Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 50.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер50.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Резцова Анастасия Николаевна

МСОШ №2, учитель русского языка и литературы
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определённым субъективным опытом, способную легко ориентироваться в современных условиях. В связи с эти возникает необходимость активного внедрения и систематического применения новых педагогических технологий, новых методов обучения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться положительных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧТ). Целью же обучения русскому языку и литературе является формирование личности, способной к полноценному восприятию текста, развитие её речевой и мыслительной деятельности. Соотнеся данную цель и цели технологии развития критического мышления, можно определить следующие конкретные задачи:

  • учить выделять, находить причинно-следственные связи;

  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

  • отделять главное от несущественного в тексте или речи, отвергать ненужную или неверную информацию;

  • выделять ошибки;

  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

  • формировать культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации;

  • стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность.

Развитие критического мышления через чтение и письмо предлагает систему конкретных методических приёмов, применяемых на разных стадиях урока.

Первая стадия – вызов, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данной стадии чаще всего используется приём «Кластер».
Кластер - это графический приём систематизации материала.

Урок русского языка: «Сочинительные союзы»

Урок литературы: «Средства создания образа главного героя»

В центре рисуется овал, где записывается тема урока. Вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.




Задание: заполнит кластер «Средства создания образа героя художественного произведения». Цель урока: в ходе анализа произведения определить, какие средства использует писатель, чтобы показать Тараса Бульбу как защитника Родины.


Данный приём позволяет ученику активизировать лексические единицы в речи, ввести новые, а также, объединить их в связное высказывание. Этот же приём можно использовать и на стадии рефлексии.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить её и соотнести уже с имеющимися знаниями. Приёмы, использующиеся на второй стадии:

  1. Приём «Инсерт» - чтение с маркировкой, когда учащиеся делают пометки во время чтения текста, после чего заполняют таблицу, куда кратко заносят полученные сведения.

  2. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнаю». При чтении текста учащиеся расставляют пометки: v – «знаю», + - новая информация, - «думал иначе».

  3. «Мозговой штурм». Так как основная цель данного приёма - развитие творческого типа мышления, то выбор его темы напрямую будет зависеть от возможных вариантов решения той или иной проблемы:

Например: анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон». В начале урока ставится вопрос: «Зачем хамелеоны меняют окраску?». В ходе осмысления рассказа учащиеся должны ответить на проблемный вопрос: «Уметь приспосабливаться – это хорошо или плохо»?

  1. «Лови ошибку». Упражнения, задания, связанные с формированием умения находить ошибочные суждения, формулировать суть ошибки, предлагать свой вариант решения.

  2. Лекция со «стопами». Особенности использования лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка («стоп»). Во время «стопа» идёт обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Например, фрагмент лекции «Поучение Владимира Мономаха» (8 класс): «В отличие от традиционного жанра поучений, носящих обычно религиозно-дидактический (поучительный) характер, «Поучение Владимира Мономаха» содержит конкретно-исторические черты, то есть распространено автобиографической частью. Задание: найдите в тексте «Поучения» эпизоды, в которых автор говорит о себе, сделайте вывод о качествах характера автора».

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Наряду с кластером на данной стадии может применяться прим «синквейн». Синквейн – это белый стих, в котором синтезируется информация в кратких выражениях. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных), третья – описание действия тремя глаголами в рамках темы. Четвёртая строчка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – синоним темы, указанной в первой строчке.

Пример составления синквейн на уроке литературы в 8 классе при изучении комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», тема: «Этот приглуповатый Хлестаков»:

  1. Хлестаков

  2. Глупый, легкомысленный

  3. Болтает, лжёт, берёт в долг

  4. «Не всё то золото, что блестит»

  5. Пустышка

Арсенал современных методик и технологий достаточно широк. Однако при использовании той или иной технологии нужно учитывать и личность учителя, и особенности класса (уровень его подготовленности), и потенциал отдельного ученика. В противном случае результативность окажется нулевой.

Применения данных приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо способствует формированию универсальных учебных действий (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать полученные знания в различных областях, овладение логическими мыслительными операциями), предметных (получение новых знаний по конкретному предмету), а также включение ученика в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Библиографический список

  1. Вишнякова Е.Е. формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствамитехнологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»/Вишнякова Е.Е. //Библиотека в школе. – 2004.- №17.

  2. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо/С. Заир-Бек//Директор школы. – 2005. - №4.

  3. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/А.И. Павлова//Русский язык в школе. – 2007. – №8.

  4. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления чрез чтение и письмо/ С.В.Столбунова //Русский язык. Прил. К газете «Первое сентября№. – 2005. – 18.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск