читают текст о происхождении названий химических элементов и

выполняют упр.3 на стр.10 - 12 в "Рабочей тетради".

г) Запись в тетради:
Периодическая система делится на 7 периодов (по горизонтали):

I период: ( 2 элемента) водород Н и гелий Не;

II период: (8 элементов) начинается литием Li и оканчивается неоном Ne;

III период: (8 элементов) начинается натрием Na и оканчивается аргоном Аr;

IV, V периоды: (18 элементов) включают 2 ряда;

VI период: (32 элемента) состоит из 2 рядов;

VII период: (незаконченный состоит пока из одного ряда.
Периоды, состоящие из одного ряда, называются малыми (I, II, III).

Периоды, состоящие из двух рядов - большими.

III. Закрепление.

Выполнение упр.4, стр.13 (из "Рабочей тетради"), упр.5, стр.18 (из учебника).
IV. Домашнее задание: §4, табл.1, стр.17 (учебника) наизусть; стр.18, упр.2, 3, 4 (по

желанию).

Урок 4. Химические формулы.

Относительная атомная и молекулярная массы.
Цель: сформировать у учащихся понятия "химическая формула", "индекс",

"коэффициент", "относительная атомная масса", относительная

молекулярная масса"
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Химическая разминка.

Учитель показывает карточки с символами химических элементов, учащиеся называют их.

б) Проверка упр. 2, 3, 4, стр.18 учебника.
II. Изучение нового материала.
- Состав простых и сложных веществ можно выразить химической формулой.

Химическая формула простого вещества записывается в виде знака - символа элемента. Например, медь - простое вещество - обозначается Сu; сера - S и т.д. У некоторых простых веществ молекула состоит из двух атомов. Например, из двухатомных молекул состоят некоторые неметаллы в газообразном состоянии: водород Н2 (читается "аш-два"), кислород О2 ("о-два"), хлор Сl2 ("хлор-два"). Из этих формул видно, что число, записанное справа внизу у символа элемента, означает число атомов в молекуле. Его называют индексом.

Сложные вещества состоят из атомов разных элементов. Например, вода Н2О («аш-два-о»), углекислый газ СО2 («це-о-два»), поваренная соль NaCl («натрий-хлор»).

Итак, запишем в тетради:

Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каких количествах соединены между собой.

Числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле, называется индексами.

Индекс



Коэффициент 2О - Химическая формула

Коэффициент - это число перед формулой, которое означает число молекул данного вещества.
Относительная атомная масса (Аr) элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина.
Например: Аr(Н2) = 1 · 2 = 2

Аr(S) = 32

Аr(Сl2 ) = 35,5 · 2 = 71
Относительная молекулярная масса (Мr) вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.
III. Закрепление.

Выполнение упражнений в "Рабочей тетради": стр.14, упр.2; стр.16, упр.8, 9, 10.
IV. Домашнее задание: §5; стр.20, упр.1 - 5.

Урок 5. Основные сведения о строении атомов.
Цель: сформировать у учащихся понятия об атоме как сложной нейтральной

частице, состоящей из протонов, электронов и нейтронов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Химическая разминка.

Учитель показывает карточки химических элементов, учащиеся называют их. Затем учитель показывает карточки с формулами химических веществ, учащиеся читают записи (Н2, О2, Н2О, Н2SО4, 3Сl2, 2Сl2О7, 4НNО3 и т.д.). Учащиеся могут объяснять, сколько атомов и молекул изображено на данной карточке.
б) Самостоятельная работа (7 минут).
I вариант II вариант
1. Укажите положение в периодической системе следующих элементов:

Н, К, Сl О, Са, Вr
2. Вычислите относительную атомную массу следующих веществ:

Н24, Сl2 НNО3, F2
II. Изучение нового материала.
а) Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задание. Внимательно прочитайте текст §6 (стр.21) и заполните схему "Строение атома" ("Рабочая тетрадь", стр.7, упр.1):
Протоны: обозначаются ............., имеют массу ............... и заряд ............... Число протонов (Np+) равно ................ .

Нейтроны: обозначаются ..........., имеют массу ............... и заряд ............... Число нейтронов (Nn0 ) равно............... .

Электроны: обозначаются ..........., имеют массу .............. и заряд ............... Число электронов (Ne- ) равно ............. .
б) Проанализируйте схему из задания 1 ("Рабочая тетрадь")

и допишите предложения:

Вся масса атома сосредоточена в ........., так как массой......, ничтожно малой, можно пренебречь. Заряд ядра атома Z всегда ....... и равен числу ......... в нем.
III. Закрепление.
Выполнение упражнений стр.18, упр.3, 4 ("Рабочая тетрадь").
IV. Домашнее задание: §6, заполнить табл.2, стр.24 - 25, упр.1 - 5.

Урок 6. Изотопы.
Цель: сформировать у учащихся представление об изменениях в составе ядер

атомов химических элементов.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Химическая разминка.

б) Проверка упр.1-5, стр.24-25 (учебник).
II. Изучение нового материала.
Атом - мельчайшая частица химического элемента, построен из

трех видов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Задания:

1) Внимательно прочитайте текст §7, стр.25 - 27.

2) Выпишите в тетрадь определения изотопов, химического элемента.

3) Вставьте пропущенные слова (упр.5, стр.20, "Рабочая тетрадь").
Положение химического элемента в таблице Д.И. Менделеева зависит от числа...... в его атоме, т.е. от величины...... ядра атома, если изменить число протонов в ядре, т.е....... ядра атома, то из исходного химического элемента получится совсем другой...... . Такие процессы называют ядерными. Если сохранить число протонов в ядре атома химического элемента, а изменить в нем число......., то ........ ядра атома не изменится, т.е. не образуется нового химического элемента.
III. Закрепление.
Выполнение упр.1, 4, 6, стр.18 - 20 ("Рабочая тетрадь").
IV. Домашнее задание: §7, стр.27, упр.1 - 6.

Урок 7. Строение электронных оболочек атомов.
Цель: сформировать у учащихся представление о строении электронных оболочек

атомов; научить составлять схему строения электронных оболочек.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
а) Химическая разминка.

б) Опрос по упр.1 - 6, стр.27.
II. Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
Быть может, эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, званья, войны, троны

И память сорока веков.

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

(В. Брюсов «Мир электрона».)
- Как вы понимаете эти строки?

- Все ли мы с вами знаем о строении атома?

- Что вы можете сказать о строении атома водорода?

- А о строении атома франция или резерфордия?

- Итак, тема урока: «Строение электронных оболочек атома».
б) Лекция.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя
Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной...
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconХод урока I. Орг момент Вступительное слово учителя
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний
Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России)
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconПлан урока Вступительное слово учителя
Цели урока: формирование представления о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; воспитание бережного отношения...
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconПлан урока: Вступительное слово учителя
Представление о свободе как физическом состоянии человека и состоянии сознания (слайд 2-3)
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconХод урока: I. Организационный момент. Слово учителя
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока
Ход урока I. Вступительное слово учителя icon«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Г. Гейне. Ход...
Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени)
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрока. Вступительное слово учителя
Цель: Сформировать конструктивный навык нахождения расстояния между точкой и прямой; угла между прямой и плоскостью
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя: для определения темы урока мы с вами посмотрим небольшую сценку. По окончании ее вы должны самостоятельно...
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрок по теме "Математическая культура". 7-й класс
Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение)
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconТехнологическая карта урока
Вступительное слово: я хочу вам предложить тему урока «Спасите наши уши». Какие вопросы вызывает тема урока?
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы»
Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. Слайд 1
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconУрок по теме «Культура питания столовый этикет»
Вступительное слово учителя о необходимости знаний по культуре питания и столовому этикету
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем изучать развитие географических знаний о Земле»
Ход урока I. Вступительное слово учителя iconТема: Удивительный мир растений
Вступительное слово – рассказ учителя, с элементами беседы, о разнообразии растительного мира, значении растений, красоте


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск