ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано _____________________________
Руководитель работ по
направлению подготовки
бакалавров 261400 декан, профессор Пряхин Е.И.
| Утверждаю ___________________________
Зав. кафедрой ИиКТ
доцент Маховиков А.Б.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «информатика» Направление подготовки:
261400-Технология художественной обработки материалов.
Профили подготовки: «Технология художественной обработки материалов» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Составитель: ст. преподаватель Курунова Е.В. Санкт-Петербург 2012
1. Цели и задачи дисциплины:
Сформировать у студентов представление о современных информационных технологиях, об аппаратном и программном обеспечении компьютерных систем и сетей, а также об основах использования наиболее распространенных пакетов прикладных программ и элементах прикладного программирования. 2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в базовую часть Математического и естественнонаучного цикла (Б.2). Ее изучение базируется на знаниях из области школьных курсов математики и информатики и сформированных в процессе их освоения компетенциях. Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплины, используются при изучении таких дисциплин, как Информатика в информационных системах, Компьютерная геометрия и графика, Объектно-ориентированное программирование, Технологии программирования, Информационные технологии, Архитектура информационных систем, Управление данными, Инфокоммуникационные системы и сети, Технологии обработки информации, Администрирование в информационных системах, Корпоративные информационные системы, Прикладные информационные технологии в информационных системах, Комплексная безопасность информационных систем, Операционные системы, Системное программное обеспечение, Базы данных и Распределенные базы данных.
Изучение части дисциплины в рамках программы «Сетевые Академии Cisco» позволяет подготовить студентов к экзаменам для получения международных индустриальных сертификатов CompTIA A+ и EUCIP Core, подтверждающих наличие практических навыков, необходимых для работы на базовых должностях в области ИКТ. В процессе освоения дисциплины студенты получают навыки работы с электронными учебно-методическими комплексами и экзаменационной системой «Сетевой Академии Cisco», необходимые им для успешного освоения специальных дисциплин с интегрированными курсами «Сетевой Академии Cisco». При получении согласия всех студентов группы дисциплина может читаться на английском языке. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-5: умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;
ОК-6: владение широкой общей подготовкой (базовыми знаниями) для решения практических задач в области информационных систем и технологий;
ОК-11: способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык);
ПК-12: способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные);
ПК-26: готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия из области информационных технологий;
принципы работы и устройство компьютерных систем;
принципы организации и технические средства компьютерных сетей;
организацию операционной системы Microsoft Windows;
методы и средства защиты информации в компьютерных системах и сетях;
основы использования прикладных программ из пакета Microsoft Office;
основы работы в системе MathCAD;
основные сервисы сети Internet и принципы их работы;
основы программирования на языке Visual Basic for Applications.
Уметь:
выполнять сборку персонального компьютера и установку операционной системы;
выполнять настройку операционной системы Microsoft Windows;
производить подключение и настройку периферийных устройств;
устанавливать и настраивать простейшую компьютерную сеть;
использовать технические и программные средства защиты информации;
выполнять поиск и устранение неисправностей в компьютерных системах и сетях;
решать прикладные задачи средствами пакета Microsoft Office;
численно решать математические задачи средствами системы MathCAD;
работать с основными сервисами сети Internet;
создавать простейшие приложения на языке Visual Basic for Applications.
Владеть:
персональным компьютером на уровне технического специалиста;
навыками работы в компьютерных сетях на уровне технического специалиста.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр 1
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 19
| 19
| Лабораторные работы (ЛР)
| 38
| 38
| Самостоятельная работа (всего)
| 50
| 50
| В том числе:
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| 36
| 36
| Реферат
| 9
| 9
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
| Подготовка к зачетам
| 14
| 14
| Вид промежуточной аттестации
|
| зачет
| Общая трудоемкость час.(зач. ед.)
| 144 (3)
| 144 (3)
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Понятие об информации и информационных технологиях.
| Понятие информации. Единицы измерения информации. Информация и данные. Общая характеристика процессов сбора, кодирования, защиты, передачи, обработки и хранения информации.
| 2.
| Технические средства компьютерных систем и сетей.
| Виды компьютерных систем. Принципы функционирования компьютерной системы. Основные компоненты персональных компьютеров и портативных устройств. Периферийные устройства. Понятие о компьютерных сетях. Разновидности и структуры сетей. Каналы связи в сетях. Сетевые устройства.
| 3.
| Системное программное обеспечение компьютерных систем и сетей.
| Понятие о системном программном обеспечении. Операционные системы персональных компьютеров. Организация операционной системы Microsoft Windows. Методы антивирусной защиты. Понятие о протоколах компьютерных сетей. Службы локальных и глобальных компьютерных сетей. Методы защиты информации в компьютерных сетях.
| 4.
| Прикладное программное обеспечение компьютерных систем и сетей.
| Понятие о прикладном программном обеспечении. Основные типы прикладных программ. Графические редакторы. Программы пакета Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Access. Система для математических расчетов MathCAD. Понятие о сервисах сети Internet: e-mail, FTP, WWW, IM, VoIP.
| 5.
| Инструментальное программное обеспечение.
| Понятие об инструментальном программном обеспечении. Языки и системы программирования. Программирование на языке Visual Basic for Applications.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1.
| Информатика в информационных системах
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Компьютерная геометрия и графика
|
|
| +
| +
|
| 3.
| Объектно-ориентированное программирование
|
|
|
| +
| +
| 4.
| Технологии программирования
|
|
| +
| +
| +
| 5.
| Информационные технологии
| +
| +
| +
| +
| +
| 6.
| Архитектура информационных систем
|
| +
| +
| +
|
| 7.
| Управление данными
|
|
|
| +
|
| 8.
| Инфокоммуникационные системы и сети
|
| +
| +
| +
|
| 9.
| Технологии обработки информации
| +
| +
| +
| +
|
| 10.
| Администрирование в информационных системах
|
| +
| +
|
|
| 11.
| Корпоративные информационные системы
|
|
|
| +
| +
| 12.
| Прикладные информационные технологии в информационных системах
|
|
|
| +
|
| 13.
| Комплексная безопасность информационных систем
|
|
| +
|
|
| 14.
| Операционные системы
|
|
| +
|
|
| 15.
| Системное программное обеспечение
|
|
| +
|
|
| 16.
| Базы данных
|
|
|
| +
| +
| 17.
| Распределенные базы данных
|
|
|
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин
| СРС
| Все-го
час.
| 1.
| Понятие об информации и информационных технологиях.
| 2
| -
| -
| -
| 2
| 4
| 2.
| Технические средства компьютерных систем и сетей.
| 4
| -
| -
| -
| 16
| 20
| 3.
| Системное программное обеспечение компьютерных систем и сетей.
| 4
| -
| 2
| -
| 16
| 22
| 4.
| Прикладное программное обеспечение компьютерных систем и сетей.
| 4
| -
| 26
| -
| 28
| 56
| 5.
| Инструментальное программное обеспечение.
| 4
| -
| 8
| -
| 28
| 42
| Итого:
| 18
| -
| 36
| -
| 90
| 144
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п
| № раздела дисцип-лины
| Наименование лабораторных работ
| Трудо-емкость
(час.)
| 1.
| 3
| Знакомство с основами работы в компьютерных классах.
| 2
| 2.
| 4
| Microsoft Word. Набор и текста, вставка таблиц и формул.
| 2
| 3.
| 4
| Microsoft Word. Выполнение рисунков. Подготовка отчета.
| 2
| 4.
| 4
| Microsoft Excel. Простейшие вычисления. Графики.
| 2
| 5.
| 4
| Microsoft Excel. Решение нелинейных уравнений и систем.
| 2
| 6.
| 4
| Microsoft Excel. Решение систем линейных уравнений.
| 2
| 7.
| 4
| Microsoft PowerPoint. Создание презентации лабораторных работ по Microsoft Excel.
| 2
| 8.
| 4
| MathCAD. Простейшие вычисления. Графики.
| 2
| 9.
| 4
| MathCAD. Решение нелинейных уравнений и систем.
| 2
| 10.
| 4
| MathCAD. Решение систем линейных уравнений.
| 2
| 11.
| 4
| Microsoft PowerPoint. Создание презентации лабораторных работ по MathCAD.
| 2
| 12.
| 4
| Microsoft Access. Создание таблиц и форм.
| 2
| 13.
| 4
| Microsoft Access. Создание запросов и отчетов.
| 2
| 14.
| 4
| Microsoft PowerPoint. Создание презентации лабораторных работ по Microsoft Access.
| 2
| 15.
| 5
| Visual Basic for Applications. Линейные процессы.
| 2
| 16.
| 5
| Visual Basic for Applications. Разветвляющиеся процессы.
| 2
| 17.
| 5
| Visual Basic for Applications. Циклические процессы.
| 2
| 18.
| 5
| Microsoft Word. Подготовка отчета по лабораторным работам по Visual Basic for Applications.
| 2
|
7. Практические занятия (семинары) – не предусмотрены 8. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрены 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Информатика: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Макаровой – 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 768 с.
2. Материалы Сетевой Академии Cisco: http://www.cisco.com/web/learning/netacad/index.html б) дополнительная литература
1. Гафнер В.В. Информационная безопасность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
2. Кузин А.В. Базы данных. 4-е изд., стер. – СПб.: Akademia, 2010.
3. Леонтьев В.П. Новейший самоучитель Интернет. – М.: ОлмаМедиаГрупп, 2010.
4. Макаров Е.Г. MathCAD: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2009.
5. Максфилд Б. MathCAD в инженерных расчетах. +CD. – СПб.: КОРОНА-век, 2010.
6. Матвеев М.Д. Windows 7. Все об использовании и настройках. Самоучитель. – СПб. Наука и техника, 2011.
7. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
8. Пескова С.А. Сети и телекоммуникации. 4-е изд., стер. – СПб.: Akademia, 2009.
9. Сеннов А. Access 2010. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2010.
10. Сергеев А.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель. – М.: Вильямс, 2010.
11. Слепцова Л.Д. Программирование на VBA в Microsoft Office 2010. – М.: Вильямс, 2010.
12. Таненбаум Э. Современные операционные системы. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.
13. Тихомиров А.Н., Колосков П.В., Прокди Р.Г. Весь Office 2010. 8 книг в 1. Полное руководство. Книга + DVD (3 видеокурса + 3 игры). – М.: Наука и техника, 2011.
14. Шаньгин В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. – М.: ДМК, 2010.
15. Фризен И.Г. Офисное программирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. в) программное обеспечение
Microsoft Windows, Microsoft Office, MathCAD. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Microsoft Access. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Лекционная аудитория, оборудованная компьютером, имеющим подключение к Internet с мультимедиа-проектором и компьютерные классы с числом рабочих мест, равным числу студентов в подгруппе и установленным программным обеспечением, необходимым для изучения курса. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Преподавание дисциплины включает в себя курс лекций и лабораторных работ. Лекции должны читаться с использованием мультимедийных средств обучения, позволяющих наглядно демонстрировать принципы работы с изучаемым программным обеспечением и материалы, предоставляемые Сетевой Академией Cisco. На лабораторных работах студенты осваивают работу с программным обеспечением путем выполнения индивидуальных заданий. По результатам выполнения каждой лабораторной работы студенту выставляется оценка.
После завершения изучения каждой темы студенты сдают тест продолжительностью 1 час, состоящий из 20 вопросов. На каждый вопрос дано от 4 до 6 ответов. Ответы могут быть одновариантные и многовариантные. Тестирование производится либо с помощью специальной компьютерной программы, либо через Internet на экзаменационном сервере Cisco. Принимается следующая шкала выставления оценок:
Процент сдачи теста
| Оценка
| 0-69
| Неудовлетворительно
| 70-79
| Удовлетворительно
| 80-89
| Хорошо
| 90-100
| Отлично
| После завершения изучения каждого раздела дисциплины студенты выполняют итоговую лабораторную работу и сдают финальный тест продолжительностью 2 часа, состоящий из 50 вопросов. Допуск к итоговой лабораторной работе и финальному тесту производится только при условии выполнения всех лабораторных работ, предусмотренных в данном разделе дисциплины, успешной сдачи всех промежуточных тестов и выполнения всех предусмотренных внеаудиторных заданий. За выполнение итоговой лабораторной работы и по результатам сдачи финального теста студенты получают оценку. Итоговая оценка по разделу формируется как средневзвешенная из всех оценок, полученных студентом. Суммарный вес оценок за итоговую лабораторную работу и финальный тест составляет 0.5. Суммарный вес всех остальных оценок равен 0.5.
Итоговая оценка по дисциплине формируется как среднее арифметическое из оценок по разделам и оценки за финальный экзамен. Студенты, успешно закончившие обучение по программе Сетевой Академии Cisco, получают сертификаты от компании Cisco. Разработчик:
Горный университет ст. препод. каф. И и Кт Курунова Е.В.
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) Эксперты:
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) |