Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Учебно-методический комплекс по дисциплине М1.В2. «Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» Факультет: дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Кафедра: Логопедии Составитель: Эстрова П.А., к.п.н., доцент кафедры логопедии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Учебно-методический комплекс по дисциплине М1.В2. «Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» Факультет: дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Составитель: Эстрова П.А., к.п.н., доцент кафедры логопедии Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: формирование у будущих магистров специального (дефектологического) образования системы научных представлений об эффективном и методически целесообразном использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в специальных учебных заведениях. Задачи: - дать студентам представление о роли и месте ИКТ в современном обществе и, в связи с этим, сформулировать понятие современного среднего школьного образования в его новой трактовке; - изучить спектр возможностей, предоставляемых ИКТ в специальном обучении, позитивные и негативные аспекты их применения в учебном процессе; - ознакомить студентов с основными пакетами компьютерных программ, их возможностями и опытом применения в специальном образовании; - актуализировать имеющиеся у студентов знания по специальной педагогике и психологии применительно к использованию ИКТ в специальном обучении и воспитании; - раскрыть цели, содержание и методы специального обучения с применением компьютерных технологий; - сформировать у студентов основы алгоритмической культуры, как необходимой составляющей современной подготовки педагогических кадров; - вооружить студентов знаниями о новых подходах к специальному образованию при изучении и с использованием ИКТ; - помочь студентам в овладении практическими навыками использования ИКТ как обучающего, коррекционного средства, как помощника учителя-дефектолога в подготовке к уроку, а также – как предмета изучения в специальной школе; - сориентировать студентов в общей и специальной литературе по проблематике курса. Успешность решения перечисленных задач определяется следующими условиями: 1.Изучение данного курса должно опираться на ранее полученные знания по специальной педагогике и психологии. При изучении методических вопросов применения ИКТ в специальном образовании студенты должны уметь отбирать и применять имеющиеся знания по соответствующим специальным предметам. 2.Изучение курса предполагает ознакомление с общими закономерностями процесса компьютеризации массовой школы. Эти знания должны послужить отправным моментом для дальнейшего целенаправленного изучения специальной методики применения ИКТ в школах для детей с нарушениями развития. 3.Проблемы изучения ИКТ и обучения с помощью ИКТ должны рассматриваться с учетом взаимосвязи всех традиционных компонентов учебного процесса: целей, задач, содержания, методов, принципов, форм организации обучения. Соблюдение этого условия обеспечивает формирование педагогически правильного понимания основных положений курса и создает предпосылки для творческого подхода студента к реализации полученных знаний в его дальнейшей профессиональной деятельности. 4.Приступая к обзору общих и специальных компьютерных программ и ПМК, нужно ориентироваться на рассмотрение возможностей этих средств в образовательном и коррекционном аспектах. Показателем полноценного усвоения этого материала является умение самостоятельно выявлять скрытые методические и коррекционные резервы изучаемых программ, а также предупреждение возможных негативных последствий их неграмотного (с педагогической точки зрения) использования. 5.Изучение теоретического материала должно сочетаться с практической работой студента. Формированию практических навыков и осознанному усвоению теории способствует выполнение студентами заданий, посещение уроков информатики, уроков по другим предметам, на которых используются компьютеры, индивидуальных занятий (например, по развитию речи), анализ этих уроков, а также самостоятельная работа в компьютерном классе. Объем в ЗЕ: 3 . Время изучения: курс 2 семестр 4 . Взаимосвязь с другими дисциплинами: Для правильного, осознанного, творческого и педагогически грамотного подхода к использованию ИКТ в специальном образовании необходимо учитывать общие закономерности развития процесса компьютеризации во всех сферах деятельности современного общества, и, в частности, в образовании. Определение и развитие методологических подходов к использованию компьютерных технологий в специальном образовании должно опираться на знания студентов по специальной педагогике и психологии; эти базисные знания в ходе изучения курса актуализируются и преломляются в новом материале. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях (Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития), Обучение и воспитание лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, нарушениями речи, Методики обучения лиц с нарушениями речи, слуха и зрения, Система психолого-педагогического сопровождения специального образования, Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития/ Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития). Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОП-5); способность создавать инновационные, в частности, информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса (ПК-4); способность использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в частности, информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13). Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:
исследование, проектирование, реализация процесса образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий; проектирование коррекционно-образовательной среды и методических материалов; проектирование инновационного развития коррекционно-педагогических систем и систем инклюзивного образования;
изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний; анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности; использование имеющихся возможностей образовательного пространства и проектирование новых, в частности, информационных, для решения научно-исследовательских задач;
использование актуальных научно обоснованных педагогических технологий; преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
организация педагогического процесса в специальных образовательных учреждениях; контроль над педагогическим процессом в специальных образовательных учреждениях; использование различных способов и средств оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля. Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Курс «Информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» выделен в самостоятельную учебную дисциплину, опирающуюся на достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. При изучении курса рассматривается комплекс объективных предпосылок процесса информатизации общества и, в частности, компьютеризации специальной школы; освещаются позитивные и возможные негативные аспекты использования ИКТ в специальном образовании; дается обзор основных научных и практических достижений в обрасти компьютеризации специального образования; рассматриваются методологические основы изучения информатики в специальной школе; дается обзор программных средств, как специализированных, так и неспециализированных, получивших наибольшую популярность у педагогов-практиков. Логика изложения учебного материала определяется объективными факторами: для правильного, осознанного, творческого и педагогически грамотного подхода к использованию ИКТ в специальном образовании необходимо учитывать общие закономерности развития процесса компьютеризации во всех сферах деятельности современного общества, и, в частности, в образовании. Определение и развитие методологических подходов к использованию компьютерных технологий в специальном образовании должно опираться на знания студентов по специальной педагогике и психологии; эти базисные знания в ходе изучения курса актуализируются и преломляются в новом материале. Применение ИКТ в специальном образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения (первый блок курса) и компьютер как средство обучения и коррекции (второй блок курса). Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то, и другое. Однако в разных случаях акценты на тот или иной аспект различны. При изучении первого блока (предмет изучения) акцент делается на курсе информатики в специальной школе и соответственно, на методологии введения этого предмета в общеобразовательный цикл. Цель изучения предмета информатики формулируется на основе объективных предпосылок, диктуемых потребностями современного общества и задачами современной специальной общеобразовательной средней школы, призванной обеспечивать полноценную подготовку своих выпускников к жизни. Содержание и методы курса информатики диктуются с одной стороны – нуждами специальной школы, а с другой – возможностями учащихся. При рассмотрении компьютерных технологий в аспекте «предмет изучения» актуализируются и углубляются теоретические знания по общей и специальной педагогике и методике, а также освещаются некоторые практические вопросы работы педагога в специальной школе. В процессе изучения второго блока студенты подробно знакомятся с пакетом специализированных и неспециализированных программных средств; изучить их содержание и предоставляемые ими возможности в плане совершенствования коррекционной работы; рассмотреть возможные методические подходы к их применению в учебно-коррекционной работе. Успешное решение поставленных задач с необходимостью предполагает проведение компьютерного практикума. В связи с этим в курс включен цикл практических работ в компьютерном классе по изучаемому курсу. Практическая часть курса знакомит студента с пакетом программ, содержащих общеобразовательные и коррекционные возможности, а также с программами, которые могут быть полезны при проведении и оформлении научно-исследовательских работ студентов и начинающих дефектологов. Целью практической части курса является не только и не столько изучение самих программ, сколько обеспечение молодому специалисту необходимой базы знаний для реализации творческого педагогического и методического подхода к применению этих знаний в специальной школе. При подборе заданий учитываются их востребованность в работе будущего педагога-дефектолога, а также их актуальность для учебной деятельности студента. магистранты должны иметь представление: - об основных технических компонентах компьютера, периферийных устройствах, их назначении; - о принципах и основных отличиях взаимодействия человека с компьютером, - о специфике машинных языков по сравнению с естественными; - о специализированных технических средствах ввода и вывода информации; - о специализированных программных средствах, использующихся в системе специального образования; - о достоинствах и недостатках ИКТ применительно к специальному обучению; - о практическом опыте использования ИКТ в специальном образовании; - о достижениях отечественной дефектологии в области применения ИКТ; магистранты должны овладеть знаниями: - правил техники безопасности работы на компьютере; - о назначении и возможностях специализированных программ и основных программ офисного пакета windows; - о методических путях и приемах использования изученных программ в обучении детей с нарушениями развития; - об основных положениях методологии школьной информатики применительно к цензовому обучению детей с нарушениями развития; - о возможностях и методике использования информационных технологий в коррекционных целях; - об основных типах дистанционного образования, их преимуществах и недостатках применительно к обучению лиц с ОВЗ. магистранты должны уметь: - пользоваться основными приложениями офисного пакета Windows (текстовый редактор, электронные таблицы, мастер презентаций) в обучающих и коррекционных целях, а также в собственной профессиональной и научно-исследовательской деятельности; - самостоятельно эксплицировать и реализовывать в информационных технологиях методические и коррекционные возможности доступных неспециализированных программных средств; - осуществлять поиск и просмотр информации в Интернете; - пользоваться электронной почтой; владеть: - навыками работы с компьютером: программами Microsoft Office, Видимая речь, Интернет. Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 40/60 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании» Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе» Информационные технологии в рекламе. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии в рекламе». Автор-составитель:... | ||
«Информационные и коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности» Продолжается прием заявок на участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных... Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «инфорМационные технологии в бизнес-планировании» ... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии управления» разработан в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии управления» Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и государственного управления (протокол №9 от 6... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Информационные технологии... Информационные технологии управления [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. 28 с | Учебно-методический комплекс дисциплины «Логическое программирование» Направление 050100. 68. Педагогическое образование Программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в... | Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии в бухгалтерском учете При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине интеллектуальные информационные... Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». М.: Изд. МиигаиК. Упп «Репрография», 2014 г.,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине информационные технологии... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены |