Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи»





Скачать 188.34 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Дата публикации13.12.2014
Размер188.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«БАЛТИЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

2012г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности «Информационные системы (по отраслям)», «Программирование в компьютерных системах», «Информационная безопасность автоматизированных систем»



Организация-разработчик: АНО «Балтийский информационный техникум»

Разработчик:

Радчук Н.И. , преподаватель

Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии информационных технологий 29 декабря 2011г. Протокол №5 и на заседании Методического Совета 10 января 2012г. Протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

В.Д. Балаклиевский

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации учебной дисциплины



12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



13



  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 230401, 230115, 090305.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки студентов по разным специальностям

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;

  • определять лексическое значение слова;

  • использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;

  • пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

  • пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;

  • различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы;

  • лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов;

  • способы словообразования;

  • самостоятельные и служебные части речи;

  • синтаксический строй предложений;

  • правила правописания;

  • функциональные стили литературного языка

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов,

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:




лабораторные занятия

-

практические занятия

24

контрольные работы

4

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

-

внеаудиторная самостоятельная работа




Итоговая аттестация в форме зачета с оценкой


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.




20




Тема 1.1. Понятие культуры речи. Нормы русского литературного языка.

Содержание учебного материала







1.

Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.




2

2.

Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм русского литературного языка. Речевые ошибки.




2




3.

Основные требования к речи медицинского работника.




2




Практические занятия

Изучение понятий: культура речи, литературный язык, языковая норма Знакомство с аспектами культуры речи, видами норм русского литературного языка

Определение видов речевых ошибок

2







Самостоятельная работа Подготовка сообщений по темам: «Особенности устной и письменной речи», «Значение словарей в жизни человека» и др.

1




Тема 1.2.

Содержание учебного материала







Орфоэпические нормы.

1.

Основные правила русского литературного произношения.




2




2.

Правила постановки ударения.




2






Практические занятия Изучение орфоэпических норм

Знакомство с орфоэпическими нормами медицинских терминов Работа с орфоэпическими словарями

Выявление орфоэпических и акцентологических ошибок в речи

2







Самостоятельная работа

Выполнений упражнений, работа с орфоэпическими словарями, изучение акцентологического минимума.

1




Тема 1.3.

Содержание учебного материала







Лексические нормы. Лексические ошибки.

1.

Лексика с точки зрения значения, происхождения и употребления. Использование в речи разных лексических групп слов. Медицинская терминология и профессиональная лексика.




2




2.

Лексические ошибки, их виды. Способы устранения лексических ошибок.




2




Практические занятия Изучение лексических норм

Изучение медицинской терминологии и профессиональной лексики Устранение лексических ошибок в речи

Работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов

4







Самостоятельная работа

Выполнение упражнений, работа с лексическими словарями, словарем медицинских терминов

2




Тема 1.4.

Содержание учебного материала







Морфологические нормы. Ошибки в употреблении частей речи.

1.

Изменяемые и неизменяемые слова, склоняемые и спрягаемые слова. Парадигмы склоняемых и спрягаемых слов. Правила употребления различных частей речи.




2




2.

Вариантные формы частей речи. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.




2





















Практические занятия

Изучение морфологических норм

Устранение ошибок в употреблении частей речи

Выполнение упражнений по формообразованию различных частей речи.

4







Самостоятельная работа Выполнение упражнений

2




Тема 1.5. Синтаксические нормы.

Содержание учебного материала







1.

Правила построения словосочетаний и предложений.




2




2.

Ошибки в построении синтаксических конструкций и способы их устранения.




2




Практические занятия Изучение синтаксических норм Составление словосочетаний и предложений.

Устранение ошибок в построении синтаксических конструкций, необходимых в медицинской практике

2







Самостоятельная работа Выполнение упражнений

1




Тема 1.6. Словообразовательные нормы.

Содержание учебного материала







1.

Способы образования слов. Сложные слова. Медицинские аббревиатуры. Словообразовательные элементы медицинских терминов.




2




2.

Словообразовательные ошибки.




2




Практические занятия

2









Изучение словообразовательных норм Словообразовательный анализ медицинских терминов Устранение словообразовательных ошибок










Самостоятельная работа Выполнение упражнений

1




Тема 1.7. Орфографические и

Содержание учебного материала







пунктуационные нормы.

1.

Принципы русской орфографии. Трудные вопросы правописания различных частей речи. Правописание медицинских терминов.




2




2.

Типы знаков препинания в русском языке. Правила употребления знаков препинания в простом и сложном предложении.




2




Практические занятия

Изучение орфографических и пунктуационных норм Применение принципов орфографии при написании слов Написание терминов и слов, необходимых в медицинской практике Применение правил постановки знаков препинания при написании текстов, необходимых в медицинской практике

4







Самостоятельная работа

Выполнение упражнений, составление схем и таблиц по орфографии и пунктуации

2




Раздел 2. Культура профессионального общения.




18




Тема 2.1. Речевая коммуникация. Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала







1.

Структура речевой коммуникации.




2

2.

Функциональные стили речи, их признаки и сфера использования. Жанры стилей речи.




2




Практические занятия

Изучение особенностей функциональных стилей речи Определение принадлежности текста к функциональному стилю речи

2


















Самостоятельная работа Стилистический анализ текста

1

Тема 2.2. Речевые особенности научной сферы деятельности.

Содержание учебного материала




1.

Особенности научной речи.

2

2.

Виды работ с научным текстом: сокращение текста, план текста, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия.

2

Практические занятия

Изучение особенностей научной речи

Информационная переработка текста

2




Самостоятельная работа Информационная переработка текста

1

Тема 2.3. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления.

Содержание учебного материала




1.

Особенности публичной речи. Средства эмоционального воздействия. Общение с аудиторией: инструктаж, консультирование, лекция.

2

2.

Правила построения публичного выступления.

2

Практические занятия

Изучение особенностей публичной речи

Использование приемов грамотного общения с аудиторией

4




Самостоятельная работа Подготовка публичного выступления Подготовка реферативных сообщений по темам: «Речевой этикет медицинского работника», «Невербальные средства общения»

2



Тема 2.4. Деловое общение. Оформление медицинской

Содержание учебного материала







документации.

1.

Особенности официально-деловой речи.




2

2.

Этические нормы служебных взаимоотношений. Формулы речевого этикета, их использование в речи.










3.

Правила делового общения. Основные техники и приемы общения: правила слушания, ведение беседы, убеждения, консультирования. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.




2




4.

Документация, её виды. Оформление документации, необходимой в медицинской практике.




2




Практические занятия Применение формул речевого этикета Изучение правил делового общения Использование основных приемов общения Оформление документов личного характера Оформление медицинской документации

4







Самостоятельная работа

Оформление документов, составление диалогов

2




Тема 2.5. Общение с пациентом. Приемы грамотного

Содержание учебного материала







1.

Особенности разговорной речи. Общение с пациентом: беседа.




2

общения с пациентом.

2.

Приемы грамотного общения с пациентом.




2




Практические занятия Изучение особенностей разговорной речи Использование приемов грамотного общения с пациентом Подготовка диалога с пациентом

4







Самостоятельная работа

Составление диалогов по различным аспектам профессиональной деятельности.

2









Зачет

2




Всего:

57




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .

Оборудование учебного кабинета:

  1. Шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и книг

  2. Классная доска

  3. Стол для преподавателя

  4. Стул для преподавателя

  5. Столы ученические

  6. Стулья ученические

Наглядные средства обучения Таблицы:

«Нормы русского литературного языка» «Качества хорошей речи» «Принципы русской орфографии» «Функциональные стили речи» «Композиция публичного выступления» «Формулы речевого этикета»

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

    1. Введенская, Л.А. Культура речи. [Текст]: учебное пособие /Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 448 с.

    2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи. [Текст]: учебное пособие /И.Б. Голуб. - М.:Логос,2010. - 432 с.

Дополнительные источники:

      1. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. - М.: Высшее образование, 2010. - 356 с.

      2. Сорокина, А.В. Основы делового общения [Текст]: Конспект лекций /А.В. Сорокина. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 224 с.

Интернет - ресурсы:

        1. http://abc.vvsu.ru- сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС.

        2. http://www.gramma.ru/RUS/- справочно-информационный интернет-портал «Культура письменной речи»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.

  3. Оценка выполнения письменных и устных упражнений.

  4. Оценка содержания реферативных сообщений.

Анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочёты в своей устной и письменной речи;

  1. Самооценка и взаимооценка высказываний обучающихся при проведении беседы, при индивидуальном и групповом опросе.

  2. Самооценка и взаимооценка выполнения письменных и устных упражнений.

Осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;

  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме.

  3. Оценка и взаимооценкаобучающимися друг друга при анализе видеозаписей.

  4. Оценка и анализ диалогов, составленных обучающимися.

  5. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.

Пользоваться словарями русского языка;

Оценка умения пользоваться словарями русского языка при выполнении письменных и устных упражнений.



Оформлять медицинскую документацию;

Оценка умения оформлять медицинскую документацию.

Специфику устной и письменной речи

Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

Нормы русского литературного языка;

  1. Оценка выполнения письменных и устных упражнений.

  2. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

  3. Оценка выполнения тестовых заданий.

Правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами; основные техники и приемы общения: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования.

  1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при проведении беседы.

  2. Оценка диалогов, составленных обучающимися.

  3. Оценка индивидуального и группового опроса в устной форме.

  4. Оценка выполнения письменных работ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconНовороссийский филиал
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 32 с
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 022000 Экология и природопользование (изб)
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Направление подготовки (специальности): 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Программа учебной дисциплины «русский язык и культура речи» iconПрограмма дисциплины «Русский язык и культура речи» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск