Скачать 288.68 Kb.
|
Заявкана включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет» Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании Программа для: методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений По направлению: концептуально - педагогическое ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЗАЯВКИ Наименование учреждения: ГОУ ВПО Воронежский государственный педагогический университет Наименование учредителя учреждения: Министерство образования и науки РФ № и дата лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации: Серия А №282047 от 17 марта 2008 г. № и дата свидетельства о государственной аккредитации программ повышения квалификации: №1237 от 28 апреля 2008 г. Наименование программы с указанием категорий слушателей: «Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании» для методистов, заведующих детскими дошкольными учреждениями, педагогов-психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений Объем: 72 часа Стоимость курса обучения в расчете на одного слушателя: 3500 тыс. руб. ФИО директора/ректора учреждения: Потапов А.С. ФИО, должность разработчиков программы повышения квалификации: Килейникова Анна Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики художественного и дошкольного образования; Татаринцева Альбина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики; Сидорова Оксана Анатольевна, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания математики; Тимошина Татьяна Витальевна, доцент кафедры общего языкознания. Юридический адрес учреждения: 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, д.86 Контактные адреса и телефоны учреждения (в т.ч. электронные): 2- 54-56-43, 2- 55-54-46, e-mail: rektorat@vspu.ac.ru Подпись директора/ректора или уполномоченного лица образовательного учреждения __________________________________ ректор А.С. Потапов М.П. Соответствие разработанной образовательным учреждением программы повышения квалификации, требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ 2.1. Результаты освоения программы повышения квалификации В результате освоения программы «Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании» у слушателей будут сформированы следующие компетентности:
2.2. Содержание программы повышения квалификации
Модуль 1. Дошкольное образование в XXI веке Интегративная дидактическая цель: - формирование готовности к использованию основных положений и методов социальных и гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - формирование способности нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; − формирование готовности применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении; − формирование готовности к взаимодействию с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; − формирование готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Учебно-методический план модуля
Обязательная литература: 1. Проект закона "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". 3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. - М., 2005. 4. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. - СПб., 2002. 5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006. Задание для СРС: - выстроить схему «Факторы, влияющие на воспитание дошкольников», графически показать значимость этих факторов; - составить таблицу «Методы воспитания дошкольников». Форма отчетности: Круглый стол: анализ нормативных документов, участие в обсуждении. Модуль 2. Методика преподавания психологии детям дошкольного возраста Пояснительная записка Программа рассчитана на воспитателей детских дошкольных учреждений, педагогов-психологов. Цель курса состоит в формировании у слушателей знаний теоретических основ, структуры и содержания курса методики преподавания психологии, а также практических навыков проведения занятий. В содержании программы включены современные представления о теории, методике и технологии преподавания психологии, что создает студентам условия для овладения творческой педагогической деятельностью. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Содержание курса Тема 1. Методика преподавания психологии как прикладная отрасль педагогики Современные требования к высшему образованию и подготовке специалиста. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов современного образования. Роль и место психологии в современной системе обучения и воспитания, в профессиональной деятельности специалиста. Методика преподавания психологии - научно-практическая дисциплина, её место в системе научного знания и педагогических дисциплин. Соотношение педагогики, дидактики и методики преподавания психологии. Предмет, цели, содержание, структура курса методики преподавания психологии. Теоретические и практические задачи курса методики преподавания психологии. Основные методологические принципы методики преподавания психологии: единства и специфики средств, методов, форм преподавания психологии; связи преподавания психологии с практикой, жизнью, связи преподавания психологии с профилем вуза. Тема 2. Характеристика психологии как учебного предмета Единство и внутренняя взаимосвязь учебного предмета психологии и методики её преподавания. Специфика обучения психологии в педагогическом вузе, на психологических факультетах и в других вузах. Профессиональная деятельность и обучение психологии. Цели обучения психологии: развитие психологического мышления специалиста; развитие психодиагностических способностей у студентов; формирование коммуникативного потенциала личности будущего специалиста; формирование и развитие умений психологического прогнозирования и учёта психологических последствий принимаемых решений; формирование и развитие умений решать психологические задачи в системе педагогической и другой профессиональной деятельности. Цели обучения психологии в области формирования и развития личности студентов: мотивация профессионально- познавательной деятельности; развитие научного мировоззрения; развитие коммуникативных способностей; развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта. Особенности конструирования предметного содержания учебного курса психологии. Основные требования к содержанию учебного курса. Отрасли психологии и обучение психологии. Учёт уровня развития психологической науки, требований профессиональной деятельности, профиля вуза, Госстандарта, типа обучения. Структура курса психологии. Основные разделы курса и внутренняя логика их проблематики. Система форм и видов занятий. Тема 3. Характеристика процесса преподавания психологии Планирование и организация занятий по курсу психологии. Выделение целей, задач и содержания для аудиторных и самостоятельных занятий. Распределение времени по формам и видам занятий. Особенности организации уроков психологии, развивающих занятий. Урок психологии в школе как один из ведущих форм обучения. Виды уроков и особенности их использования в преподавании психологии. Нетрадиционные формы уроков психологии и возможности их использования в курсе психологии. Работа с литературой, над планом, конспектом, тезисами уроков. Методика оценки качества знаний по психологии. Тема 4. Методика подготовки и проведения занятий в курсе психологии Урок-практикум в курсе психологии. Его цели, функции, структура, возможности по активизации учебно-познавательной деятельности учеников. Отбор учебного материала для практических занятий. Особенности подготовки преподавателя к практическим занятиям: составление плана, подбор упражнений, развивающих занятий. Тема 5. Личность преподавателя психологии и педагогический процесс Современные требования к личности и профессиональной культуре преподавателя психологии. Общая профессиональная культура, педагогическое мастерство и профессиональный такт преподавателя психологии. Психологическая готовность к профессиональной деятельности. Психология авторитета преподавателя психологии. Авторитет преподавателя как функция его индивидуально- психологических особенностей, социальной среды и деятельности. Действительный и ложный авторитет. Основные формы лжеавторитета преподавателя. Преподаватель и аудитория. Основные ролевые позиции личности преподавателя в аудитории. Психологические условия эффективности деятельности преподавателя в аудитории. Овладение способами и средствами коммуникации. Организация речевых форм высказывания: лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы. Использование невербальных средств общения: кинестетических, фонетических, поведенческих Визуальная психодиагностика аудитории и отдельных учеников. Тема 6. Преподавание психологии в дошкольном учреждении Анализ программы учебного курса «Психология» И.В. Дубровиной. Урок психологии в детском саду: формы, методы проведения. Возможности курса развития творческого мышления Гатанова Ю.Б. в преподавании психологии в детском саду. Знакомство с частями курса, методикой проведения занятий. Книга И.В. Вачкова «Психология для малышей или сказка о самой «душевной» науке. Нетрадиционные уроки психологии. Контроль и оценка знаний учащихся по психологии. Учебно-методический план модуля
Литература, необходимая для изучения курса
Темы для самостоятельной учебно-исследовательской работы слушателей
Вопросы для итоговой аттестации знаний слушателей
|