Скоробогатов Владислав Юрьевич





Скачать 324.17 Kb.
НазваниеСкоробогатов Владислав Юрьевич
страница1/3
Дата публикации14.12.2014
Размер324.17 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Скоробогатов Владислав Юрьевич



Факультет права,
Кафедра теории права и сравнительного правоведения
Научно-практический семинар «Профессиональная деятельность юриста»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК

КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


Оглавление
Общая идея и цель проведения семинаров с использованием предлагаемой методики (с. 2)

Краткая история курса (с. 2)

Перспективы преподавания курса (с. 3)

Образовательный результат (с. 4)

Предварительный план организации семинаров (с. 5)

Способы организации дискуссии (с. 6)

Способы вовлечения студентов в совместную работу (с. 6)

Организация обратной связи (с. 7)

Порядок оценивания работы студентов на семинаре, элементы кумулятивной оценки (с. 7)
Приложения

  1. Задание на первичную и вторичную информацию (с. 8).

  2. Достоверность информации (с. 13).

  3. Выбор темы и постановка исследовательского вопроса (с. 14).

  4. Цитирование и плагиат (с. 20).

  5. Итоговое задание: составление библиографии по определенной теме исследования (с. 23).

  6. Журнал исследования (с. 27).

Общая идея и цель проведения семинаров с использованием предлагаемой методики

За последние несколько лет в академическом мире и университетской среде общим местом стало утверждение о необходимости контроля уровня информационной грамотности (information literacy) студентов, преподавателей и исследователей. Как следствие, актуальным становится вопрос о методике обучения соответствующим компетенциям (teaching information skills).

Высшая школа экономики всегда уделяла пристальное внимание развитию своей библиотеки, без которой сложно представить университет как серьезное академическое учреждение. Настоящим украшением университетской библиотеки является подписка на электронные ресурсы – полнотекстовые базы данных научных журналов, книг, статистических пакетов информации, словарей и энциклопедий. Сотрудникам университета предоставляется возможность повышать свою квалификацию, проходя курсы по использованию электронных информационных ресурсов.

В то же время, библиотека пока еще не оказывает такую же систематическую поддержку учебной и исследовательской активности студентов, преподавателей и научных сотрудников, как библиотеки ведущих университетах мира, превратившиеся в полноправных участников научной и исследовательской жизни университета, научные информационные центры. Кроме того, не много найдется преподавателей, ведущих занятия по основным курсам, которые составляют задания таким образом, чтобы они формировали помимо специальных компетенций еще и основные информационные навыки: оценка достоверности источников информации, разработка стратегии информационного поиска, оценка результатов информационного поиска, составление библиографии по теме исследования и т.д. (library-based assignment). Широкого применения такого рода методика в российских университетах еще не нашла, поэтому наличие специального курса, в рамках которого бы студентов знакомили и учили выбирать тему исследования, ставить исследовательский вопрос (формировать информационную потребность), искать и оценивать информацию, правильно использовать полученные результаты в письменных работах, представляется своевременным и необходимым, особенно принимая во внимание планы Высшей школы экономики до 2020 года.
Краткая история курса

Начало жизни спецкурса восходит к 2007 году, когда для преподавателей Высшей школы экономики были организованы курсы повышения квалификации «Управление знаниями: формирование компетенций современного преподавателя и научного сотрудника для работы с информационными ресурсами», которые помогли по-новому взглянуть на возможности библиотеки университета, предоставляющей доступ к электронным научным ресурсам. Возникло сильное желание поделиться полученными знаниями как с коллегами, так и со студентами. Поначалу это стремление воплотилось в курсе по выбору, который проводился для небольшого количества студентов. Со временем курс стал обязательным.

Сперва студентам пересказывался материал, который был освоен в рамках курсов повышения квалификации. Студентов последовательно проводили по каждой базе данных, рассказывая о том, какие журналы или книги входят в подписку. На определенном этапе такая стратегия преподавания удовлетворяла и студентов, и преподавателей. Однако, по мере расширения подписки библиотеки на электронные ресурсы и общим развитием Интернета и расширением возможностей, которые сейчас предоставляются глобальной сетью для учебы и исследовательской деятельности, становилось очевидным, что прежний подход себя исчерпал. Тем более, что теперь преподаватели все чаще выходят перед студентами не в аудитории, а на специальной площадке в LMS, потенциал которой для ведения такого рода курсов представляется значительным.

На смену методики преподавания подталкивала также мысль о том, что большинство баз данных организованы по схожей логике, что позволяет сделать акцент не на специфике содержания того или иного ресурса, а на общих навыках работы с научной информацией. Постепенное углубление в эту тему привело к пониманию того, что преподавать навыки поиска информации можно только вместе с обучением исследованию как таковому, поскольку студенты первого курса еще не имеют большого запроса на знания о том, как устроена наука в Сети, и по достоинству еще не способны оценивать возможности библиотеки. Поэтому, чтобы электронные ресурсы стали для них обычным инструментом в их работе, необходимо дать общее введение в исследование как особый вид интеллектуальной деятельности. Только в этом случае библиотека станет постоянным спутником студента на протяжении всех лет обучения.

В целом на данный момент программ курса (как часть Научно-практического семинара «Профессиональная деятельность юриста») включает следующие вопросы: Понятие информации. Достоверность информации. Научная и популярная информация. Понятие исследования. Этапы исследования. Выбор темы и постановка исследовательского вопроса. Журнал исследователя. Цитирование. Плагиат.

Все эти темы важно преподносить в комплексе, особенно, повторюсь еще раз, когда речь идет о студентах первого курса.
Перспективы преподавания курса

На взгляд автора, актуальность вопросов, включенных в спецкурс, является высочайшей. Это обусловлено коренными изменениями, происходящими не только в Высшей школе экономике, но и в сфере образования в целом.

Ведущими зарубежными университетами накоплен большой опыт обучения информационным компетенциям, которым можно воспользоваться, чтобы выстроить образовательный процесс в российском университете. Содержание англоязычного интернета (в основном информацию можно получить с сайтов библиотек и специальных информационных центров университетов, которые являются самостоятельными подразделениями, в задачи которых входит оказание поддержки исследованиям в университете) позволяет сделать вывод о наличии большого количества методических разработок, включающие задания и практические руководства.

Курсы информационной грамотности со временем должны превратиться в отдельное направление в преподавании, что может выражаться в наличии специальных курсов разного уровня. Так, в лицее следует давать основы информационного поиска. Студентам первого курса – навыки для научно-учебной работы, соответствующий уровню бакалавриата аппарат и инструментарий, первичные исследовательские навыки. Магистрантам и аспирантам – навыки проведения фундаментальных исследований. Наконец, для научных сотрудников университета – знания об исследовании как профессиональной деятельности, включая такие темы как рынок исследований, управление исследовательской деятельностью, продвижение результатов исследования.

Таким образом, предлагаемая методика проведения занятий направлена на развитие у студентов общенаучных компетенций. В качестве преимущества методики предлагается рассматривать развитие таких навыков работы с информацией, которые применимы для работы с любыми информационными ресурсами, безотносительно их содержания. В методике воплощен опыт применения системного подхода к преподаванию информационного поиска, который рассматривается в системе с другими навыками и общенаучными компетенциями.
Образовательный результат

В качестве образовательного результата использования предлагаемой методики предполагается формирование следующих компетенций:

1) знание видов научной информации; способность распознавать тексты различных научных жанров;

2) понимание сущности исследовательской деятельности, основных этапов исследования, а также места информационного поиска в контексте исследовательской деятельности с акцентом на нелинейном характере информационного поиска;

3) способность находить информацию и верно оценивать её достоверность с применением соответствующих навыков критического мышления; способность оценивать и соотносить первичную и вторичную информацию как первичного навыка критического мышления; способность идентифицировать и определять объем «информационного шума»;

4) способность применять определенную стратегию и тактику информационного поиска; способность планировать информационный поиск в ходе исследовательской деятельности; навык письменного сопровождения информационного поиска как навык самоорганизации (журнал ключевых слов);

5) способность составлять библиографию по определенной теме с использованием релевантных источников и в соответствии с правилами и стилями оформления библиографических записей;

6) способность делать презентацию результатов работы, способность работы в группе и организации совместной деятельности;

7) знание правил научной этики; способность оценивать текст на предмет корректного цитирования.
Предварительный план организации семинаров

Достижение поставленных целей семинаров подкрепляется соответствующими заданиями и способами их оценивания. Проведение семинаров выстраивается в определенной последовательности, логика которой продиктована целями курса. Тема каждого занятия предполагает формирование соответствующего определенного образовательного результата.
Тема 1. Понятие информации. Первичная и вторичная информация. Достоверность информации.

Образовательный результат: Формирование первичных навыков критической оценки информации. Выработка критериев достоверности информации.

Задание и оценивание: Проверить вторичную информацию на предмет правильного изложения (цитирования, комментирования и т.д.) первичной информации. С помощью самостоятельного формулирования критериев достоверности источников информации найти самый достоверный источник информации по определенной теме.
Тема 2. Этапы исследования и место информационного поиска в исследовательской деятельности.

Образовательный результат: Формирование системных представлений об исследовании. Выработка общего алгоритма исследования.

Задание: Разработать алгоритм исследования.
Тема 3. Выбор темы исследования и постановка исследовательского вопроса в контексте информационного поиска и их значение для информационного поиска и исследования в целом.

Образовательный результат: Формирование навыков определения и сужения темы, а также постановки исследовательского вопроса.

Задание и оценивание: Выбрать тему и сформулировать исследовательский вопрос. Представить схему сужения темы и постановки вопроса.

Тема 4. Поисковый запрос: естественный язык и язык запросов.

Образовательный результат: Формирование представлений о стратегиях информационного поиска. Формирование навыков использования ключевых слов.

Задание: Разработать перечень ключевых слов по выбранной теме исследования и представить порядок их использования на языке запросов.
Тема 5. Научная информация и её локализация в информационных ресурсах: научные и библиотечные ресурсы и базы данных.

Образовательный результат: Формирование представлений о научных базах данных. Презентация информационных открытых и закрытых информационных ресурсов.
Тема 6. Библиография и библиографическая запись. Стили библиографических записей.

Образовательный результат: Формирование навыков оформления библиографии в соответствии с определенными правилами и стилями.

Задание и оценивание: Составить библиографию по определенной теме с использованием разнообразных научных баз данных.
Тема 7. Цитирование. Научная этика и плагиат.

Образовательный результат: Формирование навыков правильного цитирования. Критерии плагиата.

Задание и оценивание: Провести анализ определенного текста на предмет корректности порядка использования материала.

Способы организации дискуссии на семинаре (методы вовлечения студентов в обсуждение)

Семинарские занятия выстраиваются вокруг обсуждения выполненных домашних заданий. Каждое из домашних заданий представляет собой мини-исследование, результаты которого представляются студентами в виде в виде презентации (стендового доклада) .
Способы вовлечения студентов в совместную работу

Значительная часть заданий выполняется студентами в группах (до 3 человек) во внеаудиторное время. При этом ряд заданий оценивается с помощью методики peer-assessment, когда выполненные задания проверяются студентами, образующими «аналитический центр». «Аналитический центр» готовит сообщение (отчет), в котором обобщаются выполненные задания (мини-исследования) и определяется общий результат исследования в группе. Как итог, каждое задание превращается в своего рода исследование с общим выводом и рекомендациями по работе с информацией, источниками информации и информационному поиску.

Организация обратной связи

Самопроверка проверка работ на семинаре. Разбор текстов заданий на предмет сложности выполнения с целью корректировки. Выбор лучших и худших работ студентов среди выполненных заданий.
Порядок оценивания работы студентов на семинаре, элементы кумулятивной оценки

Итоговая оценка за курс складывается из оценок за работу на семинарах и оценки за итоговую работу. Итоговая работа предполагает выполнение сложного задания, которое включает ранее проработанные в рамках семинаров вопросы.

Задание по теме «Первичная и вторичная информация»
Тема задания: Первичная и вторичная информация.

Образовательный результат: Формирование критического отношения к информации.

Задание: Проверить текст публикации на предмет правильного цитирования.

Сроки выполнения (отчеты к указанной дате направляются в «Аналитический центр» группы):

Рекомендации для подготовки отчета:

1 шаг. Удостовериться в правильном понимании значения смысла понятий «первичная информация» и «вторичная информация».

2 шаг. Найти газетную или журнальную публикацию на любую тему, в которой бы автор в целях усиления аргументированности своей позиции ссылался бы на определенное экспертное мнение, научную доктрину или концепцию, данные исследований или иные не являющиеся очевидными данные. Понять главную мысль автора.

Задание предполагает, чтобы публикация содержалась в газете или журнале, которые в строгом смысле не являются научными. При этом не следует браться за проверку очевидных фактов!

3 шаг. Познакомиться с первичной информацией, которая комментируется, поясняется, используется, интерпретируется и т.д. в подобранной во время второго шага информации. Определить, в чем состоит смысл этой первичной концепции, идеи, теории и т.п.

4 шаг. Сопоставить первичную и вторичную информацию и сделать вывод о правильности её преподнесения во взятой для анализа публикации. Иными словами, следует ответить на вопрос, искажена ли первичная информация? Если искажения обнаружены, то в выводе необходимо указать на предполагаемые причины данного факта: является ли искажение нацеленным на то, чтобы преподнести информацию в более выгодным для автора статьи свете? Какую позицию он тем самым пытается отстоять?

5 шаг. Результаты исследования оформить в таблицу по определенному шаблону.

6 шаг. Направить отчет в «Аналитический центр» своей группы.

Важно:

Искажения в публикациях, которые были взяты для анализа, могут как присутствовать, так и отсутствовать. Не пытайтесь специально «обнаружить» эти искажения. Следите за тем, чтобы быть корректным в своих выводах и объективным в оценках.
Шаблон таблицы


Параметр

Вторичная

Первичная

Название






Тип информации






Краткая характеристика

Основная идея публикации. В чем старается убедить читателя автор публикации?

В чем основная идея, которая интерпретируется, преподносится во вторичной информации.

Цитата

Непосредственный фрагмент, который требует проверки.

Непосредственный фрагмент, который является ключевым для сравнения и вывода о том, имеет ли место быть искажение при передаче смысла.

Вывод:

  1. есть или нет искажения?

  2. в чем состоит искажение?

  3. какова предполагаемая причина искажения (намеренная/ненамеренная)?

  4. В чем предполагаемый мотив искажения?



Пример выполнения задания1:





Вторичная информация

Первичная информация

Название

Микушевич В. Воля к жизни спасет Россию // Аргументы и факты. 1997. Выпуск 42. 15 октября.

Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983.

Тип информации

Статья в газете.

Трактат о государстве

Краткая характеристика

В статье высказывается мнение крупного философа и религиозного мыслителя Владимира Микушевича о путях выхода России из цивилизационного кризиса. Утверждается, что власть советских правителей была нелегитимна и носила внеправовой характер, даже несмотря на одобрение и поддержку со стороны большинства населения страны. Критикуется полезность для России западных стандартов в отношении политической жизни.

Рассуждения о различных типах правления – монархии, аристократии, политии и демократии, об их плюсах и минусах.

Цитата

Чтобы показать, что власть, пользующаяся поддержкой со стороны большинства, может выступать деструктивной для всего общества силой, Владимир Микушевич ссылается на Аристотеля, который по его словам говорил, что «нет такого режима, который не пользовался бы поддержкой большинства. Сталинский режим поддерживался куда более впечатляющим большинством, чем нынешний. Если нет правовых норм, которые нельзя нарушать и которые высказаны еще в библейских заповедях (например, "не убий"), то устанавливается режим противоправного большинства».

«… верховная власть непременно находится в руках либо одного, либо немногих, либо большинства. И когда один ли человек, или немногие, или большинство правят, руководясь общественной пользой, естественно, такие виды государственного устройства являются правильными, а те, при которых имеются в виду выгоды либо одного лица, либо немногих, либо большинства, являются отклонениями. Ведь нужно признать одно из двух: либо люди, участвующие в государственном общении, не граждане, либо они все должны быть причастны к общей пользе. Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития».

Вывод

Сопоставление первичной и вторичной информации позволяет сделать вывод о том, что в газетной публикации содержится искажение идеи Аристотеля о роли большинства в политической жизни общества.

Так, читая рассуждения Владимира Микушевича, у читателя может сформироваться представление, будто бы нет такого режима, который бы не пользовался поддержкой большинства. Иными словами, любая власть, даже Сталинский режим, это режим, жизненная сила которого коренится в поддержке большинства, без которой он бы просто не смог существовать.

В то же время, читая трактат Аристотеля, мы видим, что мысль греческого мыслителя заключалась в том, что только правильный тип правления – при этом это может быть как монархия, аристократия или полития – предполагает, что верховная власть осуществляется в интересах общественной пользы. Если же верховная власть не причастна общей пользе, то очевидно, что это свидетельствует об искажении начал нормальной политической системы, т.е., по словам Аристотеля, представляет собой отклонение.

Итак, во-первых, по Аристотелю, не любой режим пользуется поддержкой большинства; во-вторых, власть большинства – это основа политии; в-третьих, общая польза и поддержка большинства представляют собой разные вещи.

Таким образом, суждения Владимира Микушевича содержат существенные искажения изначальной мысли Аристотеля о месте и роли большинства в политической жизни общества. Автор, скорее всего, стремится убедить читателя в том, что, как говорил Черчилль, любой народ имеет такое правительство, которое заслуживает. Тем не менее, забота об общей пользе со стороны монарха (царская власть) не есть правитель, поддерживаемый большинством. Это ошибка! Нельзя утверждать, что любой режим поддерживается большинством.

Рекомендации для «Аналитического центра»:
1 шаг. Сообщить студентам группы адрес, по которому следует направить отчеты.

2 шаг. Составить перечень параметров анализа поступившей информации. Примером параметров могут являться:

а) доля искажения среди проверенных данных;

б) в каких изданиях встречаются искажения;

в) являются ли искажения намеренными и целенаправленными; какова их доля;

г) ради каких идей авторы пытаются «подогнать цитату»…

….
Отчет подготовить в виде сводной таблицы.
3 шаг. Направить аналитический отчет по адресу vskorobogatov@hse.ru.

Что написать в теме письма и как назвать файл? Очень важно.

Пример темы письма: 157_Аналитический отчет

Пример названия файла: 157_Аналитический отчет

Сроки направления аналитиками своих отчетов:
4 шаг. Оценить полученные отчеты о проверке по следующим критериям:

а) понимает ли студент смысл понятий «первичная информация» и «вторичная информация»?

б) не является ли проверяемые сведения очевидными?

в) удалось ли автору отчета правильно найти первичную информацию, на которую содержится ссылка во вторичной информации?

г) правильно ли автор отчета понял смысл изложенного во вторичной и первичной информации?

д) правильно ли автор сделал вывод о соответствии между первичной и вторичной информации?

Оценка выставляется по 10-балльной шкале по каждому пункту. Затем выводится общая оценка.

Если студент не направил свой отчет в положенный срок, выставляется 0 баллов.

Составить таблицу оценок (фамилия – оценка).

Задание по теме «Достоверность источника информации»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Скоробогатов Владислав Юрьевич iconУчебно-методический комплекс по курсу «Психоанализ материнских конфликтов»...
Котляров Владислав Львович., Психоанализ материнских конфликтов. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 7 с
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconБорис Юрьевич Хигир Психологический анализ в большом футболе Борис...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconРабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана...
Программой общеобразовательных учреждений Православная культура 5- 9 классы / составитель В. Д. Скоробогатов. Ульяновск: инфофонд,...
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconАлавина Екатерина Александровна Акиндинов Алексей Юрьевич Богданова...

Скоробогатов Владислав Юрьевич iconПояснительная записка рабочая программа по православной культуре для 6 класса основе
Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / В. Д. Скоробогатов,...
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconЛасточка — вестник добра, счастья, надежды. Автор: Синякин Владислав,...
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconДмитрий Юрьевич Суслин Тайна золотой медали, или Как стать отличником в школе, в вузе и в жизни

Скоробогатов Владислав Юрьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Захаревич Владислав Георгиевич – ректор Южного федерального университета, доктор технических наук, профессор
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузь владислав Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconРабочая программа по православной культуре в 7 классе (базовый уровень)
«О преподавании православной культуры в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 г г.» и Программой общеобразовательных учреждений...
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconИнститута Систем Информатики со ран им. А. П. Ершова Пальянов Андрей Юрьевич
Искусственный интеллект: современное состояние и наиболее перспективные направления
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconПрограмма москва 2014
Лермонтов Михаил Юрьевич, доктор культурологии, советник министра культуры рф, Президент Ассоциации «Лермонтовское наследие»
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconТерехович Владислав Эрикович «Многомерность пространства как новая...
...
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconПрезентация Миколаенко Вадим Полонский Владислав Фролов Максим Скальская...
Протокол окружного конкурса краеведческих проектов «Вековые кольца России» 2010-2011 учебный год
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconМетодические рекомендации по оформлению пояснительных записок к курсовому и дипломному проектам
Составитель: преподаватель Пермского политехнического колледжа им. Н. Г. Славянова Баранов Сергей Юрьевич
Скоробогатов Владислав Юрьевич iconК 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск