Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности Массалимова Эльмира Забировна, учитель информатики МОУ «Тат.Каргалинская СОШ»
Характерная черта нашей жизни — нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать. Чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше — 13 лет, а Интернету еще в три раза меньше времени — всего 4 года. Сегодняшним школьникам предстоит:
Работать по профессиям, которых пока нет,
Использовать технологии, которые ещё не созданы,
Решать задачи, о которых мы можем только догадываться.
Изменения неизбежны. А для того чтобы почувствовать поразительные изменения в сетевом информационном обществе, вдумаемся в следующие факты:
В середине первого десятилетия 21 века в год производилось больше уникальной информации, чем за все предыдущие пять тысячелетий. При этом количество новой технической информации удваивается каждые два года.
Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004 даже не существовало
Министерство труда США прогнозирует, что, те кто сегодня учится, к 38 годам своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы.
«Как объять необъятное?» — это задача образовательной политики, которая во многом определяет эволюцию разума.
Школа обречена на изменения в меняющемся мире. С пониманием необходимости изменения школы связана президентская инициатива «Наша новая школа».
В контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» прошло и широкое обсуждение состояния и перспектив развития школьного образования в области информатики и информационно–коммуникационных технологий в МГУ на Всероссийском съезде учителей информатики в конце марта этого года. Это значимое событие не только для учителей информатики.
Особенностью Съезда явилось и то, что на съезде присутствовали не только представители учительского и вузовского сообществ, но и лидеры отраслевых и профессиональных организаций, крупных ИТ–компаний.
Работа Съезда была организована в виде тематических секций и круглых столов, посвященных различным аспектам современного образования в области информатики и ИКТ.
На съезде отмечалась стратегическую роль информационных технологий практически во всех областях современной жизни. Не случайно информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития, выделенных Президентом нашей страны.
«Сегодня наступает следующий этап в развитии школьной информатики. Информационные технологии, как необходимый в сегодняшней жизни инструмент, осваиваются во всех школьных дисциплинах: их основы дети постигают уже в начальной школе.
В то же время постоянно растет потребность страны в специалистах–профессионалах в области информационно–коммуникационных технологий, а не только в грамотных пользователях.
Информатика должна во всё большей степени становиться базовой школьной дисциплиной — такой, как физика и математика; она должна давать основы фундаментальных научных знаний в связи с их приложениями в окружающем мире.
Новый этап развития школьной информатики ставит пред нами целый ряд проблем».
И мне бы хотелось остановиться на некоторых проблемах, которые были обозначены на съезде и как эти проблемы мы решаем в нашей школе:
«Не везде обеспечена непрерывность обучения»
В нашей школе информатика ведется в начальных классах, затем приступают к изучению информатики с 8 класса (1 час). Т. е. среднее звено у нас выпадает. Здесь пока мы видим выход — только за счет внеурочной деятельности. 5–ые классы у нас занимаются по международной программе Интел для детей «Путь у к успеху». Дети постарше обучаются на курсах, организованных ОГУ «Университетская компьютерная школа» (годичные и трехгодичные). Более 50 детей уже получили удостоверения.
Широко практикуются выступления и сдача экзаменов с созданием презентаций, буклетов, рефератов и пр. Учащиеся участвуют в различных дистанционных конкурсах. Например, в конкурсе графических рисунков на школьном сайте. Ученики 8 и 11 класса посещают кружок школьной видеостудии. Третий год наши ученики участвуют во Всероссийском конкурсе КИТ (Компьютер, Информатика, Технологии) и показывают неплохие результаты.
Традиционным стал экзамен в 10 классах — защита проектов и исследовательских работ по разным предметам. Вот наиболее интересные проекты этого года. Ребята доказали преимущества применения энергосберегающих ламп конкретно для нашей школы. Расчет показал выгоду в два раза. Мурзакаева Диана исследовала качество водопроводной воды, взятой в разных частях села, и на примере выращенной фасоли подтвердила свои исследования. В плане информационных технологий интересной была работа Ягфарова Ренальда «Хакерские атаки», презентация и собственный сайт на эту тему. Актуальность проблем и возможность самим ребятам выбрать и тему, и предмет позволяет все проекты сделать проекты интересными, полезными и позволяющими самостоятельно углубленно изучить тот или иной предмет и обращаться к учителям предметникам индивидуально.
В прошлом году в апреле была проведена общешкольная конференция, где были представлены презентации, проекты, исследовательские работы с использование ИКТ. Участниками были учащиеся с 3–х по 11 класс. Сельсовет выделил деньги на призы победителям, что тоже способствует повышению интереса со стороны детей. В этом году мы планируем продолжить традицию и вновь провести подобное мероприятие.
Таким образом, мы реализуем обучение ИКТ во внеурочной деятельности в среднем и старшем звене.
Что касается начального звена, то следует заметить, что на Всероссийском съезде учителей информатики прозвучало немало критики в адрес новых стандартов образования. Но, в то же время отмечается, что в новом образовательном стандарте информатика и информационные технологии занимают достойное место. Для начальной школы стандарт предполагает широкое использование информационных технологий во всех школьных предметах и их участие в формировании универсальных учебных действий. Такой подход для начальной школы, где повсеместно основные занятия ведет один учитель, вполне оправдан.
В Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования говорится, что вынесение формирования ИКТ–компетентности в программу позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов.
Цель программы — формирование универсальных учебных действий учащихся с использованием информационно–коммуникационных технологий. Информационно–коммуникационные умения рассматриваются как необходимые во всех направлениях: при освоении личностных действий, при освоении познавательных универсальных учебных действий (ключевая роль), при формировании коммуникативных универсальных учебных действий и т.д. В программе говорится и о вкладе каждого предмета в формирование ИКТ–компетентности обучающихся. Например:
«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио– и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео– и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.
Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио– и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
То есть на выходе 4 класса ребенок должен уметь делать презентации, находить нужную информацию в Интернете, редактировать тексты и многое еще.
Но здесь и возникают многие противоречия:
По «Санпину» ребенок может заниматься на уроках только по 15 минут 3 раза в неделю.
Как разные учителя могут реализовать в разных предметах занятия по 15 минут, причем каждому ребенку за компьютером. В идеале, для решения этой проблемы в каждом классе начальной школы должен быть компьютерный класс, выработанные методические и системные требования к подготовке самого учителя, с учетом «видения перспектив развития информатики». Пока все это видится трудно решаемым и единственное решение этой проблемы нам видится только во внеурочной деятельности.
Но кстати программа и оговаривает, что освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.
И с этого года войдя в эксперимент по внедрению ФГОС, в 1 классе во внеурочную деятельность был введен предмет «Информатика, логика математика». Нашли хорошую программу, разработанную на 4 года начальной школы, методическое обеспечение к ней. Дополнительной и методической и дидактической литературы оказалось достаточно. Главной особенностью этого курса является ориентация на разнообразие задач с учетом возрастной психики. Нужна постоянно смена деятельности или рода занятий, чтобы поддерживать интерес к занятию, и в этом очень помогает наличие разнообразной техники — решаем задачи с применением интерактивной доски, либо магнитной с маркерами и проектором, документ–камера позволяет быстро продемонстрировать лучшие работы или тех, кто закончил её быстрее всех. А компьютерные программы позволяют решать логические задачи и с помощью ИКТ–технологий.
Таким образом, курс информатики в начальных классах вполне может быть реализован во внеурочной деятельности. Что касается среднего и старшего звена, я полностью согласна с резолюцией съезда, в которой говорится о необходимости внедрения информатики как отдельного предмета, вести который должен учитель информатики. Для эффективной реализации школой задач ФГОСа необходимо переходить от лозунга 80–х «Всеобщая компьютерная грамотность» к новой модели — « 1 ученик — 1 компьютер». |