Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу





Скачать 118.14 Kb.
НазваниеФ. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу
Дата публикации24.02.2015
Размер118.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Ф.В.Шарипов
Компетентностный подход к образовательному процессу
Сложившаяся система образования, несмотря на систематическое совершенствование содержания, и методов обучения, не отвечает вызову времени. Весь образовательный процесс нацелен на формирование знаний. Если учащийся владеет знаниями, если он умеет отвечать на вопросы учителя (преподавателя), решает стандартные задачи по учебной дисциплине, то считается, что цель обучения достигнута. Чем больше знает учащийся, тем лучше. Такую методику можно назвать знаниевой.

Знание человека, конечно же, имеют огромное значение. Но одних знаний, какими бы они не были глубокими, для успешного решения жизненных, учебно-познавательных или профессиональных задач далеко недостаточно.

В жизни о человеке мы судим (оцениваем) не только по его эрудиции, но и по таким параметрам: как он относится к семье, к другим людям, к работе, своему здоровью, как он воспитан в нравственном и культурном плане, что он умеет делать практически, насколько он компетентен как специалист, насколько он самостоятелен и ответственен.

По мнению психологов и педагогов, в образовательном процессе во главу угла нужно ставить не знания, а личность учащегося, т.е его личностные качества, в том числе компетентность. Поэтому в последнее время одним из современных подходов к образованию считается компетентностный подход.

Тенденция движения от понятия «знание» к понятию «компетентность» является общемировой. Эта тенденция выражается в том, что усиление познавательных начал в современном производстве не покрывается традиционными понятиями «знания, умения и навыки». Более адекватным становится понятие компетентности.

Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и в жизни. При таком подходе знания становятся познавательной базой компетентности специалиста.

Компетентностный подходэто подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения.

Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие содержание, технологию профессионального образования и потребности рынка труда в современных высококвалифицированных (компетентных) специалистах.

Что же такое компетентность?

Компетентность - это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнить определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой либо отрасли. Кроме понятия «компетентность» различают близкое ему понятие «компетенция» (в научной литературе они часто употребляются как синонимы).

Компетенция - это то, на что претендует человек; это круг вопросов в которых он хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция – это характеристика места, а не лица, т.е. параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этому месту (социальной роли), то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов. Компетентность – это то, чего достиг конкретный специалист; она характеризует меру освоения компетенции и определяется способностью решать предписанные «местом» задачи.

В условиях рыночной экономики компетентность становится главным критерием качества профессионального образования. Известный специалист в области педагогики В.В. Сериков отмечает: «Это такое содержание образования, которое не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей. Разумеется, знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль» (1, с. 185).

Каковы особенности образовательного процесса, организованного на основе компетентностного подхода?

Этот подход требует изменения всех компонентов образовательного процесса, начиная с его цели. В целях образования закладывается различные компетентности, включающие наряду со знаниями и умениями, способности, мотивы учебно-познавательной деятельности и другие личностные качества.

В перечне компетентностей, определяющих структуру гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов, целесообразно выделить ключевые компетентности и профессиональную компетентность.

Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных (профессиональных). Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Сюда относятся:

  1. Когнитивная (познавательная) компетентность: способность самостоятельно учиться, работать с учебной и научной литературой, выделять главное в тексте, составлять план и конспект по прочитанному тексту, оформлять доклады, рефераты, использовать цитаты, написать рецензию, составлять библиографию и т.д.; Способности и стремление к поиску информации для учебных и учебно-исследовательских целей.

  2. Социально-психологическая компетентность в выполнении таких действий, как: работа в команде (группе), установление нормальных взаимоотношений с людьми, сотрудничество с ними, познание самого себя, изучение индивидуально-психологических особенностей другого человека; понимание психологического состояния собеседника и адекватная реакция на него; при необходимости решение конфликтных ситуаций, изучение и оценка групповых норм поведения, ценностей и отношений; способность к критике и самокритике.

  3. Социально-организационная (управленческая) компетентность: способности подготавливать и принимать организационные решения, определять цели организации (подразделения), планировать и организовать работу группы, проверять исполнение, стимулировать работу сотрудников; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность эффективно работать в качестве подчиненного; способность к самоконтролю.

  4. Информационно-компьютерная компетентность: способность получать, систематизировать, использовать, анализировать, оценивать и передавать информацию в различных формах; умение организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и обобщать информацию, использовать систему Интернет и т.д.

  5. Креативная компетентность: способность к творческому мышлению, к анализу, синтезу и комбинированию; способность к переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи (проблемы); способность предвидения; способность вести учебно-исследовательскую работу; изобретательность.

  6. Коммуникативная компетентность: внимательность и интерес к людям; способность адекватно воспринимать устную речь; владение монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения; способность вести с людьми деловое и неформальное общение; умение изучать и учитывать в коммуникации социально-психологические особенности людей; умение слушать, умение подготовить и провести деловую беседу, переговоры, совещания и дискуссии, деловые письма и т.д.

  7. Компетентность в здоровьесбережении: умение реализовывать идеи здорового образа жизни на практике; культура здоровья; ответственность за своё здоровье и здоровье других людей; способности к физическому развитию с помощью различных упражнений; способность к психологическому саморегулированию; способности к духовно- нравственному развитию; умение гармонично развиваться физически, психологически и духовно; свобода от зависимостей (алкоголизма, наркомании, курения, попадания в деструктивные секты и т.д.);

Одна из основополагающих целей подготовки специалиста в колледже – формирование его профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность включает систему знаний, умений и навыков, способностей, позволяющих специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, а также качества личности, дающие ему возможность успешно решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность молодого специалиста включает в себя социально- личностные, общенаучные, экономические, организационно-управленческие и специальные компетенции. Развернутое описание этих компетенций в форме перечня знаний, умений и способностей по той или иной специальности становится содержанием ГОС СПО нового поколения.

Кроме того, в составе профессиональной компетентности специалиста необходимо выделить профессиональную направленность: интерес к профессии, готовность к профессиональной деятельности, стремление применять свои знания, умения, способности в избранной профессии.

Молодой специалист должен обладать также системной компетентностью (2). Сюда относятся: способность применять знания на практике; исследовательские навыки; способность учиться; способность адаптироваться к новым специальностям; способность порождать новые идеи; лидерские качества; понимание культур и обычаев других стран; способность работать самостоятельно; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве; стремление к успеху.

В условиях рыночной экономики кроме отмеченных выше требований к личности современного специалиста выделяют следующие качества: способность принимать правильные решения; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения; способность разрешать конфликты; способность эффективно работать в качестве подчиненного.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания студента не только в качестве будущего специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена социума, он (подход) является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только формирование у студента системы знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие всех его личностных качеств, т.е. воспитание личности.

Воспитание и развитие личности студента предполагает решение следующих задач:

  • формирование гуманистического мировоззрения, общечеловеческих норм морали, культуры поведения; нравственное воспитание студентов;

  • воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, правовой и экологической культуры;

  • трудовое воспитание студентов, формирование и развитие интереса к профессии, подготовка к профессиональной деятельности;

  • выявление и развитие творческого потенциала личности, приобщение к системе культурных ценностей общества; эстетическое воспитание студентов;

  • совершенствование физического состояния студентов, привитие потребностей в здоровом образе жизни.

Другим структурным элементам образовательного процесса (кроме целей) является его содержание. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При компетентностном подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых, студенты овладевают компетентностью, т.е. опытом решения таких задач. Кроме знаний, умений и проблемных задач, в составе компетентности различают мотивационный компонент, отношения, способности и другие личностные свойства.

При построении списка задач необходимо различать:

  • учебные – давно решенные, алгоритмические и проблемные (не алгоритмические);

  • практические (актуальные, практически значимые).

Например, по педагогике практически значимыми являются такие задачи, как:

  • определение цели обучения дисциплине;

  • отбор содержания обучения;

  • планирование и организация учебно-познавательной деятельности студентов;

  • выбор методов обучения;

  • мотивация познавательной активности обучаемых;

  • подготовка преподавателя к занятию;

  • организация СРС;

  • диагностика обученности студентов;

  • повышение качества образования.

Как видно из этого перечня все задачи связаны с профессиональной деятельностью преподавателя, т.е. они являются практически значимыми. Каждая задача (проблема) включает в себя отдельный модуль, содержащий систему знаний, умений ( способов деятельности), адекватные методы и средства обучения.

Среди практических, проблемных задач, например, актуальными являются проблемы экологии, здоровья, преступности, наркомании, коррупции, жилья, уровня жизни населения, семьи и воспитания детей, демографии, энергоресурсов, конкурентоспособности товаров, транспорта и т.д.

На практике любая деятельность является осмысленной, ради достижения значимой для человека (или для организации) цели. В образовательном процессе учебно-познавательная деятельность студентов часто совершается без осмысления того, ради чего она совершается. В лучшем случае цель ставится преподавателем, т.е. по отношению к студентам она остается внешней, не мотивированной. Следовательно, предлагаемые студентам проблемы должны иметь не только познавательный аспект, но и личностный или общественный смысл. Например, если студентов вовлечь в различные виды деятельности, направленные на формирование и развитие ключевых компетентностей, связанных с любой профессиональной деятельностью, то студенты более осмысленно и активно будут решать соответствующие задачи.

Технология обучения любой дисциплине должна быть построена таким образом, чтобы, кроме предметной компетентности можно было развивать ключевые компетентности.

В компетентностно-ориентированном образовательном процессе, исходя из целей и содержания образования, направленных на формирование той или иной компетентности, в основу технологии образования необходимо закладывать практические действия обучающихся по решению соответствующих задач (проблем). Например, для того, чтобы формировать коммуникативную компетентность необходимо вовлечь студента в разнообразные коммуникативные действия – беседы, дискуссии, переговоры, игры и др. Предметом этих действий обучающихся становятся вопросы, задачи, ситуации, вытекающие из изучаемой дисциплины.

Если же речь идет о необходимости формирования информационно-компьютерной компетентности, то технология включает в себя действия студента по решению соответствующих задач (моделирование изучаемых явлений, процессов и объектов, поиск и использование нужной информации с помощью сети Интернет, участие в телеконференциях и др.).

Наиболее эффективными методами обучения в компетентно-ориентированном образовательном процессе являются: методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристические и исследовательские методы), групповые методы (метод «мозгового штурма», ситуационный метод, групповая дискуссия, игровые методы), метод проектов, метод моделирования, лабораторный эксперимент, вовлечение студентов в производительный труд во время практики и др.

При этом студент не получает готовых знаний, а добывает их; причем знания как таковые не являются целью образования, а становятся средством решения поставленных задач. Результатом такого обучения становится не только новые знания, но и умение их применять для решения задач. Активная учебно-познавательная и практическая деятельность студента способствует развитию его личностных качеств – способностей, ответственности, самостоятельности и др. В процессе совместной деятельности в группе развиваются его коммуникабельность, умение слушать, задавать вопросы, высказывать свое мнение, вести дискуссию, убеждать других, уважать чужое мнение, сотрудничать с людьми. У отдельных студентов развиваются также лидерские качества.

Меняются и критерии оценок: оценивается не ответы на вопросы экзаменаторов, а результат решения проблемной задачи или качество созданного «продукта». В зависимости от содержания и специфики учебной дисциплины продуктом деятельности студента может выступать решенная учебно-исследовательская задача (проблема), принятое решение по поводу какой либо ситуации, разработанный проект, написанный студентом текст (доклад, реферат, статья, рецензия и т.п.), составленная компьютерная программа, выполненное техническое изделие, художественное произведение и т.д. Очень важно, чтобы этот продукт создавался обучающимися самостоятельно в процессе индивидуальной или групповой деятельности.

В некоторых случаях, когда продукт учебно-познавательной, проектной или исследовательской деятельности студентов имеет социальное значение, его оценка должна осуществляться не только преподавателем, но и заинтересованными лицами (например, представителями городской администрации, предприятия и др.).

Кроме того, компетентностно-ориентированное образование требует дополнения внешнего контроля со стороны преподавателя самоконтролем и самооценкой. Признается эффективной рейтинговая, накопительная система контроля и оценивания результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, компетентность студента как будущего специалиста в той или иной области формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: опыт выявления и решения проблем, опыт проектирования и исследования, опыт сотрудничества и общения, опыт анализа и оценки результатов деятельности, опыт творчества и т.д.

Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активных субъектов поисковой деятельности, направленной на решение различных проблем. Совместная деятельность студентов способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту.

Компетентностный подход не отрицает другие подходы к организации образовательного процесса (проблемный, деятельностный, личностно-ориентированный и др.), а органически интегрирует и развивает их с целью дальнейшего улучшения качества образования.
Литература


  1. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 256 с.

  2. Компетентностный подход//Реферативный бюллетень. – М., 2005. – 27 с.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconГапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» компетентностный...
Компетентностный подход в образовании: от теории к практике: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconМетодическая разработка оценка качества учебного процесса и деятельности...
Компетентностный подход в образовании в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconВ рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся...
Енных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет,...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПроектирование языковых тестов: компетентностный подход (на материале...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconКомпетентностный подход в обучении математике
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconКомпетентностный подход в образовании: основные этапы становления...

Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерством культуры от 22. 03. 2001 г. №01-61/16-32, №66-01-16/32 от 23. 06. 2003. и №1814-18-07. 4 от 02. 06. 2005., адаптированных...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconКомпетентностный подход как концептуальная основа современного образования
Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г.)
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconОрганизация учебной деятельности
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу....
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconОтчет по учебно-методической деятельности гбоу нпо профессиональное училище №26 за 1
Методическая тема: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация «Компетентностный подход и проблемы его реализации образовательном процессе»
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconКлассификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу
В целях осуществления контентной фильтрации доступа государственных и муниципальных образовательных учреждений, подключаемых к сети...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПлан работы совета по вопросам регламентации доступа к информации...
Рассмотрение системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу iconПсихофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных...
...
Ф. В. Шарипов Компетентностный подход к образовательному процессу icon• Решение проблем, актуальных для школьника
Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск