Скачать 344.65 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине Библиотечный фонд (блок специальных дисциплин – СД, курс по выбору) для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность квалификация Менеджер информационных ресурсов специализация Информационные ресурсы универсальных библиотек составитель Фоменко Е.В., старший преподаватель Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «21» сентября 2010 г. протокол № 2 И.о.зав. кафедрой Д.Л.Майсаков Тюмень 2010 г. Пояснительная записка Библиотечный фонд документов является основой деятельности любой библиотеки. Без фонда библиотека как социальный институт существовать не может. В библиотечных фондах сосредоточен информационный потенциал общества, все духовные богатства накопленные человечеством. Именно он определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей – читателей библиотеки. Библиотечный фонд – это информационный потенциал библиотеки, имеющий сложную структуру и требующий от специалиста всесторонних знаний, научного подхода к его формированию. Знание теории, методики и практики формирования библиотечного фонда и дает курс «Библиотечный фонд». Этот курс начал формироваться появлением в нашей стране высшего библиотечного образования (1930). В 1950г. он получил статус самостоятельного. Цель курса «Библиотечный фонд» - дать общую характеристику библиотечного фонда как системы. Рассмотреть современные процессы формирования библиотечного фонда, раскрыть их свойства, функции, закономерности развития, особенности моделирования, комплектования, учета, обработки документов, размещения и расстановки фонда, организацию его хранения, использования и управления. Курс «Библиотечный фонд» связан и с другими библиотечными дисциплинами (библиотековедение, библиографоведение, аналитико-синтетическая обработка документа, библиотечная технология, основы информатики и математики, библиотечный менеджмент, библиотечное обслуживание, технические средства библиотечно-библиографической деятельности, автоматизированная библиотека и др.). Ни одна операция комплектования или организации библиотечного фонда не обходится без вспомогательных библиографических, информационных или технических средств, а также автоматизированных систем. Цель курса Курс «Библиотечный фонд» нацелен на выработку у будущих специалистов способности решать технологические и управленческие задачи по формированию документных фондов библиотек разных типов, принимая во внимание их целевое назначение, профиль и факторы, влияющие на них. Задачи курса Задачи курса заключаются в следующем:
Предлагаемый курс состоит из четырех разделов и построен в соответствии с дидактическим принципом от простого к сложному. Первый раздел знакомит студентов с основными теоретическими положениями о библиотечном фонде с позиции системного подхода. Он подготавливает к восприятию материала второго раздела, посвященного теории формирования библиотечного фонда. Суть третьего раздела заключается в подробном анализе технологических процессов создания БФ. Заключительный, четвертый раздел посвящен управлению фондом конкретной библиотеки и фондом системы библиотеки. В итоге студенты получают знания обо всем комплексе проблем, связанных с формированием и хранением библиотечного фонда, тенденций его развития в процессе взаимодействия с внешней средой. СД.В 03. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД Предмет, структура и задачи курса. Библиотечный фонд как система; его свойства; классификация библиотечных фондов. Теория формирования библиотечного фонда. Принципы и критерии формирования фонда. Полнота фонда. Ядро библиотечного фонда. Технология формирования библиотечного фонда. Моделирование. Комплектование, его роль и задачи. Комплектование как двусторонний процесс. Правила отбора документов. Источники, способы и формы документоснабжения. Учет и обработка, размещение библиотечного фонда. Хранение и сохранность библиотечного фонда, оцифровывание документов как способ обеспечения их сохранности. Консервация библиотечного фонда. Безопасность библиотечного фонда. Управление библиотечным фондом. Тематический план курса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел I. Теоретические основы библиотечного фондоведения. Библиотечное фондоведение, его предмет и составные части Введение «Библиотечный фонд» — одна из ведущих дисциплин библиотековедческого цикла. Становление и развитие курса «Библиотечный фонд» в высшей школе от разделов «Библиографии», «Библиотечных каталогов» до самостоятельной дисциплины. Вклад Л.Б. Хавкиной, Ю.В. Григорьева, их учеников и последователей в совершенствование и развитие курса. Первые и современные практические пособия, инструктивные материалы, регламентирующие работу с библиотечным фондом. Создатели основных учебников и учебных материалов для среднего и высшего звена по формированию библиотечного фонда. Значение и задачи курса. Его связь с общественными, общенаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, изучаемыми в высшей библиотечной школе. Влияние информатизации общества на развитие учебного курса «Библиотечный фонд». Тема 1. Библиотечные фонды в системе документных фондов страны Информационные фонды как основа документной базы государственной системы научно-технической информации страны. Виды информационных фондов. Роль и место библиотечных фондов в системе информационных фондов страны. Пути формирования единой государственной системы информационных фондов страны. Тема 2. Библиотечный фонд в системе «библиотека». Общая характеристика библиотечного фонда как системы. Классификация документов в библиотечном фонде Эволюция представлений о месте библиотечного фонда в системе «библиотека». Библиотечный фонд как один из исходных системообразующих элементов библиотеки. Соотношение библиотечного фонда с другими подсистемами библиотеки — контингентом пользователей, библиотечным персоналом, материально-технической базой. Прямые и обратные связи библиотечного фонда в системе «библиотека» и выполняемые им функции. Библиотечный фонд — единство документного массива и документного потока. Общая характеристика библиотечного фонда как системы. Масштабы системы. Подсистемы библиотечного фонда, основания их выделения. Документ как фондообразующий элемент. Статусообразующие признаки документа библиотечного фонда. Структурообразующие признаки библиотечного фонда: множественность, упорядоченность. Паспорт библиотечного фонда как удостоверение его статуса. Системные свойства фонда. Библиотечный фонд как целостная, открытая, информативная, динамично-статичная, стохастичная, управляемая система. Надежность — важнейшее свойство библиотечного фонда. Дефиниция понятия «библиотечный фонд». Библиотечный фонд и автоматизированные библиотечные сети. Библиотечный фонд и электронная база данных: соотношение понятий. Видоизменение библиотечного фонда в глобальных компьютерных сетях типа OCLC, ИНТЕРНЕТ. Социальные функции библиотечного фонда. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на выполнение библиотечным фондом своих функций. Эволюция развития библиотечного фонда как системы. Генетические связи. Связи развития и преобразования. Связи взаимодействия и противодействия. Тема 3. Структурирование библиотечного фонда Понятие структуры библиотечного фонда, ее значение для создания оптимального режима хранения и использования документов, составляющих библиотечный фонд. Функционирование фонда во внешней среде как основание его структурирования. Читательский библиотечный фонд. Служебный библиотечный фонд. Межбиблиотечный (обменный) фонд. Резервный фонд. Торговый фонд. Архивный библиотечный фонд. Страховой фонд. Краеведческий фонд. Национальный. Паранациональный фонд. Построение структуры библиотечного фонда в соответствии с наличием структурных подразделений библиотеки (фондохранилище, фонд абонента и т.д.). Структурирование фонда по связям с «контингентом пользователей», их социально-демографическими характеристиками, по степени использования библиотечного фонда. Активный фонд. Пассивный фонд. Депозитный фонд библиотеки с функциями депозитарного хранения. Структурирование библиотечного фонда по связям с «библиотечным персоналом». Структурирование библиотечного фонда по различным признакам документов и их связям между собой. Содержание и форма документов как главные основания структурирования библиотечного фонда. Фонд человекораспознаваемых и машинораспознаваемых документов. Фонды неопубликованных, печатных, репродуцированных документов, кинофотофонодокументов. Регулярность выхода документов в свет, их целевое назначение, материал носителя, язык, государственная и авторская принадлежность, возраст и другие признаки документа как основания структурирования библиотечного фонда. Уровни структурной иерархии библиотечного фонда: единый фонд, комплекс фондов, отдельный фонд, подфонд, раздел подфонда, группа документов подфонда и иные. Раздел II. Теория формирования библиотечного фонда Тема 4. Формирование библиотечного фонда как научное понятие. Теория формирования библиотечного фонда Понятия «формирование библиотечного фонда», «производство библиотечного фонда», «технология формирования библиотечного фонда», их соотношение. История возникновения и развития фондоведческой мысли. Фондоведческая мысль как единственный способ существования библиотековедческой мысли вплоть до XIX века. Разработка отдельных вопросов фондохранения, обработки, учета, отбора. Взгляды специалистов досоветского периода на роль комплектования фонда в структуре всей библиотечной деятельности. В.И. Собольщиков о технологической дифференциации библиотечных процессов. Первые практические пособия по технологии формирования библиотечного фонда (Ф.Ф. Рейсе, Е.В. Балобанова, Л.Б. Хавкина и др.). Разработка принципов комплектования библиотечного фонда и теории отбора (НА. Рубакин, П.М. Богданов, I Всероссийский библиотечный съезд). Моноидеологизация фондоведческой мысли в СССР. Труды видных теоретиков 20—40-х гг. — А.А. Покровского, Л.Б.Хавкиной, В.Н. Денисьева, А.Н. Барабанова, О.С. Чубарьяна, Ю.В. Григорьева. Ю.В. Григорьев — классик библиотечного фондоведения. Введение им собирательного понятия «формирование библиотечного фонда». Дальнейшее развитие Фондоведческих взглядов Ю.В. Григорьева. Сущность и цель формирования библиотечного фонда. Содержание формирования библиотечного фонда. Закон конгруэнтности, т.е. соответствия библиотечного фонда потребностям внешней среды, и вытекающий из него принцип селективности как сущностный принцип формирования библиотечного фонда. Реализация закона конгруэнтности фондами библиотек различного типа и вида. Профилирование — координирование формирования библиотечного фонда, диалектическое соотношение двух сторон этого принципа. Общее, особенное и единичное в интересах библиотечных пользователей — теоретическая основа профилирования и координации (кооперирования, корпоративности) формирования библиотечного фонда. Принципы систематичности и плановости формирования библиотечного фонда. |
Анализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Анализ-отчет работы школьной библиотеки мбоу сош №75 за 2012-2013 учебный год Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |