Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности





Скачать 71.65 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Дата публикации08.04.2015
Размер71.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности


Массалимова Эльмира Забировна, учитель информатики МОУ «Тат.Каргалинская СОШ»

Характерная черта нашей жизни — нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше — 13 лет, а Интернету еще в три раза меньше времени — всего 4 года. Сегодняшним школьникам предстоит:

  • Работать по профессиям, которых пока нет,

  • Использовать технологии, которые ещё не созданы,

  • Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

Изменения неизбежны. А для того чтобы почувствовать поразительные изменения в сетевом информационном обществе, вдумаемся в следующие факты:

  • В середине первого десятилетия 21 века в год производилось больше уникальной информации, чем за все предыдущие пять тысячелетий. При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года.

  • Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004 даже не существовало

  • Министерство труда США прогнозирует, что, те кто сегодня учится, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы.

«Как объять необъятное?» — это задача образовательной политики, которая во многом определяет эволюцию разума.

Школа обречена на изменения в меняющемся мире. С пониманием необходимости изменения школы связана президентская инициатива «Наша новая школа».

В контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» прошло и широкое обсуждение состояния и перспектив развития школьного образования в области информатики и информационно–коммуникационных технологий в МГУ на Всероссийском съезде учителей информатики в конце марта этого года. Это значимое событие не только для учителей информатики.

Особенностью Съезда явилось и то, что на съезде присутствовали не только представители учительского и вузовского сообществ, но и лидеры отраслевых и профессиональных организаций, крупных ИТ–компаний.

Работа Съезда была организована в виде тематических секций и круглых столов, посвященных различным аспектам современного образования в области информатики и ИКТ.

На съезде отмечалась стратегическую роль информационных технологий практически во всех областях современной жизни. Не случайно информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития, выделенных Президентом нашей страны.

«Сегодня наступает следующий этап в развитии школьной информатики. Информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваиваются во всех школьных дисциплинах: их основы дети постигают уже в начальной школе.

В то же время постоянно растет потребность страны в специалистах–профессионалах в области информационно–коммуникационных технологий, а не только в грамотных пользователях.

Информатика должна во всё большей степени становиться базовой школьной дисциплиной — такой, как физика и математика; она должна давать основы фундаментальных научных знаний в связи с их приложениями в окружающем мире.

Новый этап развития школьной информатики ставит пред нами целый ряд проблем».

И мне бы хотелось остановиться на некоторых проблемах, которые были обозначены на съезде и как эти проблемы мы решаем в нашей школе:

  • «Не везде обеспечена непрерывность обучения»

В нашей школе информатика ведется в начальных классах, затем приступают к изучению информатики с 8 класса (1 час). Т. е. среднее звено у нас выпадает. Здесь пока мы видим выход — только за счет внеурочной деятельности. 5–ые классы у нас занимаются по международной программе Интел для детей «Путь у к успеху». Дети постарше обучаются на курсах, организованных ОГУ «Университетская компьютерная школа» (годичные и трехгодичные). Более 50 детей уже получили удостоверения.

Широко практикуются выступления и сдача экзаменов с созданием презентаций, буклетов, рефератов и пр. Учащиеся участвуют в различных дистанционных конкурсах. Например, в конкурсе графических рисунков на школьном сайте. Ученики 8 и 11 класса посещают кружок школьной видеостудии. Третий год наши ученики участвуют во Всероссийском конкурсе КИТ (Компьютер, Информатика, Технологии) и показывают неплохие результаты.

Традиционным стал экзамен в 10 классах — защита проектов и исследовательских работ по разным предметам. Вот наиболее интересные проекты этого года. Ребята доказали преимущества применения энергосберегающих ламп конкретно для нашей школы. Расчет показал выгоду в два раза. Мурзакаева Диана исследовала качество водопроводной воды, взятой в разных частях села, и на примере выращенной фасоли подтвердила свои исследования. В плане информационных технологий интересной была работа Ягфарова Ренальда «Хакерские атаки», презентация и собственный сайт на эту тему. Актуальность проблем и возможность самим ребятам выбрать и тему, и предмет позволяет все проекты сделать проекты интересными, полезными и позволяющими самостоятельно углубленно изучить тот или иной предмет и обращаться к учителям предметникам индивидуально.

В прошлом году в апреле была проведена общешкольная конференция, где были представлены презентации, проекты, исследовательские работы с использование ИКТ. Участниками были учащиеся с 3–х по 11 класс. Сельсовет выделил деньги на призы победителям, что тоже способствует повышению интереса со стороны детей. В этом году мы планируем продолжить традицию и вновь провести подобное мероприятие.

Таким образом, мы реализуем обучение ИКТ во внеурочной деятельности в среднем и старшем звене.

Что касается начального звена, то следует заметить, что на Всероссийском съезде учителей информатики прозвучало немало критики в адрес новых стандартов образования. Но, в то же время отмечается, что в новом образовательном стандарте информатика и информационные технологии занимают достойное место. Для начальной школы стандарт предполагает широкое использование информационных технологий во всех школьных предметах и их участие в формировании универсальных учебных действий. Такой подход для начальной школы, где повсеместно основные занятия ведет один учитель, вполне оправдан.

В Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования говорится, что вынесение формирования ИКТ–компетентности в программу позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.

Цель программы — формирование универсальных учебных действий учащихся с использованием информационно–коммуникационных технологий. Информационно–коммуникационные умения рассматриваются как необходимые во всех направлениях: при освоении личностных действий, при освоении познавательных универсальных учебных действий (ключевая роль), при формировании коммуникативных универсальных учебных действий и т.д. В программе говорится и о вкладе каждого предмета в формирование ИКТ–компетентности обучающихся. Например:

«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.

«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио– и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.

Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео– и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.

Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио– и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.

То есть на выходе 4 класса ребенок должен уметь делать презентации, находить нужную информацию в Интернете, редактировать тексты и многое еще.

Но здесь и возникают многие противоречия:

По «Санпину» ребенок может заниматься на уроках только по 15 минут 3 раза в неделю.

Как разные учителя могут реализовать в разных предметах занятия по 15 минут, причем каждому ребенку за компьютером. В идеале, для решения этой проблемы в каждом классе начальной школы должен быть компьютерный класс, выработанные методические и системные требования к подготовке самого учителя, с учетом «видения перспектив развития информатики». Пока все это видится трудно решаемым и единственное решение этой проблемы нам видится только во внеурочной деятельности.

Но кстати программа и оговаривает, что освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

И с этого года войдя в эксперимент по внедрению ФГОС, в 1 классе во внеурочную деятельность был введен предмет «Информатика, логика математика». Нашли хорошую программу, разработанную на 4 года начальной школы, методическое обеспечение к ней. Дополнительной и методической и дидактической литературы оказалось достаточно. Главной особенностью этого курса является ориентация на разнообразие задач с учетом возрастной психики. Нужна постоянно смена деятельности или рода занятий, чтобы поддерживать интерес к занятию, и в этом очень помогает наличие разнообразной техники — решаем задачи с применением интерактивной доски, либо магнитной с маркерами и проектором, документ–камера позволяет быстро продемонстрировать лучшие работы или тех, кто закончил её быстрее всех. А компьютерные программы позволяют решать логические задачи и с помощью ИКТ–технологий.

Таким образом, курс информатики в начальных классах вполне может быть реализован во внеурочной деятельности. Что касается среднего и старшего звена, я полностью согласна с резолюцией съезда, в которой говорится о необходимости внедрения информатики как отдельного предмета, вести который должен учитель информатики. Для эффективной реализации школой задач ФГОСа необходимо переходить от лозунга 80–х «Всеобщая компьютерная грамотность» к новой модели — « 1 ученик — 1 компьютер».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconСборник проектов, направленных на формирование коммуникативных универсальных...
Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconДистанционный оргдеятельностный курс 61221"Формирование универсальных...
Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора по увр, учитель начальных классов, мбоу «сокш №4», г. Нефтеюганск
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПояснительная записка в соответствии с требованиями стандарта второго...
Перед учителем ставится задача запланировать развитие универсальных учебных действий и достижение результатов освоения образовательных...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности icon«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании...
Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПедагогические технологии, используемые педагогами гбоу сош №1420 в образовательной деятельности
...
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconФормирование универсальных учебных действий (ууд) на уроке онз в...

Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconКурсов
Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами Способа диалектического обучения
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconСогласована
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск