Скачать 2.83 Mb.
|
E-learning, ИТ в образованииПрименение дистанционных образовательных технологий в классической системе образования факультета ВМК ННГУВ.П.Гергель, С.Н.Карпенко, Г.В.Кузенкова, Н.В.Шестакова Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, sergey.karpenko@cs.vmk.unn.ru На факультете ВМК ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2007 года функционирует среда дистанционного обучения Microsoft Learning Gateway 2007 (MLG) (поддержка Интернет и кейс технологий) и Microsoft Office Communication Server 2007 (поддержка телекоммуникационных технологий). На базе MLG 2007 развернут портал дистанционного обучения e-ННГУ (https://e-learning.unn.ru), на котором размещены дистанционные лекционные материалы по пяти дисциплинам, читаемым на факультете ВМК, а также материалы для дистанционного тестирования. Применение дистанционных образовательных технологий рассматривается как дополнение к основным формам образования. Дистанционное тестирование на факультете ВМК является дополнительным средством непрерывного контроля знаний студентов в течение семестра, которое проводиться в виде: электронных коллоквиумов, допусков к выполнению лабораторных работ, контрольных работ по темам и т.д. Среда MLG имеет широкие возможности для создания учебных материалов от простых презентаций и лекций до мультимедийных продуктов, а также предоставляет набор средств по управлению процессом обучения. В частности, для проведения дистанционного обучения, которые поддерживают следующие этапы процесса дистанционного тестирования:
Применение дистанционных образовательных технологий как новой формы обучения будет целесообразно лишь в том случае, если время и трудозатраты на подготовку, проведение и получение результатов при этой форме будет существенно ниже, чем при традиционных формах, а результаты будут сопоставимы. Наш опыт создания электронных учебных материалов показывает, что, несмотря на мощные инструменты, большое количество времени расходуется на ввод готовой исходной информации. Например, при создании тестов каждый тестовый вопрос, как правило, нужно набрать (или скопировать), задавая параметры (правильные ответы, время ответа, режим работы тестируемого и т.п.). Нами были изучены методические, технические и организационные вопросы проведения дистанционного тестирования студентов ВМК в целях:
Особенностью тестирования состояла в том, что оно проводилось по нескольким дисциплинам, в нескольких учебных группах по каждой дисциплине, в ограниченное время (в течение одного месяца). В тестировании участвовало более 500 студентов. Проведение дистанционного тестирования разбивалось на следующие этапы, по которым проводилась оценка времени и трудозатрат:
Подготовка списка тестовых вопросов выполнялась преподавателями – предметниками. На основе списка тестовых вопросов формировались тестовые варианты – перечни вопросов, которые получали студенты для тестирования. План тестирования включал количество тестовых вариантов и схему формирования тестовых вариантов из общего списка тестовых вопросов. Подготовка контента тестирования заключалась в формировании тестовых вариантов в специальном формате с использованием специализированных программных средств. Этап выполнялся методистом, владеющим этими средствами. Проведение тестирования выполнялось преподавателем совместно с методистом. Получение результатов выполнялось методистом и состояло в подготовке отчета по результатам тестирования, который предоставлялся преподавателю. Оценка результатов выполнялась преподавателем по полученному отчету. Дисциплины, по которым проводилось тестирование:
Оценка результатов тестирования проводилась на основе анкетирования преподавателей, принимавших участие в тестировании. В анкетировании приняли участие 17 преподавателей, среди которых 7 активных участников (преподаватели, которые разрабатывали вопросы и проводили тестирование в своих группах) и 10 пассивных участников (преподаватели-предметники групп, в которых проводилось тестирование). Оценка соответствия результатов тестирования мнению преподавателей об успеваемости студентов выглядела следующим образом:
На основе анализа приведенных оценок результатов тестирования и мнений участников, высказанных в процессе проведения тестирования, можно сделать следующие выводы: Оценка знаний студентов, полученная при дистанционном тестировании в целом качественно совпадает с мнениями преподавателей об успеваемости студентов. Подавляющее большинство преподавателей, участвовавших в тестировании, дали положительную оценку результатам тестирования и считают целесообразным продолжение этого процесса. Заинтересовано и положительно отнеслось к дистанционному тестированию и большинство студентов. В качестве причин несоответствия преподаватели отметили следующие позиции:
Оценка трудозатрат и трудоемкости подготовки тестовых вариантов. Списки тестовых вопросов по дисциплинам содержали в среднем 90 вопросов. Время формирования контента для одного вопроса составляло от 10 до 30 минут (общее количество тестовых вопросов было 494; в процессе тестирования многие вопросы исправлялись). Назначение тестовых заданий студентам одной группы занимало от 30 минут до полутора часов в зависимости от количества тестовых вариантов. Формирование отчета о результатах тестирования одной группы занимало до 2-3 часов. Следует отметить, что создание и обработка списков тестовых вопросов по математическим дисциплинам (т.е. обязательное присутствие математических символов и формул) потребовал времени в 6 раз больше, чем по гуманитарным дисциплинам. Этот факт ставит необходимость разработки специального математического редактора, поддерживающего формат обучающей среды MLG. Факторы, определяющие качество дистанционного тестирования: Качество тестовых вопросов является основным фактором, определяющим качество дистанционного тестирования. Создание тестовых вопросов необходимо рассматривать как разбитый на отдельные этапы процесс разработки, контроля и непрерывного усовершенствования тестовых вопросов. Для поддержки этого процесса на каждом этапе необходима разработка соответствующего методического и программмного обеспечения. Основными этапами процесса являются:
Одно из преимуществ среды MLG состоит в том, что она поставляется с открытыми интерфейсами и частично открытым исходным кодом. Т.е. она позволяет пользователям разрабатывать свои программные средства автоматизации подготовки и управления процессом обучения. Так, для автоматизации процесса создания контента из готового списка вопросов, представленного в виде документа Word, была разработана программа «Генератор контента» (Кунилов П.Е., Козлов И.А.). Список вопросов в тестовом документе определенным образом структурируется. Согласно структуре программа генерирует варианты тестов по некоторому алгоритму (рис. 1):
При этом, если указано разбиение входного набора вопросов на группы вопросов (по сложности, или по типу, или другое) и указано количество вопросов, входящих из каждой группы в вариант, то схема 2 (рис. 2) разбиения списка вопросов на варианты будет следующей:
Рис. 1. Схема разбиения тестовых вопросов без повторений Рис. 2. Схема разбиения тестовых вопросов по группам Применение такого подхода, реализованного в программе, позволило проводить формирование контента за несколько минут вне зависимости от количества вопросов. Кроме того, при необходимости исправления и корректировки учебного материала (тестовых вопросов) изменению подвергается исходный текстовый файл. Процедура замены контента также занимает несколько минут. |
Мониторинг наличия в общеобразовательных учреждениях цифровых образовательных... Мониторинг применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе общеобразовательных учреждений | Программа о бластного практико-ориентированного семинара по теме:... Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий | ||
Анализ дистанционного обучения в мбоу «Волжская сош» Согласно плану... Согласно плану работы «Использование дистанционных образовательных технологий в школе» в 2012-2013 учебном году была проделана следующая... | Применение информационных технологий в системе образования Понятие информационных технологий. Роль средств новых информационных технологий в образовании 10 | ||
Согласовано зам начальника уоп р. Р. Зиннатуллин «Современные образовательные технологии. Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий,... | Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О перспективах развития электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях... | Дистанционные формы взаимодействия в дополнительном образовании учащихся Программа направлена на освоение педагогами современных методов и технологий дистанционного обучения школьников, в том числе технологий... | ||
«Обучение и методическая поддержка учителей по использованию электронных... Поручение Президента России по разработке и утверждению комплекса требований по обеспечению совместимости создаваемых электронных... | Тема: «Технологии организации учебного процесса» В течение 1995-2005 гг была сформирована определенная нормативно-правовая база применения дистанционных образовательных технологий... | ||
План-график повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных... Актуальные проблемы организации работы учителя физики по подготовке учащихся к итоговой аттестации | Использование дистанционных информационных технологий при подготовке... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Практическое занятие Технологии организации (сопровождения) учебного процесса Одним из принципов реализации дистанционных образовательных технологий (дот) является принцип опережающего развития нормативно-правовой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Использование дистанционных технологий по математике в 1 классе на 2013-2014 учебный год Также дистанционное обучение организуется при работе с одаренными детьми, детьми, плохо усваивающими программный материал в виде... | Положение об организации обучения с использованием дистанционных... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |