Г реферативного сборника





Скачать 221.77 Kb.
НазваниеГ реферативного сборника
Дата публикации30.12.2014
Размер221.77 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Семинарское занятие № 4

https://docs.google.com/document/d/1yWsNTbakxq-HJ53NybBUOqyrtqxPbNTjTerrQGUcNbM/edit
«Технологии информационного свёртывания».


  1. Найдите определение терминам «реферат», «аннотация» и «резюме» (НЕ персональное). Приведите ссылку на соответствующий ресурс удалённого доступа.




  1. Самостоятельно опишите, на какие этапы может быть подразделён сам процесс реферирования текста (информационного свертывания / сжатия текста).




  1. Ознакомьтесь с материалами из учебного пособия (см. Приложение №1)




  1. Выявите и приведите примеры:

а) библиографического описания публикации

б) аннотации или резюме статьи

в) реферата статьи

г) реферативного сборника


  1. Выберите одну публикацию по теме вашего исследования, которая должна соответствовать следующим условиям:

  • по своему жанру – это должна быть именно статья.

  • должна быть вам понятна

  • носить законченный характер, раскрывать какой-либо аспект проблемы

  • носить научный или научно-популярный характер

  • желательно, чтобы она была опубликована на страницах специального журнала, возможно рецензируемого

  • содержать все элементы библиографического описания (сведения об авторе, времени публикации, месте публикации и т.д.)

  • должна быть по своему объёму не менее 4 страниц, примерно 120 строк, 6 – 7 тыс. знаков без пробелов



  1. Произвести информационное сжатие / свёртывание текста статьи и представить результаты в виде:

а) библиографического описания (ссылки)

б) аннотации или резюме статьи

в) реферата данной статьи.

Приложение № 1
Пронина Л.А. Аналитико-синтетическая переработка информации: процессы информационного свертывания: Учеб. пособие.- Изд. 2-е, перераб. и доп. / Л.А. Пронина, Н.Е. Копытова. – Тамбов, 2005. 
В середине ХХ века стало заметно возрастание объема информации, значительно выросли документные потоки и массивы. В развитии общества наступил период, в качестве характеристики которого стали называть информационный взрыв (кризис). Все чётче проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами разнообразных документов. Кроме того, в мире существует большое количество документов, не несущих в себе нового. Так возникают экономические, политические и другие социальные барьеры, препятствующие распространению новых знаний. В данных условиях возрастает значение документов, созданных в результате аналитико-синтетической переработки значительного количества источников. В результате производится новое знание на основе переработки имеющейся информации.
Совокупность операций аналитико-синтетической переработки документальной информации, преследующих цель создания вторичных документов, или выражение содержания исходного текста в более экономичной форме при сохранении или некотором уменьшении его информативности в производном тексте, называют информационным свертыванием.
На рис. 1 представлены основные процессы информационного свертывания и их результаты.


Для сферы общения (информационных коммуникаций), в качестве основного средства которой выступает естественный язык, характерны две тенденции – стремление к избыточности (развертыванию), обеспечивающей надежность восприятия сообщений, и стремление к недостаточности, экономии речевых средств (свертыванию), обеспечивающей повышение «пропускной способности» информационных каналов.
Свертывание (развертывание) в сфере информационных коммуникаций рассматривается как информационное свертывание. Оно сводится к определению и использованию необходимого и достаточного объема речевых средств при описании некоторой ситуации, обеспечивающих оптимальные условия общения, т.е. понимание сообщения без его избыточности.

Можно сказать и так: свертывание – это процедура определения уровня необходимой и достаточной информативности сообщения в зависимости от стоящей коммуникативной задачи. При этом свертывание сопровождается уменьшением физического объема сообщения, а развертывание – соответственно его увеличением.
Информационное свертывание (развертывание) может быть семантическим и лексическим.

- Семантическое связано с изменением информативности сообщения.

- Лексическое оставляет смысл сообщения без изменений, но преобразует его знаковую форму.

Такое деление несколько условно, поскольку семантическое свертывание сопровождается обычно лексическими преобразованиями; с другой стороны, сокращение иногда только одного слова, выступающего в качестве определения, переводит текст на более высокий уровень обобщения.

Пример: (рекомендательная) библиография – библиография.
 Семантическое свертывание в языке – это стихийный процесс терминообразования, в ходе которого возникают понятия более краткие, чем их синонимичные предшественники.

Пример: компьютер электронно-вычислительная машина.
При лексическом свертывании производится преобразование знаковой формы сообщения при сохранении его информативности. Различают три способа лексического свертывания:

1)      опущение, при котором то или иное место в предложении, предназначенное для определенных повторяющихся или не повторяющихся в тексте языковых единиц, остается пустым, но может быть заполнено этими единицами благодаря опоре на сохраняющиеся в предложении элементы;

2)      совмещение, при котором два или несколько предложений, некоторые элементы которых тождественны, накладываются друг на друга, образуя сокращенную конструкцию, где тождественный компонент употреблен только однажды, но сохраняет самостоятельные связи с неотождествленными частями совмещенных предложений;

3)      замещение, при котором повторяющийся или неповторяющийся отрезок текста замещается другим, более кратким, с сохранением в последнем необходимого уровня смысла первого (например, замена местоимением слова или выражения, применение более кратких синонимичных вариантов).
К перечисленным видам лексического свертывания можно добавить также применение аббревиатур, условных сокращений, перевод в иную знаковую систему (употребление формул, графиков, кодов и т.п.).
Понятия «свертывание информации» и «свертывание документа» не синонимичны.

В случае свертывания (развертывания) информации мы имеем дело с текстом, сообщением, не ограничиваемым рамками определенного документа. Текст преобразуется тем или иным способом с целью уменьшения (или увеличения) его физического объема с оставлением в нем необходимых «смысловых вех».

При свертывании (развертывании) документа получается новый документ (в общем случае вторичный). Операция свертывания информации при этом может быть не единственной операцией аналитико-синтетической переработки документа наряду с дословным извлечением (или опущением), сокращением, либо, наоборот, добавлением фраз или фрагментов, изменением логической структуры документа и др.
Свертывание в сфере информационного обслуживания является частным случаем информационного свертывания. Специфика лишь в том, что если при информационном свертывании в качестве объекта выступает, как правило, мыслительный образ некоторой непосредственной реальной ситуации, то при свертывании в сфере информационного обслуживания та же ситуация, но опосредованная документом автора (отправителя информации). И в том, и в другом случае рождаются новые тексты.
Можно выделить два подхода к свертыванию информации: метаинформативный и информативный.

Метаинформативное свертывание предполагает создание ряда документов, основная цель которых в той или иной степени раскрыть тему и содержание других документов. Такой ряд называется библиографическим. К нему относятся не только традиционные виды вторичных документов – библиографические описания, аннотации, библиографические обзоры, но и авторефераты диссертаций, предисловия и введения к книгам, программы учебных курсов, справочные аппараты изданий и др. Во всех этих документах содержится «информация об информации».
Информативное свертывание предполагает создание ряда документов, основная цель которых служить непосредственным источником информации при решении определенных задач. Этот ряд называется фактографическим. Он может включать в себя как первичные, так и вторичные документы различного уровня свертывания.
Так, ряд фактографических первичных документов образует, например, цепочки: отчет, статья, краткие сообщения, информационный листок; фактографический ряд вторичных документов – рефераты типа экспресс-информация, информационные журналы типа реферативного журнала Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ), самостоятельные фрагменты текстов, цитаты, фактографические справки, реферативные обзоры и другие документы, использование которых, как правило, не вызывает для определенной категории потребителей информации необходимости обращения к первоисточнику.

Этапы аналитико-синтетической переработки информации (АСПИ).
Чтение документа
 АСПИ начинается с чтения документа и извлечения информации, зафиксированной в нем. Чтение – вид умственной деятельности, который требует своей организации труда. Общепризнанно, что оно включает процессы восприятия, внимания, мышления, памяти. Все кто связан с документами, информацией по роду своей профессиональной деятельности, должны быть профессиональными читателями, обладающими следующими умениями: 
1) гностическими или познавательными, т.е. выделять главное в тексте, связи между явлениями, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты), библиографические и справочные издания, пользоваться приемами скорочтения, производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста;

2) проектировочными, т.е. формулировать цели чтения, своей самостоятельной работы, задачи, темп и ритм чтения и т.п.;

3) конструктивными, т.е. умениями конспектировать, аннотировать, реферировать, составлять планы, тезисы;

4) коммуникативными, т.е. активно воспринимать устные сообщения, анализировать их и участвовать в обсуждении, высказывать собственное отношение к прочитанному и т.д.;

5)  организаторскими, т.е. организовывать свое время и читательскую деятельность, рабочее место, контролировать зрение, движение глаз, утомляемость, организовывать накапливаемую в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончании чтения ею можно было воспользоваться.
Анализ текста документа

 

АСПИ предполагает тщательную работу с текстом документа. 

Текст – это линейная последовательность знаков, обладающая смыслом.
В качестве текста может выступать как отдельное предложение, так и их совокупность, в которой одни предложения выражают предмет речи (текстовый субъект), а другие – информацию об этом предмете (текстовый предикат) (элементы текста II лингвистического уровня), сложные синтаксические  целые (элементы текста III лингвистического уровня).
Читая документ, следует обращать внимание на его структуру, выделять основные составляющие текста, анализировать содержащуюся в нем информацию.
Рабочая запись о прочитанном
 Восприятие, осмысление и закрепление прочитанного отражаются в соответствующих записях. Записи необходимо вести, чтобы лучше запомнить и усвоить прочитанный документ. Запись способствует лучшему пониманию текста: удлиняется процесс восприятия мыслей автора, как бы повторяя ее, прочнее запоминается. Записи дают возможность быстро восстановить в памяти забытое. Они являются средством поддержания внимания на содержании текста, помогая сосредоточиться, и, наконец, запись текста своими словами развивает письменную речь. Различные варианты записей используются при создании аннотаций, рефератов, обзорной информации.
Запись о прочитанном бывает нескольких типов – план, выписки, цитаты, пометки на полях (маргиналии), тезисы, аннотации, резюме. Выбор формы зависит от индивидуальных особенностей человека, его образования, свойств памяти, назначения записи.
Тезисы
Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения.
Их особенность – утвердительный характер. В переводе с греческого «тезо» значит «утверждаю». В тезисах сосредотачивается наиболее важное из текста, выводы и обобщения. В них, как правило, нет доказательств, иллюстраций и пояснений. Они не повторяют дословно текст, но достаточно близки к нему. При этом можно воспроизводить некоторые характерные выражения автора, в которых отражается ход его мыслей, и которые помогают понять содержание произведения.
Тезисы создаются после предварительного ознакомления с текстом или при повторном чтении. Текст разбивают на ряд отрывков и создают план. В каждом фрагменте выделяется главное, уясняется суть и формулируется тезис. Каждый тезис «вытекает» из другого, и в окончательном варианте тезисы могут иметь нумерацию. Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Данный метод применяют для сравнения разных точек зрения.
Аннотация
Аннотация – краткая характеристика документа, раскрывающая его назначение, содержание, форму и другие особенности.
Происходит от латинского слова «annotatio» – замечание. Составляется аннотация после прочтения произведения.


Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. В результате данного процесса создается аннотация.
К аннотации предъявляются следующие требования:

- учет характера и тематики аннотируемого документа;

- содержательность;

- объективность;

- полнота;

- краткость;

- понятность.
Информационный работник должен раскрыть в аннотации основные, существенные элементы документа. Она должна быть конкретна и точна в передачи содержания. Аннотация должна отличаться полнотой (представлять сведения о теме документа,  особенностях изложения материала, его назначении, идейной направленности и т.п.) и краткостью. Краткость есть сжатое представление сведений в аннотации в пределах заданного объема (объем минимизируется стандартами). Средним объемом считается 500 печатных знаков. С полнотой тесно связано требование объективности изложения информации.

Требование содержательности ассоциируется с понятием краткости.
Резюме
Резюме – сжатое изложение основных положений, выводов какого-либо научного произведения (или доклада)
Оно происходит от французского глагола «rezumer» – излагать вкратце. Если аннотация кратко характеризует документ, то резюме характеризует выводы, главные итоги, содержащиеся в данном документе.
Данный вид записи используется при анализе именно выводной части, содержащейся в документе. Кроме того, в различных работах создается резюмирующая часть, подводящая итоги исследования. Поэтому знания и умения создания резюме необходимы каждому студенту. С резюме можно столкнуться в научных журналах, где оно выделяется специально и может приводиться на двух языках: русском и, как правило, на английском.
Конспект
Конспект – наиболее совершенная форма записей. Происходит от латинского слова «conspectus», что означает обзор, изложение. В нем отражается самое основное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наиболее существенном; в кратких, четких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения.
Составление конспекта требует вдумчивой работы, затраты времени и усилий. Конспектирование способствует глубокому пониманию и усвоению изучаемых источников, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме и умения четко формулировать и ясно излагать.
Конспектирование считается одним из эффективных способов использования литературы. Конспект – многофункционален: он заменяет сам источник; выступает как дополнительный блок памяти – накопитель наиболее ценных фактов; является фрагментом будущего произведения (например, обзора).

При конспектировании больших трудов или книг, сложных для восприятия, сначала составляют план (конспекты содержат не только основные положения и выводы, но и факты доказательства, примеры, иллюстрации).
Реферат
 Реферирование является одним из важнейших видов аналитико-синтетической переработки информации, заключающийся в анализе первичного документа и извлечении из него наиболее важных в смысловом отношении сведений, основных положений, фактических данных, результатов, выводов.
Реферирование представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами.

Цель реферирования – сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания.
Согласно ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования»
Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.

 

Реферат выступает в качестве объекта стандартизации ОСТа 29-130-97 «Издания. Термины и определения», где он определяется как «произведение, содержащее краткое изложение содержания какого-либо произведения или издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами».

Если в аннотации приводится лишь краткий перечень вопросов, рассматриваемых в документе, то в реферате излагается сущность вопросов, приводятся фактические данные и важнейшие выводы.
Рефераты применяются в издательской, библиографической, научно-информационной деятельности, связанной с оповещением о выходе различных публикаций, с поиском, передачей и использованием информации. Они помещаются в реферативных журналах, сборниках и т.д. Реферат часто служит основным исходным документом в автоматизированных информационных системах.

Реферат отвечает на вопрос: «Что именно сообщается в первичном документе». Главное его свойство – информативность – способность кратко передать смысл первичного документа.
Информативность является наиболее существенной и отличительной чертой реферата, важная задача которого состоит в передаче информации фактографического характера (о реальных событиях, изделиях, материалах, технологических процессах, конкретном производственном опыте) или концептографического характера (о теориях, гипотезах, методах).

Объектами реферирования являются научные статьи (теоретические, экспериментальные, методические, описательные и т.д.), главы из книг (монографий, сборников трудов и т.д.), патентные документы, депонированные рукописи.
Не подлежат реферированию: стандарты, технические условия, инструкции, прейскуранты, каталоги оборудования, справочные, информационные и библиографические издания, тезаурусы, классификационные схемы и т.п.


Текст реферата должен отличаться:

- ясностью;

- конкретностью;

- четкостью;

- лаконизмом.
Основные функции реферата:

- информативная,

- поисковая.
Реферат представляет информацию о документе и устраняет необходимость чтения полного текста в случае, если он представляет для читателя второстепенный интерес. Он используется в информационно-поисковых, в том числе автоматизированных системах, для поиска документов и информации.
Типизация рефератов

 

По признаку принадлежности к определенной области знания можно выделить рефераты по общественным, гуманитарным, естественным, точным, техническим и прикладным наукам; отраслям экономики.

По способу характеристики первичного документа различают общие рефераты или рефераты-конспекты, последовательно излагающие в общем виде содержание всего первичного документа; специализированные или проблемно-ориентированные рефераты, акцентирующие внимание читателя на отдельных темах или проблемах первичного документа.

По признаку составительства различают авторский реферат, где приводится обобщенная характеристика содержания статьи, указываются основные аспекты, излагаются результаты, референтский реферат, составленный специалистом, редакторский, машинный и др.

По количеству источников реферирования выделяют монографические (составленные на один первичный документ), рефераты-фрагменты (составленные на отдельную часть первичного документа), обзорные или сводные, групповые рефераты.

По форме изложения это текстовые, табличные, иллюстративные или смешанные рефераты.

По объему или глубине свертывания – краткие (не более 850 печатных знаков) и расширенные рефераты (объем может составлять 10-15% от объема первичного документа) в зависимости от его ценности, новизны и доступности.

По степени формализации реферирования рефераты дифференцируют на интеллектуальные (составленные человеком на основе его интуитивных представлений о значимости содержащейся в первичном документе информации) и формализованные (составленные на основе формализованных методик).

По функции и глубине отражения содержания источника различают индикативные и информативные рефераты.
Из данной классификации наиболее часто используется последний вариант.

Индикативный (указательный) реферат указывает на основные аспекты содержания первичного документа. Он дает, как правило, четкое представление об объекте документа, об основных вопросах, рассматриваемых в документе, о полученных результатах, выводах. Основная цель индикативного реферата - уведомить потребителя о появлении соответствующей информации, дать потребителю возможность решить, представляет ли данный документ для него ценность или интерес.

Индикативный реферат (как промежуточный вторичный документ между аннотацией и информативным рефератом) используется в некоторых информационных службах. Обращение к нему диктуется рядом причин: отсутствием кадров референтов требуемой специальности и квалификации; специфическими особенностями некоторых видов первичных документов - монографий, учебников, сборников статей, указателей литературы и др. Часто индикативный реферат представляет собой перечисление основных объектов, рассмотренных в первичном документе.

Своеобразная разновидность индикативного реферата сложилась в рамках автоматизированных ИПС. Такие рефераты характеризуются четкой структурой, включающей в себя три основных элемента: библиографическое описание, список ключевых слов, индикативные признаки.
Список ключевых слов – это перечень слов или словосочетаний на естественном языке, выражающих основное смысловое содержание первичного документа и извлекаемых, в основном, из текста самого документа.
Индикативные признаки – это сжатый текст, являющийся дополнением к библиографическому описанию и списку ключевых слов и имеющий целью раскрыть наиболее важные формальные и содержательные аспекты первичного документа.

Индикативные рефераты, которые составляются на вводимые в систему документы, фигурируют многократно: из них формируется информационный массив, они вводятся в машину и определенные их части (ключевые слова) образуют поисковый массив; они же по завершению поиска выводятся из машины и распечатываются в виде индивидуальных списков, адресуемых конкретным потребителям.
Информативные рефераты – наиболее распространенная и наиболее изученная форма рефератов. Информативный реферат доносит до потребителя конкретную информацию, извлеченную из документа, в нем наиболее полно отражается содержание первичного документа, основные идеи и фактические данные. В них излагаются основные цели исследования или разработки, исходные данные, выводы, полученные результаты.
Сфера применения информативных рефератов – это главным образом реферативные журналы. Ориентация именно на этот тип рефератов в РЖ вызывается многими соображениями, среди которых наиболее существенны следующие:

1) такие рефераты позволяют донести до читателя информацию из документов, хранящихся у разных, а иногда и единичных держателей;

2) информативные рефераты – одно из средств снижения потерь информации, связанных с рассеянием публикаций;

3) такие рефераты являются средством преодоления языковых барьеров;

4) публикации информативных рефератов – средство значительного повышения оперативности донесения информации до потребителя.
Подготовка информативного реферата достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует от референта глубокого смыслового анализа текста, дифференцированного подхода к различным составным частям первичного документа и квалифицированного синтеза информации в новом, вторичном документе.
Информативный реферат составляется по следующему плану:

- тема, предмет исследования, характер и цель работы;

- методы проведения работы;

- конкретные результаты работы;

- выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в первичном документе;

- область применения.
Одна из сложностей реферирования состоит в том, что, анализируя текст, референт не всегда может синтезировать важную информацию, строго следуя тому плану, по которому составлен первичный документ. Это возможно лишь при условии, что первичный документ имеет отработанную структуру (например, автореферат диссертации). Чаще же референт должен составлять новый план изложения, полностью перестраивая структуру первичного документа.
Методика реферирования

 

Методика реферирования представляет собой своеобразную технологию анализа и обобщения, систему способов, правил и приемов, используемых при составлении реферата.
Процесс реферирования начинается с анализа, оценки и отбора информации. Затем следует обобщение выявленных сведений и, наконец, сжатое концентрированное изложение информации в виде текста реферата.
Изучение первичного документа следует начинать со знакомства с заглавием, рубрикацией, выводами и резюме. Это позволяет четко представить содержание документа в целом, получить сведения оценочного характера. Необходимо установить фактическое соответствие содержания рассмотренного круга вопросов и выводов заглавию документа (особенно для зарубежного источника).
При повторном чтении рекомендуется в тексте выделять абзацы или другие логически акцентированные части, содержащие сведения, соответствующие запросу. В результате анализа первоисточника референт должен получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках; цели работы; методах; основных результатах и выводах автора; реализации и области применения сведений из первоисточника. После просмотра первоисточника референт должен принять решение о виде реферата, который необходимо составить.
Одна из серьезных задач референта – суметь правильно начать реферат, а именно с изложения сущности работы; заглавие и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Реферат должен давать верное отражение смыслового содержания оригинала; недопустимо, чтобы второстепенные вопросы освещались в реферате наравне с главными.
Все, что в первичном документе не заслуживает внимания потребителя, должно быть опущено. В реферат НЕ включаются:

- общие выводы, не вытекающие из полученных результатов;

- информация, не понятная без обращения к первоисточнику;

- общеизвестные сведения;

- второстепенные детали, избыточные рассуждения;

- исторические справки;

- детальные описания экспериментов и методик;

- сведения о ранее опубликованных документах и т.д.
Содержание реферата должно передаваться объективно. Как правило, референту не следует давать собственную оценку материала или вступать в полемику с автором реферируемого источника. (Рефераты по общественным наукам могут содержать критическую оценку содержания источника). Все названные приемы составления реферата позволяют обеспечить соблюдение основных методических принципов реферирования - адекватность, информативность, краткость и достоверность.
Процесс составления реферата включает шесть этапов:

1 этап. Ознакомительное чтение и предварительный анализ реферируемого документа.

2 этап.  Внимательное чтение и углубленный анализ. Цель – исключение несущественных сведений или сведений, не относящихся к основному содержанию документа. В результате референт должен получить четкое представление об объекте работы, его свойствах, преимуществах и недостатках, о цели работы, применявшихся методах, об основных результатах и выводах автора, о степени реализации и области применения сведений из первоисточника. Необходимо отметить противоречивые и недоказанные положения, высказанные автором первичного документа.
В ходе анализа текста первичного документа осуществляется оценка значимости составляющих его элементов с точки зрения целесообразности отражения их в реферате.

Выделяются:

- элементы, которые обязательно должны быть отражены в реферате;

новые идеи и гипотезы, экспериментальные данные, новые методики, оригинальные конструкции машин и механизмов, качественно новые явления, процессы и т.д.;

- сведения, не являющиеся принципиально новыми: традиционные методы, формульный, цифровой материал и т.п. (отражаются в реферате избирательно);

- аргументы, пояснения, примеры и другая информация разъяснительно-иллюстративного характера (как правило, либо не включается в реферат, либо представляется в аннотированном виде).
3 этап. Определение вида реферата – расширенный или краткий, общий или специализированный. Выбор вида реферата зависит от вида реферируемого произведения, целей и задач процедуры свертывания.

4 этап. Определение структуры реферата в зависимости от его вида, выбор соответствующих языковых и стилистических средств.

5 этап. Синтез информации, компоновка текста в соответствии с требованиями к структуре и стилю реферата. В ходе синтеза обеспечивается последовательное краткое изложение основного смыслового содержания первичного документа, достигается связность и логичность представления информации. С этой целью проводится процедура редактирования текста реферата.

6 этап. Оформление реферата в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95.

 
Структура реферата

Независимо от вида реферат состоит из трех основных частей:

1. заголовочной части,

2. собственно реферативной части

3. справочного аппарата.
Заголовочная часть реферата - это заглавие реферата и библиографическое описание документа, составленное в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001  и ГОСТ 7.9-95.

При работе с заголовочной частью приходится уделять основное внимание заглавию реферата. По-видимому, ни в одном документе заглавие не играет такой большой роли и не имеет специфических особенностей, как в реферате, где оно является по существу органическим элементом текста и вместе с тем способно самостоятельно выполнять часть функций реферата.

С семантической точки зрения заглавие обязано адекватно передавать содержание реферата (как, впрочем, и всякого документа). Наряду с этим, оно должно отвечать требованию удобного, быстрого и безошибочного документального информационного поиска по предметным признакам. Поэтому в заглавии нужно стремиться полнее отражать основные смысловые аспекты содержания документа.

Заглавие также выполняет адресную функцию. Однако самостоятельно оно не в состоянии решать такую задачу целиком, так как полными адресными признаками обладает лишь вся заголовочная часть.

Практикой подтверждается, что с точки зрения потребителя заглавие реферата выполняет прежде всего сигнальную и информативную функции. Вместе с тем оно служит сокращенным поисковым образом документа, и, по-видимому, нигде так не проявляются смысловые аспекты, отраженные в заглавии, и его семантическая адекватность и эквивалентность содержанию документа, как в процессе информационного поиска.
Эксперименты по машинному поиску научно-технических документов, поисковые образы которых были составлены на основе заглавий, говорят о том, что точность поиска в таких случаях равняется 20-25%.

Было также выявлено, что в зависимости от характера запросов потребителей информации, от объема и тематики фонда поисковый образ документа целесообразно составлять либо только по заглавию, либо по заглавию и начальной части реферата, либо по реферату в целом.

Строго говоря, заглавие не должно было бы содержать неключевых слов, так как сами по себе они не отражают смысловых аспектов. Но поскольку заглавие является связанным текстом, неключевых слов в нем не избежать, следовательно, реальная задача состоит в том, чтобы свести их количество к минимуму.
При объединении в единое целое выявленной в ходе анализа первичного документа информации рекомендуется использовать основные способы реферативного изложения текста, а именно:

- цитирование, т.е. дословное воспроизведение фрагментов первичного документа;

- перефразирование, которое предполагает частичное изменение (сокращение, объединение, замену, группировку и т.п. процедуры) отдельных фрагментов текста первичного документа;

- замещение – замену фрагмента текста (предложения в целом, его части, словосочетания или слова).






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г реферативного сборника iconРеферативный журнал
Установлено, что без помощи реферативного журнала специалист может ознакомиться не более чем с 6% опубликованных работ, а с помощью...
Г реферативного сборника icon1 реферативный журнал
Краткая характеристика реферативного журнала «Городской транспорт» №
Г реферативного сборника iconРеферативного письменного сообщения не должен совпадать
Письменные работы должны быть подготовлены к 30 мая 2010 г. На экзаменах работы не принимаются
Г реферативного сборника iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
По результатам проведенного реферативного исследования, представленным в реферате, студент может подготовить и выступить с докладом...
Г реферативного сборника iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одну из сказок сборника мы изучали на уроках литературы. «Каменный цветок» привлёк нас соединением реального и волшебного, Талантливым...
Г реферативного сборника iconРеферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской...
Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского,...
Г реферативного сборника iconСтруктура и этапы выполнения работы
В основной части реферативного исследования необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую...
Г реферативного сборника iconПояснительная записка Данная рабочая программа по истории Древнего...
Сборника нормативных документов История ( составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва «Дрофа» 2004г.), Примерной программы...
Г реферативного сборника iconСборника

Г реферативного сборника iconРабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. И. Н....
Г реферативного сборника iconРабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника...
Рабочая программа по технологии 5 класс составлена на основе сборника «Программы начального и основного общего образования. Технология»;...
Г реферативного сборника icon* из сборника "детский цветник стихов "

Г реферативного сборника iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Г реферативного сборника iconВыпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV...
Выпуск сборника подготовлен по материалам докладов участников IV городской научно – практической конференции «Организация целостной...
Г реферативного сборника iconСтатья Сергея Романенко из сборника «Конфликт в Косово и международная безопасность»

Г реферативного сборника iconТезисы докладов Часть I секции 1−4 Москва − 2010 в части I сборника...
В части I сборника представлены тезисы докладов VIII всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития нефтегазового...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск