«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики»





Скачать 363.53 Kb.
Название«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики»
страница1/3
Дата публикации26.03.2015
Размер363.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
  1   2   3
Государственное образовательное учреждение

«Академия последипломного образования»

РЕФЕРАТ

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики»

(описание опыта работы)

слушателя курсов «Актуальные проблемы преподавания физики»

Группа №2 кафедральный инвариант
Кузьминой Светланы Алексеевны

учителя физики

МОУ г.о. Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Руководитель

______________________________

____________________________-

__________________________________

Москва

2010


Содержание:

I Введение

1.Информационная карта

2.Обоснование актуальности и перспективности опыта

3.Теоретическая интерпретация опыта

4.Цель работы

5. Новизна опыта

6. Технология опыта

7. Результативность, условия и возможности применения данного опыта

8. Приложение №1

Проект урока физики по теме

«Закон Всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах» с использованием ИКТ
9. Приложение 2.

Проект обучающегося по теме «Радио и его создатель»

10 Список использованной литературы


Введение:

Использование ИКТ в физике направлено на поиск новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности ученика, так как ИКТ позволяют индивидуализировать деятельность учащихся, создают возможности для дифференцированного подхода, а также предпосылки и условия для деятельностного обучения.
1.Информационная карта

Автор опыта : Кузьмина Светлана Алексеевна, учитель физики и астрономии

Адрес опыта: Муниципальное общеобразовательное учреждение г.о. Балашиха

« Средняя общеобразовательная школа №4»

Тема опыта: «Информационные компьютерные технологии в процессе обучения физики»

2.Условия возникновения, становления опыта:

муниципальное общеобразовательное учреждение

3.Обоснование актуальности и перспективности опыта:

В настоящее время широкое распространение получают компьютерные технологии обучения в различных предметных областях, начиная с тестовых программ до моделирования процессов и явлений. Наиболее перспективным в этом направлении являются естественные науки, в которых существуют развитые математические модели явлений и процессов. К таким наукам, в первую очередь, относится физика.

Актуальность применения ИТ в преподавании физики обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития остро стоит вопрос не только о повышении уровня компьютерной грамотности школьных учителей, но и о развитии в процессе обучения творческих способностей учащихся с помощью применения различных компьютерных программ. Вопрос создания методик использования новых компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения имеет множество ниш, требующих заполнения.

Компьютерные технологии, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натурный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают по данным опросов учителей и детей более высокую оценку усвоения материала учащимися.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при применении новых информационных технологий может выступать в двух аспектах: 1) в присвоении учащимся готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных и экономичных умственных и практических действий для того, чтобы на основе их включиться в решение творческих задач; 2) в создании чего-то своего, индивидуального, того, что в обучении выражается в самостоятельном решении учеником теоретических и практических задач.

4.Теоретическая интерпретация опыта:

Для применения информационных технологий в процессе обучения преподаватель, планирующий внедрение компьютеров на своих уроках должен иметь достаточную теоретическую и методическую подготовку. Мною изучена литература Гомулиной Н.Н, Стародубцева В.А., Чернова И.П. по методам использования информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом образовании.

Компетенции выпускника

Инструментальные: способность к анализу; к синтезу, к организации и планированию; базовые знания в различных областях; подготовка по основам профессиональных знаний; письменная и устная коммуникация: элементарные знания работы с компьютером; навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); решение проблем, принятие решений.

Межличностные: способность к критике и самокритике; умение работать в команде; навыки межличностных отношений; принятие различий и мультикультурности.

Системные: способность применять знания на практике, учиться, адаптироваться к новым ситуациям, порождать новые идеи (креативность); навыки лидерства; исследовательские навыки; понимание обычаев и культур других стран; способность работать самостоятельно; разработка и управление проектами; инициативность и предпринимательский дух; забота о качестве, стремление к успеху.

Развитие названных качеств зависит от уровня информационной культуры выпускника.

Информационная культура-умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Компьютер все чаще используется в управлении учебно-воспитательным процессом. Интернет и мультимедиа открывают перед человеком совершенно новые возможности и перспективы. Однако, чтобы уметь ими пользоваться, молодежь должна с ранних лет научиться сознательному и творческому обхождению с мультимедиа.

Используя в организации учебно-воспитательного процесса новые информационные технологии, учитель повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, способствует включению учащихся в научно-исследовательскую деятельность, что, в конечном счете, влияет на углубление знаний по всем предметам.

В наше время использование компьютерных технологий на уроках физики стало доступным для всех. Современные мультимедийные компьютерные программы, цифровые лаборатории «Архимед», относящиеся к новому поколению естественнонаучных лабораторий, возможности Интернет-ресурсов открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективности развития познавательной самостоятельности, а также для творческого роста школьников.

Компьютерные технологии играют значительную роль, особенно в преподавании детям таких тем, в которых лабораторные работы не показывают в полной мере физические процессы, как например: «Строение вещества», «Строение атома» и т.д. В таких случаях компьютерные модели дают наиболее полное представление учащимся по изучению данной темы.

Компьютерные модели также дают возможность в широких пределах изменять условия физических экспериментов (массы, скорости, ускорения, жесткости пружин, температуры, характера протекающих процессов и т. д.).

Именно поэтому для развития творческих способностей учащихся в наступившем веке не обойтись без компьютерной поддержки. Использование компьютерных технологий на уроках физики выбрано мною, как одно из основных направлений для проведения творческих уроков, а также для проведения учебных исследований во внеурочное время. С этой целью используется не только вышеперечисленное учебное оборудование, но и такие программные продукты как «Открытая физика», «Открытая астрономия», «Живая физика», «Физикон» и т.д.

Цель работы:

- выявление дидактических условий формирования информационной культуры учащихся и практическая реализация ИКТ в изучении физики;

– формирование в процессе обучения надпредметных качеств личности, таких как: умение находить нужную информацию, прогнозировать, систематизировать, анализировать, критически оценивать и обобщать её, используя информационные технологии;

- формирование интеллектуальных умений обучающихся, находящихся в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время, что в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника;

- подготовка молодого человека к жизни в постоянно меняющемся мире, дав ему не только базовые знания, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и сформировать в нем совершенно новые качества - умение анализировать информацию, уметь защищаться от возможных негативных воздействий информационный среды. Все эти задачи можно объединить в единую цель - формирование информационной компетенции.

ИКТ-компетентность – наличие компьютерной грамотности, знакомство с основными образовательными ресурсами в своей предметной области, умение пользоваться и вести разработку собственных информационных образовательных ресурсов, владение методикой применения ИКТ в различных сферах жизни.

Работа по теме позволила:

1)     усилить познавательный интерес школьников к предмету (компьютерные презентации, компьютерное моделирование, анимация физических процессов и т.д.)

2)     способствовать навыку самостоятельного поиска необходимой информации в Интернете и других источниках и её критического отбора;

3)     реализовать индивидуально-личностный подход на основе работы с программами, выбора режима самоконтроля;

4)     формировать целостное естественнонаучное мировоззрение учащихся;

5)     показать, как практически используются компьютерные технологии в физической науке.

Использование компьютера на уроках физики позволяет решить проблему, связанную с нехваткой демонстрационного оборудования.

Учащиеся во время работы совершенствуют:

- умения понимать информацию, представленную разного рода текстами (повествовательными, инструктивными, вопросительными) на обычных или научных языках.

- умения выражать информацию о различных объектах с помощью текстов так, чтобы это было понятно определенному адресату (например, другому адресату или ЭВМ).

- умения для достижения поставленной цели организовать и планировать действия как отдельных лиц (в частности, свои действия), так и целых систем (человеческих коллективов).

- представления об устройстве и принципах работы ЭВМ.

- представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации.

5. Новизна опыта

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Участие школьников в проектной исследовательской деятельности способствует формированию у них ключевых компетенций. Самым важным считаю то, что изменилась цель проектной деятельности. Сейчас цель любого проекта: формировать социальные компетенции учащихся средствами предмета физики и эффективного использования ресурсов Интернета и возможностей ИТ. Такая формулировка цели отражает социальную направленность деятельности учеников.

Средства компьютерных телекоммуникаций позволяют обеспечить учебный процесс:

  •  поурочными учебными и учебно-методическими материалами;

  •  обратной связью между учителем и учеником;

  • доступом к отечественным и зарубежным информационным справочным системам;

  • доступом к электронным библиотекам;

  • доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных газет и журналов;

  • обмен управленческой информацией внутри системы обучения.

Я считаю, что успешность исследовательской деятельности прямо пропорциональна педагогическим условиям, которые способствуют формированию творческого мышления. Реализуя основные идеи личностно-ориентированного обучения, на всех этапах урока создаются необходимые психолого-педагогические условия, способствующие успешной деятельности обучающихся.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

  • развитию новых педагогических методов и приемов;

  • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;

  • структурным изменениям в педагогической системе.

Использование ИКТ на уроке:

  • повышает мотивацию учащихся к изучению физики;

  • формирует основы научного мировоззрения

Учащиеся формируют представление об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира. Отмечу, что в школьном образовании выделяются две группы учебных дисциплин, которые изучают два основных аспекта организации окружающего мира:

- вещественно-энергетический;

- информационный.

В случае вещественно-энергетического аспекта таким системообразующим предметом является физика, в случае информационного аспекта – информатика.

  • Формирует общенаучные и общекультурные навыки работы с информацией

Использование ИКТ вносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при работе с компьютером, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. Я имею в виду: умение грамотно пользоваться источником информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать учебный процесс.

  • Подготавливает школьников к последующей профессиональной деятельности

В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира, начался постепенный переход к, так называемому «информационному» обществу. Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и, особенно, прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяет сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий.

  • Позволяет овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования

В сегодняшних условиях особенно актуальна задача подготовки школьников к последующим этапам образования.

Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли индивидуализации обучения, реализация индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий. Непрерывное образование предполагает увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в общей системе образования человека. В условиях развития самообразования неизбежно возрастает роль средств обучения в технологиях обучения, особое значение приобретают средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения.

6. Технология опыта

Для сегодняшних молодых людей, компьютер и все, что с ним связано, все больше становится естественным жизненным фоном. Поэтому вполне понятно, что преподаватель, использующий в процессе обучения компьютер, воспринимается учениками как более близкий, более современный человек. Что, в свою очередь, также сказывается на скорости установления межличностных отношений, а значит — и на эффективности обучения. Применение ИКТ в процессе обучения физики делает изучение предмета более интересным. Учащимся открываются новые возможности, повышается мотивация. Информационные технологии применяются на различных этапах образовательного процесса и в  разных направлениях   – использования в работе готовых решений и разработка собственных, поиск информации в Интернете и организация самостоятельных проектов.

К методике использованию ИКТ, изучению и анализу существующего опыта подходила серьезно.

1.На начальном этапе важно минимизировать временные и моральные затраты учителя. Поэтому первоначально использовала ИКТ на групповых занятиях с небольшой группой заинтересованных и относительно хорошо подготовленных учащихся. Используемый программный продукт должен обеспечивать активную и в основном автономную работу школьников. «В основном автономную» – потому, что диалоги учитель-ученик должны иметь место. Активность работы необходима, чтобы ученик не потерял интереса и с удовольствием пришел на такие занятия в следующий раз.

Поэтому оптимальный тип электронного учебного пособия для начала работы с ИКТ – манипуляционные обучающие сценарии (ОС), которые содержат иллюстрации, несложный модельный эксперимент, а также экспертную систему, предназначенную для контроля хода обучения и его корректировки (выдачи подсказок, выбора следующих заданий).

2.Вторым стал этап использования компьютера для сопровождения изложения нового материала. Ответственности здесь больше, это уже «штатные» уроки и учитель выступает «соло». Но, с другой стороны, это легче, чем организовать индивидуальную работу целого класса. Целесообразно использование библиотеки электронных наглядных пособий, предназначенные именно для сопровождения изложения нового материала. Они содержат справочные таблицы и формулы, иллюстрации и фотографии, анимации, видео и интерактивные модели. Последние при изложении нового материала играют такую же роль как традиционный демонстрационный эксперимент. Считаю, что нельзя заменять физический эксперимент, но дополнять его модельным полезно и желательно, поскольку тот и другой обладают своими преимуществами и недостатками с точки зрения наглядности, достоверности, управляемости и т.д.

3.Третий этап – выходы в компьютерный класс на занятия, посвященные закреплению разобранного на традиционных уроках материалу: тренажу навыков, решению задач, а также, возможно, контролю знаний. Основным типом пособий здесь, по-видимому, должны быть снова обучающие сценарии, интерактивные тренажеры и задачники. Отмечу, что компьютерные контрольные работы и тесты нежелательно проводить прежде, чем учащимся будет предоставлен опыт более свободной, чем режим контроля, работы с компьютерами на занятиях физики: стрессовая ситуация может повлиять на объективность оценки знаний, исказить картину. Изучение новой темы при индивидуальной работе учащихся за компьютером также возможно на третьем этапе. Но отношение к этому должно быть осторожным, поскольку перечень обучающих сценариев, способных адекватно обеспечить занятия такого рода, пока удручающе короток.

4.Четвертый этап связан с использованием интерактивных моделей при индивидуальной работе учащихся в компьютерном классе. Начинать использование моделей можно, внедряя их в традиционный лабораторный практикум. Особенно удобно это, если эксперимент проводится не фронтально, а в цикле. Сначала достаточно подготовить методическое сопровождение всего одной модели, обкатать ее на нескольких группах учащихся, сделать выводы о степени успешности методики, откорректировать ее, а затем расширять компьютерную компоненту. На уроке создаю новые возможности передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности ученика, так как ИКТ позволяют индивидуализировать деятельность учащихся, создают возможности для дифференцированного подхода, а также предпосылки и условия для деятельностного обучения.

Применение электронных учебных пособий в образовательном процессе школы позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться подробно с интересующими или трудными темами, недостаточно освещенными в учебниках на бумаге. Мультимедийно оформленный учебный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теорию. При использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность.

На своих уроках я использую готовые программные продукты по физике. Одной из форм работы в рамках новых информационных технологий является работа с электронными учебными пособиями для использования на уроках компьютерных моделей физических экспериментов. В нашей школе используется электронное издание «Физика, 7-11 классы». Модели применяются для объяснения нового материала, для домашней работы, решения экспериментальных задач, для проведения виртуальных лабораторных работ. Для разработок виртуальных работ используется программа «Открытая физика-2.5». Работы, которые предлагаются учащимся, по своей структуре близки к традиционным школьным лабораторным работам: выполнение эксперимента (с помощью модели), теоретический расчет, построение графиков, оценка погрешностей, вывод о совпадении с физической теорией. Виртуальные лабораторные работы имеют целый ряд преимуществ: существует возможность непосредственно наблюдать, исследовать, экспериментально проверять правильность теоретических предположений, что значительно увеличивает эффективность урока. Можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен (например, если процесс долговременный или требующий специальных установок).

Результаты измерений получаются «идеальными», и их подстановка в теоретические законы позволяет получать точные закономерности.

Компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН», позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся, такие, как:

        Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой;

        Урок-исследование;

        Урок - компьютерная лабораторная работа.

В процессе работы с мультимедийными курсами ООО «ФИЗИКОН» используются следующие виды заданий к компьютерным моделям на уроках:

1.     Ознакомительное задание;

2.     Компьютерные эксперименты;

3.     Экспериментальные задачи;

4.     Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;

5.     Неоднозначные задачи;

6.     Задачи с недостающими данными;

7.     Творческие задания;

8.     Исследовательские задания;

9.     Проблемные задания;

10. Качественные задачи.

Из Интернет- ресурсов используем сайт «1 Сентября» «Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся». Создаем с ребятами свои исследовательские проекты.

В планах – проведение Интернет - уроки в компьютерном классе.

Можно выделить несколько аспектов использования мною компьютера на уроках физики:

        демонстрации и иллюстрации текстов, формул, фотографий при изучении нового материала, то есть как наглядное пособие;

        демонстрации анимационных экспериментов;

        иллюстрации методики решения задач;

        проведения компьютерных лабораторных работ;

        контроля уровня знаний учащихся;

        организации проектной и исследовательской деятельности учащихся;

        текущего контроля знаний.

        с помощью компьютера учитель может набрать и распечатать контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы;

        физика – это тот предмет, где наглядность играет важную роль в становлении научного мировоззрения учеников, формировании в их сознании единой картины мира; компьютер может заменить целый набор ТСО, превосходя их по качеству, дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например, явления микромира или быстро протекающие процессы;

        сейчас выпускаются специальные учебные программы по физике, предназначенные для тестирования знаний учащихся, программы – тренажеры, программы, предоставляющие возможность продемонстрировать различные модели; но программные продукты по физике не всегда полностью вписываются в конкретный урок, поэтому могут быть использованы как элемент урока.

Еще одно направление использования мною компьютера – это создание презентаций к своим урокам. Создавая презентацию, выношу на экран компьютера основные физические понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты физических явлений и демонстраций, необходимых для восприятия темы урока. В презентацию включаю вопросы и задания на повторение и закрепление учебного материала, способствующие осуществлению быстрого контроля за уровнем усвоения учебного материала. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Кроме того, я привлекаю учащихся к созданию презентаций. Создавая презентацию по заданной теме, ученики подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления, защищают свои работы перед одноклассниками. В результате растет интерес к физике, ребята учатся работать в группе, развиваются ораторские способности, навыки работы с дополнительной литературой. Все, что создают ученики, я могу использовать на своих уроках. Обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проектов, презентации. При представлении результатов исследовании учащиеся пользовались такими программными продуктами как MS Word и MS Power Point.

Были созданы обучающие слайд - фильмы по разным темам школьной программы по физике, например: урок отработки первичных понятий «Давление твердых тел», обобщающий урок  «Атмосфера. Атмосферное давление» - 7 класс, урок отработки первоначальных умений и навыков «Строение атома» – 8, 10 класс, «Реактивное движение», «Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах» (Приложение №1), «Колебательные движения» - 9 класс, «Деформация твердых тел» 10 класс, «Ядерные реакции» - 11 класс, урок- лекция «Шкала  электромагнитных волн» -11 класс и другие.

Таким образом, использование компьютера на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, более прочному усвоению учебного материала, повышению активности учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового материала не только слух, но и зрение ребенка.

В нашей школе введено предпрофильное и профильное обучение. Проектная работа, которая ведётся на элективных курсах по физике, позволяет эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, находящихся в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника. Полученные знания позволяют построить по логическому плану ход исследования и создать электронную презентацию работы. В ней ребята создают и используют графики, таблицы, фотографии, слайды, реже видеоролики. Умение создавать и использовать электронные презентации позволяют ученику развивать умение выделять главное, расставлять акценты в своей работе на главных моментах. Эта работа осуществляется благодаря взаимосвязи с уроками информатики. Например, в 9 классе при изучении элективного курса «Загадочный мир света» ребятам даются задания по изучению свойств света, рассматриваются природные световые явления, проводятся эксперименты по оптическим явлениям, анализируются литературные произведения и работы художников, в которых описаны или отражены законы оптики. А затем создаются электронные презентации с помощью учителя, где приветствуется использование анимации, звукового оформления. Школьники используют в работе поиск информации в Интернете. Так, учащимися были созданы работы «Окружающий мир глазами человека и животных», «Электрические явления в природе», «Световые явления, источники света», «Отражение оптических явлений и закономерностей в литературных произведениях и живописи», « Радио и его изобретатель» (Приложение №1). Защита работ учащихся происходит на занятии, завершающем данный элективный курс.

На элективном курсе «Подготовка к ЕГЭ по физике» в 11 классе также использую компьютерные технологии, что кроме обобщающего повторения обеспечивает:

  • углубление и расширение знаний учащихся при решении и анализе задач, изучения содержания электронного учебника;

  • использование активных форм организации учебных занятий;

  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов на базе разделов «Тренировка», «Подготовка» и «Экзамен»;

  • интерактивное знакомство учащихся с нормативными документами, спецификой обобщающего повторения, особенностями выполнения заданий;

  • автоматизацию процесса подготовки и тестирования по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют внеурочные мероприятия по физике. Традиционными  в школе являются предметные недели, где в творческую работу включены учащиеся всех возрастных групп. Так были проведены конкурсы рисунков «Физика в картинках», бюллетеней «Физика в нашей жизни», где учащиеся выполняли творческие работы в программах Paint и в Microsoft Office Publisher. Кроме того, учащиеся создают зачетные тематические бюллетени по изученным материалам.

Таким образом, применение  информационно-коммуникационной  технологии на уроках физики и во внеурочной деятельности позволяет:

-учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- развивать творческие и исследовательские способности;

- воспитывать  интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- обеспечивать  качественное усвоение программного материала;

- обеспечивать повышение качества знаний учащихся при обучении физики

Мониторинг качества образования по физике в школе  позволяет прийти к выводу, что применение на уроках современных технологий наряду с традиционными технологиями проведения уроков  способствует повышению качества знаний учащихся.

Таблица 1.

Учебный год

Классы

(2 ступень)

Количество учащихся

Качество знаний, %

Классы

(3ступень)

Количество учащихся

Качество знаний, %

2008-2009

7-9 классы

37

60%

10-11 классы

19

52%

2009-2010

7-9 классы

31

55%

10-11 классы

14

63%

2010-2011
 (1 полугодие)

7-9 классы

23

70%

10-11 классы

14

55%

В настоящее время большая часть учащихся (59%) используют персональный компьютер для подготовки к урокам физики. За последний год увеличилось число семей, имеющих ПК, что свидетельствует об интересе и практической значимости компьютерных технологий.

Применение  ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности можно рассматривать, как совместную   творческую  работу учителя и обучающихся, которая позволяет:

- формировать положительную мотивацию к процессу учения и воспитания детей;

- выбирать оптимальные формы учебной работы;

- рационально использовать время на уроке;

- организовать учебно-познавательную деятельность детей;

-формировать навыки  самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся;

- развивать  у детей чувство прекрасного.
7. Результативность, условия и возможности применения данного опыта

Внедрение современных информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий на уроках физики позволило:

  • по- новому подходить к обучению;

  • способствует быстрому и качественному усвоению физических знаний, умений и навыков школьника, независимо от его интеллектуального, возрастного уровня. Тем самым достигается индивидуальный подход к обучаемому, что помогает спокойному, размеренному изучению предмета, поскольку ученик может сам регулировать темп обучения;

  • повысить мотивацию к изучению предмета на 20-30%;

  • увеличить долю самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся;

  • развивать навыки исследовательской деятельности и умений создания проектов;

  • «достигнуть большинству учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни» (цитата из технического задания на одну из разработок).

Мои ученики умеют:

Самостоятельно добывать информацию в Интернете;

Создавать презентации, буклеты;

Пользоваться электронной почтой;

Подготовить в электронном виде и выпустить в печатном виде школьную газету;

Использовать современные технические средства (цифровой фотоаппарат, видеокамера, принтеры, сканеры и др.)

Приложение №1


Проект урока физики по теме

«Закон Всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах» с использованием ИКТ

Учитель: Кузьмина С.А.


Пояснительная записка

Урок для учащихся 9 класса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconТема: Использование информационно-коммуникативных технологий
Тема: Использование информационно-коммуникативных технологий икт в образовательном и воспитательном процессе
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconИспользование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При правильном сочетании информационных технологий...
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconИспользование информационно- коммуникативных технологий на уроках обществознания
Й от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер...
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconКритерий «Использование информационно-коммуникативных технологий и дистанционного обучения»

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconПрименение информационных технологий на уроках английского языка...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconМетодические рекомендации по практическому использованию г. Устюжна
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconПрограмма развития
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникативных
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconИспользование икт в учебно-воспитательном процессе
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconСоискатель кафедры педагогики
В наше время использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой...
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики» iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск