| Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (УрФУ)
|
| Экземпляр № 1
| стр. из
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
_____________ С.Т. Князев
_____________________2011 г.
Методические инструкции по разработке электронных образовательных ресурсов
ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Версия 1.0
Дата введения:
Екатеринбург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 27
1.Общие требования К ЭОР 1.1.Концептуальные требования Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в освоении основной образовательной программы основного общего образования:
достижение личностных результатов (гражданственность, мотивированность к обучению, целостность мировоззрения, толерантность, социальность, нравственность, коммуникативность, здоровье и безопасность, экологичность, осознание семейных ценностей, эстетичность);
достижение метапредметных результатов (способность к целеполаганию, способность к достижению целей, способность к контролю и оценке действий, способность к ролевой саморегуляции, практическое владение аппаратом логики, владение знаково-символическим аппаратом, умение работать с текстом, владение навыками групповой работы, владение речевыми средствами, владение информационно-коммуникационными технологиями, владение навыками работы с индивидуальной информационной средой);
достижение предметных результатов с учетом требований стандарта и тематики ЭОР.
Соответствие общим требованиям к учебным ресурсам:
соответствие целям и задачам обучения образовательной программы, соотнесение с образовательными результатами, которые должны быть достигнуты с использованием данного ЭОР;
ориентация на современные цели обучения, компетентностный подход;
соответствие современным научным представлениям в предметной области;
обеспечение преемственности содержания образования;
соответствие современным формам и методам организации процесса обучения;
соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
обеспечение оптимизации объема учебной нагрузки;
обеспечение межпредметных связей;
обеспечение возможности использования разработанных материалов при различных формах (очная, заочная) и технологиях обучения (дистанционная), а также с использованием различных устройств;
оптимальность трудозатрат на создание ЭОР, включая минимальный и достаточный состав ЭОР, адекватность избранных технологий и инструментов.
1.2.Методические требования к ЭОР Педагогическая целесообразность ЭОР:
соответствовать по содержанию регламентируемым Министерством образования и науки Российской Федерации нормативным требованиям;
соответствовать требованиям к методическому и программному обеспечению, указанному в утвержденной образовательной программе УрФУ;
соответствовать основным дидактическим принципам (научность, доступность, наглядность и т. д.);
обладать логичностью и последовательностью в изложении учебного материала и организации учебной деятельности;
содержать оптимальные, эффективные и разнообразные формы и методы самооценки учащегося и контроля учебных достижений учащихся (промежуточных, итоговых).
Методическое обеспечение ЭОР:
наличие комплекта методических материалов (для преподавателя, для преподавателя и студента, для студента);
четкая определенность роли, места и времени использования ЭОР;
наличие перечня знаний и умений, необходимых для освоения ЭОР;
наличие своевременной, проблемно-ориентированной, адекватной, лаконичной и доступной помощи в использовании ресурса.
Дополнительные требования к ЭОР, ориентированному на самостоятельную работу студентов:
должна быть в явном виде представлена информация о целях и задачах изучения материала, его структуре;
должна быть заложена учебная информация, организующая управление познавательной деятельностью ученика;
учебная информация должна обеспечивать создание положительной мотивации к изучению материала;
основная учебная информация должна быть поддержана дополнительной информацией, связывающей изучаемый материал с повседневной жизнью учащегося;
учебная информация должна иметь ярко выраженный развивающий характер;
учебная информация должна иметь ярко выраженный воспитательный характер;
обучающемуся должны быть доступны методические рекомендации по изучению курса.
Дополнительные требования к ЭОР, ориентированных на работу преподавателя с учащимися:
форма представления ресурса должна соответствовать способу и техническим средствам взаимодействия с аудиторией;
должна быть предусмотрена возможность модификации порядка изложения, скорости демонстрации и других параметров непосредственно перед или во время занятия;
должны содержаться методические рекомендации для преподавателя (методическая предметная информация: программа, заложенные и реализованные методические идеи, нормативные ссылки, рекомендации по изучению учебной информации; информация и рекомендации о других источниках учебной информации, информация о правилах работы с ресурсом и о разрешении возможных затруднений).
Предъявление учебной информации в ЭОР
экранная эргономика должна соответствовать образовательным задачам и ни в коей мере не подавлять содержательные компоненты ЭОР за счет привлекающих внимание внешних эффектов, не несущих смысловой нагрузки; допускается создание в фоновом режиме высокоэстетичного иллюстративного материала, способствующего созданию окружения, соответствующего учебным задачам;
визуальный дизайн ЭОР должен соответствовать принципам экранной культуры; размещенная на экране графическая или текстовая информация должна нести определенную смысловую нагрузку и не отвлекать пользователя от учебного материала; с другой стороны, представление учебного материала в игровой форме во многих случаях может быть очень полезно;
медиа-составляющие и интерактивные объекты, при их наличии, должны однозначно идентифицироваться пользователем: название, сопроводительный текст и управляющие кнопки должны информировать пользователя о том, что перед ним находится объект, который можно «запустить», и подсказывать, как это можно сделать; иметь регулятор громкости с возможностью полного отключения звука;
инструкции по выполнению заданий необходимо тщательно продумывать на предмет ясности, четкости, лаконичности, однозначности толкования; слишком длинные и излишне подробные инструкции резко снижают мотивацию обучающихся к продолжению работы.
|