Гбоу гимназия №1505





Скачать 76.49 Kb.
НазваниеГбоу гимназия №1505
Дата публикации10.12.2014
Размер76.49 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Диплом

Простые нейронные сети и их программирование в среде Mindstorm.

автор: ученик 10 класса «А»

Половинкин Леонид

Руководитель: Ветюков Д. А.

Москва

2012-2013

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

Глава 1. Нейрон. Нейронная сеть………………………………………..…....4

Глава 2. Основы и принципы программирования в Mindstorm…………………………………………………….….……………….7

Заключение…………………………………………………….……..……..….10

Список литературы…………………………………………….………….…..11

Введение

Цель моего диплома – изучение работы нейронов и нейронных сетей и обучение программирования таких сетей в среде Mindstorm.

Объектом моего исследования являются простейшие необучаемые нейронные сети.

Предметом моего исследования являются принципы организации простых нейронных сетей.

Конечным продуктом своего диплома я вижу создание программ и видеоряда, которые будут являться базой для обучающего фильма «Нейронные сети».

Метод изучения:

1. Изучение биологических аналогов изучаемых нейронных сетей

2. перенос полученных знаний на искусственные нейронные сети и моделирование программ.

Наша работа относится к теоретическим исследованиям, так как это первый шаг к изучению работы нейронных сетей. В дальнейшем эта работа может быть использована как пособие для учеников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Во – первых, разобраться с научными терминами, которыми я буду оперировать в своем дипломе ( такими как нейрон, нейронная сеть и т.д.)

Во – вторых, разобраться с принципами работы нейронных сетей и их обучения

В – третьих, Разобрать с новой для меня средой программирования Mindstorm.

Я считаю, что тема «нейронные сети» актуальна в первую очередь потому, что сейчас ведутся исследования в области науки и новых технологий, и искусственные нейронные сети могут продвинуть науку на новый уровень.

Глава 1.

Механизм работы биологических нейронных сетей.

Нейрон - это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. Он состоит из аксонов - отростков нервной клетки, по которым нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам и другим нервным клеткам, аксон, в свою очередь, состоит терминалей - концевых участков аксона(нервных окончаний). Нейрон имеет мембранный потенциал – разность электрических потенциалов между растворами электролитов, разделенных проницаемой мембраной. Порог возбуждения - минимальное изменение мембранного потенциала, необходимое, чтобы вызвать возбуждение нейрона. Также имеет медиаторы — это вещества небелковой природы, имеющие сравнительно простое строение и небольшой молекулярный вес. Они выделяются окончаниями нервных клеток под влиянием поступившего туда очередного нервного импульса. Тормозные химические синапсы - синапсы, препятствующие дальнейшему распространению импульса. Известно два типа торможения - постсинаптическое торможение когда снижается возбудимость мембраны сомы и дендритов нейрона, и пресинаптическое торможение , когда уменьшается или прекращается высвобождение медиатора из пресинаптических нервных окончаний. Реце́птор — сложное образование, состоящие из терминалей, дендритов, чувствительных нейронов, глии, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды в нервный импульс.Стимулами для разных рецепторов могут служить свет, механическая деформация, химические вещества, изменения температуры, а также изменения электрического и магнитного поля. В рецепторных клетках соответствующий сигнал изменяет конформацию чувствительных молекул-клеточных рецепторов, что приводит к изменению активности мембранных ионных рецепторов и изменению мембранного потенциала клетки. Условие возбуждение нейрона: нейрон возбуждается, если сумма воздействий всех возбуждающих и тор­моз­ных синапсов на нейрон больше или равна его порогу.

Вес синапса.

Весом синапса называется величина, которая в ряде случаев вводится в модель нейронной сети. Если вес синапса равен единице, то такой синапс передает сигнал без изме­не­ния; если вес синапса равен 1,5, то сигнал умножается на 1,5, и т. д. Но мы будем считать, что вес всех синапсов равен единице.

Нейронные сети с памятью. Обучение

Прежде всего нам надо придумать “нейрон памяти”, т. е. такой элемент, который может что-то запоминать. Мы выберем в качестве такого элемента нейрон с возвратной коллатералью, который возбуждает сам себя и после пришедшего импульса начинает непрерывно работать (коллатераль — это веточка аксона, а “возвратная” она потому, что возвращается назад и образует синапс на том самом нейроне, от чьего аксона она отходит). Тем самым его состояние после однократного возбуж­дения меняется: он все время “помнит”, что к нему при ходил возбуждающий сигнал . Чтобы такой нейрон “забыл” про приходивший сигнал, его надо затормозить. Использование принципов нейронных систем человеком. Хорошим примером достижения в создании нейронных сетей, является нейрокомпьютер — устройство переработки информации на основе принципов работы естественных нейронных систем. Эти принципы были формализованы, что позволило говорить о теории искусственных нейронных сетей. Проблематика же нейрокомпьютеров заключается в построении реальных физических устройств, что позволит не просто моделировать искусственные нейронные сети на обычном компьютере, но так изменить принципы работы компьютера, что станет возможным говорить о том, что они работают в соответствии с теорией искусственных нейронных сетей.

Также в 1957 г. американский нейрофизиолог Ф. Розенблатт придумал машину, которую можно было научить отличать один объект от другого. Он назвал эту машину перцептроном (от слова “перцепция”-восприятие). С этой работы началось важное научное направление.

Глава 2.

Нейронный узел в Mindstorm.

Перейдем к математической модели нейрона.

Рассмотрим нейронный узел, в котором у нас есть несколько нейронов-рецепторов, двигательного нейрона и соответственно аксоны.



Допустим, 1, 2 – это нейроны-рецепторы, 3 – это нейронный центр, а 4 – это двигательный нейрон.

Нейроны-рецепторы 1 и 2 воспринимают информацию и посылают сигнал в нейронный центр, от которого идёт к двигательному нейрону.

Нейрон-рецептор – в комплекте Mindstorm выражен несколькими датчиками(световой, звуковой, нажатия, расстояния).



Введем такое понятие, как порог, или пороговое возбуждение, это пропускное свойство нейрона, который в зависимости от силы воздействие, реагирует, или не реагирует на воздействие.

Такая же функция есть и в системе Mindstorm, которая выражена настройкой параметра чувствительности сенсора.

Двигательный нейрон в самой программе выражен «действием движения»

Вот блок схема того же нейронного узла, только в системе Mindstorm.

Разберём задачу с бабочкой, но только уже в Mindstorm`е.



На картинке мы можем видеть датчик, который реагирует на свет. Он разветвляет программу на 2 ветви. Когда свет включен и когда выключен. Дальше следуют 2 датчика касания, которые служат для распознавания места, где находится крыло бабочки(т.е. открыто оно или закрыто).

Рассмотрим первый случай.

Когда датчик света сработал положительно, т.е. свет есть, то датчик касания определяет положение крыла, если оно открыто, то программа ничего не делает(показано датчиком стоп), а если закрыто, то крыло открывается(показано датчиком движения, а потом стоп).

Рассмотрим второй случай.

Когда датчик света сработал отрицательно, т.е. света нет, то датчик касания определяет положение крыла, если оно открыто, то программа его закрывает(показано датчиком движения, а потом стоп), а если закрыто, то ничего не происходит(показано датчиком стоп).

Посмотрев на схему, сделаем вывод, что все процессы, проходящие в нашем узле, совпадают с блок-схемой, кроме процесса обучения, который никак не может быть выражен в Mindstorm. Так как в Mindstorm нет компонента обучения, и как бы мы не переписывали программу, научить саморазвитию данную программу мы не можем.

Заключение.

В своей работе я изучил принципы работы нейронных сетей. Создал простейшие математические аналоги в среде Mindstorm. Разработан фильм для обучения людей данной теме.

Список литературы

Нейронные сети М.Б. Беркинблит, 1993.

Автоматы. Сб. статей под редакцией К. Шеннона и Д. Маккарти. — М.:ИЛ, 1956.

Арбиб М. Мозг, машина в математика. — М.: Наука, 1968.

Арбиб М. Метафорический мозг. — М.: Мир, 1978.

Беркинблит М.Б., Глаголева Е.Г. Электричество в живых орга­низмах. Библиотечки “Квант”, вып. 69. - М.: Наука, 1988.

Бонгард М.М. Проблема узнавания. — М.: Наука, 1987.

Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: модели поведения. — М.: Наука, 1988.

Минский М., Пейперт С. Перцептроны. — М.: Мир, 1971.

Позин Н.В. Моделирование нейронных структур. — М.: Наука, 1970.

Позин Н.В. и др. Элементы теории биологических анализато­ров. — М.:Наука, 1976.

Розенблатт Ф. Принципы нейродинамики. — М.: Мир, 1966.

Цетлин М.Л. Исследования по теории автоматов н моделиро­ванию биологических систем. — М.: Наука, 1969.

Нейронные сети. http://wikipedia.org. Ссылка действительна на 31.05.13


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гбоу гимназия №1505 iconХронотоп в романе Лермонтова ''Герой нашего времени
Гбоу гимназия города Москвы Гимназия №1505 "Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория"
Гбоу гимназия №1505 iconГбоу гимназия №1505
Параграф Что такое металлы в живых организмах и общая информация о них
Гбоу гимназия №1505 iconГоу гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»...

Гбоу гимназия №1505 iconРеферат «Нанотехнологии в медицине» Сопова Софья 2011г. Гоу гимназия...

Гбоу гимназия №1505 iconГосударственное Образовательное Учреждение Гимназия №1505 реферат

Гбоу гимназия №1505 iconГоу гимназия №1505 решение логических задач
Б задачи на нахождение наименьшего количества предметов, задачи на тему «отличительные характеристики»
Гбоу гимназия №1505 iconТезисы исследовательской работы учащейся 10А класса Семёновой Анастасии...
Тезисы исследовательской работы учащейся 10А класса Семёновой Анастасии гбоу гимназия №24 имени И. А. Крылова
Гбоу гимназия №1505 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное общеобразовательное учреждение гимназия №399 (гбоу гимназия №399), Санкт-Петербурга
Гбоу гимназия №1505 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-х классах на 2012-2013 учебный год. Подготовила Д. М. Герасимова, преподаватель...
Гбоу гимназия №1505 iconАналитический отчёт о работе учителя музыки бабак инны евгеньевны за 2013/2014 учебный год
Предмету "Музыка" в гбоу гимназии №1505 дети обучаются с 1 по 7 классы. Рабочие программы по музыке в 1-4 кл по системе "Школа России"...
Гбоу гимназия №1505 iconГоу «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505»...
Солнечной системы, и более всего узнать, существует ли такая планета, которая очень похожа на нашу, и на которой может существовать...
Гбоу гимназия №1505 iconГосударственное Образовательное Учреждение Гимназия №1505 реферат
Целью моего исследования является расширение своих познаний в области физики, материаловедения. Также я предполагаю расширить знания...
Гбоу гимназия №1505 iconГосударственное Образовательное Учреждение Гимназия №1505 реферат
Целью моего исследования является расширение своих познаний в области физики, материаловедения. Также я предполагаю расширить знания...
Гбоу гимназия №1505 iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Гбоу гимназия №1505 iconМетодическая разработка "День здоровья в начальной школе" учителя...
Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск
Гбоу гимназия №1505 iconОтчет гбоу гимназия №32 о реализации Программы по созданию условий...
Отчет гбоу гимназия №32 о реализации Программы по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск