М.В. Пешкова,
учитель начальных классов МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва» ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Формирование универсальных учебных действий – важнейшее условие реализации ФГОС НОО. Коммуникативные УУД обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей;
умение слушать, принимать чужую точку зрения и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество;
способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается многогранной работой по развитию речи учащихся в школе. Основная цель всех видов этой работы и одна из важнейших целей всей системы обучения русскому языку – это умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства в развёрнутых высказываниях. Эта задача решается в единстве с нравственным и эстетическим воспитанием.
Сочинение является универсальным видом работы по развитию речи. При работе над сочинением речь развивается практически на всех уровнях: и на лексическом, и на грамматическом, и на уровне текста. Она совершенствуется, становится богаче, правильнее, выразительнее, образнее, чище, что помогает маленькому человеку быть успешнее.
Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитационных (по образцу), коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов дополняют одна другую и создают базу для системы развития речи учащихся. Метод конструирования - синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции. Такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение, использует все перечисленные методы.
Чтобы пробудить интерес к словесному творчеству, очень важно вызвать соответствующее эмоциональное состояние. В немалой степени этому способствуют звуки природы, музыка, видео. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, создает необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
Групповая форма работы на уроке - самая результативная. Она имеет множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечивает гораздо более тесное общение одноклассников. Дети в общении раскрепощаются. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества – залог качественной работы.
Например, на уроке развития речи по теме «Весна прекрасна!» третьеклассникам предлагается словарно-орфографическая работа с использованием загадок, ребусов, шарад, анаграмм. После объяснения орфограмм дети находят признаки, по которым можно объединить данные слова, разделить на группы. Находят «лишнее» слово и определяют тему, объединяющую эти слова.
- Какая тема объединяет эти слова? (Весна.)
- Кому нравится это время года?
- Как вы думаете, а есть такие люди, которым весна не нравится?
- Что им не нравится весной?
- Кто из вас хочет убедить этих людей в том, что весна – удивительная пора?
- Какова же тема нашего урока? Кто догадался? Чему будем учиться?
(- Будем составлять рассказ о весне. Творить. Истинный творец видит то, чего не замечают другие. Видит необыкновенное в самом обычном. Видит со знаком «плюс»!)
Затем проводится самостоятельная работа. У каждого полоска белой бумаги. На ней надо записать одно предложение о весне, которое заранее подготовили дома.
После этого класс делится на 6 групп. У каждой группы – лист цветной бумаги, на которую надо наклеить подготовленные полоски с предложениями так, чтобы получился текст о весне. На дополнительных полосках можно дописать начало или конец рассказа. Обязательно надо отредактировать текст: отложить те предложения, которые не подходят, добавить недостающие, удалить повторы.
Музыка помогает творить. Подпитывает эмоции. Под эту же музыку во время проверки руководители групп читают получившиеся сочинения о весне.
На этапе рефлексии дети называют самые удивительные на их взгляд предложения, по достоинству оценивают понравившиеся работы товарищей, говорят о том, чего они сами достигли в ходе работы.
В конце урока цветные страницы прикрепляются к обложке, заранее подготовленной учителем, и получается книжка.
Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Для достижения желаемого результата необходимо строго соблюдать замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень захотели научиться, обеспечь им первый успех.
Организация связных высказываний в письменной форме – дело очень сложное и тонкое. Научить детей писать сочинение правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Но для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики, уровень формирования коммуникативных универсальных учебных действий. |