Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ





НазваниеМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ
страница1/9
Дата публикации29.09.2014
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ»


Шарипова Лейля Рифатовна

МБОУ ДОД СДЮТиЭ

Зав.отделом путешествий и экскурсий, педагог дополнительного образования

I категории.

Николаева Елена Григорьевна

МБОУ ДОД СДЮТиЭ

Зав.метод отделом, педагог дополнительного образования

I категории.

г. Нижнекамск, пр. Шинников 59.

Почтовый адрес: г. Нижнекамск 423570 п/о 14, а/я 2118

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП X ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАТОРАМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОСВЯЩЕННОМ ГОДУ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

НОМИНАЦИЯ:

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ (МОЯ МАЛАЯ РОДИНА)


Содержание

1. Дополнительная образовательная программа «Нижнекамск городок – России уголок».

2. Учебно – методическое обеспечение программы.

3. Участие в городских краеведческих мероприятиях, в рамках программы.

«Родина» - понятие, совершенно

не поддающееся разъяснению.

Что такое родина знает лишь

тот, кто утратил её или вернулся

на родину после долгого отсутствия.

(Ф. Гансберг)

 

Пояснительная записка.

 Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из ...местного населения.

Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков. 

 Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

 У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

 Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Но большим подспорьем в этом деле обязаны стать краеведческие объединения, действующие в учреждениях дополнительного образования детей, особенно станции детского и юношеского туризма, которые дают огромные возможности для сочетания теоретических и практических занятий, проведения экскурсий в музеи города, к памятникам и историческим объектам своей «малой родины».

Данная программа по краеведению «Нижнекамск городок – России уголок» призвана раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения в условиях дополнительного образования.

 Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению истории России и Татарстана через изучение исторических объектов родного города.

Это наиболее эффективный путь формирования исторического мировоззрения, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам.

В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города.

В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

  • понимание исторического краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

  • опираясь на содержание традиционного школьного предмета по истории Отечества, данная программа не является повтором сведений, уже имеющихся у учащихся 12-15 лет, она систематизирует, развивает и конкретизирует эти знания, приближает их к молодым людям, делая их сотворцами истории великих дел и событий;

  • пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего города;

  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

  • решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

  • реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – исторических памятников города;

  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через экскурсии и туристские походы.

Цели: 

главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

 

Образовательные задачи:

  • формирование представлений об историческом развитии России в XIX-нач.XXI века;

  • ознакомление с историей своего населенного пункта и Татарстана.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

  • наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

  • видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  Программа предусматривает проведение 72 часов теоретических и экскурсионных занятий для воспитанников 12-15 лет. Занятия проводятся, как правило, по 2 академических часа два раза в неделю.

Предполагаемые результаты обучения.

 

  • Освоение знаний об основных историко-краеведческих понятиях; особенностях истории родного края;

  • формирование личностной системы ценностей и чувства сопричастности к истории своего края и родного города.

Эффективность  обучения будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме теоретических занятий и занятий - экскурсий, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Тематическое планирование программы

 

№п/п

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

экскурсии

примечание



Вводное занятие

1

1

-

-






История Татарстана второй половины XIX – начала XX веков

12

2

10

Музей истории города,этнографический музей, к памятнику Г.Тукаю.

Викторина «О язык, родной, певучий…». Поэзия Г. Тукая



Гражданская война в нашем крае

8

2

6

Памятник М.Вахитова, ул. Вахитова.






Герои Отечественной войны - наши земляки

20

4

16

Мемориальный памятник «Вечный огонь»,

Музей истории города, музей СДЮТиЭ

Встречи с ветеранами «Поклонимся великим тем годам…», «Берега памяти»



Так строился наш город

20

4

16

Памятник первостроителям, бюст Лемаева, сквер Лемаева,

Бюст Королева


Краеведческая олимпиада «Тайны родного края»



Космическая тема в истории нашего города

6

2

4

Памятник космонавтам,

Ул. Гагарина

викторина «Первопроходцы космоса»



Афганистан в сердце моем

6

2

4

Памятник афганцам






Итоговое занятие

1

1

-









Итого

72

18

54








                   Содержание программы

 

1. Введение (1час)

Краеведение, что изучает краеведение, источники краеведческих знаний.

2. История Татарстана второй половины XIXвека – начала XX веков. (12 часов)

Казанская губерния в XIX – начале XX века. Становление татарской национальной культуры.

Экскурсии в Музей истории города, в этнографический музей, к памятнику Г.Тукаю. Участие в викторине «О язык, родной, певучий…».

3. Гражданская война в нашем крае (8 часов)

Октябрьский переворот и гражданская война на территории нашего края.

Экскурсия к памятнику М.Вахитова.

Творческие конкурсы: «Родословие», «Старая фотография рассказала…».

4. Герои Отечественной войны - наши земляки (20 часов)

Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны – уроженцы Нижнекамского района.

Экскурсии к  Монументу Победы, в комплексный музей города, музей СДЮТиЭ. Встречи с ветеранами «Поклонимся великим тем годам…», «Берега памяти».

5. Так строился наш город (20 часов)

История строительства города Нижнекамска.

Экскурсия к памятнику первостроителям, к бюсту Н.В. Лемаева, к бюсту Е.Н. Королева. Участие в краеведческой олимпиаде «Тайны родного края».

6. Космическая тема в истории нашего города (6 часов).

Начало освоения космоса в СССР.

 Экскурсии к памятнику космонавтам на улице Гагарина. Участие в викторине «Первопроходцы космоса».

7. Афганистан в сердце моем(6 часов)

Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам.

8.  Итоговое занятие(1час)

Подведение итогов изучения программы.

Методическое обеспечение программы

Программа обеспечена учебно - методическим комплексом, в который входят теоретический материал по всем темам, тексты экскурсий к памятникам и мемориальным комплексам города, тесты, викторины, сценарии мероприятии, поисковый материал, видео и аудио – материал.

Реализация программы

Программа реализуется с 2010 года. Курс обучения прошли 120 детей, учащиеся 6-7 классов.

Список литературы и источников

  1. Герои Советского Союза – наши земляки (сборник документальных очерков и зарисовок в трех книгах). Казань, Татарское кн. изд-во, 1984 г.

2. История Татарстана (учебное пособие) (Ф.Х.Хузин, И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков, Л.А.Харисова, А.А.Иванов, А.Г.Галлямова, Казань, 1996г.

3.Научно популярный журнал для детей и юношества «Юный краевед».

4. Нафигов Р.И., Мулланур Вахитов (ист.-биогр. очерк), 2 изд., Казань, 1975.

5. Нижнекамский репортаж. Татарское книжное издательство, Казань, 1978г.

6.Освоение космического пространства в СССР, В.Л. Барсуков, М., 1982 г

7.Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Казань.

8.Интернет - ресурсы:

http://ru.wikipedia.org

http://www.e-nkama.ru

http://historytat.ru

http://www.kcn.ru

http://vivovoco.rsl.ru

http://epizodsspace.no-ip.org



Учебно - методическое обеспечение программы

Материал к теме 2.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconПубличный отчет директора муниципального бюджетного образовательного...
Публичный отчет директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция детского...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconПрограмма дополнительного образования детей «Эколог-краевед»
...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconРоль учебно-опытного участка в трудовом воспитании учащихся мбоу...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconКанзаши- искусство красоты
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconКонспект По теме: Установка палатки. Размещение вещей в ней. Составил...
Муниципальное учреждение дополнительного образования Центр детско-юношеского туризма и экскурсий г. Брянска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ icon«Горномарийский дом детского творчества»
Полное наименование: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Горномарийский дом детского...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ icon«Центр детского юношеского туризма и экскурсий» г. Пензы
В концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского и юношеского творчества
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconМбоу дод «дмш г. Абинска») План работы методического объединения (отделения)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconПрограмма курсов повышения квалификации заместителей директоров станций...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Печатается по решению кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Шарипова Лейля Рифатовна мбоу дод сдютиЭ iconСевероморская городская станция юных техников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск