Скачать 0.55 Mb.
|
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» УТВЕРЖДАЮ И.о. ректора ФГАОУ АПК и ППРО ________________ «___» __________________ 2014 г. Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» Москва 2014 Разработчики программы: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: Бадарч Дендев (общая редация) Цветкова М.С., Князева С.Ю, Хорошилов А.Ю., Токарева Н. Г; Консультант от АПК и ППРО: Абатурова В.В. Рецензент от кафедры «Информационные технологии» АПК и ППРО: Семибратов А.М. Программа утверждена на заседании Ученого совета ФГАОУ АПК и ППРО, протокол № от
В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федерального закона об образовании и новых Федеральных государственных образовательных стандартов для начального, основного и старшего ступеней общего образования, а также педагогического образования актуальными являются задачи, решение которых обеспечивает модернизацию учебного процесса в условиях информационной образовательной среды школы, района, региона и страны. Определение ФГОС в качестве обязательных условий создания в каждой школе информационной образовательной среды и активное вовлечение в нее всех участников образовательного процесса поставило перед школами педагогами ряд важных задач. К ним, прежде всего, относятся насыщение учебной работы открытыми электронными образовательными ресурсами по всем школьным предметам, включение всех учителей в работу с ними на каждом уроке, обеспечение учебного процесса интерактивными электронными средствами диагностики, учета и анализа учебных достижений школьников, а также средства коммуникаций детей, педагогов и родителей в информационной среде школ. Это новые для образования ресурсы, состояние которых во многом определяет настоящее и будущее учреждений образования. Цель программы - повышение профессиональной компетенции педагогов и руководителей образовательных учреждений, преподавателей учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в области эффективного использования новых ресурсов ИКТ в информационной образовательной среде. Для достижения поставленной цели слушателям необходимо выполнить следующие задачи:
В основу данной программы положено представление об ИКТ в образовании, которые распределены по трем уровням:
К первому уровню относится индивидуальный профессионализм педагога и руководителя, его информационная активность, ресурсная и методическая обеспеченность. Педагоги образовательных организаций в достаточной степени владеют техниками общей информационной культуры (общая ИКТ компетентность) в сотрудничестве с учащимися, используя для этого информационную среду внутри образовательной организации и поддержку в системе повышения квалификации. Особенности положения учителя-предметника не позволяют ему использовать ресурсы района и региона в полной мере, т.к. педагоги находятся в определенной профессиональной изоляции в рамках предоставленного им доступа к электронным образовательным ресурсам в их организации, но, что более важно – они не имеют достаточной информации о развитии и обновлении ЭОР в районе, регионе, об открытых в доступе ЭОРах и курсовой подготовки по их использованию в профессиональной педагогической деятельности.. Ресурсы второго уровня - ресурсы региональных групп педагогов образовательных организаций - используются в большинстве образовательных учреждений неполно. В основном коллективное использование информационных образовательных систем является выбором сверху (на основе решений, принятых на региональном уровне). Использование же новых ИКТ не является системным на региональном уровне, а включается школами в информационную образовательную среду неравномерно, инициативно и стихийно, эффект от их включения в различную по своей направленности деятельность педагогических коллективов незначителен. На этом уровне сообщества педагогов не обладают достаточными знаниями, навыками и техниками интеграции своей работы в единой региональной информационной среде. Вместе с тем именно этот уровень использования ИКТ в образовании становится весьма востребованным в связи с реализацией проектного подхода к управлению образованием, стимулированного реализацией приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Интеграция профессиональных педагогических групп в информационной образовательной среде является важнейшей задачей использования ИКТ в образовании для формирования единой информационной среды качества учебного процесса. Третий уровень – электронные ресурсы образования в целом как системный процесс развития образования в цифровую эпоху. Руководители и педагоги образовательных учреждений зачастую переоценивают возможности данных ресурсов, не обладая в силу малых временных рамок развития данного процесса, образовательной аналитикой о тенденциях влияния как самих ИКТ, так и открытого информационного пространства не только на учебный процесс, но и на процесс социализации детей и молодежи, рожденных в цифровую эпоху. Становление новых требований, методик и содержания образования на основе цифровых ресурсов влияет на развитие самой науки педагогики. Педагогика в глобальном информационном обществе также приобретает черты глобальной науки, интегрируя опыт разных стран и формируя новые общие для всех стран представления о законах развития поколения детей цифровой эпохи с одной стороны, но также предоставляя невиданные ранее возможности бережного сохранения культурных и образовательных традиций народов с другой. Вместе с тем педагоги нуждаются в овладении современными инструментами прогнозирования, аналитики, диагностики образовательных результатов в условиях развивающейся информационной образовательной среды, чтобы решить основную задачу работы педагогов в ней - добиться максимального качества образования для всех учеников. В связи с этим в процессе данной курсовой подготовки делается акцент на - повышение рефлексивной ИКТ компетентности педагога, способствующей обеспечению эффективности самостоятельной работы со все новыми ресурсами информационной образовательной среды, - развитие профессиональной активности педагога и вовлечение его в коллективную работу в глобальном информационном пространстве: полноценном использовании уже имеющихся открытых электронных образовательных ресурсов и готовность к апробации и критическому осмыслению новых электронных ресурсов и информационных систем в образовании, лучших практик их использования; - формирование индивидуальной педагогической концепции ИКТ в предмете на основе коллективного опыта и формирование умений проектирования различных образовательных траекторий использования разнообразных ИКТ средств обучения в учебном процессе для успешности учащихся и их внутренней мотивации к обучению с использованием открытых электронных образовательных ресурсов и информационных систем (облачных, мобильных, дистанционных, видео систем, «смарт»-систем, открытых сетей знаний и продуцирования знаний). Модель обучения, заявленная в данной программе, направлена на повышение компетентности педагогов в области эффективного использования электронных образовательных ресурсов и средств ИКТ в информационной образовательной среде разных уровней посредством развития ИКТ компетентности. Теоретической основой курса является система ИКТ компетентности педагогов, разработанная ИИТО ЮНЕСКО, предполагающая динамическую модель развития информационной активности педагогов на основе сформированной ранее общей ИКТ компетентности, изучение особенностей развития персональной информационной среды педагога как в отдельно взятом образовательном учреждении, так и коллективной информационной среды школ региона и , далее, глобальной информационной образовательной среды и место конкретного учебного процесса и педагога в ней, возможность выбора способа обучения в информационной среде, адекватного конкретным условиям. Основными методами работы в ходе реализации программы являются:
В результате изучения программы слушатели должны приобрести следующие профессиональные компетенции, соответствующие Матрице ИКТ компетенций педагогов. На контроль выносятся следующие компетенции:
- владеть:
- уметь:
- знать:
|
«Информационные и коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности» Продолжается прием заявок на участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные... | «информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные и коммуникационные... Цель: формирование у будущих магистров специального (дефектологического) образования системы научных представлений об эффективном... | «Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических... Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных... Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Программа XI южно-Российской межрегиональной научно-практической... Гбоу дпо ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Новые информационные технологии в образовании В свое время новой технологией являлось использование электронно-контролирующих устройств типа «Ласточка», совсем недавно новой информационной... | Рабочая программа Учебной дисциплины Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя физической культуры | ||
Отчет о проделанной работе за 2009 – 2010 учебный год педагога дополнительного... Повышение квалификации: Посещение занятий курсов повышения квалификации при Московском педагогическом университете | Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии... В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:... | ||
Реферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально... Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления... | Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013) Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики... | ||
«Информационные технологии в образовании» Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности | Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал | ||
Ано «Информационные технологии в образовании» Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... |