АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности «Информационные системы (по отраслям)», «Программирование в компьютерных системах», «Информационная безопасность автоматизированных систем»
Организация-разработчик: АНО «Балтийский информационный техникум»
Разработчик:
Радчук Н.И. , преподаватель
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии информационных технологий 29 декабря 2011г. Протокол №5 и на заседании Методического Совета 10 января 2012г. Протокол № 3
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
В.Д. Балаклиевский
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации учебной дисциплины
| 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 13
|
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 230401, 230115, 090305.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки студентов по разным специальностям
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;
определять лексическое значение слова;
использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы;
лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;
способы словообразования;
самостоятельные и служебные части речи;
синтаксический строй предложений;
правила правописания;
функциональные стили литературного языка
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов,
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 66
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 56
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 24
| контрольные работы
| 4
| курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 10
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)
| -
| внеаудиторная самостоятельная работа
|
| Итоговая аттестация в форме зачета с оценкой
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.
|
| 20
|
| Тема 1.1. Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка.
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.
|
| 2
| 2.
| Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм русского литературного языка. Речевые ошибки.
|
| 2
|
| 3.
| Основные требования к речи медицинского работника.
|
| 2
|
| Практические занятия
Изучение понятий: культура речи, литературный язык, языковая норма Знакомство с аспектами культуры речи, видами норм русского литературного языка
Определение видов речевых ошибок
| 2
|
|
| Самостоятельная работа Подготовка сообщений по темам: «Особенности устной и письменной речи», «Значение словарей в жизни человека» и др.
| 1
|
| Тема 1.2.
| Содержание учебного материала
|
|
| Орфоэпические нормы.
| 1.
| Основные правила русского литературного произношения.
|
| 2
|
| 2.
| Правила постановки ударения.
|
| 2
|
| Практические занятия Изучение орфоэпических норм
Знакомство с орфоэпическими нормами медицинских терминов Работа с орфоэпическими словарями
Выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи
| 2
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнений упражнений, работа с орфоэпическими словарями, изучение акцентологического минимума.
| 1
|
| Тема 1.3.
| Содержание учебного материала
|
|
| Лексические нормы. Лексические ошибки.
| 1.
| Лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления. Использование в речи разных лексических групп слов. Медицинская терминология и профессиональная лексика.
|
| 2
|
| 2.
| Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок.
|
| 2
|
| Практические занятия Изучение лексических норм
Изучение медицинской терминологии и профессиональной лексики Устранение лексических ошибок в речи
Работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов
| 4
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов
| 2
|
| Тема 1.4.
| Содержание учебного материала
|
|
| Морфологические нормы. Ошибки в употреблении частей речи.
| 1.
| Изменяемые и неизменяемые слова, склоняемые и спрягаемые слова. Парадигмы склоняемых и спрягаемых слов. Правила употребления различных частей речи.
|
| 2
|
| 2.
| Вариантные формы частей речи. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.
|
| 2
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия
Изучение морфологических норм
Устранение ошибок в употреблении частей речи
Выполнение упражнений по формообразованию различных частей речи.
| 4
|
|
| Самостоятельная работа Выполнение упражнений
| 2
|
| Тема 1.5. Синтаксические нормы.
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Правила построения словосочетаний и предложений.
|
| 2
|
| 2.
| Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения.
|
| 2
|
| Практические занятия Изучение синтаксических норм Составление словосочетаний и предложений.
Устранение ошибок в построении синтаксических конструкций, необходимых в медицинской практике
| 2
|
|
| Самостоятельная работа Выполнение упражнений
| 1
|
| Тема 1.6. Словообразовательные нормы.
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Способы образования слов. Сложные слова. Медицинские аббревиатуры. Словообразовательные элементы медицинских терминов.
|
| 2
|
| 2.
| Словообразовательные ошибки.
|
| 2
|
| Практические занятия
| 2
|
|
| Изучение словообразовательных норм Словообразовательный анализ медицинских терминов Устранение словообразовательных ошибок
|
|
|
| Самостоятельная работа Выполнение упражнений
| 1
|
| Тема 1.7. Орфографические и
| Содержание учебного материала
|
|
| пунктуационные нормы.
| 1.
| Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания различных частей речи. Правописание медицинских терминов.
|
| 2
|
| 2.
| Типы знаков препинания в русском языке. Правила употребления знаков препинания в простом и сложном предложении.
|
| 2
|
| Практические занятия
Изучение орфографических и пунктуационных норм Применение принципов орфографии при написании слов Написание терминов и слов, необходимых в медицинской практике Применение правил постановки знаков препинания при написании текстов, необходимых в медицинской практике
| 4
|
|
| Самостоятельная работа
Выполнение упражнений, составление схем и таблиц по орфографии и пунктуации
| 2
|
| Раздел 2. Культура профессионального общения.
|
| 18
|
| Тема 2.1. Речевая коммуникация. Функциональные стили речи.
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Структура речевой коммуникации.
|
| 2
| 2.
| Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования. Жанры стилей речи.
|
| 2
|
| Практические занятия
Изучение особенностей функциональных стилей речи Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи
| 2
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа Стилистический анализ текста
| 1
| Тема 2.2. Речевые особенности научной сферы деятельности.
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Особенности научной речи.
| 2
| 2.
| Виды работ с научным текстом: сокращение текста, план текста, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия.
| 2
| Практические занятия
Изучение особенностей научной речи
Информационная переработка текста
| 2
|
| Самостоятельная работа Информационная переработка текста
| 1
| Тема 2.3. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления.
| Содержание учебного материала
|
| 1.
| Особенности публичной речи. Средства эмоционального воздействия. Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.
| 2
| 2.
| Правила построения публичного выступления.
| 2
| Практические занятия
Изучение особенностей публичной речи
Использование приемов грамотного общения с аудиторией
| 4
|
| Самостоятельная работа Подготовка публичного выступления Подготовка реферативных сообщений по темам: «Речевой этикет медицинского работника», «Невербальные средства общения»
| 2
|
Тема 2.4. Деловое общение. Оформление медицинской
| Содержание учебного материала
|
|
| документации.
| 1.
| Особенности официально-деловой речи.
|
| 2
| 2.
| Этические нормы служебных взаимоотношений. Формулы речевого этикета, их использование в речи.
|
|
|
| 3.
| Правила делового общения. Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведение беседы, убеждения, консультирования. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
|
| 2
|
| 4.
| Документация, её виды. Оформление документации, необходимой в медицинской практике.
|
| 2
|
| Практические занятия Применение формул речевого этикета Изучение правил делового общения Использование основных приемов общения Оформление документов личного характера Оформление медицинской документации
| 4
|
|
| Самостоятельная работа
Оформление документов, составление диалогов
| 2
|
| Тема 2.5. Общение с пациентом. Приемы грамотного
| Содержание учебного материала
|
|
| 1.
| Особенности разговорной речи. Общение с пациентом: беседа.
|
| 2
| общения с пациентом.
| 2.
| Приемы грамотного общения с пациентом.
|
| 2
|
| Практические занятия Изучение особенностей разговорной речи Использование приемов грамотного общения с пациентом Подготовка диалога с пациентом
| 4
|
|
| Самостоятельная работа
Составление диалогов по различным аспектам профессиональной деятельности.
| 2
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг
Классная доска
Стол для преподавателя
Стул для преподавателя
Столы ученические
Стулья ученические
Наглядные средства обучения Таблицы:
«Нормы русского литературного языка» «Качества хорошей речи» «Принципы русской орфографии» «Функциональные стили речи» «Композиция публичного выступления» «Формулы речевого этикета»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Введенская, Л.А. Культура речи. [Текст]: учебное пособие /Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 448 с.
Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи. [Текст]: учебное пособие /И.Б. Голуб. - М.:Логос,2010. - 432 с.
Дополнительные источники:
Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. - М.: Высшее образование, 2010. - 356 с.
Сорокина, А.В. Основы делового общения [Текст]: Конспект лекций /А.В. Сорокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 224 с.
Интернет - ресурсы:
http://abc.vvsu.ru- сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС.
http://www.gramma.ru/RUS/- справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
| Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
Оценка выполнения письменных и устных упражнений.
Оценка содержания реферативных сообщений.
| Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;
| Самооценка и взаимооценка высказываний обучающихся при проведении беседы, при индивидуальном и групповом опросе.
Самооценка и взаимооценка выполнения письменных и устных упражнений.
| Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
| Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.
Оценка и взаимооценкаобучающимися друг друга при анализе видеозаписей.
Оценка и анализ диалогов, составленных обучающимися.
Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.
| Пользоваться словарями русского языка;
| Оценка умения пользоваться словарями русского языка при выполнении письменных и устных упражнений.
|
Оформлять медицинскую документацию;
| Оценка умения оформлять медицинскую документацию.
| Специфику устной и письменной речи
| Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
| Нормы русского литературного языка;
| Оценка выполнения письменных и устных упражнений.
Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
Оценка выполнения тестовых заданий.
| Правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.
| Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.
Оценка диалогов, составленных обучающимися.
Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.
Оценка выполнения письменных работ.
| |