Скачать 1.33 Mb.
|
Урок 1. Предмет химии. Вещества. Цель: познакомить учащихся с предметом; сформировать понятия простые и сложные вещества, свойства веществ, химический элемент, формы его существования. Оборудование: коллекции изделий - тел из алюминия и стекла. Ход урока I. Вступительное слово учителя. - Сегодня вы начинаете изучать одну из самых древних и важных наук - химию. Многими химическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности. Эти знания были необходимы для получения металлов и сплавов, стекла, керамики, красок и духов. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания химии. II. Изучение нового материала. А что же изучает химия? Химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. А теперь посмотрим на рис.1 (стр. 3) и ответим на вопрос: - Что общего между предметами - физическими телами? - Так что же такое вещество? Вещество - это то, из чего состоят физические тела. Химический элемент - определённый вид атомов. III. Закрепление.
Для последнего столбика выберите вещество самостоятельно.
IV. Домашнее задание: §1; упр.1, 2 (уст.), 3,4,5 (письм.), стр.6 - 7. Урок 2. Превращение веществ. История химии. Цель: познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями и историей развития химии. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Упр.1, 6, 8 на стр.4 - 5 ("Рабочая тетрадь") - устно. 2. Упр.3 на стр.4 ("Рабочая тетрадь") - письменно. 3. Упр.5 на стр.5 ("Рабочая тетрадь") - письменно. II. Изучение нового материала. а) Мини-лекция "История развития химии". Химия - очень древняя наука. Первыми учёными-химиками были египетские жрецы. В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии. Греческий философ Демокрит, живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимиых, неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи, которые он назвал "атомами". Аристотель в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дело начало алхимии. Цель этой науки - поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня. Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни. На Руси алхимия не имела особо распространения, хотя трактаты алхимиков были известны. В начале VI в. алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины. Реформаторы: Агрикола - горное дело; Парацельс - медицина. В России: М.В. Ломоносов - закон сохранения массы веществ; А.М. Бутлеров - теория строения органических веществ (1861 г.); Д.И. Менделеев - периодический закон химических элементов (1869 г.). б) Демонстрация опыта "Взаимодействие соляной кислоты с мрамором". Вывод. При взаимодействии двух исходных веществ - соляной кислоты и мрамора - были получены совершенно новые вещества: углекислый газ и хлорид кальция. III. Закрепление. Выполните упражнения в "Рабочей тетради" (стр.8, упр.3, 4.) Приведите примеры явлений, с которыми вы встречаетесь в быту: а) физических; б) химических. Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:
Я 1. Скисание молока. В 2. Гниение растительных остатков. А 3. Испарение воды. Л 4. Горение древесины. О 5. Плавление сливочного масла при нагревании. М 6. Образование тумана. Е 7. Почернение серебряных изделий. Н 8. Фотосинтез. П 9. Испарение жидкой ртути. И 10. Подгорание пищи на перегретой сковороде. Я 11. Образование ржавчины на гвозде. Выполните упражнения по учебнику (стр.9, упр.2, 3). IV. Домашнее задание: §2, 3, стр.9, упр.1, 4, 5; стр.13 - 14, упр.1, 5, 6 (по желанию). Урок 3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов. Цель: познакомить учащихся с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, знаками химически элементов, их положением в периодической таблице. Ход урока I. Проверка домашнего задания. а) Фронтальный опрос: - Какие явления называются физическими? - Какие явления называются химическими? - Почему химию относят к древним наука? - Отличаются ли такие науки, как химия и алхимия? И чем? - Что вы можете сказать о развитии химии в России? б) Проверка упражнений (стр.9, упр.1, 4, 5, стр.13 - 14, упр.1, 5, 6). II. Изучение нового материала. а) Вступительное слово учителя (рассказ о периодической системе химических элементов). б) Работа с "Рабочей тетрадью" (стр.9, упр.1); заполнение таблицы. в) Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр.14 -15). Учащиеся читают текст о происхождении названий химических элементов и выполняют упр.3 на стр.10 - 12 в "Рабочей тетради". г) Запись в тетради: Периодическая система делится на 7 периодов (по горизонтали): I период: ( 2 элемента) водород Н и гелий Не; II период: (8 элементов) начинается литием Li и оканчивается неоном Ne; III период: (8 элементов) начинается натрием Na и оканчивается аргоном Аr; IV, V периоды: (18 элементов) включают 2 ряда; VI период: (32 элемента) состоит из 2 рядов; VII период: (незаконченный состоит пока из одного ряда. Периоды, состоящие из одного ряда, называются малыми (I, II, III). Периоды, состоящие из двух рядов - большими. III. Закрепление. Выполнение упр.4, стр.13 (из "Рабочей тетради"), упр.5, стр.18 (из учебника). IV. Домашнее задание: §4, табл.1, стр.17 (учебника) наизусть; стр.18, упр.2, 3, 4 (по желанию). Урок 4. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Цель: сформировать у учащихся понятия "химическая формула", "индекс", "коэффициент", "относительная атомная масса", относительная молекулярная масса" Ход урока I. Проверка домашнего задания. а) Химическая разминка. Учитель показывает карточки с символами химических элементов, учащиеся называют их. б) Проверка упр. 2, 3, 4, стр.18 учебника. II. Изучение нового материала. - Состав простых и сложных веществ можно выразить химической формулой. Химическая формула простого вещества записывается в виде знака - символа элемента. Например, медь - простое вещество - обозначается Сu; сера - S и т.д. У некоторых простых веществ молекула состоит из двух атомов. Например, из двухатомных молекул состоят некоторые неметаллы в газообразном состоянии: водород Н2 (читается "аш-два"), кислород О2 ("о-два"), хлор Сl2 ("хлор-два"). Из этих формул видно, что число, записанное справа внизу у символа элемента, означает число атомов в молекуле. Его называют индексом. Сложные вещества состоят из атомов разных элементов. Например, вода Н2О («аш-два-о»), углекислый газ СО2 («це-о-два»), поваренная соль NaCl («натрий-хлор»). Итак, запишем в тетради: Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каких количествах соединены между собой. Числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле, называется индексами. Индекс Коэффициент 3Н2О - Химическая формула Коэффициент - это число перед формулой, которое означает число молекул данного вещества. Относительная атомная масса (Аr) элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безразмерная величина. Например: Аr(Н2) = 1 · 2 = 2 Аr(S) = 32 Аr(Сl2 ) = 35,5 · 2 = 71 Относительная молекулярная масса (Мr) вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество. III. Закрепление. Выполнение упражнений в "Рабочей тетради": стр.14, упр.2; стр.16, упр.8, 9, 10. IV. Домашнее задание: §5; стр.20, упр.1 - 5. Урок 5. Основные сведения о строении атомов. Цель: сформировать у учащихся понятия об атоме как сложной нейтральной частице, состоящей из протонов, электронов и нейтронов. Ход урока I. Проверка домашнего задания. а) Химическая разминка. Учитель показывает карточки химических элементов, учащиеся называют их. Затем учитель показывает карточки с формулами химических веществ, учащиеся читают записи (Н2, О2, Н2О, Н2SО4, 3Сl2, 2Сl2О7, 4НNО3 и т.д.). Учащиеся могут объяснять, сколько атомов и молекул изображено на данной карточке. б) Самостоятельная работа (7 минут). I вариант II вариант 1. Укажите положение в периодической системе следующих элементов: Н, К, Сl О, Са, Вr 2. Вычислите относительную атомную массу следующих веществ: Н2SО4, Сl2 НNО3, F2 II. Изучение нового материала. а) Самостоятельная работа учащихся с учебником. Задание. Внимательно прочитайте текст §6 (стр.21) и заполните схему "Строение атома" ("Рабочая тетрадь", стр.7, упр.1): Протоны: обозначаются ............., имеют массу ............... и заряд ............... Число протонов (Np+) равно ................ . Нейтроны: обозначаются ..........., имеют массу ............... и заряд ............... Число нейтронов (Nn0 ) равно............... . Электроны: обозначаются ..........., имеют массу .............. и заряд ............... Число электронов (Ne- ) равно ............. . б) Проанализируйте схему из задания 1 ("Рабочая тетрадь") и допишите предложения: Вся масса атома сосредоточена в ........., так как массой......, ничтожно малой, можно пренебречь. Заряд ядра атома Z всегда ....... и равен числу ......... в нем. III. Закрепление. Выполнение упражнений стр.18, упр.3, 4 ("Рабочая тетрадь"). IV. Домашнее задание: §6, заполнить табл.2, стр.24 - 25, упр.1 - 5. Урок 6. Изотопы. Цель: сформировать у учащихся представление об изменениях в составе ядер атомов химических элементов. Ход урока I. Проверка домашнего задания. а) Химическая разминка. б) Проверка упр.1-5, стр.24-25 (учебник). II. Изучение нового материала. Атом - мельчайшая частица химического элемента, построен из трех видов элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов. Самостоятельная работа учащихся с учебником. Задания: 1) Внимательно прочитайте текст §7, стр.25 - 27. 2) Выпишите в тетрадь определения изотопов, химического элемента. 3) Вставьте пропущенные слова (упр.5, стр.20, "Рабочая тетрадь"). Положение химического элемента в таблице Д.И. Менделеева зависит от числа...... в его атоме, т.е. от величины...... ядра атома, если изменить число протонов в ядре, т.е....... ядра атома, то из исходного химического элемента получится совсем другой...... . Такие процессы называют ядерными. Если сохранить число протонов в ядре атома химического элемента, а изменить в нем число......., то ........ ядра атома не изменится, т.е. не образуется нового химического элемента. III. Закрепление. Выполнение упр.1, 4, 6, стр.18 - 20 ("Рабочая тетрадь"). IV. Домашнее задание: §7, стр.27, упр.1 - 6. Урок 7. Строение электронных оболочек атомов. Цель: сформировать у учащихся представление о строении электронных оболочек атомов; научить составлять схему строения электронных оболочек. Ход урока I. Проверка домашнего задания. а) Химическая разминка. б) Опрос по упр.1 - 6, стр.27. II. Изучение нового материала. а) Вступительное слово учителя. Быть может, эти электроны - Миры, где пять материков, Искусства, званья, войны, троны И память сорока веков. Еще, быть может, каждый атом - Вселенная, где сто планет; Там все, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. (В. Брюсов «Мир электрона».) - Как вы понимаете эти строки? - Все ли мы с вами знаем о строении атома? - Что вы можете сказать о строении атома водорода? - А о строении атома франция или резерфордия? - Итак, тема урока: «Строение электронных оболочек атома». б) Лекция. |
Урока – пресс-клуб Ход урока Вступительное слово учителя Цель урока: повторить знания учащихся о стилях речи, закрепить сведения об особенностях публицистики, способствовать развитию устной... | Ход урока I. Орг момент Вступительное слово учителя Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | ||
Урока : урок обобщения и систематизации знаний Вступительное слово учителя (раскрытие целей урока, иллюстрация важности данного урока для понимания истории России) | План урока Вступительное слово учителя Цели урока: формирование представления о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; воспитание бережного отношения... | ||
План урока: Вступительное слово учителя Представление о свободе как физическом состоянии человека и состоянии сознания (слайд 2-3) | Ход урока: I. Организационный момент. Слово учителя Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя об особенностях письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока | «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» Г. Гейне. Ход... Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени) | ||
Урока. Вступительное слово учителя Цель: Сформировать конструктивный навык нахождения расстояния между точкой и прямой; угла между прямой и плоскостью | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя: для определения темы урока мы с вами посмотрим небольшую сценку. По окончании ее вы должны самостоятельно... | ||
Урок по теме "Математическая культура". 7-й класс Вступительное слово учителя (сопровождение компьютерная презентация см. Приложение) | Технологическая карта урока Вступительное слово: я хочу вам предложить тему урока «Спасите наши уши». Какие вопросы вызывает тема урока? | ||
Урок «Общеупотребительные слова. Профессионализмы» Вступительное слово учителя. Ребята, а как вы понимаете значение выражения “Труд облагораживает человека”. Слайд 1 | Урок по теме «Культура питания столовый этикет» Вступительное слово учителя о необходимости знаний по культуре питания и столовому этикету | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем изучать развитие географических знаний о Земле» | Тема: Удивительный мир растений Вступительное слово – рассказ учителя, с элементами беседы, о разнообразии растительного мира, значении растений, красоте |