Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд





Скачать 344.65 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд
страница1/3
Дата публикации30.12.2014
Размер344.65 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине Библиотечный фонд (блок специальных дисциплинСД, курс по выбору)

для студентов Института интеллектуальных ресурсов и информационных технологий

специальность 071201 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация Менеджер информационных ресурсов

специализация Информационные ресурсы универсальных библиотек
составитель Фоменко Е.В., старший преподаватель
Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

«21» сентября 2010 г.

протокол № 2
И.о.зав. кафедрой Д.Л.Майсаков

Тюмень 2010 г.
Пояснительная записка

Библиотечный фонд документов является основой деятельности любой библиотеки. Без фонда библиотека как социальный институт существовать не может. В библиотечных фондах сосредоточен информационный потенциал общества, все духовные богатства накопленные человечеством. Именно он определяет содержание, полноту, качество удовлетворения и развития информационных потребностей пользователей – читателей библиотеки.

Библиотечный фонд – это информационный потенциал библиотеки, имеющий сложную структуру и требующий от специалиста всесторонних знаний, научного подхода к его формированию.

Знание теории, методики и практики формирования библиотечного фонда и дает курс «Библиотечный фонд».

Этот курс начал формироваться появлением в нашей стране высшего библиотечного образования (1930). В 1950г. он получил статус самостоятельного.

Цель курса «Библиотечный фонд» - дать общую характеристику библиотечного фонда как системы. Рассмотреть современные процессы формирования библиотечного фонда, раскрыть их свойства, функции, закономерности развития, особенности моделирования, комплектования, учета, обработки документов, размещения и расстановки фонда, организацию его хранения, использования и управления.

Курс «Библиотечный фонд» связан и с другими библиотечными дисциплинами (библиотековедение, библиографоведение, аналитико-синтетическая обработка документа, библиотечная технология, основы информатики и математики, библиотечный менеджмент, библиотечное обслуживание, технические средства библиотечно-библиографической деятельности, автоматизированная библиотека и др.). Ни одна операция комплектования или организации библиотечного фонда не обходится без вспомогательных библиографических, информационных или технических средств, а также автоматизированных систем.


Цель курса

Курс «Библиотечный фонд» нацелен на выработку у будущих специалистов способности решать технологические и управленческие задачи по формированию документных фондов библиотек разных типов, принимая во внимание их целевое назначение, профиль и факторы, влияющие на них.

Задачи курса

Задачи курса заключаются в следующем:

  • ознакомить с основными теоретическими положениями о библиотечном фонде, в том числе: принципами и закономерностями его формирования; его свойствами как системного объекта;

  • выработать у студентов практические навыки технологии формирования фонда и ознакомить с перспективами ее дальнейшего развития;

  • ознакомить с современной технологией оперативного и стратегического управления библиотечным фондом конкретной библиотеки и фондами системы библиотек.

Предлагаемый курс состоит из четырех разделов и построен в соответст­вии с дидактическим принципом от простого к сложному. Пер­вый раздел знакомит студентов с основными теоретическими положениями о библиотечном фонде с позиции системного подхода. Он подготавливает к восприятию материала второго раздела, посвященного теории формирования библиотечного фонда. Суть третьего раздела заключается в подробном анализе технологических процессов создания БФ. Заключительный, четвертый раздел посвящен управлению фондом конкретной библиотеки и фондом системы библиотеки. В итоге студенты получают знания обо всем комплексе проблем, связанных с формированием и хранением библиотечного фонда, тенденций его развития в процессе взаимодействия с внешней средой.
СД.В 03. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

Предмет, структура и задачи курса. Библиотечный фонд как система; его свойства; классификация библиотечных фондов. Теория формирования библиотечного фонда. Принципы и критерии формирования фонда. Полнота фонда. Ядро библио­течного фонда.

Технология формирования библиотечного фонда. Модели­рование. Комплектование, его роль и задачи. Комплектование как двусторонний процесс. Правила отбора документов. Ис­точники, способы и формы документоснабжения. Учет и обра­ботка, размещение библиотечного фонда. Хранение и сохран­ность библиотечного фонда, оцифровывание документов как способ обеспечения их сохранности. Консервация библиотеч­ного фонда. Безопасность библиотечного фонда. Управление библиотечным фондом.


Тематический план курса



Наименование разделов и тем

Лекции

Семин.

Практ.




Введение

1







Раздел I. Теоретические основы библиотечного фондоведения. Библиотечное фондоведение, его предмет и составные части

1.

Библиотечные фонды в системе документных фондов страны

2







2.

Библиотечный фонд в системе «библиотека». Общая характеристика библиотечного фонда как системы. Классификация документов в библиотечном фонде

2







3.

Структурирование библиотечного фонда

2

2




Раздел II. Теория формирования библиотечного фонда

4.

Формирование библиотечного фонда как научное понятие. Теория формирования библиотечного фонда

2







5.

Теория и методика отбора документов в библиотечный фонд

2







6.

Теория полноты библиотечного фонда

2







Раздел III. Технология формирования библиотечного фонда

7.

Формирование библиотечного фонда как технологический цикл

2







8.

Моделирование библиотечного фонда

2




2

9.

Комплектование библиотечного фонда

2




2

10.

Учет и обработка библиотечного фонда

2




2

11.

Размещение и расстановка библиотечного фонда

2




2

12.

Хранение библиотечного фонда как технологический процесс. Сохранность и безопасность библиотечного фонда

2







13.

Социальная защита библиотечного фонда. Административно-правовая ответственность за сохранность фонда

1

2




14.

Технология реформирования библиотечного фонда

2







Раздел IV. Управление библиотечным фондом

15.

Структура управлением библиотечным фондом

2







16.

Стратегическое управление библиотечным фондом. Маркетинговый подход. Изучение состава и использования фонда


2

2

2




Итого по курсу: 48 час.

32

6

10


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Теоретические основы библиотечного фондоведения. Библиотечное фондоведение, его предмет и составные части

Введение

«Библиотечный фонд» — одна из ведущих дисциплин биб­лиотековедческого цикла. Становление и развитие курса «Биб­лиотечный фонд» в высшей школе от разделов «Библиографии», «Библиотечных каталогов» до самостоятельной дисцип­лины. Вклад Л.Б. Хавкиной, Ю.В. Григорьева, их учеников и последователей в совершенствование и развитие курса.

Первые и современные практические пособия, инструктив­ные материалы, регламентирующие работу с библиотечным фондом.

Создатели основных учебников и учебных материалов для среднего и высшего звена по формированию библиотечного фонда.

Значение и задачи курса. Его связь с общественными, об­щенаучными, общепрофессиональными и специальными дис­циплинами, изучаемыми в высшей библиотечной школе. Влияние информатизации общества на развитие учебного кур­са «Библиотечный фонд».

Тема 1. Библиотечные фонды в системе документных фондов страны

Информационные фонды как основа документной базы государственной системы научно-технической информации страны. Виды информационных фондов. Роль и место библиотечных фондов в системе информационных фондов страны. Пути формирования единой государственной системы информационных фондов страны.

Тема 2. Библиотечный фонд в системе «библиотека». Общая характеристика библиотечного фонда как системы. Классификация документов в библиотечном фонде
Эволюция представлений о месте библиотечного фонда в системе «библиотека». Библиотечный фонд как один из исход­ных системообразующих элементов библиотеки. Соотношение библиотечного фонда с другими подсистемами библиотеки — контингентом пользователей, библиотечным персоналом, ма­териально-технической базой. Прямые и обратные связи библиотечного фонда в системе «библиотека» и выполняемые им функции. Библиотечный фонд — единство документного массива и документного потока. Общая характеристика библиотечного фонда как системы. Масштабы системы. Подсистемы библиотечного фонда, осно­вания их выделения. Документ как фондообразующий эле­мент. Статусообразующие признаки документа библиотечного фонда. Структурообразующие признаки библиотечного фонда: мно­жественность, упорядоченность. Паспорт биб­лиотечного фонда как удостоверение его статуса. Системные свойства фонда. Библио­течный фонд как целостная, открытая, информативная, дина­мично-статичная, стохастичная, управляемая система. Надеж­ность — важнейшее свойство библиотечного фонда. Дефиниция понятия «библиотечный фонд». Библиотечный фонд и автоматизированные библиотечные сети. Библиотеч­ный фонд и электронная база данных: соотношение понятий. Видоизменение библиотечного фонда в глобальных компью­терных сетях типа OCLC, ИНТЕРНЕТ. Социальные функции библиотечного фонда. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на выполнение библиотечным фондом своих функ­ций.

Эволюция развития библиотечного фонда как системы. Ге­нетические связи. Связи развития и преобразования. Связи взаимодействия и противодействия.

Тема 3. Структурирование библиотечного фонда

Понятие структуры библиотечного фонда, ее значение для создания оптимального режима хранения и использования до­кументов, составляющих библиотечный фонд.

Функционирование фонда во внешней среде как основание его структурирования. Читательский библиотечный фонд. Слу­жебный библиотечный фонд. Межбиблиотечный (обменный) фонд. Резервный фонд. Торговый фонд. Архивный библиотеч­ный фонд. Страховой фонд. Краеведческий фонд. Национальный. Паранациональный фонд. Построение структуры библиотечного фонда в соответст­вии с наличием структурных подразделений библиотеки (фон­дохранилище, фонд абонента и т.д.). Структурирование фонда по связям с «контингентом поль­зователей», их социально-демографическими характеристика­ми, по степени использования библиотечного фонда. Актив­ный фонд. Пассивный фонд. Депозитный фонд библиотеки с функциями депозитарного хранения. Структурирование библиотечного фонда по связям с «биб­лиотечным персоналом». Структурирование библиотечного фонда по различным при­знакам документов и их связям между собой. Содержание и форма документов как главные основания структурирования библиотечного фонда. Фонд человекораспознаваемых и машинораспознаваемых документов. Фонды неопубликованных, печатных, репродуцированных документов, кинофотофонодокументов. Регулярность выхода документов в свет, их целевое назначение, материал носителя, язык, государственная и ав­торская принадлежность, возраст и другие признаки документа как основания структурирования библиотечного фонда. Уровни структурной иерархии библиотечного фонда: еди­ный фонд, комплекс фондов, отдельный фонд, подфонд, раз­дел подфонда, группа документов подфонда и иные.

Раздел II. Теория формирования библиотечного фонда

Тема 4. Формирование библиотечного фонда как научное понятие. Теория формирования библиотечного фонда

Понятия «формирование библиотечного фонда», «произ­водство библиотечного фонда», «технология формирования библиотечного фонда», их соотношение.

История возникновения и развития фондоведческой мыс­ли. Фондоведческая мысль как единственный способ сущест­вования библиотековедческой мысли вплоть до XIX века. Раз­работка отдельных вопросов фондохранения, обработки, учета, отбора. Взгляды специалистов досоветского периода на роль комплектования фонда в структуре всей библиотечной дея­тельности. В.И. Собольщиков о технологической дифферен­циации библиотечных процессов. Первые практические посо­бия по технологии формирования библиотечного фонда (Ф.Ф. Рейсе, Е.В. Балобанова, Л.Б. Хавкина и др.). Разработка принципов комплектования библиотечного фонда и теории от­бора (НА. Рубакин, П.М. Богданов, I Всероссийский библио­течный съезд). Моноидеологизация фондоведческой мысли в СССР. Тру­ды видных теоретиков 20—40-х гг. — А.А. Покровского, Л.Б.Хавкиной, В.Н. Денисьева, А.Н. Барабанова, О.С. Чубарьяна, Ю.В. Григорьева. Ю.В. Григорьев — классик библиотеч­ного фондоведения. Введение им собирательного понятия «формирование библиотечного фонда». Дальнейшее развитие Фондоведческих взглядов Ю.В. Григорьева. Сущность и цель формирования библиотечного фонда. Со­держание формирования библиотечного фонда. Закон конгруэнтности, т.е. соответствия библиотечного фонда потребностям внешней среды, и вытекающий из него принцип селективности как сущностный принцип формирова­ния библиотечного фонда. Реализация закона конгруэнтности фондами библиотек различного типа и вида. Профилирование — координирование формирования биб­лиотечного фонда, диалектическое соотношение двух сторон этого принципа. Общее, особенное и единичное в интересах библиотечных пользователей — теоретическая основа профи­лирования и координации (кооперирования, корпоративно­сти) формирования библиотечного фонда. Принципы систематичности и плановости формирования библиотечного фонда.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconАнализ работы библиотеки за 2012-2013 учебный год
Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconАнализ-отчет работы школьной библиотеки мбоу сош №75 за 2012-2013 учебный год
Библиотека школы особое структурное подразделение, которое осуществляет информационную поддержку и обеспечение учебно-воспитательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психология стресса»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Библиотечный фонд iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск