Методы организации занятия в детском творческом объединении





Скачать 175.99 Kb.
НазваниеМетоды организации занятия в детском творческом объединении
Дата публикации14.08.2013
Размер175.99 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Информатика > Методическое пособие
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЗВЁЗДНЫЙ»

ЗАНЯТИЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Составитель: Е.В. Грицина, методист

ЗАТО ЗВЁЗДНЫЙ

2008
Учебное занятие в системе дополнительного образования – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей.

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определённый раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на конкретные цели данного занятия, выходящие на реальный, достижимый результат.

Методы организации занятия в детском творческом объединении

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные; закрепления, обобщающего повторения; занятия-лекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельной работы, занятия-вариации; применения, коррекции и контроля знаний, умений, навыков и др.

Виды занятий: заочное путешествие во времени и пространстве; лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской; практическая работа; встреча с интересными людьми; выставка; конкурс; творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник; эксперимент; игра-путешествие; игра-сказка; другие.

Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: семинар; диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; конференция; чтения (литературные, исторические, научные); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги, КВН; устный журнал; встречи со специалистами, учеными, авторами; пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД: репродуктивный; словесные методы обучения; работа с книгой; методы практической работы; метод наблюдения; исследовательские методы; метод проблемного обучения; методы программированного обучения; проектно-конструкторские методы; метод игры; наглядный метод обучения; использование на занятиях: средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

Методы практика-ориентированной деятельности:

методы упражнения: упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.

Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.

Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.

Графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; работа с картами, схемами.

Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото - видеосъемка; проведение замеров.

Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия; эксперименты; опытническая работа на участке.

Методы проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа обучающимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала.

Проектные и проектно-конструкторские методы обучения: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций, конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих работ, литературных произведений; разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное конструирование; создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

Метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры-конструкторы.

Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; демонстрационные опыты; видеоматериалы.

Проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и телевидение.

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра.
Основные требования к современному занятию в системе дополнительного образования

  • постановка и комплексное решение педагогом на занятии задач развивающего, воспитательного и обучающего характера. Развитие педагогом мотивации у обучающихся к предстоящей познавательной деятельности;

  • разработка педагогом структурных инновационных форм занятия в детском объединении;

  • реализация педагогом в полной мере содержания занятия путём применения комплексных методов воспитания развития и обучения детей;

  • применение педагогом новых педагогических технологий, повышающих эффективность творческой деятельности обучающихся на занятии;

  • соблюдение педагогом здоровьесберегающих технологий;

  • педагогическая этика и высокий профессионализм.



Люди запоминают в среднем







10 % из прочитанного

Чтение

Вербальное восприятие

10 % из услышанного

Слушание




30 % из увиденного

Просмотр недвижимых образов

Визуальное восприятие

50 % из увиденного и услышанного

Просмотр образов в движении







Демонстрация




70 % из проговорённого

Активные «экскурсии»

Слушание




Драматические презентации

Проговаривание

90 % из проговорённого во время выполнения

Ролевые игры и симуляции

Видение
и




Применение на практике

действие


Плюсы и минусы различных методов обучения

Лекция

Плюсы

Минусы

1. Значительная часть людей привыкла к этому методу.

1. Слушатели могут заскучать.

2. Можно представить большой объём информации за относительно короткое время.


2. Слишком долгая лекция может привести к деконцентрации.

3. Информация предоставлена системно, логически связано.

3. Могут появиться трудности с запоминанием информации.




4. Роль слушателя не творческая.




5. Слаба активность слушателя, нет обратной связи.

Демонстрация фильма

1. Внесение разнообразия в занятия.

1. Необходимость специального оборудования, фильмов.

2. Даёт возможность сконцентрироваться на проблеме.

2. Требует немалого личного вклада того, кто подготавливает занятия (предварительный просмотр, систематизация материала и т.п.)

3. Восприятие наглядное, эмоционально, позволяет войти в положение людей, представленных в фильме.

3. Требует определённых организационных усилий.

4. Зритель после просмотра фильма может активно работать

4. Возможны технические сложности.

5. Возможность много планового, системного подхода.

5. Не заменит живого слова.

Работа с текстом

1. Даёт возможность ознакомится с информацией, документами…

1. Перед занятием руководитель должен подготовить необходимые материалы.

2. Способствует пониманию терминов.

2. Если каждый участник работает индивидуально, невозможно правильно проанализировать результат работы

3. Создаёт возможность индивидуальной и групповой работы.

3. Трудности в подборе текста.

4. Может вести к дискуссии.

4. Группу бывает трудно поделить на равные части.

5. Развивает интеллектуальные умения, творчество, ответственность, коммуникабельность.




6. Способствует самомотивации.




Мозговой штурм

Плюсы

Минусы

1. Можно собрать большое количество предложений

1. Группа не всегда хочет работать творчески.

2. Все участники занятий проявляют активность.

2. Может случиться, что в группе будут люди стеснительные и тогда будет собрано не большое количество предложений.

3. Не требует специальной подготовки

3. Использовать этот метод хорошо, когда участники группы уже познакомились и не надо «растапливать лёд»

4. Участники учатся слушать друг друга

4. Первому трудно начать.

5. Облегчает работу над определением и объяснением сложных понятий




6. За минимальное время – максимум информации.




7. Можно провести диагностику группы.




Дискуссионные методы

1. Развивает логику, аналитическое мышление, умение аргументировать

1. Трудно объяснить задание в сложных видах дискуссии

2. Участвуют все

2. Занимает много времени

3. Возможность использования дополнительного материала.

3. Желательна предварительная подготовка участников.

4. Возможность услышать и сопоставить разные точки зрения.

4. Первый (наиболее активный или эмоциональный участник) может увести в сторону

5. Воспитывается терпимость

5. Необходимо предельно точно сформулировать тему (задание)

6. Дисциплинируют и организуют.

6. Возможность превращения в «говорильню»




7. При узко поставленной проблеме возможны повторения.







Метаплан

1. Позволяет одновременно работать как в группе, так и индивидуально

1. Является долгим по времени реализации

2. Даёт возможность обменяться мнениями

2. Требует предварительной подготовки дополнительных материалов, например, цветных карточек, клея и т.п.

3. Учит слушать других и уважать их взгляды, вырабатывает конструктивизм

3. Группы, в которых выполняется это задание, не могут быть слишком многочисленные.

4. Учит приходить к компромиссу




5. Учит аргументации




6. Включает в работу всех участников




7. Многофункциональный




Ассоциативные методы

1. Широкие возможности использования

1. Большой объём информации

2. Позволяет увидеть и построить связи между различными предметами, явлениями

2. Ассоциации могут быть слишком отдалёнными от проблемы, уводить в сторону

3. За короткое время можно структурировать проблему.



4. Активизируют «низы».




5. Позволяют вызвать интерес к проблеме, актуализировать её.




6. Не требуют большой подготовки




Ролевая игра, симуляция

1. Очень эффективно включает в работу участников занятий

1. Могут вызвать конфликтные ситуации в группе

2. Дают возможность развить умения, отработать практические навыки

2. Ведущий занятия должен следить за всем, что делается и в случае необходимости реагировать

3. Позволяют «побыть в ситуации», что способствует пониманию проблемы

3. Инструкции должны быть написаны чётко, простым языком, чтобы их легко могли понять участники

4. Развивают навыки коллективной работы

4. Требуют подготовки помещения

5. Способствует формированию культуры

5. Возможен хаос

6. Дают возможность понаблюдать за типичными реакциями людей

6. Может помешать некомпетентность для заданной роли

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

I ЭТАП

Анализ предыдущего занятия

  • Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

  • В каком объёме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

  • Насколько полно и качественно реализовано содержание?

  • Каков в целом результат занятия, оправдан ли анализ педагога?

  • За счёт чего были достигнуты те или иные результаты?

  • В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы нести, от чего отказаться?

  • Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

II ЭТАП

По анализа предыдущего занятия строится модель будущего занятия

  • Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения;

  • Обозначение задач учебного занятия;

  • Определение темы и её потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

  • Определение вида занятия (если есть необходимость)

  • Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы педагога и детей;

  • Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия

III ЭТАП

Обеспечение учебного занятия

  • Самоподготовка педагога: подбор информационного и познавательного материала

  • Обеспечение учебной деятельности учащегося: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий

  • Хозяйственное обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ




Задача этапа

Содержание этапа

I этап:

организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

II этап:

проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

III этап:

подготовительный

Обеспечение мотивации и принятие детьми целей учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

IV этап:

основной

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Усвоение новых знаний и способов действий. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.




Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция

Первичная проверка понимания. Пробные практические задания, которые сочетаются с объяснениями соответствующих правил и обоснований




Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий

Тренировочные упражнения для самостоятельного выполнения




Формирование целостного представления знаний по теме

Беседа, практические задания

V этап:

контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Тестовые задания, устный и письменный опрос, выполнение практического задания и т.д.

VI этап:

итоговый

Дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективы последующей работы

Сообщение ответов на вопросы: как работали дети на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели

Поощрение за учебную работу

VII этап:

рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы

VIII этап:

информационный

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания и логики дальнейших заданий

Информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий


Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей

Методический конспект занятия

Тема _____________________________________________________________________

Группа (прописывается краткая характеристика группы, для которой проводится занятие)

Форма проведения (игра, зачёт, тестирование, концерт и т.д.)

Цели занятия: Воспитательные ___________________________________________

Развивающие ______________________________________________

Учебно-образовательные ____________________________________

Оборудование (перечисляется всё оборудование, необходимое для занятия: ручки, бумага, пластилин, магнитофон и т.д.)

Раздаточный материал: если используется на занятии

Организационный момент (прописывается обязательно как важный этап целеполагания)

Далее прописываются все этапы и методические приёмы занятия

Вывод по занятию

Подведение итогов (прописываются формы подведения итогов)

Оценка работы учащихся (в какой форме выставляется)
Схема проведения анализа занятия

самоанализ занятия

анализ занятия

Краткая характеристика группы (состав, возраст, год обучения)

Краткая характеристика группы (состав, возраст, год обучения)

Краткая характеристика оснащённости занятия (ТСО, наглядность, дидактические средства и т.д.)

Рациональность использования ТСО, дидактических средств, наглядности и т.д.

Тема занятия

Соответствие темы занятия программе

Место занятия в учебном курсе




Тип занятия

Актуальность данного типа занятия в данное время

Цель занятия: обучающий и воспитательный аспекты

Конкретность, лаконичность, чёткость формулировки цели занятия




Целесообразность, реальность и достижимость цели занятия

Содержание занятия

Соответствие содержания занятия поставленной цели

Соответствие содержания занятия поставленной цели

Раскрытие возможностей детей

Оптимальный выбор форм и методов

Поддержание интереса к обучению по данной теме

Последовательность действий педагога

Система работы педагога




Культура речи, темп, дикция




Образность, эмоциональность




Чувство такта, стиль взаимоотношений




Создание благоприятного климата на занятии




Умение организовать работу детей

Система работы обучающихся

Степень организованности и заинтересованности на занятии




Уровень знаний и умений




Наличие и эффективность индивидуальных и групповых форм занятий

Наличие и эффективность индивидуальных и групповых форм занятий

Степень познавательной активности детей

Степень познавательной активности детей




Наличие обратной вязи

Общие результаты

Воспитательный аспект

Воспитательный аспект

Обучающий аспект

Обучающий аспект

Выполнение запланированного объёма




Общие выводы

Общие выводы




Рекомендации по улучшению качества занятия



Список литературы

  1. Авдеева Е.В., Метелева Е.Г., Новосёлова Н.Б. Конструирование задач учебного занятия // Дополнительное образование и воспитание. 2006, № 3. С. 28-34.

  2. Конина Л.П., Песяк Е.Ф., Черепанова И.А., Андрианова И.А. Методическое обеспечение образовательного процесса // Дополнительное образование и воспитание. 2006, № 2. С. 15-23.

  3. Лобашев В.Д. Структурные составляющие профессиональной педагогической деятельности // Дополнительное образование и воспитание. 2006, № 10. С. 3-6.

  4. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования// Внешкольник. 1997, № 1. С. 30-32.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы организации занятия в детском творческом объединении в образовательном учреждении дополнительного образования детей
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconРеферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей
Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. Требования к учебному занятию детского объединения. Формы организации...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция,...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы проекта: Карина Достовалова-ученица 4 класса, занимается третий год в детском объединении «Волшебные бисеринки»
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconКонспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на...
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconОсобенности организации раннего обучения английскому языку детей...
Уважаемые коллеги, позвольте познакомить вас с особенностями организации раннего обучения английскому языку детей в детском саду...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПояснительная записка «Через творчество к жизненной миссии»
...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconТема педагогического опыта: "Особенности организации проектной деятельности...
Особенности организации проектной деятельности в детском саду в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconИнтегрированные занятия в детском саду
Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconКоличество часов
Цель программы: развитие фантазии и воображения, формирование творческой личности
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрактического занятия
Цель занятия: изучить этиологию, патогенез, виды миом по локализации фиброматозных узлов, клинические проявления, методы диагностики,...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект познавательного занятия к проекту "Музыкальная гостиная в детском саду"
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М.: Просвещение, 1984
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconКонспект занятия по книге В. А. Осеевой "Волшебное слово"
Программа воспитания и обучения в детском саду. /под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой./ Москва. Мозаика-Синтез,...
Методы организации занятия в детском творческом объединении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Л. И. Пензулаева, Физкультурные занятия в детском саду (2 младшая группа). М.: Мозаика-синтез, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск