Секция : Информационные технологии в образовании





Скачать 134.13 Kb.
НазваниеСекция : Информационные технологии в образовании
Дата публикации14.08.2013
Размер134.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Секция : Информационные технологии в образовании











Тестовый контроль – одно из эффективных средств проверки знаний



Выполнила: учитель информатики

МОУ « Гимназия №24»

Емельянова В.В.











Введение


Очередная реформа системы образования, связанная с введением образовательных стандартов, вновь актуализировала проблему контроля учебных достижений.

Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Учащиеся не достаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля.

Поскольку нужна стандартная типовая процедура проверки знаний, умений, навыков, оптимальным средством проверки считают тест. Текстовый контроль в настоящее время является одним из приоритетных направлений совершенствования методики внутришкольного контроля.

Цель работы: выявление роли различных видов тестов в организации учебного процесса, их значимости для проверки качества образования, и, как конечный продукт- составление базы тестов для проверки знаний в 6 классе.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Ознакомиться с практикой применения тестового контроля в преподавании информатики.

  3. Разработать систему тестовых заданий для учащихся 6 классов.

  4. Провести эксперимент по включению тестового контроля в учебный процесс .

  5. Обобщить результаты и составить аналитический отчет.

Объектом исследования является процесс преподавания информатики в 6 классе.

1.Основные характеристики тестов


Тест- это стандартизированные задания, по результатам которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит и позволяет корректировать учебное время. Тесты дозволяют во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок, повышают мотивационную сторону обучения.

К тестам предъявляют определённые требования: валидность( адекватность, обоснованность);определенность(общепонятность); надёжность; практичность, простота в использовании; прогностическая ценность.

При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:

• строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

• простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

• однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются и мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

Информационные навыки (узнает, вспоминает);понимание (объясняет, показывает);применение (демонстрирует);анализ (обдумывает, рассуждает);

синтез (комбинирует, моделирует);сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

2.Типы заданий тестовой формы

Дидактический тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, которые располагаются по возрастающему уровню сложности и снабжены инструкцией по выполнению. Все задания теста относятся к одному предметному содержанию.


Можно выделить (по В. С. Аванесову) четыре основные группы заданий тестовой формы:

1) с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных;

2) с открытым ответом;

3) на установление соответствия;

4) на установление правильной последовательности.

Для построения теста необходимо иметь достаточное количество заданий тестовой формы. Отличие заданий тестовой формы от обычных задач и упражнений состоит в том, что эти задания: имеют форму логического утверждения; кратки; включают варианты ответа или место для ответа.

2.1 Задания с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных


Такие задания являются наиболее распространенными. Основным недостатком заданий с выбором варианта ответа считают возможность угадать правильный ответ. Вероятность угадывания можно снизить путем указания не менее четырех ответов. (используют также термин «дистракторы» для неправильных вариантов ответов), применения фасетов для записи условии заданий (различных условий задания для данного набора вариантов ответа.

Примеры:

1.Когда все команды алгоритма выполняются последовательно одна за другой, конструкция называется: 1) линейной; 2) ветвлением; 3) повторением, Основным объектом для хранения информации в реляционных базах данных является:

1) форма; 3) отчет;

2) таблица; 4) запрос.

Возможность применения тестовых заданий с выбором варианта ответа в курсе информатики достаточно широка. Для закрепления, повторения темы в начальном и среднем звене хорошо использовать задания на установление соответствия, правильной последовательности. Что же касается заданий с выбором ответа, здесь требуется адаптация младших школьников к такой форме контроля при обучении.

2.2 Задания с открытым ответом


Если задания с выбором варианта ответа можно критиковать за возможность угадать правильный ответ, то здесь догадка исключена, поскольку ответ вписывается в отведенноё для него место.

Пример:

Как вы думаете, к какому виду информации, обрабатываемой компьютером, относятся эти картинки:




___________ _________ ________ _________ ______

Использование заданий такого вида актуально для проведения текущих проверок усвоения предметной терминологии, определений, дат, формул. В условии задания легко использовать принцип фасетности для построения нескольких вариантов теста.

Пример:

Логическая сложения

Умножения называется___________

Операция отрицания

2.3 Задания на установление соответствия


Такие задания позволяют проверить знание взаимосвязи определений и фактов, сущности и явлений, соотношений между объектами и их свойствами, законами и формулами. Эти задания используются в курсе информатики редко из-за громоздкой технологии подготовки самих заданий и из-за невозможности использовать подготовленные бланки многократно. Поэтому их лучше применять в текущем контроле знаний или для самоконтроля.

Пример:

Установить соответствие между устройствами и функциями, которые они выполняют

процессор

оперативная память

жесткий диск ввод информации

клавиатура вывод информации

монитор хранение информации

мышь обработка информации

принтер

акустические колонки

сканер

2.4 Задания на установление правильной последовательности


Такие задания проверяют знание определённой последовательности действий, необходимой для получения конечного результата или знание хронологии событий.

Пример:

Записать действия для копирования фрагмента в правильной последовательности.




Нажать «правка - вставить»




Выделить фрагмент текста




Установить курсор в нужное место




Нажать «правка- вставить»

2.5 Зависимые задания


При подготовке тестовых заданий накапливаются задания, зависимые друг от друга. В этом случае выбору правильного ответа может способствовать выполнение других тестовых заданий. Поэтому использовать зависимые задания в тесте не рекомендуется. Но в текущем контроле могут удачно заменить фронтальный опрос, позволят проверить глубину усвоения предыдущей темы. В курсе информатики можно использовать цепные и тематические задания такого типа.

Цепными, как правило, являются задания с открытым ответом, где пропущено два и более термина. В них каждый следующий ответ в цепочке открытых ответов зависит от предыдущего ответа.

Пример:

________ предназначен для вывода информации на ______.
Тематические зависимые заданияэто несколько заданий по определённой узкой теме, с содержательной зависимостью ответов.

Пример:

  1. первой ЭВМ, разработанной в России, считают: 1) ЭНИАК 2) МЭСМ 3)Марк1 4) Минск

  2. Её автором является: 1)Ч.Беббидж 2) Ломоносов 3) Лебедев 4) Ершов

  3. Эту ЭВм относят к поколению: 1) первому 2) второму 3) третьему 4) четвертому

  4. Элементной базой этой ЭВМ были: 1)электронные лампы 2)транзисторы 3) интегральные схемы 4) микропроцессоры.

3. использование тестов в учебном процессе

3.1 Применение тестов на этапе формирования умений и навыков


При контроле знаний на этапе формирования умений и навыков, в тест включаются вопросы разных уровней сложности.

Первый уровень – вопросы на распознавание. Их удобно представлять альтернативными тестами, предусматривающими ответы типа «да - нет», «правильно – неправильно», или тестами с выборочными ответами.

Второй уровень – вопросы на воспроизведение или решение задачи. Они представляются тестами со свободным (конструктивным) ответом или с множественным выбором его.

Третий уровень – вопросы на применение знаний при решении нетиповой или измененной задачи. Их лучше представлять тестами со свободным ответом или тестами с выборочными пояснениями к ним.

Четвертый уровень – вопросы на творческое применение знаний, решение задач, не сводящихся к одному определенному типу. Представляются также, как и вопросы третьего уровня.

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых означает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не освоил предшествующий уровень.

Первый уровень усвоения означает приобретение обучаемым знаний- знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это - распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня - это тесты на опознание («да- - «нет») и тесты на различение (избирательные или выборочные).

На этом этапе детям предлагаются задания типа:

1.Закончите предложение ( выберете правильный ответ из предложенных) Компьютер- это…

  • Электронный прибор с клавиатурой и экраном

  • Устройство для выполнения вычислений

  • Универсальное программно- управляемое устройство для обработки, хранения и передачи информации

  • Электронное устройство для создания текстовых и графических документов


Их можно дать в момент закрепления знаний , и для выполнения таких заданий не требуется много времени. Основная особенность данного уровня состоит в том, что для его достижения требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.

Второму уровню соответствуют такие знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти. Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнения действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения.

На этом уровне ему не требуется предъявления данного явления. Он воспроизводит усвоенный материал без опоры, не видя его, например:

Продолжите предложения.

  1. Изображение на экране монитора, готового к работе называется_________________

  2. На рабочем столе размещаются небольшие картинки объектов: ______________.

  3. Значок________ обеспечивает доступ к различным устройствам компьютера


Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения . Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования.

5.Нарисуйте вид указателя мыши в следующих ситуациях:

При перетаскивании окна





При изменении ширины окна





При изменении высоты окна





При одновременном изменении ширины и высоты окна




На четвертом уровне усвоения, обозначаемом как уровень трансформации или уровень творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях, создавая оригинальные способы и подходы к их реализации.

Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.

Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.

3.2 Применение тестов для актуализации знаний


Тесты можно использовать на различных организационных этапах урока.

Актуализация ранее изученного материала может проводиться в форме диктанта на термины..

Другая форма актуализации знаний — использование теста с открытым ответом (диктант наоборот)

Так вы органично перейдете к следующему этапу урока — подготовке к восприятию нового материала и непосредственно его объяснению. Кроме того, каждый учащийся получит оценку за работу. На этом этапе можно организовать самопроверку и взаимопроверку, тем самым учащиеся учатся оценивать свои результаты, то есть развивается контрольно- оценочная деятельность.

Если изученный материал содержал какие-либо классификации, то на этапе актуализации знаний можно использовать задания на установление соответствия. Время выполнения задания стандартное — 5 минут

На этапе актуализации знаний также можно использовать тематический тест, составленный из заданий с выбором варианта ответа и состоящий не более, чем из 10 заданий. Но это следует делать не в начале изучения раздела (объемной темы), а на завершающей стадии, ближе к концу изучения. Тесты с выбором ответа, содержащие более 10 заданий не рекомендуется проводить, если цель предстоящего урока — изучение нового материала. Тесты с большим количеством заданий используют на уроке развития и закрепления знаний и умений или уроке проверки знаний.

3.3 Программированный контроль


Затруднения в проведении, проверке, оценке знаний, которые испытывают преподаватели при применении традиционных способов контроля усвоения знаний, частично или полностью можно устранить при использовании средств программированного контроля.. Существенное уменьшение времени, требующегося на проведение контроля в форме структурированного машинного теста, дает возможность сделать данный процесс менее болезненным для учащихся и выделить большее количество времени урока на решение других задач. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что с одной стороны исключает сомнения в объективности результатов у самих опрашиваемых, а с другой стороны существенно экономит время преподавателя. В моём сборнике представлены различные тесты, в том числе и такие, которые можно проводить с помощью компьютера. Эти тесты учащиеся выполняют с удовольствием ,и тот факт, что оценку выставляет компьютер, без субъективного мнения учителя , вызывает живой интерес. Программированные тесты можно использовать на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и в качестве повторения .

Заключение


Тесты различных уровней и типов позволяют проверить не только уровень узнавания материала и воспроизведение действий по памяти, но и требуют умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и нетиповых задач, умения выходить из проблемных ситуаций, то есть повышают уровень информационной компетентности, и , как следствие, повышение качества образования.

Вместе с тем следует отметить преимущества использования тестов: оперативность получения сведений о знаниях учащихся; объективность полученных результатов; возможность получения сведений о динамике успехов.

Как показала практика, сочетание традиционных видов контроля знаний и умений учащихся с новыми видами контроля, основанными на применении информационных технологий, способствует оперативному и эффективному управлению процессом обучения и выявлению тенденции на повышение или понижение уровня знаний, формированию информационной компетентности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секция : Информационные технологии в образовании icon«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических...
Интернет, новых методик преподавания и др., основой которых являются компьютерные технологии. Книга будет полезна педагогам, преподавателям...
Секция : Информационные технологии в образовании iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Секция : Информационные технологии в образовании iconНовые информационные технологии в образовании
В свое время новой технологией являлось использование электронно-контролирующих устройств типа «Ласточка», совсем недавно новой информационной...
Секция : Информационные технологии в образовании icon«Информационные и коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности»
Продолжается прием заявок на участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные...
Секция : Информационные технологии в образовании iconНаучно-методическая конференция «Современные информационные технологии...
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Секция : Информационные технологии в образовании iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Секция : Информационные технологии в образовании iconВычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013)
Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики...
Секция : Информационные технологии в образовании icon«Информационные технологии в образовании»
Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности
Секция : Информационные технологии в образовании iconАно «Информационные технологии в образовании»
Технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрация интеллектуальной собственности
Секция : Информационные технологии в образовании iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №87» г. Перми информационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании. Сборник тезисов II городской конференции «ито – Пермь 2008»: Департамент образования администрации...
Секция : Информационные технологии в образовании iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «моделирование систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Секция : Информационные технологии в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании
Секция : Информационные технологии в образовании iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Секция : Информационные технологии в образовании iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Секция : Информационные технологии в образовании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
Секция : Информационные технологии в образовании icon«Информационные технологии в науке и образовании»
Что такое Moodle?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск