Скачать 134.65 Kb.
|
Тема урока: «Истинные и ложные высказывания». Цели урока. Обучающие 1. Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения. 2. Закрепить следующие умения и навыки:
РазвивающиеСодействие в ходе урока развитию умения выделять главное и существенное в изучаемом материале, умения использовать знания из разных областей, умения находить собственные примеры к теме в окружающей действительности. Воспитывающие
МетодыРепродуктивный метод (придумывание примеров под правило, выполнение практического задания путем применения теоретических знаний) Метод проблемного изложения (проблемное изложение осуществляется с помощью практического выполнения задания на ЭВМ) Приемы
Умения и навыки
Дидактическое и техническое обеспечение урока: Компьютерный класс, опорная схема, лист контроля, карта ответов к самостоятельной работе, плакат с изображением проблемной задачи, плакат к игре «Единицы – нолики». План проведения урока. 1. Организационный момент (постановка цели урока). 2. Проверка подготовленности учащихся к уроку (устный опрос на знание и понимание используемой терминологии). 3. Проверка понимания учащимися изученного материала, закрепление знаний (решение задач с помощью учителя). 4. Контроль и самоконтроль. 5. Подведение итогов урока. 6. Информация о домашнем задании. 7. Обобщение и систематизация знаний. 1. Организационный моментЗдравствуйте ребята. Ну что, дрожите? Да, сегодня мы вместе сдаем экзамен, и я надеюсь, что сдадим его успешно. Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой, которую вы начали изучать на прошлом уроке. 2. Проверка подготовленности учащихся к уроку. 1. Итак, какую науку называют логикой? Ответ: логика – наука правильно рассуждать, наука о формах и законах человеческого мышления. 2. Что в логике называют понятием? Ответ: понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Скажите, а предложение «Урок информатики» является понятием или суждением? Почему. Ответ: это понятие, т.к. о данном предложении мы не можем судить истинное оно или ложное. 3. Что в логике называют высказыванием? Ответ: высказыванием (суждением) называется всякое утверждение (предложение), о котором можно судить, истинно оно или ложно. А чем высказывание отличается от суждения? Ответ: высказывание и суждение это одно и тоже. А как из предложения «Урок информатики» получить суждение? Ответ: «Сейчас идет урок информатики». 4. Приведите примеры высказываний. 5. Ребята, а о каких предложениях мы можем сразу сказать, что они не являются высказываниями? Приведите пример. Ответ: вопросительные, восклицательные, повелительные предложения; выражения о переменных. 6. А что вы можете сказать о предложении «Логика – наука правильно рассуждать, наука о формах и законах человеческого мышления»? Является ли оно суждением? Ответ: нет, так как в нем устанавливается название объекта. Поэтому определения так же не являются суждениями. 5. Что называют значением истинности высказывания? Ответ: характеристика суждения истинность или ложность называется значение истинности. 6. Скажите, а суждение «Сейчас идет урок информатики» истинное или ложное? Ответ: истинное. 7. Как обозначаются истинные высказывания? Ответ: 1- истинное. 8. Ребята, как из нашего суждения получить ложное? Пример. 9. Как обозначаются ложные суждения? Ответ: 0 – ложное. 8. Какие высказывания являются общими (частными)? Приведите пример. Ответ: общие суждения выражают свойства групп объектов или явлений, а частные – конкретные (частные) факты. Ребята, а знаете ли вы, что общие высказывания обычно начинаются со слов: все, всякий, каждый, ни один? 9. Скажите, суждение «Сейчас идет урок информатики» частное или общее? Ответ: частное. 10. А можно ли преобразовать суждение «Сейчас идет урок информатики» в общее? Ответ: да - «Во всех школах сейчас идет урок информатики». Вид доски. 3. Проверка понимания учащимися изученного материала, закрепление знаний. 1. Определите, какие из перечисленных предложений являются суждениями и каково их значение истинности:
2. Определите, какие из суждений являются частными, а какие общими и каково их значение истинности:
Работа в паре. 4. Контроль и самоконтроль.
Инструктаж по выполнению. А сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу в двух вариантах на листах контроля. В верхнем левом углу укажите свою фамилию и имя. Работа состоит из 5 заданий, на каждое из которых есть 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один вариант и его выделить. Инструктаж по проверке. А теперь проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте работой. Перед вами проверочная таблица. Если ответ на вопрос правильный, то поставьте напротив него «+», в противном случае – поставьте «- ». Вариант 1 Вариант 2
Подсчитайте количество «+». Если количество «+» равно 3, то поставьте себе за самостоятельную работу отметку «3». Если количество «+» равно 4, то поставьте себе за самостоятельную работу отметку «4». Если количество «+» равно 5, то поставьте себе за самостоятельную работу отметку «5». Фамилия, имя: Самостоятельная работа 1 вариант. 1. Из перечисленных предложений укажите высказывание:
2. Из перечисленных предложений укажите истинное высказывание:
4. Из перечисленных предложений укажите общее высказывание:
5. Из перечисленных предложений укажите ложное высказывание:
Оценка за самостоятельную работу: Оценка за работу на компьютере: Фамилия, имя: Самостоятельная работа 2 вариант. 1. Из перечисленных предложений укажите высказывание:
2. Из перечисленных предложений укажите истинное высказывание:
4. Из перечисленных предложений укажите общее высказывание:
5. Из перечисленных предложений укажите ложное высказывание:
Оценка за самостоятельную работу: Оценка за работу на компьютере:
Вам сегодня еще предстоит поработать на компьютерах, но прежде чем приступить, обратите внимание на плакат. (Оцените мои способности). Перед вами увеличенный экран монитора. Он разбит на две части, в каждой из которых находится рисунок. В нижней части экрана записывается суждение. Вы должны определить область истинности суждения для каждого из рисунков и ввести ответ с клавиатуры (истинное – 1, ложное – 0) для каждого из рисунков, а затем нажать на клавишу ввода. Пример: «Некоторые животные – персонажи сказки «Репка»» - истинное для первого и второго рисунков. В правой части экрана будет отображаться результат выполнения задания. Если ответ правильный, то окошечко закрасится, в противном случае останется не закрашенным. Таким образом вы набираете баллы за работу на компьютере. Вопросы есть? Приступили к работе. (Включить музыку). Ответы к работе.
Таких суждений будет одиннадцать, поэтому оценка «5» выставляется за 99% правильности (0 или 1 ошибка), оценка «4» - 88% - 77% (2 или 3 ошибки), оценка «3» - 66% - 55% (4 или 5 ошибок), в остальных случаях – оценка «2». По выполнению работы в лист контроля необходимо поставить оценку. 5. Подведение итогов урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили с вами такие формы логики как понятие и суждение. Какими могут быть суждения? Узнали, с каких слов обычно начинаются общие суждения, а также научились определять истинные и ложные суждения, а также выделять предложения, которые не являются суждениями (поработать по опорной таблице). Ваша оценка за урок на листе контроля в красном конверте (назвать каждому ученику его оценку). Замечание: оценка «5» выставляется, если ученик самостоятельную работу по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «5»; оценка «4» выставляется, если ученик выполнил самостоятельную работу по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «4». оценка «3» выставляется, если при выполнении самостоятельной работы по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «3». Замечание: Выставление оценки может варьироваться. 6. Информация о домашнем задании. Дома вы выучите эту опорную схему, которую я вам дарю и, которая пригодится вам в дальнейшем. 7. Обобщение и систематизация знаний. А сейчас мы еще раз проверим то, над чем работали, но теперь я предлагаю вам игру. Обычно ученики играют в «Крестики – нолики», а мы поиграем «В единицы и нолики». Первый вариант – команда единиц, второй – команда ноликов. Перед вами таблица из 15 секторов. Каждый сектор содержит вопрос. Вы вправе выбрать любой сектор.
Команда, которая начинает игру, выбирает номер сектора и задание зачитывается команде соперников. Если соперники не отвечают, то право ответа переходит команде, выбравшей данный сектор. Эмблема команды, давшей правильный ответ, помещается в этот сектор. В случае если ни одна из команд не дала правильного ответа, право ответа переходит учителю и тогда в сектор помещается специальная эмблема. 1 Та команда, чьих эмблем в таблице будет больше и будет победителем. Задания.
Ответ: ложное. 3. Определите, является ли высказыванием предложение «Синус – отношение противолежащего катета к гипотенузе». Ответ: нет, так как это определение, а определения высказываниями не являются. 4. Преобразуйте частное высказывание « Некоторые ученики любят учиться» в общее и определите его область истинности. Ответ: «Все ученики любят учиться» - ложное. 5. Является ли высказыванием предложение «Х+5=10»? Ответ: нет, так как выражения с переменной не являются высказываниями. 6. Преобразуйте предложение «Х- 4=1» в истинное высказывание. Ответ: «Если Х=5, то Х-4=1» 7. Определить является ли предложение высказыванием «Внимание! Близится конец урока.» Ответ: не является, так как восклицательные предложения высказываниями не являются. 8. Преобразуйте общее высказывание «Каждый человек - художник » в частное истинное. Ответ: «Некоторые люди – художники». 9. Частным или общим является высказывание «Ни один внимательный человек не совершит оплошность». Ответ: общим. 10. Придумайте общее ложное высказывание. 11. Приведите пример предложения, не являющегося высказыванием. 12. Какие предложения называют суждениями? 13. Является ли высказыванием предложение «Вы регулярно готовитесь к информатике?» Ответ: нет, не является, так как оно вопросительное. 14. Определите область истинности высказывания «Учиться никогда не поздно». Ответ: истинное. 15. Преобразуйте частое истинное суждение в общее ложное «В 21.00 кино на СТС». Ответ: в 21.00 кино на всех каналах. На этом мы игру заканчиваем, так как время близится к концу урока. Но прежде чем мы расстанемся мне бы хотелось, чтобы вы уходя оставили свое впечатление об уроке мне на память. Инструктаж. У каждого из вас на листе контроля есть окружность. Если вам урок понравился, то нарисуйте в ней улыбающегося человечка, в противном случае - недовольного человечка Всем спасибо за вниманье. За задор и тихий смех, За огонь соревнованья, Обеспечивший успех. Звенит звонок. |
Конспект урока. Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки... Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации | Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
«university – lyceum» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | Программа «Тестирование знаний» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
Тема: «Виды предложений по цели высказывания» Изучить основные характеристики предложений, различных по цели высказывания. Проанализировать интонационное оформление различных... | Конспект урока урок по теме: «Грибы» (Тема урока) фио (полностью) Фирсова Ольга Станиславовна Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания | ||
Конспект урока биологии в 11классе тема урока. Гипотезы возникновения... Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию | Пояснительная записка к пакету заданий муниципального этапа Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Автоматизация контроля и оценки знаний студентов с помощью программы «university – lyceum» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Инструкция по технике безопасности. Назовите основное свойство алгоритма,... Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
Литература, 1 класс Тема урока, № урока по теме Учить анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста. Научить читать стих выразительно | Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | ||
Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... |