Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края»





НазваниеПрограмма элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края»
Дата публикации18.02.2015
Размер99.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Программа элективного курса по биологии, 9 класс

«Здоровье человек и экология Хабаровского края»
АВТОР: О. А. Левитан ,

учитель биологии МОУ-СОШ № 2 с.Князе-Волконское-1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
« Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т.Карлейль

Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, человек должен быть здоровым, сильным, умным. Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

В настоящее время в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья не только для взрослого населения, но и для детей, особенно в школьный период. Основные причины ухудшения здоровья:

• неблагоприятный экологический фон;

« нарушение санитарно- гигиенических нормативов;

  • высокий уровень нервно- психического напряжения, связанный с усложнением школьной программы, компьютеризацией, невозможностью самореализации,

  • нездоровый образ жизни подростков.

Важными вопросами в решении проблемы здоровья школьников являются получение информации о путях обеспечения индивидуального здоровья, развития умений и навыков в укреплении здоровья, потребности в здоровом образе жизни.

В ходе изучения данного курса учащиеся получат информацию о характере взаимоотношений человека и среды, раскроют триединство: окружающая среда- ее экологическое состояние- здоровье человека. Полученные знания должны стать основой для правильных гармонических взаимоотношений человека с природой, с самим собой.

Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями условий жизни дальневосточников, расширяет представления о влиянии факторов среды на здоровье человека, предполагает работу с разнообразными источниками информации. Содержание курса способствует развитию познавательного интереса учащихся, дает возможность освоить выбранный профиль и стандарт общего образования на повышенном уровне. Данный материал углубляет учебные темы по биологии, экологии, ОБЖ.

Элективный курс является предметно-ориентированным по отношению к профильным курсам образовательной области «Естествознание» и имеет важное образовательное значение для дальнейшего изучения биологии в 10-11 классах.

Для активизации познавательной деятельности следует использовать разнообразные формы и методы обучения, направленные на развитие самостоятельности, творческих способностей детей: исследовательские работы, тренинги, практикумы, практические работы, экскурсии.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 14 часов.

Цель курса:

получить основы знаний, умений и навыков, которые помогут становлению потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Вооружение учащихся знаниями об основах экологии и гигиены теорией и практикой профилактики и коррекции заболеваний;

  • Совершенствование и становление у старшеклассников способности самостоятельно и творчески мыслить, оценивать и прогнозировать развитие и сохранение собственного здоровья с учетом региональных факторов среды;

  • Развитие культуры отношения учащихся к своему здоровью;

  • Познакомить с профессиями медицинского работника, санитарного врача, эколога.

В соответствии с поставленными задачами предлагается следующая структура курса:

1. Человек и природная среда. Школьникам даются представления о факторах среды, влияющих на здоровье, статусе здоровья дальневосточников.

  1. Организм человека- единое целое. В данном блоке учащиеся узнают основы физиологической адаптации нервной системы к условиям жизни, биоритмы дальневосточников, заболеваниях органов дыхания, гиподинамии, нарушениях обмена веществ, заболеваниях школьников.

  2. На службе здоровья. В данном курсе ребята узнают о системе здравоохранения, санитарной службе, медико-генетической службе, профессиях, связанных с охраной здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • Готовность к выбору профиля.

  • Составление базы данных одаренных детей и их работ.

  • Подготовка к итоговой аттестации по биологии.

  • Пропаганда здорового образа жизни, валеологических знаний

Учебно-тематический план



Тема занятия

Всего часов

Формы проведения

1

Человек и природная среда.

1




1.1


Человек и окружающая природная среда. Статус здоровья дальневосточников

1

Практическое занятие








2

Организм человека - единое целое

9




2.1

Физиологическая адаптация нервной системы к условиям жизни.

1

Лекция

2.2

Биоритмы дальневосточников

1

Составление

карты биоритмов

2.3

Скажем стрессу « нет»

1

Тренинг

2.4

Неприятные сюрпризы природы

1

Составление карты

2.5

Мышечная активность и гиподинамия

1

Практическая работ а

2.6

Заболевания органов дыхания

1

Практическая работа

2.7

Путешествие в страну АВD

1

Практическая работа

2.8

Обмен веществ и питание

1

Составление карты рационального питания

2.9

Общее" состояние подростков в экологических условиях Приамурья

1

Встреча с медработником, педиатром

3.

На службе здоровья

4




3.1

Солнце, воздух и вода

1

Встреча с экологом


3.2

Система здравоохранения

1

Экскурсия в медпункт, ФАП


3.3

Медико- генетическая служба

1

Экскурсия

в « Центр

планирования

семьи»

3.4

Среда и здоровье

1

Обобщающее занятие




Всего

14 часов






Содержание курса (14 часов)

1. Человек и природная среда (1 час)

Человек и окружающая природная среда. Факторы среды. Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Аборигены Хабаровского края, особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация.

Практическое занятие: Самооценка здоровья. Заполнение листов здоровья.
2. Организм человека- единое целое ( 9 часов)

Физиологическая адаптация нервной системы к условиям жизни. Биоритмы. Смена часовых часов и здоровье.

Действие стресса на организм. Аутотренинг. Психокоррекция. Эндемичные заболевания.

Влияние шума на человека. Мышечная активность и гиподинамия.

Практическая работа: Тренировка опорно- двигательного аппарата. Сколиозы, причины их появления. Дыхание и запахи. Последствия табакокурения.

Практическое занятие: Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания.

Туберкулез - опасное заболевание.

Группы крови. Практическое занятие: Составление карты питания по группе крови.

Обмен веществ и его нарушение. Практическое занятие: Составление карты рационального питания.

Геохимическая экология. Основные причины возникновения заболевания зубов. Таежные витамины. Авитаминозы. Геморрагическая лихорадка. Хронические болезни у школьников. Причины их появления
3. На службе здоровья ( 4 часа)
Солнце, воздух и вода. Комфортное теплоощущение. Закаливание. Почему у нас необходимо носить дубленку? Экологические проблемы края и здоровье человека.

Система здравоохранения. Медико- генетическая служба.

Наследственные болезни.

Среда и здоровье. Мутации. Мониторинг за загрязнением окружающей среды.
Методические рекомендации по содержанию и проведению

занятий.
Для полноты реализации программы « Здоровье человека и экология Хабаровского края» рекомендуется 14 часов.

На вводном занятии следует познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, формами работы, планируемыми творческими заданиями, которые предстоит выполнить детям, важно обсудить возможные темы самостоятельных выступлений, способы защиты заданий и критерии оценки.

Способы оценивания- рейтинговая оценка.

Выбор формы итоговой работы и ее защиты рекомендуется предоставить самим учащимся. Итоговое занятие рекомендуется провести и форме презентации творческих работ.

Рекомендуемые темы творческих заданий:

  1. Составление режима дня в соответствии с биоритмами

  2. Составление карты питания по группе крови.

  3. Составление генеалогического древа ( по наследственным


заболеваниям).

  1. Составление карты рационального питания, режима питания.

  2. Психокорректирующие упражнения, способы их проведения.

  3. Темы для рефератов:




  • Дальневосточная аптека.

  • Витамины на нашем столе.

  • Профессии на охране здоровья.

  • Комфортная среда человека.

7. Составление таблиц:

  • Факторы акклиматизации.

  • Действие стресса па организм.

  • Уровни шума.

  • Последствия табакокурения.

  • Загрязнение воздуха и его влияние на организм.

  • Основные химические элементы, необходимые человеку.


Литература:

1. Биологические часы. A.M. Эмме. Новосибирск: Наука, 1990.

2. Здоровье человека и экология Хабаровского края: Учебное
пособие для учащихся 8-9 классов ОУ/ А.Е.Тихонова, АР. Ищенко.
Т.Н.Диденко и др. ■ Х.:Изд. Дом « Приамурские ведомости»,2004.

  1. Здоровье и окружающая среда. Б.Т.Величковский, И.Т.Суравегина, ТТ. Цыпленкова,- М.: НПЦ <; Экология и здоровье», 1992.

  2. Здоровью надо учить! Под ред.Н.П.Абаскаловой.- П.. ООО « Лада», 2000.

  3. Здоровье на кончиках пальцев. Банников Г.Н..-Х.: Изд. Дом « Приамурские ведомости»,2004.

  4. Живые часы. Р.Уорд.: М., Мир, 1996.

7. Природа и наше здоровье. Н.А Данилова.-М.: Мысль. 1997.
8. Практикум по антропоэкологии. Фрисман Э.Б.- Рига, 1999.

  1. Ритмы жизни и творчества. Н.Я.Нэрна. С.-П., 2003

  2. Сколько жить человеку? Леонтьева Л П.- Алма- Ата: Казахстан, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconПрограмма элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconРабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье»
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В....
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconРабочая программа элективного курса по биологии «экология человека»
Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconКультура дома и декоративно-прикладное искусство 9 класс теоретический тур
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconРабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье»
«Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconПостановление От 14 октября 2009 г. N 318-пр
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconУчебник Физика-8, автор Новиков В. В
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconПостановление от 05 мая 2012 г. N 146-пр об утверждении государственной...
Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", распоряжением Правительства...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconЛ. В. Шкурова, учитель физики моу «Беловская сош №1» Троицкого района
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» icon280201. 65 – Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconСоздание тестов в Сдо Moodle. Работа с шаблоном ms office Word
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconКонкурсное задание всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии»
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconМетодические рекомендации по проведению 1 и 2-го этапов Всероссийской...
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» icon«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2008 г. N 263-пр "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconРабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина...
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск