Скачать 421.35 Kb.
|
Доморозов В.А., методист кафедры дидактики и частных методик ИПК и ППРО ОГПУ Информационно-педагогический модуль Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии МОУ «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского района по теме: «Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель: Использование информационных технологий в преподавании географииЦель: Выделить основные аспекты применения информационных технологий на уроках географии и использовать их в условиях образовательного процесса. I.Теоретическая база опыта: 1.Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники./ А.Г.Гейн. М. Просвещение, 1991 г. 2. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе2003, №8. 2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. / Г.К.Селевко. - М. НИИ школьных технологий, 2005. 3.Бухаров, М.Н. Практическая теория компьютерного обучения./ М.Н.Бухаров. Труды IV научной сессии « Радиотехники, электроники и связь на рубеже тысячелетия». РНТО РЭС им. А.С. Попова. М., 2000. с191. 4.Васенин, В.А. Российские академические сети и 1пtеrnet ( состояние, проблемы, решения) / Под ред. В.А. Садовничего. М.; РЭФИА, 1997. 5.Видюкова, Н.В. Актуальность применения информационных технологий при формировании ключевых компетенций учащихся./Н.В.Видюкова. Пед. мастерская. 2004, №4 6.Дидактические основы компьютерного обучения. Л.1989. 7. Петрова, Н.Н. Примерное поурочное планирование по географии с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9кл.)./ Н.Н.Петрова., Д.В.Новенко. М. Школа. Пресс. 1999. 8. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. /Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2. 9. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении./ Д.В. Новенко. География в школе, 2004, №5. 10. Баранов, А.С. О возможности использования средств MS Offise в обучении географии./ А.С. Баранов. География в школе, 2003, №7. 11.Свириденко, С. С. Современные информационные технологии./ С.С.Свиренко. - М.: - Радио и связь, 1999. 12. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса./ Г.К.Селевко. – Нии школьных технологий, 2006. 13. Симонов, А. В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития. / А.В.Симонов. - М.: 2002. 14.Полад, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С.Полад. — М.,1999. 15. Политика в области образования и новые информационные технологии. Нац. доклад РФ // Матер. 2-го Междунар. конгр. ЮНЕСКО "Образование и информатика", М.; 1996, 34 с. 16. Талызина, Н.В. Контроль и его функция в учебном процессе. / Н.В.Талызина. Советская педагогика 1989, №3 17. http://www.kmn.nsc.ru 18. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе 2003. №8. 19. Программы спецсеминаров по методике обучения географии / Под ред. Е.А.Таможней. — М . МПГУ «Прометей», 2002 20. Екшибарова, Н.А. Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. / Н.А.Екшибарова. География в школе №4. 2006. 21. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования./ Б.С.Гершунский. М.Педагогика, 1987. 22. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. / Е.И.Машбиц. - М. Педагогика, 1988г. 23. Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А.А.Андреев. Школьные технологи. 2001. №3. 24. Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. / А.Г.Селевко. - М: Народное образование, 2002. 25. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии. В 2ч. / Ю.А.Шафрин. - М.2002. 26. Гузеев, В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. / В.В.Гузеев. - М: Центр «педагогический поиск», 2004. 27. Калмыков, А.А. Виртуальный учитель. / А.А.Калмыков. Школьные технологии. 2002. .№4. 28. Резников, Ф.И. Быстро и легко осваиваем работу в Интернете. / Ф.И.Резников. - М: Триумф, 2000. 29. Селевко, А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. / А.Г.Селевко. М, Народное образование., 2002. II. Актуальность В последнее время усилился интерес к применению персональных компьютеров (ПК) в обучении. Медленно, но все же материальная база школ и других образовательных учреждений, пополняется компьютерной техникой. Но в связи с этим возникает вопрос: «как использовать с наибольшей пользой это современное средство обучения?» Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия в системе « информация – алгоритм – ПК», сформировать навыки работы с ИТК, научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки. Современная система образования должна быть направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках географии позволяет решать данные задачи. Самым трудным и одновременно очень важным в процессе компьютерного обучения ( помимо наличия и доступа к ПК в образовательном учреждении) являются наличие и доступность программного обеспечения (ПО) или программно- педагогических средств (ППС). Нехватка ПО, а тем более нехватка методических рекомендаций по их использованию сильно отталкивает учителей, желающих использовать ПК в обучении. Особенно эта проблема актуальна для сельских школ. III. Основополагающими принципами данного опыта являются: - научность; - системность; - открытость; - перспективность; - проведение занятий на основе использования информационной технологии; - усиление практической направленности содержания курсов географии; - обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. IV. Условия возникновения и становления опыта: - Модернизация системы географического образования в Белогорской средней общеобразовательной школе направлена на внедрение компьютерных технологий и мультимедиа; -Система образования направлена не только на усвоение суммы готовых знаний, но и на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности; -Недостаточное количество методического материала по использованию вариантов сочетания традиционной и информационной технологий обучения. V. Сущность опыта: 1.Уточнены понятия “поток учебной информации” и “информационная технология обучения”. 2.Определены роль и место использования информационной технологии в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения при решении теоретических, практических и контролирующих вопросов курса. 3.Сформулированы критерии отбора учебных тем при работе по традиционному курсу географии. Наряду с этим разработаны критерии отбора и конструирования содержания школьного курса географии, с использованием информационной технологии. 4.Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения географии. которая выразилась в овладении учащимися работы с информационным потоком, предложенным компьютером, в достижении ими более высоких результатов при осуществлении пооперационного, итогового контроля и приобретении более качественных знаний по географии. -изучить составляющие информационной технологии в процессе обучения -изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - исследовать условия и эффективность применения ИТ в обучении географии; - создание системы поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии; - сформировать информационные знания и умения. VI. Основные компоненты опыта 1.Предложены методические рекомендации по использованию компьютерных технологий при изучении школьного курса географии. 2.Разработатна система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии в условиях сельской школы. 3.Предложена методика и описание особенностей технологии компьютерного урока. 4. Разработаны формы фиксации результатов учебной деятельности учащихся с использованием компьютерных технологий. VII. Новизна предусматривает:
Проведение эксперимента – использование компьютера в учебном процессе как мощного технологического средства, как средства самореализации учащихся, как инструмент творчества, стимулирующий его лучше познать самого себя, полнее раскрыть свои способности, проявить свою индивидуальность, как средства повышающего эффективность учебного процесса, уровень предметных знаний. VIII. Система работы учителя и ее результативность С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического анализа изучаемой проблемы учителем Белогорской СОШ Гудковой А.Н. было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий формирующий контрольный На I этапе проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной документации. Изучены основные информационные технологии, технологии применения средств ИТК в предметном обучении, выявлены предъявляемые к ним требования, определены пути решения поставленной проблемы. В результате была сформулирована гипотеза исследования, определены основные цели и задачи. На II этапе были проанализированы и изучены программы, опробованы педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств, контролирующие и моделирующие программы по некоторым разделам всех курсов школьной географии. В результате проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности систем контроля и моделирования географических процессов и методик их применения. На III этапе завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов. На VI этапе проводиться составление методических рекомендаций для учителей географии поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии в условиях сельской школы. Основные результаты исследования сводятся к следующему: -Определены роль и место использования информационных технологий в школьном курсе географии, а также возможные варианты ее сочетания с традиционной технологией обучения. -Разработана система поэтапного использования информационных технологий при изучении школьного курса географии. -Экспериментально подтверждена эффективность разработанной методической системы применения информационной технологии в процессе обучения географии. Материалы работы могут быть использованы в процессе изучения школьного курса географии в 6-10-х классах. Система поэтапного использования ИТ предназначена для учителей географии. Творчески работающий педагог имеет возможность, отталкиваясь от предоставленных подходов, разработать собственные. Система поэтапного использования информационных технологий в обучении географии. Физическая география /начальный курс/ - 6 класс.
|
Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | «Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | ||
Карточка учёта фио харитонкина Валентина Сергеевна Дата рождения Проблема, над которой работает школа «Обще дидактические подходы к гуманизации учебно-воспитательного процесса» | «Современные технологии в образовательном процессе» Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе | ||
Анализ деятельности учителя за 2008 2009 учебный год «Интерактивные методы обучения». Интерактивные методы обучения, используемые мною в учебном процессе, способствуют формированию и... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема, над которой я работаю в последнее время – «Актуализация инновационных методов обучения на уроках технологии с применением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Она призвана информировать, образовывать, просвещать читателя, приобщать его к чтению, к книге, содействуя тем самым реализации целей... | Программа, по которой работает учитель Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема, над которой работает школа: «Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях введения фгос» | Над которой работает преподаватель Методическая тема цикловой комиссии: Внедрение эффективных педагогических технологий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблема «Кейс-метод в процессе обучения (контроля) компетентностей учащихся по географии» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информационные технологии в образовании приобретают все большее распространение. Их использование позволяет эффективно применять... | ||
Рабочая программа для студентов очной формы обучения, направление... И. Математическая логика и теория алгоритмов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,... | Новые информационные и педагогические технологии ... | ||
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | «Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... |