Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого





Скачать 280.83 Kb.
НазваниеРассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого
страница1/3
Дата публикации07.03.2015
Размер280.83 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Информатика > Рассказ
  1   2   3

Электронные издания образовательного направления для современного урока


В рамках семинара рассматриваются актуальность использования электронных изданий образовательного направления в учебно-воспитательном процессе, возможности ЭИОН для организации современного урока, критерии анализа и оценки. Представлена методика использования программных продуктов на уроке, рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

Содержание главы предполагает формирование компетенций педагога, обеспечивающих возможность организации учебной деятельности современными средствами информационных и коммуникационных технологий и использования ранее приобретённых представлений и умений в области ИКТ в педагогической практике.

Цели семинара

  1. Ознакомление с возможностями ЭИОН для современного урока.

  2. Формирование навыков выявления дидактических свойств и функций ЭИОН с целью определения тех методических задач, которые могут быть решены с их помощью.

  3. Создание положительной мотивации для использования средств ИКТ в учебном процессе.

Этапы работы:

  1. Основные характеристики электронных изданий образовательного направления.

  2. Методика использования ЭИОН в учебном процессе.

  3. Вопросы для самоконтроля и задания.


Основные характеристики электронных изданий образовательного направления

Актуальность использования ЭИОН


Появившись как счетное устройство, компьютер открыл новые возможности: численное моделирование, компьютерный эксперимент, исследование уравнений, представление данных, анализ информации, и стал равноправным источником добывания информации и построения научных теорий.

В связи с бурным развитием информационных и коммуникационных технологий появляется огромное число электронных изданий образовательного направления (ЭИОН).

ЭИОН – это средство обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе самообразование учеников.

Совершенно очевидно, что с любым текстом гораздо удобнее работать «на бумаге», а не на экране компьютера. Поэтому обычный учебник еще долго сохранится как ведущее средство обучения. Электронные издания должны дополнять или превосходить обычные учебники, что возможно, только если они:

  • обеспечивают практически мгновенную обратную связь между пользователем и содержанием курса;

  • помогают быстро найти необходимую информацию;

  • рассказывают, показывают, создают модели;

  • позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого.

При выборе ЭИОН аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. К основным аргументам можно отнести:

  • возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов (динамические иллюстрации природных экспериментов и явлений, графические зависимости, видеофрагменты, звукозаписи, рукописи и др.);

  • необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений с целью их исследования в интерактивном режиме;

  • создание условий для самостоятельных исследований и размышлений;

  • усвоение алгоритма научного исследования;

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;

  • необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки;

  • выработка презентативных умений и навыков.

Классификация ЭИОН по представлению содержания


Все современные ЭИОН по функциональным возможностям можно разделить на следующие группы: мультимедийные курсы, электронные энциклопедии, тестеры, виртуальные лаборатории, мультимедиа-библиотеки, другие издания в поддержку современного образовательного процесса (Рис. 1).



Рис. 1. Классификация ЭИОН

Группы ЭИОН


Мультимедийные курсы.

Мультимедийные курсы обычно содержат три компонента: теоретическую часть, полностью повторяющую курс учебного предмета; практическую часть (задачи, интерактивные модели) и тренирующий блок. Данная группа электронных изданий отличается от обычных печатных учебников тем, что содержит гипертекст по всему курсу: текстовый материал, интерактивные модели, простейшие анимации, рисунки и звук объединены с помощью перекрестных ссылок во взаимосвязанную систему. Кроме того, тренирующе-тестирующие блоки интегрированы с базой задач, снабженных решениями, а поисковые блоки содержат предметный, именной указатели.

Электронные энциклопедии.

Электронные энциклопедии позволяют оперативно найти необходимую информацию, продемонстрировать короткие видеофрагменты, анимации различных природных процессов, исторических событий и др., фотографии, наглядные схематические рисунки и т.д.

Тестеры (тренажеры).

Тестеры предназначены для закрепления знаний, приобретенных в ходе базовой подготовки, выработки умений и навыков решения учебных задач. Тестеры ориентированы на самостоятельную работу учащихся. Приступая к работе с тестером, ученик регистрируется. Можно использовать программу в различных режимах: знакомство, зачет, экзамен.

Виртуальные лаборатории.

Виртуальные лаборатории представляет собой обучающий комплекс, который позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.

Мультимедиа-библиотеки.

Это электронные издания, включающие в себя:

  • набор мультимедиа-компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области: анимации, видео, модели, картинки, фотографии, рисунки, определения, тесты, формулы, таблицы;

  • простой в использовании редактор, позволяющий учителю формировать наборы необходимых наглядных материалов (анимации, видеофрагменты, модели, картинки, фотографии, рисунки, определения, тесты, формулы, таблицы) и собственные презентации;

  • программу-реализатор (плейер).

Современные электронные библиотеки обладают широкими дидактическими возможностями и характеризуются:

  • интегрируемостью с другими мультимедиа-библиотеками;

  • системностью и структурно-функциональной связностью представления мультимедиа-объектов в рамках программного материала;

  • обеспечением компьютерной визуализации программного материала, интерактивности обучения;

  • методической поддержкой учебного процесса.

Другие электронные издания в поддержку современного образовательного процесса.

К данной группе ЭИОН можно отнести виртуальные мастерские, виртуальные экскурсии, обучающие игры по предмету.

Классификация ЭИОН по методическому назначению


По своему методическому назначению ЭИОН могут выполнять следующие функции: обучающую, контролирующую, информационно-поисковую, демонстрационную. В таблице 1 приведена классификация программных средств по методическому назначению.

Таблица 1. Классификация программных средств по методическому назначению

Тип компьютерных средств

Методическое назначение

Обучающие программные средства

Сообщение свода знаний, формирование умений и навыков учебной и практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы

Программные средства - тренажеры

Отработка умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки

Контролирующие программные средства

Контроль (самоконтроль) уровня овладения учебным материалом

Информационно-поисковые и информационно-справочные программные средства

Выбор и вывод необходимой пользователю информации. Формирование умений и навыков по систематизации информации

Имитационные программные средства

Представление определенного аспекта реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров

Моделирующие программные средства

Моделирование определенной реальности; создание модели объекта, явления, процесса или ситуации с целью их изучения, исследования

Демонстрационные программные средства

Обеспечение наглядного представления учебного материала, визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами

Учебно-игровые программные средства

«Проигрывание» учебных ситуаций

Досуговые программные средства

Организация деятельности учащихся во внеклассной, внешкольной работе с целью развития внимания, реакции, памяти и т.д.



В разделе использованы материалы:

Н.Н Гомулина. Новые образовательные издания по физике и астрономии//Школа с компьютером и без. Сборник статей. – М.: Некоммерческое артнерство «Современные технологии в образовании и культуре», 2006.

Основные компоненты ЭИОН


Для обеспечения продуктивного образования ЭИОН должны включать виды деятельности, адекватные изучаемой науке. ЭИОН могут включать в себя следующие основные компоненты:

  • Информативная. Данная компонента представлена вербальным, символическим изложением, а также графическими иллюстрациями.

  • Репродуктивная. Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

  • Творческая. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста, парадоксов.

  • Эмоционально-ценностная. Представленная компонента отражает мировоззренческую, эстетическую и другие направленности, обращенные к жизненным проблемам и личному опыту учеников.

  • Деятельностная. Эта компонента реализуется с помощью заданий, ориентированных на становление профильных видов деятельности, алгоритмических предписаний, возможностей гиперссылок.

  • Интерактивная. Указанная компонента предполагает наличие элементов быстрой обратной связи по отношению к действиям пользователя: всплывающие подсказки, помощь, самопроверка заданий, возможность создания и сохранения пользователем в электронном виде собственных текстов и графики.

ЭИОН выполняются в электронном (цифровом) формате, допускающем гиперссылки, графику, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Включение в обучающие программы элементов анимации и компьютерных игр усиливает их интерактивность и привлекательность. В то же время основной формой ЭИОН является текст, точнее гипертекст. Гипертекст позволяет организовывать деятельность учащихся по различным траекториям, переходя к требуемому элементу сразу через гиперссылку.

Критерии анализа и оценки ЭИОН


При рекомендации учащимся электронных учебных материалов необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими критериями. А.В. Хуторской предлагает следующие критерии анализа и оценки ЭИОН.

  1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационно-деятельностной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу.

  2. Соответствие материала ЭИОН стандартам соответствующей образовательной области. Возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения.

  3. Удовлетворение санитарно-гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления и другие здоровьесберегающие факторы.

  4. Учет возрастных особенностей учащихся, их познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки.

  5. Интерактивность, личностная ориентация материала и структуры его организации. Возможность индивидуальной траектории изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности, способам восприятия.

  6. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, способствующих развитию критического мышления.

  7. Эмоциональная форма подачи учебного материала, взаимосвязанный поток информации, подаваемый порциями.

  8. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconОбщеобразовательных учреждений
Енационных билетов разработаны для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение. Они позволяют проводить...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconОсобенности атаки игроков в мини-футболе
Такие, которые позволяют в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты матча применять наиболее целесообразные средства,...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconСвидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ
Программа предназначена для обнаружения факта въезда автомобиля в контролируемую зону, регистрации и сохранения изображения обнаруженного...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики»
Икт позволяют индивидуализировать деятельность учащихся, создают возможности для дифференцированного подхода, а также предпосылки...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconПрограмма рассчитана на обучение детей 4 класса информатике. Программа...
Введение информатики в школьный курс обусловлено тем, что учащиеся должны уметь проводить анализ действительности для построения...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconРазработка универсального теста производительности для облачных вычислений
Как показывают исследования, их использование может дать преимущество при выполнении конкретного сценария клиента. Однако тесты производительности...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconКритерии эффективности современного урока
Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пока два ученика рисуют на доске схему рефлекса кашля, которую они приготовили дома, вспоминаем механизм рефлекса. Гена с Димой показывают...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого icon«Модели компьютерного обеспечения иос. Использование цифрового интерактивного...
Постепенное оснащение школы средствами икт определо педагогические модели применения информационных и коммуникационных технологий...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconПрограмма элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека»
Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconМатериально-техническая база
Также школа имеет открытую спортивную площадку для игры в футбол, баскетбол и волейбол. Ноутбуки с мультимедийными проекторами как...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconМуниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №92
Познавательные: использовать знаково-символические средства и модели для решения задач, строить высказывания в устной и письменной...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconРабочая учебная программа по дисциплине английский язык Базовый английский....
Обучение английскому языку предполагает также учет потребностей, интересов и личностных особенностей обучаемого
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconОсобенности туроператорской деятельности
Используя необходимые экономические ресурсы, они создают услуги, которые выносят на рынок для продажи. Каждый производитель определяет...
Рассказывают, показывают, создают модели; позволяют проводить обучение в темпе, наиболее подходящем для конкретного обучаемого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск