Инструкция для пользователя Список литературы Введение





Скачать 318.6 Kb.
НазваниеИнструкция для пользователя Список литературы Введение
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер318.6 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Информатика > Учебник
  1   2   3






Содержание
Введение

  1. Краткая характеристика электронных средств обучения

  2. Этапы разработки электронных учебников (пособий). Предметное содержание

  3. Принципы разработки электронного средства обучения на базе электронной оболочки

  4. Структура электронного учебника (пособия)

    • Титульный лист

    • Аннотация

    • Введение

    • Информационный блок (содержание стандарта)

    • Обучающий блок

    • Блок контроля знаний и умений

    • Глоссарий

    • Инструкция для пользователя

    • Список литературы


Введение
Проблемы разработки и использования электронных средств обучения актуальны на протяжении всего периода внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Возможности обычных средств ограничены. Традиционный учебник вмещает в себя небольшое количество учебных материалов и инструкций для самостоятельных работ студентов. Он не включает материал для углубленного изучения дисциплины, так как это нарушает логическую и дидактическую стройность содержания.

Преимущества электронных средств обучения в том, что они позволяют обучаться не только «здесь и сейчас», но и дистанционно, а также, технология обновления научной и учебной информации в электронных средствах обучения, по сравнению с печатными изданиями, выигрывает в финансовом плане. Электронные средства обучения обладают интерактивностью, при этом студент становится субъектом образовательного процесса.

В настоящее время существует несколько разновидностей электронных обучающих средств: энциклопедии, справочники, учебники, пособия, компьютерные игры, тренажеры, экспертные электронные средства, инструментальные среды.

Разработка электронных средств обучения производится в команде с программистами. Возможна их разработка на основе уже имеющейся электронной оболочки, которая приобретается у производителей. Процесс разработки и ввода в эксплуатацию ЭСО сложный и довольно длительный, даже при наличии готовой электронной оболочки. Т.е. даже тогда, когда решена самая сложная проблема – программное обеспечение.

Чтобы разработать обучающее средство на основе электронной оболочки необходимо вооружиться знаниями: типы электронных средств обучения; этапы разработки ЭСО; структура и содержание электронного обучающего средства; теория мультисенсорного обучения; теория и методика создания тестовых заданий. Иметь навыки работы на ПК на уровне продвинутого пользователя: владеть текстовыми редакторами, программами обработки цифрового видео, фотошопом, Corel drow, Paint, или другими программами обработки графики, видео и звука.

Цель данных методических рекомендаций - это помощь педагогам, работающим в области создания электронных пособий на базе инструментальной среды СМ - тест.

В руководстве, на основе опыта использования инструментальной среды даны советы по разработке содержания тестовых заданий для среднего медицинского образования; рассматриваются типичные ошибки, характерные для начинающих пользователей программы.

С учетом новшества введенного в программу – блок создания электронного учебника (пособия) даны рекомендации по актуальным вопросам этого раздела.

Материалы, регламентирующие деятельность по созданию электронных средств обучения : Закон РФ "Об авторском и смежных правах" ; Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"; ГОСТ 7.60–90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).; Приказ Минобразования РФ N1646 от 19.06.98 о создании Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям


  1. Краткая характеристика электронных средств обучения


Электронная энциклопедия, электронный справочник – средства обучения информационного типа, могут быть разработаны, также как учебники и пособия на основе мультимедиа, но они не предусматривают обратной интерактивной связи, перевода информации на уровень знаний и умений, а также не включают их контроля.

Электронный учебник – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел на уровне знаний, умений.

Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную (связанную с движением предметов) и эмоциональную память.

Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих:1 - презентационная часть, в которой излагается основная информация по курсу; 2 – обучающая часть в виде упражнений (других обучающих форм), с помощью которых информация переходит в разряд знаний; 3 – контролирующая часть (тесты, видеозадачи, программ опросы и др.). Контролирующая часть позволяет проводить объективную оценку освоения студентом дисциплинарного курса. ЭУ – это средство обучения, содержание, которого основывается на классике дисциплины и соответствует образовательному стандарту. Учебник должен быть утвержден образовательным департаментом, т.е. иметь гриф Минобразования и сертифицирован согласно стандарту качества.

Электронное пособие (ЭП) – это электронное издание частично (полностью) заменяющее или дополняющее учебник. ЭП в отличие от учебника кроме трех обязательных частей, присутствующих в учебнике: классического предметного содержания, упражнений для закрепления материала и контроля знаний, предполагает наличие определенной методики, разрабатываемой в рамках педагогического подхода: проблемного, проектного, контекстного, эвристического и др. подходов. Для эксплуатации ЭП достаточно провести экспертизу на уровне учебного заведения. Экспертиза проводится при наличии внешней рецензии, данной данную работодателем или главным специалистом региона. После проведения экспертизы Э.П. утверждается на методическом (ученом) совете образовательного учреждения.

Электронная инструментальная среда (программа) электронное средство обучения, которое позволяет моделировать сложные технологические процессы, создавать проекты, чертежи, расчеты за счет использования трехмерной графики, анимации и других свойств компьютера («Autokad»), «Хирургия глаза», позволяет моделировать процесс производства оперативных вмешательств на глазах.

Электронная образовательная среда учебного заведения понятие более широкое должна включать различные электронные образовательные средства: курсы мультимедиа лекций, курсы семинарских занятий и комбинированных уроков, электронные учебники,

Электронная библиотека курса может включать электронную образовательную среду учебного заведения и образовательные ресурсы Интернета.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

  1. Этапы разработки средств обучения на основе электронной оболочки. Содержание электронного средства обучения (ЭСО)

При разработке любого ЭСО выделяют два этапа: 1 - подготовительный, 2 - сборка ЭСО.

Подготовительный этап включает: выбор источников для отбора содержания, разработка оглавления, переработку текстов в модули по разделам и создание Help (помощи), реализацию гипертекста в электронной форме, выбор, создание и обработка материала для мультимедийного воплощения (видеосюжеты, звуковое сопровождение, графические изображения)

Содержание дисциплины должно соответствовать стандарту специальности и уровню получаемого образования. Для среднего медицинского образования основными специальностями являются «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая» и некоторые другие специальности. Уровень среднего медицинского образования может быть основной базовый, повышенный, дополнительное образование: курсы по повышению квалификации, курсы по переподготовке. В настоящее время актуальны стандарты третьего поколения, ориентированные на компетенции. Поэтому желательно содержание разрабатывать в компетентностном формате. Должно быть выделено содержание, в которое вводится введение, основная часть состоит из разделов, глав, тем. Во введении обосновывается актуальность данного электронного издания. Издание аннотируется, указывается аудитория на которую рассчитано данное электронное обучающее средство.

Пример разбивки содержания на разделы: основная часть, инвариативная – обязательное содержание дисциплины по стандарту; дополнительная часть – вариативная, служит для углубленного изучения материала, расширения кругозора, повышения мотивации. В пособии отдельно выделяется глоссарий, список литературы и Интернет источников.

Сборка Учебника (пособия) – это заключительный этап производится тогда, когда разработаны все три блока: информационный, обучающий, контролирующий. При сборке пособия оно дополняется инструкциями по эксплуатации.

Сборка нового учебника в СТ М-Тест

Перед тем как приступить к формированию электронного учебника следует отметить, что в среде СТ М-Тест по способу хранения информации можно подготовить два вида учебника, в зависимости от задач, стоящих перед разработчиком (преподавателем):

1. "Автономный" - учебник, который после редактирования, сохранен в виде исполняемого файла с расширением "exe". В один файл будут сохранены страницы учебника, структура, изображения, объекты, стили и т.д. На практике это означает следующее - учебник можно копировать на любые магнитные носители информации для самостоятельного ознакомления с его содержимым;

2. "Корпоративный"- учебник, который можно разместить на тест-сервере, для работы с ним внутри локальной сети образовательного учреждения.

Также по способу взаимодействия с пользователем учебник М-Тест может быть двух типов:

1. "Стандартный" - учебник, который содержит только образовательный материал;

2. "Расширенный" - учебник, который имеет тесную взаимосвязь с тестовыми заданиями и позволяет после изучения учебного материала проверить уровень знаний через автономный модуль"тестирование".

Рассмотрим порядок формирования учебника в М-Тест редакторе.

Для создания нового учебника выберите в основном меню раздел «Учебник» - «Новый учебник».

Система предложит вам заполнить параметры учебника, по которым будет выполняться его дальнейшая идентификация. Все эти поля не обязательны для заполнения, за исключением поля с названием учебника.

Внимание! Поля «Пароль» и «Подтверждение пароля» позволят вам исключить ситуацию редактирования учебника случайным пользователем.

Параметр "Защита от копирования" блокирует возможность копирования информации из учебника через буфер обмена Windows. Действует только в случае сохранения учебника в виде исполняемого файла.

Параметр "Изменить вид панели управления" позволяет изменить вид интерфейса для учебника, сохраненного в виде исполняемого файла. Поддерживаются три цветовых гаммы панели управления.

Нажав кнопку вам будет предложено ввести наименование нового раздела в закладке «Параметры» или прямо в структуре в левой части экрана. Пользователь может предварительно сформировать структуру учебника, а уже потом заняться их наполнением.

Кнопкасоздает новую страницу в том разделе, на котором вы стоите курсором

Внимание! Не следует задавать разделам и страницам слишком длинные имена, так как это может отразиться на навигации по готовому учебнику.

Для перемещения страниц относительно друг друга можно использовать кнопки . Данные кнопки также обеспечивают перемещение разделов вместе со вложенными в них страницами.

При работе со страницей пользователю становиться доступным три закладки:

1. «Параметры», где можно изменять наименование страницы.

2. «Редактор», где разработчик используя панель редактирования и дополнительные кнопки (добавить изображение, OLE-объект, таблицу, ссылку и т.д. ) может сформировать страницу.

3. «Просмотр», где разработчик может посмотреть, как страница будет выглядеть в уже готовом учебнике.


  1. Принципы разработки электронного пособия


При разработке структуры и содержания ЭСО необходимо ориентироваться на следующие принципы и технологические особенности:

  1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программированного, проектного, эвристического, компетентностного и других подходов. Системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятия, так и комбинированные уроки (практики, для гуманитарных и общеспециальных дисциплин). Т. е. пособие должно охватить дисциплинарную систему.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconУчебно-методическое пособие для студентов гуманитарных направлений Саранск 2012 содержание
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconВведение 2 Введение 5 Заключение 6 Список литературы 8 Введение «Реклама – двигатель торговли»
Она апеллирует к метафизическим, трансцендентальным и априорным истокам опыта. Особое место в ее предметном содержании занимают...
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconМбоу «Килемарская сош»
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconАлгебра, «амуниция», «ассамблея»
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconСодержание Введение Кредит, его сущность и функции Формы и виды кредита...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconВсе солдаты третьего уровня
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconСодержание 2 введение 3 заключение 4 список литературы 6 введение
При этом особое внимание уделяется эпохам, кардинально изменившим международное положение Российского государства, одной из которых,...
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconМетодические указания для студента Список рекомендуемой литературы...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебник / под ред. В. И. Жукова. М.: Издательство ргсу, 2008
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconЭгрегориально-матричное управление. От авторов и редакции
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconРоссыпные месторождения золота в Западной Якутии
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconОсобенности системы воспитания в настоящее время
Список литературы введение 3
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconОтчет по Мероприятию изложен на 36 странице, включает в себя 4 Приложения...
Организация и проведение мероприятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для повышение адаптации к природным и...
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconСодержание 2 введение 3 заключение 8 список литературы и источников 15 введение
Целью работы является оценка Мартина Лютера Кинга как политического деятеля и формирование собственного взгляда на его роль в новейшей...
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconСодержание Введение Специфика философского подхода к проблеме сознания...
Зам директора по увр мбоу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Инструкция для пользователя Список литературы Введение iconКутырев В. А. Модернизация: против бездумного инновационизма, за контролируемое развитие
Список литературы введение 3


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск