Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды





Скачать 155.05 Kb.
НазваниеПтицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды
Дата публикации26.11.2014
Размер155.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы














Название:

Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА  

За основу проекта взята проектная идея:










Предметный раздел







Предмет

Биология

Проект проведен в

7 «А» класс МОУ школа №79 г.Тольятти







Краткое описание выполненного проекта

(2-4 предложения)

Через исследования и решение проблемных вопросов хотелось привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам окружающей среды родного края, исследовать и накопить знания по видовому многообразию птиц в Самарской области.

Класс разделили на 3 группы, было предложено техническое задание, каждая группа получила темы самостоятельных исследований.

В феврале 2007 года учащиеся представили проект на городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку», выступили перед представителями Мэрии г. Тольятти, учеными института экологии Волжского бассейна РАН, где рассказали о своей работе над проектом. Их работа была высоко оценена жюри и ребята стали лауреатами городского конкурса.

Руководитель, реализовавший проектную идею в виде проекта

Кохнюк Ольга Васильевна, учитель биологии МОУ школы №79

«Отличник народного просвещения»

Самарская область, г. Тольятти






 

 

Особенности реализации проекта







Постановка задачи ученикам

  • Работа в Internet. Исследовать вопрос: «Экологические группы птиц, приспособленность к среде обитания. Представить реферат» – 1-я группа

  • Экскурсия в Тольяттинский краеведческий музей. По материалам экспозиций краеведческого музея, материалам ученых Жигулевского заповедника представить таблицу: «Видовое многообразие птиц Среднего Поволжья»– 2-я группа

  • Отчет на тему «Роль птиц в природе и значение в жизни человека, роль в экосистемах». (По материалам института экологии Волжского бассейна РАН). Представить таблицу – 3-я группа

  • Опрос на тему: «Мое личное участие в охране птиц». Сделать расчеты, представить данные в диаграмме.

Выпуск стенгазеты «Советы школьного эколога» – 1-я группа

  • Исследовать вопрос «Птицы в народном творчестве, творчестве учащихся МОУ школы №79». Представить альбом – 2-я группа

  • Составить систему мероприятий по охране птиц родного края. Выпустить листовки и развесить по подъездам 15-го квартала – 3-я группа




Ход выполнения проекта
(последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности)

Перечень этапов


Обсуждение проблемы, целей и задач.

1 час.




Найти материал о видовом многообразии птиц Среднего Поволжья, об особенностях внешнего строения и скелета птиц в связи с полетом.

1-ая неделя

1 группа

Инструкция, таблица, фотоальбом

Исследовать материал на тему «Роль птиц в природе и значении в жизни человека, роль в экосистемах». Подготовить отчет.

1-ая неделя

2 группа

Реферат

Собрать материал для школьной стенгазеты «Охрана птиц. Птицы в Красной книге. Мое личное участие в охране птиц». Провести опрос.

1-ая неделя

3 группа

Стенгазета

Исследовать материал «Птицы в народном творчестве».

2-ая неделя

1 группа

Стихи, загадки, народные приметы, сочинения, альбом

Провести наблюдение за птицами. Составить календарь наблюдений.

2-ая неделя

2 группа

Календарь наблюдений

Разработать систему мероприятий по охране птиц родного края.

2 неделя

3 группа

Система мероприятий

Предзащита, контроль выполнения заданий, исправление ошибок.

3-я неделя




Размещение в Web-сайте.

конец 3 недели




Оформить полученные результаты в виде презентации.

4 неделя

Презентация




Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)

Техническое задание
Тема проекта: «Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды»

Основополагающий вопрос: Как сохранить видовое многообразие птиц Самарской области для будущих поколений?
Проблемный вопрос: Возможна ли дальнейшая жизнь на Земле без птиц?

Учебные вопросы:

1.Играют ли птицы положительную роль в экосистемах?

2.Нужно ли охранять птиц?

3.Как сохранить видовое многообразие птиц для будущих поколений?

НАШЕ ВИДЕНИЕ СИТУАЦИИ:

Птицы играют очень важную роль в природных экосистемах. Чего стоят трели жаворонка или соловьиное пение! А опыление и расселение растений!

Велика роль насекомоядных птиц!

Но многие виды птиц попали в Красную книгу. Это и скопа, и беркут, и орлан, и могильник... Тысячи птиц садятся на высоковольтные провода и гибнут. А сколько их погибает от ядохимикатов… Трудно представить себе жизнь без птиц. Птицы привязаны к своим местам обитания. Надо помочь им выжить.

Цель исследования:

Познакомить учащихся с состоянием видового многообразия птиц в Самарской области

Задачи:

1.Используя разнообразные источники информации, подобрать материал о видовом многообразии птиц родного края.

2.Исследуя научно-популярную литературу, изучить мнение ученых по вопросу «Роль птиц в природе и значение их в жизни человека, роль в экосистемах. Необходимость охраны птиц».

3.Выработать систему мероприятий по охране птиц родного края.

4.Подобрать художественное слово «Птицы в творчестве поэтов и писателей».

5. Изучить материалы экспозиции городского краеведческого музея «Птицы Среднего Поволжья»

Методы сбора информации


1.В соответствии с задачами организовать поиск и анализ текстового и иллюстративного материала, используя Internet-ресурсы, результаты исследования ученых Жигулевского заповедника, изучить статьи для оформления рефератов и докладов.

2.Провести наблюдение за птицами и составить календарь наблюдений.

3.Собрать фотографии для фотоальбома.

4.Подбор материала для школьной стенгазеты.

5.Исследовать материал «Птицы в народном творчестве» и оформить альбом.

6.Составить перечень мероприятий по охране птиц.

7.Обработать и систематизировать результаты.





для учителя
(для подготовки к проекту)


План проведения проекта


Действия и мероприятия

Методы

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

Обсуждение темы и цели проекта.

обсуждение

составление плана работы над проектом

2 дня

руководитель проекта, совет класса

Распределение заданий по группам.

беседа

создание рабочих групп

1 час

учитель,

совет класса

Работа в группах над проблемой.

Составление плана мероприятий.

мозговой штурм

план действия каждого члена группы

1 день

ответствен.

групп

Составить список необходимого оборудования.

Составить график.

беседа

список,

график использования

компьютерного класса

1 день

учитель,

ответствен.

групп

Проведение консультаций со школьниками- участниками проекта.

инструктаж, слово учителя

еженедельные консультации

согласно графика

учитель

Купить необходимые принадлежности, призы.

провести расчеты

призы

1-ая неделя

род. комитет

Пригласить на презентацию учителей и родителей

составить текст пригласительного билета

пригласительн. билет

1-ая неделя

1 группа

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ

беседа

критерии оценок

1день

учитель

Работа в группах

обсуждение, обработка материала

подготовка к презентации

2 недели

руководитель, ответств. групп

Просмотреть собранный материал. Дать рекомендации.

работа с собранным материалом

контроль выполняемой работы

конец каждой недели

ответств. групп

учитель

Выполнение группами технического задания

работа с научно-популярной литературой, работа в Internet…

фотоальбом,

реферат, опрос,

инструктивные карточки, стенгазета, календарь наблюдений, система мероприятий

2 недели

1,2,3 группы

Предзащита

проверка готовности групп

исправление ошибок

3 неделя

ответствен. групп

Объединить и разместить разработанный материал на едином информационном ресурсе

закрепить навыки работы с компьютером

Web-сайт

конец 3 недели

представит. групп,

учитель информатики

Презентация проекта

предоставить самостоятельность детям

презентация

конец 4 недели

учитель,

ответствен. групп

Оценить работу, выставить оценки, разослать благодарности.

проявить такт, внимание при подведении итогов

оценки, призы,

благодарствен. письма

после презентац.

совет класса

Обсудить итоги проекта.

обсуждение

выделить сильные и слабые стороны

после презентац.

руководитель проекта, совет класса







для учеников
(задание, др. раздаточный материал)




Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Кабинет биологии, кабинет информатики, компьютеры, проектор, экран, принтер, сканер, фотоаппарат, научно-популярная литература, бумага, ручки, лист ватмана, краски.

Internet, Microsoft Windows XP, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Критерии оценивания

Критерии


3 балла

2 балла

1 балл

Структура

Слайды выстроены логично, продуман порядок предоставления информации.

Количество слайдов – 6.

Недостаточно продуман порядок следования информации.
Количество слайдов– 4-5.

Нет логической связи между информацией, представленной разными слайдами. Количество слайдов – менее 4.

Корректность текста

Отсутствие ошибок правописания и опечаток.

Незначительное количество опечаток.

Грамматические ошибки и опечатки.

Дизайн

Красивое оформление презентации. Текст легко читается.

Использование эффектов анимации.
Вставка картинок.

Сохранение единого стиля.

Текст читается хорошо.

Использованы некоторые эффекты и фоны.

Недостаточно картинок.

Незначительные отклонения в стиле

Текст читается трудно.

Отсутствие эффектов.

Мало картинок.

Отсутствие единого стиля.

Содержание презентации


Сформулирована и раскрыта тема урока.

Содержание соответствует цели исследования.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

Вставка графиков и таблиц.

Информация ясна, кратка.

Слайды просты в понимании.

Использование достоверных источников.
Интервью.

Тема не полностью раскрыта.

Не в полной мере соответствует цели исследования.

Некоторый материал изложен некорректно.
Вставка графиков и таблиц.

Информация частично изложена.

Слайды просты в понимании.

Информация достоверна, но есть перегруженность фактами.

Интервью.

Тема частично раскрыта.

Не раскрывает целей исследования.
Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Мало графиков и таблиц.

Информация не вполне ясна.

Перегруженность слайдов информацией.

Информация не вполне ясна, есть сомнения в ее достоверности.
Отсутствие интервью.

Ресурсы

Использование печатных и электронных ресурсов.

Использовано более одного ресурса.

Использованы не все виды ресурсов.
В работе использован только один ресурс

Узкий круг используемых ресурсов.














Примеры работ

Пример(ы) ученических работ (1-3 примера)




Отклики учеников

Свои отклики о работе над проектом ребята высказали на страницах школьной экологической газеты «Советы школьного эколога», которая была представлена на городской конкурс экологических газет в марте 2007 года и получила призовое место.

7 “А” класс осуществил проект «Птицы Среднего Поволжья». Класс был разбит на 3 группы. Учащиеся получили техническое задание. В сборе материала принимали участие все ученики класса. Члены редколлегии газеты взяли интервью и спросили у ребят, над какими вопросами они работали и какой результат?

Курналева Татьяна, ответственная I группы:

.- Работая над заданиями проекта, наша группа изучала вопрос «Роль птиц в природе и жизни человека». Узнали, что в Самарской области зарегистрировано 285 видов птиц. 190 из них - регулярно гнездятся на территории губернии, 12 - нерегулярно.

В Красную книгу РФ занесен 41 вид птиц Самарской области, из которых ныне гнездится 21 вид (скопа, степной лунь, змееяд, степной орел, большой подорлик, могильник и др.).
Ногичева Кристина, ответственная II группы:

- Наша группа изучала вопрос «Зимующие птицы—наши друзья».

- Кристина, есть ли у тебя личный опыт участия в охране зимующих птиц?

- Да. Наблюдая и ухаживая за птицами зимой, у меня появились знания, и я хочу поделиться своим опытом и дать советы всем ребятам.

- Расскажи, пожалуйста, какие корма ты использовала для подкормки птиц?

- Что касается набора кормов, то для синиц и других насекомоядных птиц лучшая подкормка - это несоленое сало любых животных, нежареные семечки подсолнечника (они очень калорийны), тыквы (в меньшей степени - семена арбуза, дыни и крошки белого хлеба), конопля. Традиционное пшено или отходы серого хлеба они не едят. Этот корм привлечет лишь вездесущих сизых голубей и воробьев.

- Чем еще можно кормить?

- При перебоях с кормами можно короткое время кормить синиц остатками от стола (вываренные кости, сырные корочки, мясо).

- Хотелось бы знать требования к кормушкам.

- О кормушках. Самое главное для подкормки, чтобы в кормушке постоянно был корм, конструкция кормушки - дело второстепенное. Лучше, когда корм укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что птицам удобно ее посещать. Кормушки могут быть сооружены из самого разного подручного материала: стеклянных банок, пластиковых бутылок, фанеры, картона и т. п.

- Как учащиеся вашей школы ухаживают за птицами?

- Я провела опрос учащихся 5 “А”, “Б”, “В” классов, 7 “А”, “Б” классов и составила диаграмму участия учащихся в акции «Птицы—наши друзья».
Интервью с Хайдаровой Ираной, ответственной III группы.

- Ирана, чем занималась ваша группа?

- Зима является одним из наиболее тяжелых периодов в жизни птиц. По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц и т.п. Мы сделали кормушки и подкармливаем птиц.

- Что было поручено вам сделать?

- Составить систему мероприятий по охране птиц родного края. Над этим заданием работала вся группа. Были выпущены листовки.

- Ирана, что особенно понравилось при выполнении проекта?

- Мы посетили Тольяттинский краеведческий музей. Много нового и интересного узнали из рассказа экскурсовода о птицах нашей местности.










Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Постоянно просматривать собранный ребятами материал. Давать рекомендации. Не лениться проводить консультации. Использовать разнообразные источники информации: Internet, научно-популярная литература, библиотека… При работе над презентацией обратить внимание на научность материала, эстетичность оформления, закреплять навыки работы с компьютером.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Можно разбить класс не на 3 группы, а на пары, тогда можно будет дать больше заданий для исследования.

Ваш отклик на проектную идею, в рамках которой вы реализовали этот проект












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрока: «Обобщение по теме Птицы»
...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconАвтор учитель экологии моу «сош с. Запрудное»
Старшим школьникам предложить написать рефераты на темы: «Наши зимующие птицы», «Птицы, занесённые в Красную книгу Саратовской области»,...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды icon«Кто же такие птицы?»
«Б» классе дети изучали мир птиц. Ученики искали ответы на такие вопросы: «Кто такие птицы? Зачем птицам перья? Почему птицы поют?...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрок по окружающему миру. Плешаков, 1 класс Тема урока: «В семье друзей пернатых!»
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием птица,выделить существенные и отличительные признаки, показать приспособленность...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц»
Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц»
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconТема : «Кто такие птицы»
Цель: Познакомить обучающихся с разнообразием птиц, выделять существенные и отличительные птицы
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconКонкурсы на лучший птичий домик, рисунок о птицах и рассказ на тему «Как я помогаю птицам»
«Как я помогаю птицам», предложить написать рефераты на темы «Особенности поведения птиц», «Наши зимующие птицы», провести беседы...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconМногообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconТема: «Кто такие птицы?» Цели
Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрок окружающего мира. 1 класс. Умк «Школа России». Тема: «Кто такие птицы»
...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц»
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconУрок по теме «Класс Птицы» З. Ю бирюкова, учитель биологии, мбоу сош №62, г. Н. Новгород Цель
Обучающие: продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды icon«день птиц» для учащихся 7 класса цель: Расширить знания учащихся об экологических группах птиц
Но она живет у нас постоянно. А вот те птицы, которые на зиму улетают на юг, а весной
Птицы Среднего Поволжья. Приспособленность птиц к жизни в разнообразных условиях среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск