Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей





Скачать 471.35 Kb.
НазваниеРеферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей
страница1/2
Дата публикации30.10.2014
Размер471.35 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2
Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. Требования к учебному занятию детского объединения. Формы организации итоговой аттестации обучающихся в детском объединении учреждения дополнительного образования.

Реферат

Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей


Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства: а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства: а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

^ Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

^ Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

^ Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:


  1. изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;


  2. в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;


  3. при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.


^ Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать ещё одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

^ Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

^ Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

- при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

- включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

- максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

- стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

- проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

- систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.


^ Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей


Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) реально осуществляются:

а) профессиональное воспитание;

б) социальное воспитание.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование у ребёнка:

- этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;

- культуры организации своей деятельности;

- уважительного отношения к профессиональной деятельности других;

- адекватности восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;

- знания профессионально-этических норм и стремления их выполнять;

- понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребёнка:

- чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;

- умения взаимодействовать с другими членами коллектива;

- толерантности;

- желания участвовать в делах детского коллектива и соответствующей деятельной активности;

- стремления к самореализации социально адекватными способами;

- стремления соблюдать нравственно-этические нормы (правила этикета; общая культура речи; культура внешнего вида).


^ Методы досуговой педагогики.


Понятие воспитательный процесс объемно и многогранно. Оно включает в себя воспитательную функцию учебного занятия, внеурочную жизнь коллектива, общение обучающихся с педагогами, друг с другом, целенаправленную воспитательную работу (воспитательно-досуговые мероприятия).

Досуг по-гречески буквально означает «школа». Словом «досуг» обозначается широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют креативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил.

Другая её функция – развитие способностей и интересов детей.

Третья – свободное общение с интересными людьми. Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор человеком, ребенком занятий, форм отдыха.

Ценность досуга для подростков оказывается значительно выше учебной деятельности. Психологи утверждают, что реальным мотивом для посещения школы для большинства учащихся 7-8 классов выступает желание общаться с товарищами, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Все это они получают, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, участвуя в воспитательно-досуговых мероприятиях.

Педагогически грамотно организованный досуг – это профилактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.

При организации и проведении досуговых мероприятий педагог может занимать «скрытую педагогическую позицию» и оказывать психолого-педагогическое влияние на детский коллектив. Это достигается при условии, что педагоги обладают необходимым уровнем профессионализма и являются участниками коллективного взаимодействия.

В ходе мероприятия ребенок взаимодействует с товарищами, устанавливает дружеские связи, налаживает общение, что для ребенка крайне важно.

Праздничное мероприятие – это итог какой-либо деятельности. Оно становится кульминационным событием в системе воспитания. Праздник нельзя рассматривать как праздность. Это большое и важное дело, всегда коллективное и творческое.

Праздник – эффективная форма воспитательной работы с детьми. Праздник как форма проведения досуга ценен тем, что обеспечивает широкую возможность общения, сочетая массовое общение с личностным. Праздник сплачивает дружеское взаиморасположение, благотворно действует на всех и становится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики. Праздник раскрывает творческий потенциал личности, реализует коммуникативные навыки, создает ситуацию успеха, которая способствует развитию задатков и способностей.

Одной из результативных форм учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования является игра. Каждый ребенок в независимости от условий времени ощущает потребность в играх и должен иметь гарантированные возможности для участия в них. Конвенция ООН о правах ребенка закрепляет право детей на игры.

Игры обуславливают физическое, эмоциональное и духовное развитие детей, способствует интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения. Игра относится к косвенному методу воспитания, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он является субъектом деятельности.

Игра – это средство, при использовании которого воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся субъективно-объективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его ученические функции.

Игра – это путь познания ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно.

Философский словарь определяет игру как «непродуктивную деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе». Далее словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Все эти функции, казалось бы, свидетельствую о том, что игра свойственна прежде всего детям. Но всем известно, что люди взрослые тоже нередко играют, и отнюдь не только для забавы (возьмем, например, «деловые игры»). Не случайно же Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет».

Среди игр, которые особенно влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Все разновидности ролевой игры являются действенным средством развития личности, так как ролевая игра – это средство воздействия на личность в целом.

На заседаниях и сборах детского актива учреждения дополнительного образования можно проводить игровые тренинги – вид коллективной игры. Это система игровых упражнений по обучению общению. Цель его – психотерапевтическая. Установку в игровом упражнении дает руководитель. Ввиду того что у подростков возникает потребность в информации о своей личности, для них проводятся встречи с психологом, который организует «психологические игры». Цель игры-тренинга прямо формулируется участникам: например, научиться видеть и понимать других людей, видеть и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. Для педагога в этих играх важно стимулировать у детей осознания своих способов общения, своей позиции среди других.

Такие игры (типа «Интервью», «Мнение») проводятся сначала на сборах актива, а затем в объединениях и на массовых досуговых мероприятиях (дискотеках, тематических вечерах, выставках, концертах и т.д.). Участникам дается установка отвечать в любой степени откровенности: можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске» - отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое может снять психологический барьер.

В процессе таких игровых моментов в ходе массовых мероприятий между его участниками устанавливается доверительная атмосфера, налаживается контакт.

Если на занятии желательно, чтобы «интервьюирование» прошли все участники, то во время массовых мероприятий это необязательно.

В последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «интеллектуальные игры». Этот вид игры ставит под сомнение утверждение словаря о непродуктивности игры как вида деятельности. Конечно, никакого практического результата такая игра, казалось бы, тоже не имеет, и все-таки познавательный эффект интеллектуальных игр не стоит сбрасывать со счетов. Достаточно вспомнить, сколько интересных и полезных знаний мы почерпнули из программы «Что? Где? Когда?» или из «Брейн-ринга».

Интеллектуальная игра как форма проведения досуга вызывает у подростков большой интерес. Игра развивает навыки общения, так как одним из важнейших условий (помимо эрудиции, начитанности, широкого кругозора и хорошей памяти) является контактность игроков, их открытость, умение предлагать свои версии и быть внимательными к чужим.

Игра развивает нестандартность мышления, умение быстро и кратко излагать свои мысли, дает возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и разнообразных факультативов интеллектуальная игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, праздник.

Любая игра становится воспитательным фактором при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение к детям, которое осуществляется при помощи игровых приемов. «Педагоги обязаны уметь играть», - говорил А.С. Макаренко. В игре формируются два плана отношений педагога и детей: явный и скрытый. Явный план отношений – непосредственные действия, определенным способом оформленные (например, команды, рапорты, салюты и т.д.). Скрытый план отношений проявляется, когда свое мнение педагог умеет так донести до детей, что у них создается полная уверенность в том, что они сами это придумали. При этом педагогу необходим определенный артистизм. Педагог, встав в игровую позицию, усиливает свое внушающее воздействие на ребенка.

Неотъемлемая часть жизни ребенка – соревнование. Привычка соревноваться досталась нам от наших далёких предков, перешла через гены. Но соревнование среди зверей и состязание между людьми имеют лишь поверхностное сходство. Человеком правят не столько биологические инстинкты, сколько социальные мотивы. Человек не может развиваться, если не сравнивает себя с окружающими, в чем и насколько он сильнее, активнее, способнее. Значит соревнование – условие развития личности. Детям нужны самые разные соревнования: в силе и находчивости, в выносливости и речевом мастерстве, в упорстве и умении взаимодействовать, в скорости и владении различными инструментами и т.д.

Поэтому важную роль в работе учреждения дополнительного образования выполняют такие формы работы, как конкурсы, концерты, фестивали, выставки, соревнования.

Учитывая естественную потребность ребят в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового руководства, смекалки, физической силы и ловкости, художественных проявлениях учреждению дополнительного образования рекомендуется предоставлять обучающимися систему конкурсов и соревнований, которые дают возможность каждому ребенку занять лидирующее положение в какой-то деятельности.

Конкурсы и соревнования – не самоцель, а действенное средство индивидуального развития детей, способное обогатить личность ребенка, развить и выявить его творческие способности и дарования.

Досуговая педагогика создала свои специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми.

В пособии «Досуг школьника» С.А. Шмаков представил совокупность приемов и способов организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Он пишет: «Методы – это то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «оружие» и «орудие» профессиональной работы».

С.А. Шмаков выделяет следующие славные методы досуговой педагогики.

^ Метод игры и игрового тренинга.

Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом.

«К концу нашего столетия, - считает Ш. Амонашвили, - целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Использование игры обращено к этому потенциалу. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения».

Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Садовник», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.

^ Метод театрализации.

Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят (встреча с творческой программой) может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой другой) кухни, пира – бала именинников, вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «Кабачка «13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т.д.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряда, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

^ Метод состязательности.

Состязание – чисто детская привилегия, состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной сферы.

^ Метод равноправного духовного контакта.

Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и дети – члены клубов, драматических коллективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманистическом общении.

^ Метод воспитывающих ситуаций.

Эта группа методов заключается в создании вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающегося дела и т.п.

^ Метод импровизации.

Импрум (англ.) – самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизированна. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний пришедший от прапрародителей механизм.

Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна, творческого усилия.

Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, и они порождают азарт ребенка со знаком плюс. У детского досуга свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно же богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах детей. Феномен творческой основы досуга очистителен и потому – вечен.


^ Методы, средства и принципы воспитания


Методы воспитания – это способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребёнка, его сознания и приёмов поведения.

Данные методы традиционно используются в работе педагогов дополнительного образования.

Классификация Ю.К. Бабанского, выделившего 3 группы методов по их месту в процессе воспитания:

- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Средства воспитания - это источники формирования личности.

К ним относятся:

- различные виды деятельности (трудовая, игровая и т.д.);

- вещи и предметы;

- произведения и явления духовной и материальной культуры;

- природа;

- конкретные мероприятия и формы работы.


Принципы воспитания – это общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.

В современной педагогической науке и практике сложились следующие принципы воспитания:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, сохраняя при этом руководящую позицию.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка. В соответствии с этим принципом при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитания в группе в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.

7. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.

8. Принцип единства действий и требований к ребёнку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьёй и договориться о согласованных действиях. Кроме этого, максимально использовать возможности того региона, где расположено образовательное учреждение и в ходе воспитательного процесса обсуждать вместе с детьми реальные события, происходящие в их жизни (в школе, на улице).


^ Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий


Наиболее устоявшимися, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структуры тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

1 этап – организация;

2 этап - теоретическая часть;

3 этап – практическая часть;

4 этап – окончание занятия.

^ Организация занятия

Первые 10-15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

- сбор детей;

- подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

- подготовку рабочих мест учащихся.

педагог приветствует всех детей и по возможности каждого из них, интересуется их делами в школе и дома. Затем создаётся в группе рабочая обстановка, дети настраиваются на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

^ Теоретическая часть занятия

Включает следующие элементы:

- изложение исторических данных по теме занятия;

- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

- объяснение специальных терминов по теме занятия;

- описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);

- правила техники безопасности.

теоретическая часть не должна превышать 25-30 минут, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Теоретическая часть будет максимально содержательной и интенсивной, если:

- использовать наглядный и раздаточный материал;

- использовать технические средства обучения;

- привлечь к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников (начиная со второго года обучения);

- использовать игровые методы обучения.

^ Практическая часть занятия

Практическую часть следует разделить на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.

Затем педагог вместе с детьми готовит материалы, инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее идёт практическая работа, дети выполняют задания, педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

- возраст детей;

- календарный период учебного процесса;

- тему учебного года;

- уровень подготовки детей;

- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:

- доведение каждой начатой работы до конца;

- обязательность её внешней отделки (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);

- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

^ Окончание занятия (последние 15-20 минут)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

- подведение итогов практической работы;

- закрепление учебного материала;

- объяснение домашнего задания;

- организацию дежурства (при необходимости).

-Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

- необязательность его наличия и выполнения;

- творческий характер;

-для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды)работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приёмами.

Данная структура является примерной. Возможны варианты организации учебных занятий:

- последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

- выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

- выполнение только практической работы.


^ Требования к учебному занятию детского объединения.

Грамотный анализ занятия – условие совершенствования учебной деятельности объединения и профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:


  • научности;


  • единства требований;


  • доступности и оптимальности;


  • объективности и доброжелательности;


  • целесообразности.



Требования к занятию можно распределить на 5 групп:


    1. к организационным условиям;


    2. к дидактической деятельности педагога;


    3. к воспитывающему характеру деятельности педагога;


    4. к профессионально-личностным качествам педагога;


    5. к умению педагога учитывать особенности психолого-педагогической характеристики учебной группы при организации деятельности детей на занятии.



К требованиям 1-й группы относятся:


  • обязательность присутствия не менее 75 % детей от количества обучающихся в группе;


  • удовлетворительное состояние документации детского объединения (наличие журнала учета рабочего времени педагога д/о, образовательной программы);


  • соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы;


  • соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим нормам;


  • учет уровня работоспособности детей;


  • выполнение правил техники безопасности;


  • рациональность использования времени на занятии;


  • оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;


  • оптимальная организация ведения документации обучающихся.



К требованиям 2-й группы относятся:


  • опора на основные принципы дидактики;


  • оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;


  • эффективность контроля педагога за работой обучающихся;


  • объективность оценок деятельности детей;


  • степень технической оснащенности занятия;


  • уровень методического обеспечения занятия;


  • оптимальность использования технических средств и методических материалов;


  • смена видов деятельности;


  • наличие обратной связи на занятии;


  • достижение дидактической цели занятия.



К 3-й группе требований относятся:


  • наличие идейной составляющей занятия, воспитывающая направленность содержания занятия;


  • опора на основные принципы воспитания;


  • решение задач нравственного воспитания;


  • эффективность формирования у детей трудовых навыков;


  • использование педагогом возможности профессиональной ориентации;


  • формирование у детей интеллектуальной культуры и познавательных потребностей;


  • реализация задач физического и гигиенического воспитания обучающихся;


  • связь занятий с жизнью;


  • эстетическое воздействие содержания и организации занятия на обучающихся.



К 4-й группе требований относятся:


  • знание предмета педагогом, свободное владение учебным материалом;


  • речь педагога;


  • педагогическая культура и такт;


  • внешний вид педагога на занятии (в соответствии с профилем деятельности);


  • стиль педагогического руководства;


  • степень воздействия на обучающихся личности педагога.



К 5-й группе требований относятся:


  • активность и работоспособность детей на занятии;


  • заинтересованность детей темой и содержанием занятия;


  • сформированность у детей навыков самостоятельной работы;


  • выполнение обучающимися поставленных задач;


  • коммуникативная активность детей;


  • интеллектуальное развитие обучающихся;


  • использование обучающимися приобретенных умений и навыков в практической деятельности;


  • организованность и дисциплинированность обучающихся на занятии;


  • стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;


  • внешний вид детей.



Формы организации итоговой аттестации обучающихся в детском объединении

учреждения дополнительного образования детей

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и методики обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Можно, например, на итоговом занятии провести устный опрос по карточкам, а можно – «Турнир знатоков», «Устный журнал» или «Аукцион знаний». Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.

Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного сочетания организаторских и педагогических приемов и средств, грамотного выбора форм.


Для обучающихся

старшего и среднего школьного возраста


Для обучающихся

младшего школьного

возраста


Для обучающихся

дошкольного

возраста
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconРеферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного...
Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconРоль учреждений дополнительного образования детей в профилактике...
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспи­тывающую, развивающую,...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconВторой открытый фестиваль «активные методы обучения в образовании»
«активные методы обучения в образовании» для дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных учреждений, учреждений...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconРеферат «Ловкая плутовка чудесная кедровка»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconРеферат «Путешествие в мир алмаза»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей»
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconПубличный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного...
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Республиканский этап X всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconСмотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного...
Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconРеферат тема: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями...
Костромское областное бюджетное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской...
Реферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей iconПубличный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск