Министерство образования и науки РФ Министерство образования Московской области Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий
в образовании «Байтик» Computer Using Educators Inc., USA Материалы
XXI Международной конференции Применение
новых технологий
в образовании 28 – 29 июня 2010 г. Троицк
Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2010г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик». В материалах сборника традиционной конференции в Троицке Московской области рассмотрены проблемы, касающиеся разработки программного обеспечения для образовательных целей, учебной информатики, дистанционного обучения, работы в сети Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям и специалистам, использующим информационные технологии в детских дошкольных учреждениях, средней, средней специальной и высшей школах.
Научно-методическое издание
Материалы
XXI Международной конференции
«Применение новых технологий в образовании» 28 –29 июня 2010г. Троицк Редакционная группа:
Алексеев М.Ю., Алексеева О.С., Золотова С.И.,
Киревнина Е.И., Кузькина Т.П., Митрофанова Н.П.. Эскиз эмблемы на обложке:
Лотов В.К.
Сдано в набор чч.чч.чч. Подписано к печати чч.чч.чч. Формат 60х84/16. Гарнитура “Таймс”. Печать офсетная. Тираж ччч экз. ч от xx.xx.xxx. Заказ № xxxx ЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 142190, Московская обл., г. Троицк, Сиреневый б-р., 11. Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии издательства «Тровант», 142190, Московская обл. Троицк, чччч. ISBN
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ Антонова Л.Н. Председатель оргкомитета, Министр образования Правительства Московской области
Сиднев В.В. Глава г. Троицка
Письменный В.Д. чл.-кор РАН, председатель Совета Научного Центра в г. Троицке
Чайковский В.Г. первый зам. Министра образования Московской области
Роберт И.В. директор института информатизации образования РАО
Ваграменко Я.А. Президент Академии информатизации, директор научно- образовательного центра «Институт информатизации образования» МГПУ им. М.А.Шолохова
Черный В.Г. зам. нач. управления Министерства образования Московской области
Кузькина Т.П. исполнительный директор Фонда «Байтик»
Мирзоянц С.Г. исполнительный директор АНО «ИТО»
Михайлова Е.А. начальник Управления образования администрации г.Троицка
Золотова С.И. директор ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых
педагогических технологий"
Киревнина Е.И. заместитель директора Фонда «Байтик»
Чебан Л.И. зав. центром информационных технологий Киевского Дворца детей и юношества, Украина
Марк Котляр региональный менеджер компании MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA
МакГоверн Шарлота вице-президент GTP/SIG of CUE, Inc., Калифорния, USA
ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ Алексеев М.Ю. Председатель комитета, зав.отделом ГОУ ДО (ПК) ЦПКСМО "Центр новых педагогических технологий"
Солнцева Л.П. зав. отделом развития информационных технологий Министерства образования Московской области
Босова Л.Л. зам.директора Института информатизации образования РАО
Христочевский С.А. заведующий лабораторией «Проблемы информатизации образования» Института Проблем Информатики РАН
Кучер Н.П. директор МОУ «Лицей г.Троицка»
Сергиенко Д.И. директор «ИНТ-ТЕХНО»
РАБОЧАЯ ГРУППА Алексеева О.С. ЦНПТ
Галкина В.В. Фонд «Байтик»
Грушевая Г.Н. Фонд «Байтик»
Денисова Е.А. Фонд «Байтик»
Зачесова Т.П. Фонд «Байтик»
Кукуджанова О.В. Фонд «Байтик»
Лущиков В.И. Фонд «Байтик»
Малявская Н.И. Фонд «Байтик»
Минеева И.Н. ЦНПТ
Грабовская Ю.В. ЦНПТ
Моисеева И.Н. Детская школа искусств
им. М.И.Глинки г.Троицка
Митрофанова Н.П. ЦНПТ
Новикова Е.В. ЦНПТ
Новикова Т.С. Фонд «Байтик»
Растягаева А.П. Фонд «Байтик»
Рязанов К.П. Фонд «Байтик»
Тимакова О.Г. Фонд «Байтик»
Шумкова Е.М. Фонд «Байтик»
Юхманков Ю.Д. ЦНПТ
Спонсоры конференции Администрация г.Троицка Фонд «Байтик» Издательство «ТРОВАНТ» ОАО «Троицк - Телеком» Компания «1C» ЗАО «Троицкая строительная компания» MIMIO, Newell Rubbermaid Company, USA
Секция 1
Теория и методика обучения информатике
Философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации отечественного образования
Роберт Ирэна Веньяминовна,
директор Учреждения Российской академии образования "Институт информатизации образования", академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (rena_robert@mail.ru)
Институт информатизации образования, г. Москва
Аннотация
В статье раскрываются философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования как новой области педагогической науки, которая обеспечивает сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Информатизация образования, во-первых, интегрирует научно-практические результаты таких наук как философия, психология, социология, медицина, технические науки и, во вторых, инициирует в этих традиционных науках создание и развитие новых областей знания.
Ключевые слова:
Информатизация образования - Informatization of education
Информационные и коммуникационные технологии - Information end communication technology
Информационная деятельность - Information activity
Информационное взаимодействие - Information preparation
Информационно-коммуникационная предметная среда - Information- communication subject environment
Технология Мультимедиа - Multimedia technology
Технология телекоммуникации - Telecommunication technology Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, к которым можно отнести: социальную, психолого-педагогическую, технико-технологическую, в связи с чем необходимо прогнозировать философские, социальные, эмоционально-психологические последствия использования ИКТ.
В этой связи теоретико-методологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования, как новой области научного знания, рассмотрим в аспекте философско-методологических, социально-психологических, педагогико-технологических оснований развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях (см. таблицу). Таблица
1. Философско-методологические
| 2. Социально-психологические
| 3. Педагогико- технологические
| 1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий.
1.2. Трансформация
содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство».
1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.
| 2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.
2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.
| 3.1. Изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым/обучающимся.
3.2. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
3.3. Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.
3.4. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.
|
Остановимся на рассмотрении каждой из выявленных предпосылок, адекватно которым представим теоретические основания развития информатизации образования как области педагогической науки и практики, которая интенсивно совершенствуется в современных условиях информационного общества периода массовой глобальной коммуникации. 1. Философско-методологические основания развития информатизации образования
1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий основывается на выявленных специфические свойства информации. Перечислим их.
1) Информация не расходуется при ее использовании. Это свойство обуславливает возможность неограниченного тиражирования информации. То есть информация может быть передана от А к В без уменьшения ее количества, то есть объема, находящегося в распоряжении А, а также без потери ее качества, без изменения ее содержания, без нарушения ее структуры и т.д. Это свойство обуславливает возможность многократной передачи неизмененной информации через определенные каналы передачи/циркулирования информации.
2) Возможность сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и, на этой основе, создания информационного продукта в процессе информационного взаимодействия между разработчиками без непосредственного контакта между ними (в условиях функционирования локальных и/или глобальной информационных сетей) позволяет реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации (например, сосредоточенных в информационных банках/хранилищах). Это свойство информации используется распределенными коллективами разработчиков в процессе их профессиональной деятельности в компьютерных сетях для продуцирования информации/знания или для проведения научных исследований без непосредственного контакта между соисполнителями при их информационном взаимодействии.
3) Многообразие средств описания материальных и нематериальных (абстрактных, воображаемых) форм, объектов, процессов, явлений, сюжетов в смысловых, формализованных и технологических реализациях. Это проявляется в том, что информация существует в бесчисленном множестве описаний всего того, что присуще миру, так как в мире не существует ничего, что бы было невозможно описать с помощью информации, отражающей как существенные, так и несущественные признаки описываемого объекта, процесса, явления, сюжета.
Таким образом, современные исследования следует направить на философское обобщение понятия «информация», так как в настоящее время оно меняет свой статус, переходя с локального уровня интерпретации отдельными научными/предметными областями на уровень философской категории, рядоположенной основным философским категориям «материя», «пространство», «время».
1.2. Трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство» выражается в том, что в современной научно-педагогической литературе словосочетание «образовательное пространство» приобретает новые характерные черты, присущие философской категории «пространство». Перечислим эти характерные черты в контексте терминологии педагогической науки.
1) Позиционирование элемента (субъекта, объекта, процесса) на основе установленного набора параметров, описывающих конкретный элемент, принадлежащий пространству.
Позицией субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) можно считать его служебный статус, описываемый должностными характеристиками, учитывающими, в том числе, знания и умения в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, набором параметров, описывающих позицию конкретного элемента, принадлежащего образовательному пространству, можно считать набор программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, необходимых для функционирования технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.
2) Наличие системы параметров, описывающих позицию элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству.
Системой параметров, описывающих позицию субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать совокупность программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, принадлежащих образовательному пространству, взаимосвязанных между собой, влияющих на функционирование каждого из них, и имеющих формальное описание в рамках определенного концепта технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.
3) Наличие аксиоматики, описывающей «поведение» элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству. Аксиоматикой, описывающей «поведение» субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать исходные положения (перманентно-стабильные), на основе которых разрабатываются служебные (или квалификационные) характеристики сотрудника образовательного учреждения в области его служебного, научно-образовательного, административного статуса. Кроме того, условия и основания применения им научно-педагогической, учебно-методической литературы, программно-методического обеспечения, обязательного для его профессиональной деятельности и определяющее легитимность его служебного статуса.
4) Возможность изменения позиции элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству, с последующим его описанием в той же системе параметров.
Несмотря на то, что профессиональная деятельность субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) позиционируется и описывается, адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (квалификационным характеристикам) и заданному изначально научно-педагогическому, учебно-методическому, программно-методическому обеспечению его профессиональной деятельности, его «поведение» может изменяться в зависимости от выдвижения новых целей и задача, поставленных перед данным сотрудником, по определенным «n» направлениям. Причин для этого достаточно много в современном интенсивно изменяющемся социуме: инновационные программы обучения, появление новых технологий, активно внедряющихся в образование и т. пр.
Таким образом, в данном контексте, в современных научно-педагогических исследованиях делаются попытки переосмыслить представления о пространстве в психолого-педагогическом понимании данного термина. Так, понятие «пространство» в психолого-педагогическом контексте представляется посредством описания (словесного, формализованного) субъекта, объекта, процесса по совокупности определенных параметров, которые равнозначны по концепту и могут изменяться «n» направлениям.
Приведем в качестве примера достаточно часто применяемое словосочетание «образовательное пространство школы (вуза)». В вышеозначенном понимании у любого сотрудника (субъект образовательного пространства) образовательного учреждения на его рабочем месте, оснащенном современными средствами ИКТ с выходом в информационную сеть (локальную, глобальную), имеются равные возможности по определенным параметрам, равнозначным по концепту технико-технологического обеспечения (аппаратно-программное оснащение, доступ к информационному ресурсу, возможность осуществления информационного взаимодействия с другими пользователями, с интерактивным источником информации и т. пр.) и информационно-методического обеспечения (научно-педагогические и учебно-методические материалы, электронные учебные средства, прикладное программное обеспечение, инструментальные средства разработки приложений и т. пр.). При этом профессиональная деятельность сотрудника образовательного учреждения позиционируется и описывается адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (или квалификационным характеристикам). Вместе с тем, деятельность (поведение) субъекта образовательного пространства может изменяться, адекватно целям и задачам, поставленным перед данным сотрудником образовательного учреждения, по определенным «n» направлениям.
Таким образом, современные исследования необходимо направить на переосмысление представлений об образовательном пространстве (в психолого-педагогическом понимании данного словосочетания) на основе реализации системного подхода, с привлечением теории управления и определенных научно-практических достижений философских, социальных и технических наук.
1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.
Наличие традиционной реальной коммуникации между людьми, в том числе и культурной, является основной отличительной чертой человека разумного. Вместе с тем, «виртуализация» отношений между людьми третьего тысячелетия, проявляющаяся, прежде всего, в сетевом информационном взаимодействии во время работы, обучения, отдыха, позволяет выделить позитив отношений между участниками информационного сетевого взаимодействия:
простота и комфортность осуществления коммуникации с виртуальным партнером, превалирование аудиовизуального представления информации;
анонимность информационного взаимодействия, возможность высказывать любые, даже самые сокровенные соображения, мысли, и, как следствие, игнорирование имеющихся психологических барьеров;
возможность найти заинтересованных партнеров, диапазон поиска которых расширился до границ Всемирной информационной сетью Интернет.
Помимо этого, при создании информационного продукта территориально распределенными разработчиками следует констатировать позитив в профессиональном и коммерческом плане при замещении реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных сетях (локальных, глобальной). Это является основой возникновения научных и производственных сетевых распределенных коллективов, в том числе исследовательских, интегрирующих информацию, данные, знания многих отдельных специалистов и научных сообществ. Осуществление подобного рода глобальных распределенных исследований позволяет в кратчайшие сроки решать серьезные научные и технологические задачи мирового уровня и значения, осуществлять аналитику на базе огромного объема информационного ресурса, поступающего из многих источников, в том числе от распределенных исследовательских и производственных коллективов.
Это приводит к заинтересованности специалистов сферы образования в разработке философско-педагогических моделей замещения реальной коммуникации, осуществляемой в процессе учебной и профессиональной деятельности, на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях.
Однако, замещение реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях, сопряжено с рядом возможных негативных последствий для пользователя. Так, с точки зрения медиков, физиологов, психологов и педагогов опасны возможные негативные для физического и психического здоровья последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием, связанным с использованием недопустимого объема информации, представленной на экране, ее аудиовизуального качества, не соответствующего физиолого-гигиеническим нормам и индивидуальным возможностям и возрастным особенностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуальных экранных миров; с несоответствием принятым морально-этическим нормам, в том числе лексическим. Опасны также включения ситуаций, инициирующих «уход от реальности», «погружение» в яркий эмоциональный виртуальный мир, инициирующий «виртуализацию понятий» (например, пола, возраста); ориентация не на позитивные общечеловеческие нормы и ценности, не на конструктивные модели поведения в современном социуме, а на достижение поставленной цели любыми средствами и пр.
В этой связи целесообразна разработка теории и практики предотвращения возможных негативных для физического и психического здоровья последствий психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием. |