Скачать 246.55 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №.1 Согласовано: Утверждено: Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 1 Турушева Л.И. Сигунова В И. Рабочая учебная программа по информатике (9-е классы) Программу составил: учитель информатики Гильфанова Ю.И.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель, информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Рабочая программа по информатике для 9 класса Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. В 9 классе курс изучается на протяжении 68 часов (2 часа в неделю). Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows. В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках, главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем. Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312). Программа представляет собой один из возможных вариантов построения профильного курса информатики изучаемого в 9 классах.
- контрольных работ – 5; - практических работ (10-15 мин) -10. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы. Практические работы могут быть выполнены в различных операционных системах (Windows, Linux и Mac OS). Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков Windows-CD и Linux-CD. Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе. При составлении программы использовалась авторская программа Н.Д. Угринович и следующие методические материалы:
Цель курса: овладение навыками работы с ПК и его программным обеспечением на более высоком уровне; сформировать умение работы с новыми информационными технологиями; освоить навыки программирования. Задачи:
3) Характеристика 9- б класса Класс имеет успеваемость по информатике 100%. Процент качества в 8 классе составляет 45 %. В классе обучается 29 учащихся. Более половины из ребят обладают хорошо сформированными знаниями, умениями и навыками. Они хорошо воспринимают учебный материал, обладают сформированными навыками самостоятельной работы, могут свободно работать и выполнять задания на повышенном и высоком уровне сложности. 10% учащихся из классов имеют очень слабые знания и умения. Они с трудом воспринимают учебный материал, плохо работают самостоятельно. Остальные учащиеся, примерно 24% имеют сформированные ЗУН на базовом уровне. Они воспринимают учебный материал и выполняют задания на базовом уровне сложности, могут работать самостоятельно, но только под руководством учителя или консультанта. Следует отметить, что почти все учащиеся работоспособны, на уроках активны, работают с интересом и желанием. Могут провести рефлексию. На уроках применимы любые методы контроля: устные (опрос, устная контрольная работа), письменные: самостоятельные работы, тесты разных видов, практические контрольные работы на компьютере, компьютерное тестирование, практические работы на компьютере, работы компьютерного практикума). Однако все работы следует дифференцировать. Задания должны быть разного уровня сложности, Применимы различные формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, самоконтроль, комбинированный. 4) Особенности преподавания курса информатики в 9 классе. Уроки информатики проходят в кабинете информатики. Занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части происходит знакомство с основными понятиями данного курса информатики. В ходе практических занятий учащиеся выполняют практические задания на компьютере. При организации учебного процесса необходимо учитывать, что оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 9 классов не должна превышать 30-40 минут. Следует отметить, что возникающее у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьников приводит к возрастанию такого напряжения. Программой предусмотрено как проведение непродолжительных практических работ (10-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приёмов, так и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (подготовительный этап, не требующий использования средств ИКТ) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность. Работа разбита на части и осуществляется в течении нескольких недель. Методические особенности: 1. Используется подход от теории к практике. 2. Изучение основных понятий и решения различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций. Основой содержания курса информатики в 10 классе является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
Увеличивается доля самостоятельной работы. При обучении курсу информатики используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся:
А также используются нетрадиционные формы контроля: компьютерное тестирование, работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся, защита проектов. График контролирующих мероприятий соответствует учебно – тематическому плану. Контрольные и практические работы на компьютере проводятся с использованием следующей литературы: 1. В.Б. Попов Turbo Pascal для школьников – М.: Финансы и статистика, 2002. 2. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Под ред. Н.Д. Угринович – М.: Бином ЛБЗ, 2002. Самостоятельные работы и задания проводятся по следующим по сборникам:
Также для контроля используются тесты, составленные учителями информатики по материалам журналов «Информатика в школе» и Газет «Информатика», которые утверждаются на заседаниях методического объединения учителей информатики.
Введение (1 час)Инструктаж по технике безопасности.Тема 1: Хранение, поиск и сортировка информации. (8 часов)База данных и СУБД. СУБД Microsoft Access. Основные понятия. Основы работы в Access. Формы. Отчеты. Создание запросов. Виды запросов. Разработка базы данных «Склад».Тема 2: Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. (12 часов)Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Редакторы. Сохранение файлов в разных форматах. Основные объекты Corel Draw. Работа с фигурным текстом. Работа с простым текстом. Вставка текста. Создание векторных изображений. Анимация. Цифровое фото и видео. Кодирование и обработка звуковой информации. Создание анимированных презентаций. Тема 3: Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования. (21час)Алгоритм и его формальное исполнение. Алгоритмические структуры. Основы программирования на языке Тurbo Pascal Графический интерфейс VB. Переменные: тип, имя, значение. Функции в языке программирования Тurbo Pascal Арифметические функции.Выражения. Операторы в языке программирования Тurbo Pascal. Массивы. Поиск минимального элемента. Применение Visual Basic. Тема 4: Моделирование и формализация. (9 часов) Моделирование, формализация. Визуализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Приближенное решение уравнений Построение графиков функции. Модель «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Другие модели Тема 5: Коммуникационные технологии. (13 часов) Передача информации. Компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Разработка Web-сайта с использованием Web-редактора. Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа. Тема5: Информатизация общества (4 часа) Информационное общество Информационная культура Правовая охрана программ и данных Правовая охрана программ и данных 6) Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Плакаты, презентации, дидактические материалы, операционная система Windows XP, прикладная среда графического редактора Paint, среда языка программирования Turbo Pascal, файловые менеджменты – Win COM, FAR, NC; текстовый редактор Microsoft Word; мастер создания презентаций Microsoft PowerPoint; система автоматизированного проектирования 3Д-КОМПАС. Аппаратные средства
Программные средства
8) Тематика контрольных работ Курс обучения информатики в 9 классе включает в себя 5 контрольных работ. Контрольные работы представлены в следующих видах: 1) итоговое тестирование по определённой теме 2) практическая контрольная работа на компьютере. Тестовые задания предполагают вариативность для разных классов. Можно комбинировать различные задания, упрощать или усложнять в зависимости от уровня успеваемости учащихся. Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочётов или имеющую не более одного недочёта. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочётов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3» , или если правильно выполнено менее половины работы. Критерии оценки знанийРабота над докладом и рефератом
При составлении рецензии следует отметить:1. Правильность и полноту ответа; укажи, на какой вопрос ученик не дал полного ответа. 2. Последовательность и связность изложения. 3 . Грамотность речи. 4 Умение пользоваться наглядным материалом таблицами, экранными пособиями. 5. Наличие обобщения (вывода) в конце ответа. 6. Осознанность ответа (осмыслен ли материал, т.е. выделена ли главная мысль и на ней заострено внимание, или просто механически заучен). 7. Конкретность и ясность изложения мысли, лаконичность и эмоциональность. 8. Мотивировка ответа знаниями законов. 9. Связь теоретических и практических знаний. Ошибки и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки:
К негрубым ошибкам относятся:
Недочетами являются:
Оценка устного ответа Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
Оценка “5”: Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка “4”: Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. Оценка “3”: Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий. Оценка “2”: Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка “5”Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета Оценка “4” Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
Оценка “3”Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка “2”Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы. Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа. Оценка тестов. В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов. Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов. Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов Оценка лабораторных и практических работ. Оценка “5”Ставится в том случае, если учащийся: а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения; б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; Оценка “4”Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но: а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений, б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка “3”Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки: а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью, б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения, в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. Оценка “2”Ставится в том случае, если: а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно, в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. График контрольных работ
Перечень литературы обязательной для изучения
Перечень дополнительной литературы.
|
Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | ||
Рабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным... Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов | «Информационные системы» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике | ||
Рабочая учебная программа Русский язык 7 класс (170 часов) Программу составил Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Федерального базисного учебного плана и программы общеобразовательных... | «Практикум по решению задач на эвм» Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры информатики, вычислительной техники и методики обучения информатике | ||
Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая | Рабочая программа по информатике для 8 «В» класса Составитель: учитель... Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный... | ||
Рабочая учебная программа по информатике (профильный уровень) При организации изучения «Информатики и икт», выборе учебников и умк, а также составлении рабочей программы, поурочного планирования... | Рабочая программа учебного курса по информатике 3 класс Составитель:... Муниципальное образовательное учреждение «Ларинская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа для основной школы 5-9 классы В сборник включена авторская учебная программа по информатике для основной школы, а также варианты тематического и поурочного планирования... | Приложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…» Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и... | ||
Рабочая программа по информатике и икт 6 класс Составитель: Нистратова... Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней... | Рабочая учебная программа по информатике и икт базовый уровень Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10-11 класса в течение 34 часов (1 час в неделю)... | ||
Рабочая программа по дисциплине: Римское право для студентов заочной... Программу составил(и): к ю н., доцент кафедры гражданского права и государственно-правовых дисциплин Шатуев Н. В | Рабочая учебная программа «Искусство» 8-9 класс 1час в неделю (всего... Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.... |