Дистанционный оргдеятельностный курс 61221"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос" =





Скачать 161.28 Kb.
НазваниеДистанционный оргдеятельностный курс 61221"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос" =
Дата публикации30.08.2014
Размер161.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Институт образования человека
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Дистанционный оргдеятельностный курс

61221"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

=====================================================
«Проект деятельностного урока»

  1. Выполнила: Шевчук Светлана Борисовна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4», г.Нефтеюганск.



  1. Сценарий урока:

Тема урока, класс, дата проведения.

Урок литературного чтения. 4 класс.

Дата проведения - 14.11.2013г.

Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце» - знакомый незнакомый жанр.

Тип урока.

Данный урок – урок открытия новых знаний (на основе предварительного знакомства с литературным произведениям).

Цели урока.

  1. Цель, направленная на достижение предметных результатов: на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

  2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД): формировать читательскую самостоятельность учащихся через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов, использование таблицы как модели для получения и представления информации.

  3. Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД): Развивать навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.

Задание на целеполагание я приведу ниже, в разделе описания урока

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Дидактический материал к уроку: мультимедийная презентация к уроку; шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы групп (карточки с заданиями).

Фундаментальные образовательные объекты

Литературоведческая пропедевтика. Понятие «Жанр литературного произведения», (сказ, сказка, рассказ).

Читательская компетентность, обеспечивающая восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства.

Главная проблема урока

На основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Суть урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология, формы работы на уроке

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

Вызов:

На стадии вызова учитель формирует интерес к изучаемой теме, мотивирует к дальнейшим действиям, побуждает к активной работе через проблемную ситуацию. Что помогает продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала.

Основной прием – эвристическая беседа.

Этап направлен на формирование оргдеятельностных (регулятивных) УУД: умение поставить цель, принять ее и организовать деятельность по ее достижению.

Осмысление:

На стадии осмысления работа организуется в групповой форме, что способствует развитию коммуникативных УУД (сотрудничества и взаимодействия).

Основная часть стадии осмысления – проведение исследования по составленному плану (прием ТРКМ «Сравнительная таблица»). Деятельность на данной стадии организована в форме учебного диалога, предполагает постановку проблемной ситуации, коллективный поиск, что стимулирует у учащихся интерес к открытию нового, создает ситуацию успеха.

Основной прием на этой стадии – сравнительная таблица (ТРКМ).

Этап способствует формированию коммуникативных и познавательных (когнитивных) УУД: коммуникативные – умение взаимодействовать с другими людьми и информационными потоками, поиск, преобразование и передача информации; познавательные – применять таблицы для обобщения информации, сравнивать различные объекты, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Рефлексия.

На стадии рефлексии проводится рефлексивная беседа, затем использован такой прием ТРКМ, как синквейн. В синквейне  каждой группой учащихся был кратко изложен материал урока, а также выражены эмоции, впечатления, ощущения. Синквейн - форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму.

На данной стадии вся информация, полученная на уроке, критически оценивается, осмысливается.

Этап способствует формированию креативных и оргдеятельностных (регулятивных) УУД: гибкость, критичность ума; создание собственных творческих продуктов; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей) на уровне соответствия результатов требованиям задачи

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии

ВЫЗОВ:

Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.

Учитель:

Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:

Я думаю, что прав …

Учитель:

Почему у детей возник спор?

Ответы детей:

Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.

Учитель:

Как помочь ребятам разрешить спор?

Формулировка цели урока.

Учитель:

Как мы это будем выяснять?

Совместное составление плана работы.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:

2.1. Самостоятельная работа по содержанию произведения (познавательные УУД)

Самостоятельная работа на знание содержание литературного произведения необходима, так как дальнейший литературоведческий анализ невозможен, если дети плохо знают содержание, особенности авторского текста.

Учитель:

Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе.

Ответы детей: нужно восстановить текст

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

2.2. Проверка (формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля – оргдеятельностных (регулятивных) УУД).

Ответы групп.

Учитель:

А теперь сравните с отрывком из произведения.

Дети сравнивают, оценивают качество своей работы.

2.3. Основная часть стадии осмысления – составление сравнительной таблицы на основе плана исследования (познавательные и коммуникативные УУД).

Учитель:

Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю Вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу».

Ребята в группах заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа и произведения, жанр которого не определен ими).

Форма таблицы:

Линии сравнения

Сказка

Рассказ

???жанр

Место действия










Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)










Герои (реальные, вымышленные, волшебные)










События (реальные, вымысел)










Наличие волшебства










Повторы










При представлении результатов исследования каждой группы таблица приобретает законченный вид. Анализируя содержание таблицы, дети делают вывод, что «Серебряное копытце» имеет характерные черты сказки и рассказа.
2.4. Моделирование определения жанра (познавательные (когнитивные УУД)

Учитель:

Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.

Карточка: Это жанр, который описывает ____________, как в_________, но имеет элемент _________________, как в _________.

Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

Учитель:

Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: рассказ + сказка = ? (СКАЗ)

Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.

Работа с толковыми словарями (УУД – работа с источниками информации).

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

РЕФЛЕКСИЯ:

3.1. Проверка усвоения материала - ответы на вопросы на основе работы с текстом (познавательные УУД – ответы на вопросы, доказательство своей мысли, извлечение информации из текста)

Проверка направлена на то, как ученики поняли главную особенность сказа как жанра.

В конце беседы – проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»

Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.

    1. Групповая работа по составлению синквейна (креативные УУД)

Правила составления синквейна.

Презентация творческих работ групп.


Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

литературоведческие статьи и их фрагменты, по-разному трактующие произведение, образ и т.п., или же – художественные произведения, посвящённые общей теме (проблеме).

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.





Формы контроля и оценки результатов урока.

  • Правильность определения основных жанровых черт произведений

  • Полнота заполнения таблицы

  • Обоснованность выводов (на основе сравнения жанров)

  • Подтверждение выводов цитатами из текста

  • Командное взаимодействие

Контроль осуществляется через наблюдение за групповым взаимодействием, через взаимоконтроль и взаимооценку, через оценку правильности и полноты ответов на вопросы, выполнения заданий и пр.

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.

Прочитать другие произведения  Бажова (на выбор), найти подтверждения мысли, что в сказах реальные события переплетаются с волшебными превращениями (сопоставительная таблица: волшебство – реальность).


Рекомендуемые ученикам материалы

  • Бажов П.П. Огневушка – Поскакушка // Бажов П.П.Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • Бажов П.П. Голубая змейка // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • Бажов П.П. Синюшкин колодец // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: 1987,

  • БЕЗРУКОВА Н. Удивительные сказы: Викторина по творчеству П.П. Бажова для детей 7-10 лет / Н. Безрукова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. Вып.1.- М., 2000.- С.5-6

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

  • Стрельцова Л.Фольклорный сюжет: авторское переосмысление. Павел Бажов. “Серебряное копытце”. Черты сказового сюжета // Литература, 2004,  №35, – с.23.

  • ЕЗОВСКИХ Н. Добро зло в сказах П.П. Бажова: На примере сказа "Золотой волос" / Н. Езовских // Литература.- 1999.- №22.

  • ТАТЬЯНИЧЕВА Л. Слово о мастере несравненном / Л. Татьяничева // Татьяничева Л. Собр. соч.- В 3т. / Л.Татьяничева.- М.: Худож. лит., 1986.- Т.3.- С.354-365.

  • СИГУРОВА И.А. "Каменный цветок", "Серебряное копытце": (Сценарии в стихах) / И.А. Сигурова // Детство.- 2002.- №5.- С.20-24.

  • Сайт ЦРМ «ЛУЧ» - «Приемы технологии развития критического мышления» (http://www.cerm.ru/index.php?page=43).



Карта результативности урока

(на основе концепции деятельностного подхода)

Каждый из показателей оценивается по 3-хбалльной системе: 2 – проявляется в полной мере, 1 – частично; 0 – не наблюдается.





Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы


Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы


Ожидаемые результаты


1.

Включает в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи

Осуществляют предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения

Осознание неспособности решить поставленную задачу, чувство дискомфорта, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний.


2.

Учит определять затруднения и определять недостающие для решения новой практической задачи знания. Побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи.

Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничества.


3.

Организует деятельность учащихся по определению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, из которых они могут быть получены. Побуждение к принятию наиболее рационального способа действий.

Ищут способы решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для проверки, предлагают источники получения недостающих знаний, способы разработки новых знаний; планы действий.

Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный план действий, план урока. Мотивация на его выполнение, на успех, на сотрудничество в достижении учебной задачи.


4.

Организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения:
- по извлечению готовых знаний из объяснения, лекции, беседы учителя;
- по самостоятельному созданию знаний путем поисковой экспериментальной деятельности ;
- по поиску и систематизации знаний из различных источников;
- по общению с целью обмена информацией друг с другом и получению таким образом совокупности всех необходимых знаний



Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний:
- по их получению в готовом виде путем слушания, конспектирования и т. д.;
- их самостоятельному созданию путем поисковой (коллективно- распределительной) деятельности в паре, группе или индивидуально;
- извлечению знаний из различных литературных источников;
- из общения;



Освоение детьми различных способов получения новых знаний. Освоение самих новых знаний: понятий, законов, способов деятельности, различной информации.


5.

Организует самостоятельную деятельность детей по нахождению, определению, выработке тех критериев (показателей), которые свидетельствуют, что практическая задача, а значит и учебная, решены верно

Самостоятельно разрабатывают с помощью полученных новых знаний показатели правильного решения практической задачи, свидетельствующие о том, что они научились действовать, то есть освоили новые знания.

Выработанные показатели для оценки знаний и умений учеников. Принятие и осознание учащимися выработанных показателей в качестве объективных. Понимание того, каким образом их можно использовать при оценке качества знаний.


6.

Организует самостоятельную деятельность детей по применению полученных знаний.

Создает условия для самостоятельной деятельности детей по закреплению и развитию полученных знаний, УУД, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний, к творчеству.

Воспроизводят полученные или созданные самостоятельно знания.


Осуществляют самостоятельную деятельность по закреплению знаний, выявлению и исправлению ошибок, отработке способов действий.

умение оперировать знаниями в требуемой форме


7.

Организует самостоятельную деятельность детей по самооценке, взаимооценке знаний на каждом из этапов их освоения. Побуждает детей к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной.

Организует оценочную деятельность детей: по самооценке и взаимооценке

Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Лучшее понимание осваиваемых знаний. Коррекция ошибок


8.

Организует деятельность детей по проверке качества усвоения ими знаний. Проверяет и оценивает, если нужно, знания учеников самостоятельно, побуждает их к совершенствованию.

Проверяет итоговое качество собственных знаний и знаний своих товарищей.

Знание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибок и их причин, путей их устранения.


9.

Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из школьников нужно выполнить индивидуально дома.

Определяют объем и содержание своей домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Разрабатывают, намечают в общих чертах план совместных или индивидуальных действий.

Мотивация на дальнейшую учебную деятельность, необходимое сотрудничество в ее осуществлении. Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чувства, как всегда, весьма противоречивы. Модуль №5 – отличный, с интересом ознакомилась с материалами, многое хочется апробировать на практике, в урочной деятельности. Но при выполнении задания №5 материалы модуля почти не использовала, так как урок сложился до момента получения материалов, я не стала его кардинально перестраивать. Возможно, если бы я получила данный материал вместе с модулем №4, то использовала бы в практике уже сейчас.

Вообще задание выполняла с большим удовольствием, старалась продумать каждую мелочь, выстроить логически… Спасибо за побуждение к творчеству. Главный результат – построение системы урока в свете УУД.

Затруднения вызвали некоторые пункты плана описания урока – показались слишком наукообразными, пришлось искать дополнительные источники, чтобы разобраться в понятиях, как фундаментальные образовательные объекты, культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. Хотя во всем есть положительная сторона – расширять кругозор всегда полезно (еще бы пару часов в сутки лишних – и всё отлично).

Вопросы:

Себе: стоит ли так копаться в деталях и мучиться от расширения границ своего незнания? Может, попробовать проще смотреть на некоторые вещи?

Коллегам: Какой процент ваших уроков вы выстраиваете в подобном деятельностном ключе? Возможно ли сделать это системой?

[Дистанционные курсы Института образования человека

Институт образования человека, 2013 www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru

] Страница

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма внеурочной деятельности по изобразительному искусству
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconКонкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях...
Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconСборник проектов, направленных на формирование коммуникативных универсальных...
Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий – важнейшее условие реализации фгос ноо. Коммуникативные ууд обеспечивают
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconДоклад Иваненко О. А., учитель русского языка и литературы мбоу «Чистогорская сош»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = icon«Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования...
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПлан семинара «Формирование и развитие универсальных учебных действий...
«Посткурсовая работа педагогов как условие реализации требований фгос к планированию результатов освоения основной образовательной...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconРабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос...
«Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассмотрен метод организации диалога между учителем и учащимся в письменной форме для достижения целей обучения математике...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconФормирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
И темп изменений продолжает нарастать. Чтобы получить 50 миллионов пользователей радио потребовалось 38 лет, телевидению втрое меньше...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий (ууд). Поэтому каждый урок, любая беседа, классные и внеклассные мероприятия, которые...
Дистанционный оргдеятельностный курс 61221\"Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации фгос\" = iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
Алтайского края в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (фгос...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск